Статья о творчестве М.Ю.Лермонтова
статья по литературе (11 класс)

Статья о творчестве М.Ю.Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_ognya_i_nezhnostistatya.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

                 Поэзия огня и нежности.                                          75-летию со дня Победы над фашисткой                                 Германией  П О С В Я Щ А Е Т С Я.
      Остановись, время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с          высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни.
    27млн павшим, не вернувшимся с кровавых полей войны, -
П О С В Я Щ А Е Т С Я.  
     Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, - П О С В Я Щ А Е Т С Я. 
    Поколению, вступившему в жизнь, -
П О С В Я Щ А Е Т С Я.
Чем больше отдаляется от нас эпоха Великой Отечественной войны, тем грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма.                        Тем ценнее и дороже становятся дошедшие до нас художественные памятники военного времени. Среди них почётное место принадлежит лирике.                                     Цветок, в росинках весь, к цветку приник,                                                                                                            И пограничник протянул к ним руки,                                                               А немцы, кончив кофе пить, в тот миг                                                                          Садились в танки, закрывали люки                                                                   Такою всё дышало тишиной,                                                                          Что вся земля ещё спала,                                                                Казалось, что между миром и войной                                                                          Всего каких-то пять минут осталось!                                                    (Щипачев «22 июня 1941 год»)                                                                          Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль, скрежетом стали. Всё, что было до этого, обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнём. Многие матери отметят этот день чёрным числом. На многих полянках появятся первые холмики могил.                                                                          Это было 22 июня. Сорок первый год. Война. И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов до отказа заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, 22 июня писатели Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг. Там были поэты, прозаики, драматурги, которые не ожидали мобилизационных повесток. Они посчитали своим долгом явиться сюда, чтобы предложить свой талант и жизнь всенародному патриотическому делу защиты отчизны… Трудно упомянуть и перечислить все имена тех, кто в первый день войны получил назначение, обмундирование, оружие, чтобы отправится на юг, на запад, на север, во фронтовые, армейские, дивизионные газеты. Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.                                                 «И песня и стих - это бомба и знамя». Справедливость этих слов В. Маяковского особенно  ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны. Большинство писателей ушло на фронт.                                                                                    Каждый третий из них с войны не вернулся. Прикрывая огнём пулемёта отряд бойцов, пал Ю. Крымов. А.Гайдар был убит, когда очередью из автомата предупреждал об опасности своих товарищей - партизан; в  фашисткой тюрьме замучен Муса Джалиль . Не вернулись с войны многие писатели и поэты «не долюбив, не докурив последней папиросы»

Помните!

Через века,  через года, -

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,-

Помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Советский поэт Роберт Рождественский клялся в верности павшим героям:

Именем солнца ,

Именем родины,

Клятву даем.

Именем жизни

Клянемся павшим героям:

«То, что отцы не допели, -

Мы допоем!

То, что отцы не построили, -

Мы построим!»

«Когда гремит оружие,- музы молчат»,- утверждали древние. Советские писатели опровергли это. Не замолк в годы войны голос высокого искусства. Прав был Илья Эренбург , говоривший, что во время войны советские писатели «поставляли фронту душевные боеприпасы».

Тревога за судьбы родины , собственный «окопный» опыт писателей, отзывается ,

в лирике глубоким раздумьем , проникновенным чувством. « Не надо пытаться перекричать войну…голос будет услышан ,если говорящий и пишущий стоит близко у сердца воюющего человека»,- говорил А.Сурков. Правда  мысли, правда чувства стали важнейшими эстетическими требованиями эпохи, когда каждое движение человеческой души испытывалось огнем войны.

Рождается замечательное качество, определившее высокую народность поэзии войны, невиданное прежде внимание к ней читателя,- душевная слитность лирического героя с борющимся народом. «Никогда , за всю историю поэзии »,- говорил А. Сурков ,- не устанавливался такой прямой, близкий, сердечный контакт между пишущим и читающим, как в дни В.О. войны».

Особой популярностью пользовалась в те годы песенная лирика. Уже на третий день войны появляется знаменитая песня Лебедева-Кумача, ставшая поэтической эмблемой эпохи,- «священная правда». В ней с такой простотой и так верно выразились чувства, охватившие весь народ , так точно были сформулированы значение и сущность происходящих событий, что она сразу оказалась в солдатском строю.

Песню, написанную композитором А. В. Александровым на слова этого стиха, ансамбль песни и пляски Красной Армии исполнял на Белорусском вокзале перед воинами, уезжающими на фронт. Сын композитора вспоминает: «Вокзал был заполнен бойцами. Они были в походном снаряжении. У каждого свои думы. Они сосредоточены. Нас никто сначала и не заметил. И вот первые такты песни…  Весь вокзал как бы замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг вижу - встает один, другой, третий, все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины и шквал. Требовали: «Еще!» Исполнили еще раз. Потом третий, четвертый…»

В суровые дни войны она стала боевым гимном, поднимающим бойцов фронта и тружеников тыла на тяжелую ратную борьбу, на героические подвиги.

Ведущая тема поэзии военных лет - тема родины. Она часто соединяется с темой подвига, звучит в стихах о дружбе и любви. С какой особенной теплотой и в то же время мужской сдержанностью говорит о родине Константин Симонов  в стихах, посвященных другу, поэту Алексею Суркову. Сколько в этих строках, написанных в тяжелую пору отступления, боли за свой народ, веры в торжество нашего дела.

Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» привлекает предельной искренностью и доверительностью тона, во многом определяющегося формой произведения, построенного как разговор с близким человеком. Обновленное чувство родины диктуется поэту тем, какой он увидел ее на одной из самых трудных дорог войны. Образ родины возникает в неповторимых приметах, которые многое говорят только человеку, родившемуся на этой земле.

И сегодня нельзя без волнения читать полные боли и гнева строки маленького, всего в семь строк, стихотворение Алексея Суркова , рисующего картину смоленской дороги летом 41 года.

Во всех песнях военных лет бьется, как сердце, слово родина. Вернее, песни эти окрыляют чувства родины. А родина начинается для каждого из нас с небольшого, с малого, но самого дорогого, самого близкого. Как замечательно об  этом сказал К. Симонов в стихе «Родина», написанном 1941 году.

И эти березы, неоглядные дали родной земли с ее городами, лесами и полянами не отдали врагу советские воины.  Не отдали потому, что, как сказал поэт Рыленков:

Нам было все отпущено сверх меры-

Любовь, и гнев, и мужество в бою.

Теряли мы друзей, родных, но веры

Не потеряли в родину свою.

Да, теряли друзей, родных. Представьте такую картину. Вы в селении, откуда ушли на фронт. Позади - свист снарядов, и фашистские наводчики уже не направят в вашу грудь ствол орудия, и танки с черными крестами не двинутся на окоп. Что может быть радостней такого момента для солдата! Но для скольких фронтовиков момент встречи с родными местами был омрачен невосполнимыми  потерями. Об этом говорил М.Исаковский в стихе, ставшей песней, «Враги сожгли родную хату». Очень сильная песня. Трогает до глубины души, до глубины сердца. Действительно, огромной силы душевный заряд давала бойцам поэзия в годы Великой Отечественной войны.

С этой песней перекликается другое стихотворение, в котором за кажущимся спокойствием автора чувствуется гнев и боль за поруганную землю, призыв отомстить врагу.

Человек склонился над водой

И увидел вдруг, что он седой.

Человеку было двадцать лет,

Над лесным ручьем он дал обет:

Беспощадно, яростно казнить

Тех людей, что рвутся на восток.

Кто его посмеет обвинить,

Если будет он в бою жесток.
В годы тяжелых испытаний людям нужна была поэзия почти так же, как вода, хлеб, сон. С чувством восхищения и недоумения корреспондент английской газеты писал: «Россия…, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».
 Любовь к родине и ненависть к врагу порождает тему героического подвига народа. Среди произведений, посвященных этой теме, являются стихотворные рассказы М.Исаковского. В одном из них («Партизанка») словно бы развертывается ёмкий образ из песни поэта «Ой, туманы мои…»
                                    День и ночь партизанские вьюги
                                    Над разбойной гудят головой.
 Старая женщина, героиня «Партизанки», достоинством  встречает и «угощает» - уничтожает названных гостей.
   О широте народного фронта сопротивления, о мужестве, возникающих на пределе человеческих сил, о безграничных возможностях человека, воодушевленного великой целью, говорится в стихе М.Исаковского «Русской женщине», «Разговор с соседкой», О.Берггольц  в «Кельнской яме», Слуцкого, Булата Окуджавы.
    Те же раздумья о природе подвига отражены и в многочисленных стихах, в которых героическая тема предстает как тема повседневного труда. «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа; - выражает эту мысль М.Кульгинский в стихе «Мечтатель, фантазер, лентяй – завистник!..»
   В ряду произведений, посвященных теме народного подвига, можно назвать стихотворением А.Межирова «Коммунисты, вперед!», связанное с революционно – героической традицией. Борьба на фронтах Отечественной войны осмысляется в нем как один из важнейших этапов в борьбе за коммунистические идеалы.
                                           Чтение стиха А.Межирова
                                            «Коммунисты, вперед!»
  В годы войны поэты всех республик Советского Союза верно служили родине. Ими было создано немало прекрасных произведений. Об одном из них – цикле стихов татарского поэта Мусы  Джалиля «Маобитская тетрадь» - следует сказать особо.

В первые дни Отечественной войны Муса Джалиль ушел в армию.             Затем уйдя на фронт Великой Отечественной войны, комиссар Мусса с неутомимой энергией писал пафосные, вдохновляющие бойцов стихи. Будучи тяжело раненным, лишенным возможности сопротивляться, в 1942 году он был захвачен фашистами в плен. Фашистский концлагерь не сломил поэта.  Джалиль  организует  подпольную группу. Члены антифашистской организации устраивали побеги пленных, распространяли листовки , вели пропаганду среди заключенных
                                      Патриота выдал предатель. Джалиль был переведен в одиночную камеру Моабитской тюрьмы в Берлине, приговорен к смертной казни. Но поэт – коммунист не сдается. Находясь в «каменном мешке» смертника , поэт продолжал бороться, думал не о себе – о Родине. Он пишет стихи, полные жгучей ненавистью к фашизму и горькой любви к Родине.

                                Беситесь, убивайте – страха нету.
                                Пусть ты в неволе, но вольна душа.
                                Лишь клок бумаги чистой бы поэту,
                                Огрызок бы ему карандаша.
 Дни поэта были сочтены, и он спешил выразить обуревавшие его чувства тоски по родине, сыновней любви к ней
                         
                        Мой друг, ведь наша жизнь – одна лишь искра
                        Всей жизни родине – страны побед.
                        Пусть мы погаснем – от бесстрашной смерти.
                        В отчизне нашей ярче вспыхнет свет.
Стихи, выстраданные Джамилем в неволе,  -  документ высокого гражданского мужества. Поэт был казнен незадолго до  нашей победы, но его товарищи по заключению сохранили его стихи, которые были изданы под названием «Маобитская тетрадь». Читая ее, мы слышим, как гордо бьется непокорное сердце поэта: «Быть героем – нет выше удела! Быть рабом – нет  позора черней!».
    Поэт – патриот, Муса Джалиль всей своей жизнью был подготовлен к подвигу, и он свершил его, став символом несгибаемой воли, верности Отчизне, самую смерть свою заставив служить жизни и борьбе.
                                Песня меня научила свободе,
                                Песня борцом умереть мне велит.
                                Жизнь моя песней звенела в народе,
                                Смерть моя песней борьбой прозвучит.
     В 1956 году за исключительную стойкость, мужество,  проявленные в борьбе с немецко – фашистскими захватчиками, Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В 1957 году «Моабитская тетрадь» была удостоена Ленинградской премии.
 Поэзия Муссы Джалиля – это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли; одним из самых сильных является стихотворение «Мои песни». Это как бы ключ ко всем другим стихам маобитских тетрадей, их обобщения:
                                         Пел я, весеннюю свежесть почуя,
                                         Пел я, вступая за родину в бой.
                                         Вот и последнюю песню пишу я,
                                         Видя топор палача над собой,
                                         Песня меня научила свободе,
                                         Песня борцом умереть мне велит.
                                         Жизнь моя песней запела в народе,
                                         Смерть моя песней борьбы прозвучит.
            Главная тема стихов, записанных в моабитских тетрадях, – тема мужества, отваги, героизма. Стихи Джалиля – произведения огромной силы. Они принадлежали  тем творениям литературы, которые с годами волнуют все сильнее, сияют все ярче.
Нет числа подвигам, совершенным подвигам во имя Родины, во имя жизни на земле.
   С каждым днем в этой борьбе мужала, крепла нравственная сила советских людей. И поэты находили слова правды и веры, которые умножали эти нравственные силы, чувства и душевные качества, которые помогали воину разить врага.
То, что никогда не могли бы совершить люди в другом социальном мире – ни за деньги, ни под угрозой оружия, - оказалась под силу советским людям. Их  долгожданная победа.
Алый стяг над куполом поверженного рейхстага. Сбылось все, во что мы свято верили, во имя чего боролись, приносили неисчислимые жертвы. И этот праздничный день был днем горячего творческого накала для многих наших поэтов. Они первыми звучно и образно выразили народные чувства, помыслы, чистые порывы народной души:
                                     Торжественный финал похода,
                                     Отбой бессониц и дорог,
                                     У каждого -
                                     четыре года
                                     недосыпаний и тревог.
                                     В своих глазах
                                     в края чужие
                                     несли, как отраженье,
                                     огонь сожженных сел России,
                                     пожаров красные дымы.
Давно на полях былых сражений колосятся хлеба, растут новые города, селы. Давно сняли гимнастерки поэты – фронтовики. Но сколько бы лет не прошло со дня нашей победы, стихи той поры останутся в строю. В веках будут сиять бессмертные подвиги советских воинов, советского народа – богатыря. И долго будут жить, не старея, вдохновенные строки поэм и стихов, которые окрыляли в годы войны душу солдата.
Стихи остаются в строю, как боевое оружие в пирамидах. И  нам от имени солдат – фронтовиков рисует поэт Расул Гамзатов слова, касающиеся самых затаенных струн человеческого сердца:

Все, что мы защищали,
                                         И вам защищать.
                                         Все, что мы завещали,
                                         И вам завещать.
Нужно помнить об этом. И делать все для того, чтобы хранить и умножать славу отцов, славу ратную, славу трудовую. Хотя суровые дни прошли, но не прошла и не проходит тревога за судьбу земли! Нелегко далась нам победа.
   Если посмотреть на карту Европы, то расстояние по прямой от Москвы до Берлина – чуть больше 1600 км. Поездом – немного; самолетом – еще меньше. Перебежками да по – пластунски советские солдаты преодолели это расстояние за 4 года.
4 Года! 1418 дней и 27млн погибших советских людей. По отношению к населению нашей страны в те годы погиб каждый восьмой. А сколько умерло  в госпиталях? Какими цифрами можно определить меру героизма советских людей. Священна  должна быть память о погибших. Поэтому в дни, когда гремят залпы праздничных салютов, на память приходят строки:
                                    Это было вчера,
                                    Это есть,
                                    Это будет:
                                    В ранний утренний час,
                                    В завечернюю синь,
                                    Как бесшумный прибой,
                                    Собираются люди
                                    К обелискам,
                                   Где мечется вечный огонь.
                                   Сноп огня -
                                   Это память о нашем свеченье,
                                   Это пламень сердец,
                                   Благодарный всем тем,
                                   Страну отстоявшим
                                   В кровавом страдании,
                                   Кто домой не вернется уже никогда.
Мы верим в мир, за который отдано столько жизней,  его никто не посмеет нарушить
                         Люди, перед павшими вы головы низко склоните,
                         Люди, молчаньем вы память почтите -
                         Тех, кто насмерть стоял,
                         Кто нам мир на века завещал.
Преклоним колено всем, ушедшим из жизни,- от живущих  на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина...

Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова

Тесты охватывают большой материал...

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Цель урока: изучить  «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...

Презентация к уроку по творчеству М.Ю.Лермонтова (биография)

Презентация предназначена для вводного урока в 9классе по творчеству М.Ю.Лермонтова...

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

СВОЯ ИГРА. «ТРОПА К ЛЕРМОНТОВУ» (ПО БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА)

Данную игру  я  рекомендую  проводить  в  10 классе  после  изучения  творчества  М.Ю.Лермонтова  Цель:  обобщить  знания  по  изу...

Презентация к внеклассному мероприятию по творчеству М.Ю. Лермонтова. "Художественный талант Лермонтова"

 "Художественный талант М.Ю. Лермонтова в изобразительном искусстве".Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие, приуроченное к юбилейной дате М.Ю. Лермонтова (практиче...