Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс)

ДАМБАЕВА НИМА-ХАНДА БАБАСАНОВНА

Рабочая программа по литературе для 6 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_dlya_6_klassa_.docx72.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения

(пп. 18.2.2 ФГОС ООО от «17»декабря 2010 г. № 1897)

2. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Иволгинская СОШ

3. Положение о рабочей программе МАОУ Иволгинская СОШ

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

  1. Планируемые результаты
  2. Содержание тем учебного курса
  3. Тематическое планирование

Раздел II. Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературы» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературы» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов,
  • самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать иопределять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное

отношение к герою);

  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его

произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором.

Раздел III. Содержание тем курса

«ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ» 
(вводный урок)


      Литература как художественная картина жизни человека. Связь литературы с историей, философией, психологией. Художественная литература как «человековедение». Образ человека в литературном произведении. Начальные представления о литературном герое и антигерое, характере и типе, персонаже и отдельных средствах создания образа персонажа. Главные и второстепенные (эпизодические) персонажи. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении.

МИФОЛОГИЯ

      «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» (мифы о подвигах Геракла), «Прометей», «Поединок Ахилла с Гектором».
      Мифы и история. Герои древнегреческой мифологии. Отражение в мифах народных представлений о героических характерах. Троянский цикл. Крылатые слова и выражения, восходящие к сюжетам греческой мифологии.
      
Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Герой. Героический характер.
      
Развитие речи. Устный рассказ об одном из героев мифов. Объяснение отдельных крылатых слов и выражений, восходящих к греческой мифологии, с помощью словарей и справочной литературы. Составление словаря героев античной мифологии.
      
Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и кинематографе.
      
Внеклассное чтение. Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГОМЕР

      Слово о поэте.
      
«Илиада» (эпизод «Смерть Гектора»).
      
«Одиссея» (эпизод «Одиссей у Циклопа»).
      Мифологическая основа античной литературы. Герои греческой мифологии. Образы Гектора и Ахилла, героев Троянской войны. Воссоздание картины боя как средство раскрытия героического характера. Образ «хитроумного» Одиссея. История Одиссея, его приключения. Средства создания образа. Обобщенное значение образа и индивидуальные свойства характера Одиссея. Образ Циклопа. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея».
      
Теория литературы. Главный герой. Начальное представление о «вечном» образе.
      
Развитие речи. Составление плана рассказа об Одиссее или о другом герое Троянского цикла с использованием цитат из поэм Гомера.
      
Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и кинематографе.
      
Внеклассное чтение. Гомер. «Илиада» (эпизод «Троянский конь»), «Одиссея» (эпизод «Возвращение Одиссея на Итаку»). 

«ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ МИРА» 
(обзор)


      
«Калевала» (фрагменты).
      
«Песнь о Роланде» (фрагменты).
      
«Песнь о нибелунгах» (фрагменты).
      Изображение народной жизни, традиций. Обобщенное содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя.
      
Теория литературы. Героический эпос. Гипербола.
      
Связь с другими видами искусства. Героический эпос народов мира в изобразительном искусстве и музыке.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Рассказ об одном из героев народного эпоса. 

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР


      Песни 
«Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Черный ворон», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...».
      Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды народных песен (колыбельные, хороводные, свадебные, солдатские, разбойничьи и др.), их бытование и распространение. Повествовательное и лирическое начало в народной песне.
      
Теория литературы. Народная песня.
      
Развитие речи. Коллективное составление сборника колыбельных песен.
      Былина 
«Илья Муромец и Соловей-разбойник».
      Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств человека. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
      
Теория литературы. Былина. Гипербола.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов былины.
      
Связь с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. «Богатырская симфония» А. П. Бородина.
      
Внеклассное чтение. Былина «Садко». А. К. Толстой. «Илья Муромец».

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

      «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
      Герои произведений древнерусской литературы. Идеал человека и человеческих отношений в «Повести...». Фольклорные традиции в создании образов персонажей. Образ справедливого правителя и идеальный образ русской женщины, верной и любящей, мудрой и доброжелательной, скромной, бескорыстно преданной, готовой на подвиг самопожертвования. Понимание любви к Богу и к человеку в Средневековье. Изображение борьбы за власть, отражение исторических реалий в повести.
      
Теория литературы. Житие. Легенда. Предание. Сказание. Идеальный образ.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов повести. Письменный рассказ об одном из героев.
      
Связь с другими видами искусства. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Образы Муромских чудотворцев в иконописи. Архитектурный ансамбль деревянных церквей Петра и Февронии и Михаила в Муромском кремле XVII века. Легенда о Китеже в изобразительном искусстве (Н. К. Рерих, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров, И. С. Глазунов и др.).
      
Внеклассное чтение. «Повесть о житии Александра Невского». «Повесть о Тверском Отроче монастыре». 

«ЖАНР БАЛЛАДЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» 
(обзор)


      
И.-В. Гёте
      «Лесной царь».
      
Ф. Шиллер
      «Перчатка».
      
В. Скотт
      «Клятва Мойны».
      
Р. Л. Стивенсон
      «Вересковый мед».
      Жанровые признаки баллады. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе. Народная и литературная баллада. Своеобразие балладного сюжета. Герой баллады.
      
Теория литературы. Баллада. Сюжет.
      
Развитие речи. Выразительное чтение баллады.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

В. А. ЖУКОВСКИЙ

      Слово о поэте.
      Баллада 
«Светлана».
      Источники сюжета баллады. Сочетание таинственного, темного и лирического, светлого. Образ Светланы и средства его создания («говорящее» имя, описание светлицы, фольклорные и христианские образы, особенности речи). Национальные черты в образе героини. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Средства выражения авторской позиции.
      
Теория литературы. Баллада. Авторская позиция.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента баллады наизусть. Составление плана характеристики образа Светланы. Подбор цитат из текста баллады, характеризующих Светлану как национальный тип русской девушки.
      
Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Людмила».

«ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СПОСОБ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ»
      (практикум)


      Обобщение сведений об основных умениях, обеспечивающих выразительность чтения (владение голосом, дикция, тембр, темп и др.) и способы их развития. Интонационный рисунок произнесения фразы. Роль паузы в выразительном чтении. Осмысление идейного содержания и особенностей художественной формы произведения в процессе подготовки его выразительного чтения. Советы тем, кто готовится выразительно читать басню, народную песню, былину, балладу. 

А. С. ПУШКИН


      Слово о поэте.
      Стихотворение 
«Песнь о вещем Олеге».
      Источники сюжета стихотворения. Смысл названия. Признаки баллады в произведении. Нравственно-философская проблематика стихотворения. Тема неотвратимости судьбы. Образ Олега и средства его создания. Образ кудесника, «любимца богов». Символические образы в стихотворении.
      
Теория литературы. Баллада. Символический образ.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сопоставление стихотворения с фрагментом «Повести временных лет».
      
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Ворон к ворону летит...»
      Роман 
«Дубровский».
      История создания романа. Изображение жизни русского поместного дворянства. Образы помещиков Дубровского и Троекурова и средства их создания. Нравственная проблематика романа. Осуждение беззакония и несправедливости. Образы крестьян. Тема бунта в романе. Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского. Защита чести и достоинства. Романтическая история любви Дубровского и Маши. Традиции авантюрно-приключенческого романа в произведении. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
      
Теория литературы. Роман. Эпизод. Сюжет. Композиция. Главные и второстепенные персонажи. Портрет. Речевая характеристика. Тип.
      
Развитие речи. Восстановление хронологической последовательности в развитии событий. Краткое изложение эпизода с ответом на вопрос о его роли в раскрытии образов персонажей.
      Повесть 
«Выстрел».
      Своеобразие характера Сильвио. Сочетание в герое благородства и эгоизма. Особенности композиции повести. Роль повторяющихся эпизодов. Смена рассказчиков как художественный прием. Смысл финала произведения. Авторское отношение к главному герою. Смысл названия.
      
Теория литературы. Цикл. Повесть. Повествователь.
      
Развитие речи. Составление цитатного плана характеристики образа Сильвио.
      
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель». 

«ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» 
(практикум)


      Особенности словесного портрета. Портрет как одно из средств характеристики образа персонажа. Портретные детали. Примерный план анализа портрета персонажа. Сопоставление портретных описаний двух персонажей. Сопоставление словесного портрета героя литературного произведения и его живописной (или графической) интерпретации. 

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения 
«Парус», «Листок».
      Картины природы как средство выражения эмоционального состояния лирического героя и его мировосприятия, жизненной позиции. Своеобразие лирического героя Лермонтова. Поиски смысла жизни и душевной гармонии. Тема одиночества. Символическое значение образов природы. Особенности ритмики и строфики.
      
Теория литературы. Лирический герой. Лирический сюжет. Символические образы. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Строфа.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Подбор или подготовка иллюстраций к стихотворениям.
      
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Беглец». 

А. В. КОЛЬЦОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения 
«Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...».
      Поэтизация народной жизни и крестьянского труда. Черты народной песни в стихотворениях. Образ лирического героя.
      
Теория литературы. Лирический герой. Фольклорные образы в литературном произведении. Белый стих.
      
Развитие речи. Рассказ о биографии поэта с использованием художественных образов из его стихотворений.
      
Внеклассное чтение. А. В. Кольцов. «Лес» («О чем шумит сосновый лес?..»).

Ф. И. ТЮТЧЕВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения 
«Какое дикое ущелье!..», «С поляны коршун поднялся...».
      Тема взаимоотношений человека и природы. Природные образы как средство выражения внутреннего мира и эмоционального состояния человека. Символическое значение нарисованных в стихотворениях картин.
      
Теория литературы. Лирический герой. Параллелизм. Контраст. Символический образ.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
      
Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...» 

А. А. ФЕТ

      Слово о поэте.
      Стихотворение 
«Учись у них — у дуба, у березы...».
      Нравственная проблематика стихотворения. Параллелизм картин суровой зимы и человеческой жизни. Тема смирения и утверждение веры в преодоление жизненных трудностей. Прямое и образное выражение авторской позиции.
      
Теория литературы. Лирический герой. Лирический адресат. Рифма.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Характеристика способа рифмовки в стихотворении.
      
Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...» 

А. К. ТОЛСТОЙ

      Слово о поэте.
      Баллада 
«Василий Шибанов».
      Историческая основа баллады. Образ главного героя. Национальные черты в характере Василия Шибанова. Патриотическая тема. Противопоставление Шибанова и князя Курбского. Образ Иоанна Грозного. Нравственная проблематика. Тема преданности и тема предательства. Авторская позиция и способы ее выражения. Своеобразие поэтического языка баллады.
      
Теория литературы. Баллада. Характер.
      
Развитие речи. Рассказ о биографии поэта и о его оценке событий русской истории с использованием фрагментов баллады.
      
Внеклассное чтение. А. К. Толстой. «Курган», «Князь Михайло Репнин». 

Н. А. НЕКРАСОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворение 
«Железная дорога».
      Картины народной жизни в стихотворении. Образ русской природы. Собирательный образ народа-труженика и народа-страдальца. Своеобразное выражение веры поэта в русский народ. Особенности лирического повествования в стихотворении. Образы Вани и «доброго папаши», их художественная функция в произведении. Смысл названия.
      
Теория литературы. Собирательный образ. Лирический герой. Лирический адресат. Контраст.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента стихотворения наизусть. Характеристика собирательного образа русского народа с использованием цитат.
      
Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Школьник».

Н. С. ЛЕСКОВ

      Слово о писателе.
      Рассказ 
«Левша».
      Изображение особенностей русского национального характера. Образы талантливых русских умельцев. Образ левши и средства его создания. Фольклорные традиции в рассказе. Смысл названия. Проблема народа и власти. Комическое и трагическое в рассказе. Своеобразие предметного мира произведения. Образ повествователя. Особенности сказовой манеры повествования у Лескова. Словотворчество.
      
Теория литературы. Сказ. Рассказчик. Образ предмета.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов сказа. Устные ответы на вопросы о художественной функции отдельных образов предметов в произведении. Составление плана характеристики литературного героя.
      
Внеклассное чтение. Н. С. Лесков. «Человек на часах».

«СООБЩЕНИЕ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ»
(практикум)


      Биография как литературный жанр. Художественные, научные, популярные биографии, биографические очерки. Особенности содержания, композиции и речевого оформления сообщения о биографии писателя. Подготовка сообщения о биографии писателя на основе справочной литературы.

      Л. Н. ТОЛСТОЙ

      Слово о писателе.
      Повесть 
«Детство» (избранные главы).
      Образ Николеньки. Жизнь в восприятии ребенка. Изображение внутреннего мира юного героя, сложности его переживаний. Нравственные проблемы в повести. Тема семьи. Образы родителей. Картины русской жизни. Образы крестьян, слуг. Роль внутренних монологов Николеньки в раскрытии характера героя. Особенности повествования от первого лица (герой-повествователь). Роль художественной детали в создании образов персонажей.
      
Теория литературы. Автобиографическое произведение. Повествование от первого лица. Художественная деталь. Внутренний монолог.
      
Развитие речи. Составление цитатного плана характеристики одного из персонажей повести. Устный психологический портрет главного героя повести с использованием цитат.
      
Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой. «Отрочество». 

«СОЧИНЕНИЕ О ПЕРСОНАЖЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ» 
(практикум)


      Развитие представлений о сочинении на литературную тему. Сочинение о персонаже (на материале изученных произведений Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого или др.). Анализ темы и составление развернутого плана сочинения. Подбор цитат, необходимых для характеристики персонажа (описаний портрета, поступков героя и др.).

А. П. ЧЕХОВ

      Слово о писателе.
      Рассказы 
«Толстый и тонкий», «Хамелеон».
      Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания юмористических образов (портрет, деталь, описание поведения, авторские комментарии, речь героев, «говорящие» фамилии). Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества. Использование приема антитезы в построении системы персонажей. Своеобразие чеховских рассказов-«сценок». Роль художественной детали. Смысл названия.
      
Теория литературы. Юмористическое произведение. Комическая ситуация. Антитеза. Художественная деталь. Речевая характеристика.
      
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы о роли художественной детали в произведении.
      
Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев». 

«НОНСЕНС И АБСУРД В ЛИТЕРАТУРЕ» 
(обзор)


      
Л. Кэрролл
      «Алиса в Стране чудес» (фрагменты).
      «Верлиока» (из «Алисы в Зазеркалье»).
      
Э. Лир
      Лимерики.
      
Г. К. Честертон
      «Единение философа с природой».
      
А. П. Чехов
      «Задачи сумасшедшего математика».
      
Д. Хармс
      «День (Амфибрахий)», «Столяр Кушаков», «Удивительная кошка».
      Особенности литературы нонсенса и абсурда. Необычные образы. Авторская позиция. Языковые средства создания комического. Приемы языковой игры.
      
Теория литературы. Нонсенс. Абсурд. Алогизм. Комическое.
      
Развитие речи. Сочинение лимериков.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

М. ГОРЬКИЙ

      Слово о писателе.
      Повесть 
«Детство» (избранные главы).
      Образ Алеши. Факторы становления личности героя. Образы бабушки и деда Каширина. Роль второстепенных персонажей в повести. Неоднозначность характеров персонажей. Развитие традиций Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира ребенка. Авторская позиция в повести.
      
Теория литературы. Автобиографическое произведение. Главные и второстепенные персонажи.
      
Развитие речи. Цитатный план характеристики одного из второстепенных персонажей повести. Выявление черт автобиографического произведения в ранее изученном и самостоятельно прочитанном.
      
Внеклассное чтение. М. Горький. «В людях». 

А. И. КУПРИН

      Слово о писателе.
      Рассказ 
«Чудесный доктор».
      Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Социальная и нравственная проблематика произведения, его гуманистическая направленность. Развитие традиции жанра святочного рассказа.
      
Теория литературы. Герой и прототип. Святочный рассказ.
      
Развитие речи. Сочинение о герое литературного произведения с выражением собственного отношения к нему. 

В. В. МАЯКОВСКИЙ


      Слово о поэте.
      Стихотворение 
«Хорошее отношение к лошадям».
      Образ лирического героя. Отношение героя к миру. Образ толпы. Особенности решения темы одиночества человека. Образ лошади. Использование развернутой метафоры в стихотворении. Гуманистическое звучание произведения. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие системы стихосложения, ритмики и строфики. Художественная функция словотворчества и звукописи.
      
Теория литературы. Лирический герой. Метафора. Тоническая система стихосложения. Словотворчество. Звукопись.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Беседа о нравственном содержании центрального образа. Устная характеристика лирического героя стихотворения. 

«ТОНИЧЕСКАЯ И СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ» 
(практикум)


      Обобщение сведений о знакомых учащимся системах стихосложения. Сопоставление тонического стиха народной поэзии и лирики В. В. Маяковского. Определение особенностей ритмики, метрики и строфики ранее изученных и самостоятельно прочитанных произведений. 

Н. М. РУБЦОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения 
«Звезда полей», «Листья осенние».
      Изображение родной природы в стихотворениях. Фольклорные традиции. Лирический герой и особенности его мировосприятия.
      
Теория литературы. Лирический герой. Тема. Идея.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
      
Внеклассное чтение. Н. М. Рубцов. «В горнице».

В. Г. РАСПУТИН

      Слово о писателе.
      Рассказ 
«Уроки французского».
      Изображение в рассказе трудностей послевоенного времени. Образ главного героя. Нравственная проблематика произведения. Образ учительницы. Смысл названия рассказа. Авторская позиция и способы ее выражения.
      
Теория литературы. Герой-рассказчик. Рассказ. Идея произведения.
      
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравственном содержании образа персонажа.
 

«ЖАНР ПЕСНИ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ»
(обзор)


 
      
А. Ф. Мерзляков
      «Среди долины ровныя...».
      
А. А. Дельвиг 
      «Русская песня» («Соловей, мой соловей...»).
      
П. А. Вяземский 
      «Еще тройка» («Тройка мчится, тройка скачет...»).
      
Ф. Н. Глинка 
      «Узник» («Не слышно шуму городского...»).
      
И. И. Козлов
      «Вечерний звон».
      
А. А. Григорьев
      «О, говори хоть ты со мной...».
      
Б. Ш. Окуджава
      «Арбатский романс».
      
В. С. Высоцкий
      «Кони привередливые».
      Традиции народной поэзии в песенной лирике русских поэтов. Романс как разновидность лирических произведений.
      
Теория литературы. Народная песня. Романс.
      
Развитие речи. Подготовка устных сообщений о русском романсе

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

      Слово о писателе.
      Повесть-сказка 
«Маленький принц».
      Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении. Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца.
      
Теория литературы. Философская сказка. Притча. Метафора. Аллегория. Символ.
      
Развитие речи. Диалог о главном герое и «вечных» вопросах в литературе. Устное описание маленького принца. Сочинение-миниатюра, раскрывающее содержание цитаты из повести.
      
Внеклассное чтение. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей».

«ЖАНР ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» 
(обзор)

      Н. В. Гоголь
      «Вий».
      
А. П. Чехов
      «Степь».
      
В.М.Шукшин.

«Живёт такой парень»      Теория литературы. Эпос. Повесть. Повествователь. Тип.
      
Развитие речи. Письменные отзывы о самостоятельно прочитанных повестях. Взаимные  рекомендации повестей разной тематики для самостоятельного чтения.

Раздел IV. Тематическое планирование

Раздел.

Тема урока

Кол-во

часов

Образ человека в литературе 1ч

1.

Образ человека в литературе.

1

Мифология 2 ч

2

3

Герои в древнегреческих мифах. Прометей и Геракл.

2

Гомер 4 ч

4

5

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Образы Ахилла и Гектора.

2

6

Образ Одиссея.

1

7

Герои мифов разных народов в литературе

1

Героический эпос народов мира 4 ч

8

9

Героический эпос. Образ Роланда.

2

10

Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах».

1

11

Герои финского эпоса «Калевала»

1

Русский фольклор 3ч

12

Народная песня и ее виды.

1

13

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

14

Вн.чт. Русские былины

1

Древнерусская литература 3 ч

15

16

 Древнерусская литература. Идеал человека в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

2

17

Рассказ об одном из героев древнерусской литературы

1

Жанр баллады в мировой литературе 4 ч

18

19

Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка».

2

20

Баллада B. Скотта «Клятва Мойны».

1

21

Баллада Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед»

1

В. А. Жуковский 2 ч

22

Баллада

В. А. Жуковского «Светлана».

1

23

Образ Светланы и средства его создания.

1

Практикум. Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации 2 ч

24

Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации.

1

25

 Выразительное чтение баллад В. А. Жуковского.

1

.

А. С. Пушкин 7

26

Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

1

27

Стихотворение
А. С. Пушкина
«Ворон к ворону летит...»

1

28

29

Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский».

2

30

Владимир Дубровский в родительском доме.

1

31

Владимир Дубровский в доме Троекурова.

1

32

Финал романа «Дубровский».

1

Практикум. Портрет в литературном произведении 2 ч

33

Портрет в литературном произведении.

1

34

Описание портрета литературного персонажа.

1

М. Ю. Лермонтов 3 ч

35

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус».

1

36

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок».

1

37

Урок внеклассного чтения по поэме М. Ю. Лермонтова «Беглец».

1

А. В. Кольцов 2 ч

38

Стихотворения А. В. Кольцова «Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь...».

1

39

Образ России в поэзии А. В. Кольцова.

1

Ф. И. Тютчев 1

40

Стихотворения Ф. И. Тютчева «Какое дикое ущелье!..» и «С поляны коршун поднялся...».

1

.

А. А. Фет 1

41

Стихотворения А. А. Фета «Ласточки» и «Учись у них — у дуба, у березы...».

1

42

Выразительное чтение стихотворений русских поэтов XIX века.

1

Н. С. Лесков 4

43

Сказ Н. С. Лескова «Левша».

1

44

Образы русских умельцев.

1

45

Авторская позиция в сказе «Левша».

1

46

Урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова «Человек на часах».

1

Практикум. Сообщение о жизни и творчестве писателя 1

47

Сообщение о жизни и творчестве писателя.

1

А. П. Чехов 3

48

Рассказ

А. П. Чехова «Толстый и тонкий».

1

49

Рассказ

А. П. Чехова «Хамелеон».

1

50

Урок внеклассного чтения по рассказам  А. П. Чехова.

1

Нонсенс и абсурд в литературе 4 ч

5152

Нонсенс и абсурд в английской поэзии.

2

53

Анализ творческих работ

1

54

Резервный урок

1

Автобиографические произведения русских писателей 6

55

Повесть Л. Н. Толстого «Детство».

1

56

Образ Николеньки Иртеньева.

1

57

Образы родителей.

1

58

Повесть А. М. Горького «Детство».

1

59

Образы бабушки и деда Каширина.

1

60

Образ Алеши.

1

61

Составление цитатного плана характеристики персонажа. 

1

62

Урок внеклассного чтения по автобиографическим произведениям русских писателей.

1

А. И. Куприн 2ч

63

Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор».

1

64

Заглавный образ в рассказе «Чудесный доктор».

1

Практикум. Сочинение о персонаже литературного произведения 2ч

65

Сочинение о персонаже литературного произведения.

1

66

Анализ сочинений.

1

А. А. Блок 2ч

67

Стихотворения А. А. Блока «Лениво и тяжко плывут облака...» и «Встану я в утро туманное...».

1

68

Выразительное чтение стихотворений А. А. Блока.

1

В. В. Маяковский 2ч.

69

Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

1

70

Образ лирического героя в стихотворениях А. А. Блока и В. В. Маяковского.

1

Практикум. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения 1

71

Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения.

1

72

Урок внеклассного чтения «Ямб в русской поэзии».

1

Н. М. Рубцов 2ч

73

Стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние».

1

74

Выразительное чтение стихотворений Н. М. Рубцова.

1

В. Г. Распутин 4ч

75

Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского».

1

76

Образ главного героя рассказа.

1

77

Образ учительницы в рассказе.

1

78

Нравственные проблемы в рассказе «Уроки французского». 

1

79

Итоговый урок. Анализ письменных работ.

1

80

Резервный урок.

1

Жанр песни в русской литературе 3 ч

81

Жанр песни в русской поэзии XIX века.

1

82

Жанр песни в русской поэзии XX века.

1

83

Урок внеклассного чтения, посвященный русскому романсу.

1

Дж. Лондон 3ч

84

Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише».

1

85

Человек и природа в рассказе.

1

86

Урок внеклассного чтения по рассказам Дж. Лондона.

1

А. де Сенткзюпери 4

87

Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

1

88

Философская проблематика повести-сказки.

1

89

Образы «взрослых» в произведении.

1

90

Символическое значение образа маленького принца.

1

91.

Письменное сочинение-миниатюра.

1

92

Урок внеклассного чтения по произведениям А. де Сент-Экзюпери.

1

Жанр повести в русской литературе 7 ч

93

94

Повесть Н. В. Гоголя «Вий».

2

95

История Хомы Брута.

1

96

Сопоставительная характеристика кузнеца Вакулы и Хомы Брута.

1

97

Повесть В. М. Шукшина «Живет такой парень».

1

98

История Пашки Колокольникова.

1

99

Смысл названия повести. 

1

100

Письменные отзывы о прочитанных повестях. 

1

101

Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения.

1

102

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...