"Сцена <<Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы». Анализ эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь»". Евдокимов Олег Валериевич
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Евдокимов Олег Валериевич

Открытый урок в 10 классе по теме "Сцена <<Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы». Анализ эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь»" является опытом прочтения и осмысления через сценическую игру учащихся одного из самых проникновенных фрагментов великого романа, переложенного в этой части согласно правилам сценического искусства для игры десятиклассников. Сочетание психологического драматизма, звучание голосов детей, их движения, мимика, жесты при музыкальном сопровождении, взятом из моцартовского "Реквиема", - все это создает тот самый сценический эффект, благодаря которому появляется возможность заострить переживание зрителей и способствовать более глубокому ощущению и, следовательно, пониманию этой гениальной психологической сцены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._f.m.dostoevskiy._stsena_2008_g._10_klass.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЕВДОКИМОВ О.В.,

учитель русского языка и литературы

Школы Народного Искусства

им. св. царицы Александры Федоровны

                                                                                                                                                                       

Сцена «Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы».

Анализ эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь».

По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Ч. 5, гл. 4, (с. 426, 428, 432, 435, 436); ч. 6, гл. 8 (с. 535, 536)[1]

Литература. 10 класс

2008 г.

(два урока)

Урок первый

Эпиграф к 1-му уроку:

«… И скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

Цели урока:

           1. Посредством сценического действия (действенного анализа) и последующей аналитической беседы привести учащихся а) к углублению понимания трагедии отчуждения Раскольникова от мира обычных людей, не переступивших заповеди Божией, и б) приблизить к сопереживанию нравственных мучений его страдающей души, чтобы затем в) ярче и тверже осознать мотивы, побудившие героя признаться в совершенном им преступлении, выбрать путь наказания-искупления для дальнейшего покаяния и духовно-нравственного обновления;

            2. Формулирование и сопоставление «правды» Сони с «правдой» Раскольникова.

Оборудование:

                            Кровать (лавка), столик с подсвечником и Евангелием, стул; на классной доске изображена стена и окно с подоконником. В начале, середине и конце действия звучит музыка из «Реквиема» В. Моцарта, «Lacrimosa». Для аналитической беседы у учащихся приготовлены два фрагмента текста романа, соответствующие изучаемым темам. Используется плеер МП-3 со звукоусилительными колонками.

 

I часть

Сценическое действие

(фрагмент текста переложил в сцену Евдокимов О.В.)

Действующие лица:

Родион Раскольников – Костя Гулыда;

Соня Мармеладова – Маша Арсеньева;

Автор – Володя Урванцев;

Чтец и звукооператор – Полина Латышева.

***

(Перед началом действия 10 – 12 секунд звучит Lacrimosa В. Моцарта, затем Чтец, а после него Автор произносят текст под музыку, которая к началу диалога Раскольникова и Сони постепенно угасает. В продолжение разговора Раскольников поворачивается, подходит к Соне, садится)

                                           

Чтец: Комната Сони; ее постель, стол, стул, окно с мутными стеклами. На столе раскрытое Евангелие, подсвечник с огарками свечей. Раскольников стоит спиной к Соне, ему невероятно тяжело, он задумчив и мрачен. Соня сидит на постели, на ее плечах траурный платок.

Автор: Он ничего не мог выговорить. Он совсем, совсем не так предполагал объявить и сам не понимал того, что теперь с ним делалось. <…> Стало невыносимо: он обернул к ней мертвенно-бледное лицо свое; губы его бессильно кривились, усиливаясь что-то выговорить. Ужас прошел по сердцу Сони. <…>

Раскольников:

 

- Я сказал, уходя, что, может быть, скажу тебе… кто убил Лизавету. Ну, так вот я и пришел сказать.

Соня:

- Так вы это в самом деле вчера… почему ж вы знаете?

Автор: Соня начала дышать с трудом. Лицо становилось бледнее и бледнее.

Раскольников:

- Знаю.

Соня:

 

- Нашли, что ли, его?

Раскольников:

 

- Нет, не нашли.

Соня:

 

- Так как же вы про это знаете?

Автор: Он обернулся к ней и пристально-пристально посмотрел на нее.

(тихо начинает звучать музыка Моцарта)

Раскольников:

(после паузы)

- Угадай…  (усмехается) Стало быть, я с ним приятель большой…(мрачно) коли знаю… Он Лизавету эту… убить не хотел… Он ее… убил нечаянно… Он старуху убить хотел… когда она была одна… А тут вошла Лизавета… Он тут… и ее убил.

Автор: Прошла <…> ужасная минута. Оба все глядели друг на друга.

Раскольников:

 

- Так не можешь угадать-то?

Соня:

 

- Н-нет.

Раскольников:

 

- Погляди хорошенько.

(музыка Моцарта постепенно усиливается)

Автор: И как только он сказал это, опять одно прежнее, знакомое ощущение оледенило вдруг его душу: он вдруг в ее лице как бы увидел лицо Лизаветы с совершенно детским испугом…

Почти то же самое случилось теперь с Соней: … с тем же испугом… смотрела она на него несколько времени и вдруг, выставив вперед левую руку, слегка, чуть-чуть, уперлась ему пальцами в грудь и медленно стала подниматься с кровати… Ужас ее вдруг сообщился и ему…

Раскольников:

 

- Угадала?

Соня:

(вскрикивает, закрывая руками лицо)

(музыка Моцарта звучит некоторое время громко, затем все более и более стихает)

   - Господи!

(поднявшись, садится подле, вглядываясь в его лицо, берет его руки)

Автор: Она <…>, крепко сжимая его за обе руки… стала… неподвижно, точно приклеившись, смотреть в его лицо. <…> Но надежды не было; сомнения не оставалось никакого; все было так!

Раскольников:

(с отчаянием)

- Полно, Соня, довольно, не мучь меня. <…>

Соня:

(касается его лица, плеча, обнимает)

- Что вы, что вы это над собой сделали!

Раскольников:

(отстраняясь)

(музыка Моцарта все более угасает и, в конце концов, прекращает звучание)

- Странная какая ты, Соня, - обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это. Себя ты не помнишь.

Соня:

 

- Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете.

 

Автор: Эти слова воскликнула она, как в исступлении… и вдруг заплакала навзрыд…

Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее…

Раскольников:

 

- Так не оставишь меня, Соня?

Соня:

- Нет, нет; никогда и нигде! О, что теперь делать! Вместе, вместе в каторгу с тобой вместе пойду.

Автор: Его как бы вдруг передернуло… ненавистная и почти надменная улыбка выдавилась на губах его.

Раскольников:

(едким шепотом, затем с отчаянным криком)

 

-Я, Соня, … в каторгу-то, может, и не хочу идти. … Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

Соня:

(изумленно)

- Это человек-то вошь!

Раскольников:

 

- Да ведь и я знаю, что не вошь … Пойми меня: мне другое надо было узнать: вошь ли я, как все, или нет. Смогу ли я, убив, переступить или не смогу. Тварь ли я дрожащая или право имею.

Соня:

- Убивать? Убивать-то право имеете?

Раскольников:

 

- Э-эх, Соня! Да ведь как убил-то. Разве так убивают, как я тогда шел… Я такая же точно вошь, как и все!.. Я только попробовать сходил… Так и знай! …

Автор: Он облокотился на колена и, как в клещах, стиснул себе ладонями голову.

Соня:

 

- Экое страдание!

Раскольников:

- Ну, что теперь делать, говори!

Соня:

 

- Что делать!

Автор: Она схватила его за плечо; он приподнялся, смотря на нее почти в изумлении.

Соня:

(вдохновенно)

- Что делать! Встань. Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь?

Раскольников:

(грустно, растерянно)

                 

- Это ты про каторгу, что ли, Соня? Донести на себя надо?

Соня:

(горячо, убежденно)

- Страдание принять и искупить себя им, вот что надо! Жить-то как будешь, жить-то с чем будешь?

Автор: Он совсем, совсем не так предполагал объявить и сам не понимал того, что теперь с ним делалось. Оба сидел рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни.

Он думал сложить хоть часть своих мук, и вдруг… почувствовал и осознал, что он стал беспримерно несчастнее, чем был прежде.

Чтец: Комната Сони; ее постель, стол, стул, окно с мутными стеклами. На столе раскрытое Евангелие, подсвечник с огарками свечей…

(Прежняя музыка В. Моцарта звучит после окончания слов Автора еще 10-12 секунд, затем постепенно убывает)

                 

Окончание сценического действия

*******

                                                         

II часть

Аналитическая беседа:

Вопросы:

                 1. Какой фрагмент сцены труднее всего было играть? Как вы это объясняете? (Вопрос к Маше и Косте.)

                 2. Какова «правда» Раскольникова, с которой он пришел к Соне? Сформулируйте эту «правду». Тяжела ли она для героя? Из чего это видно?

Анализ 4 монолога Раскольникова по заданию. 

I. Обратите внимание на:

   а) выражение лица героя;

   б) слова автора;

   в) реакцию Сони;

   г) проанализируйте речь героя, выпишите из нее элементы, говорящие о ее особенностях, своеобразии. О каком душевном состоянии героя свидетельствует эта речь? (Лексические повторы: <<Он… убить не хотел (Лизавету); Он… убил нечаянно (ее); Он убить хотел (старуху); Он… ее убил.>>, синтаксически бедные, однообразные фразы, то и дело прерывающиеся на полуслове (10 раз используется многоточие), все это ярко характеризует волнение, потерю душевного равновесия, искренность и тяжесть признания);  

   д) слова автора, определяющие его душевное состояние.

II. Сравните эту, повествующую об убийстве старухи, речь Раскольникова с, к примеру, его же речью, которая разоблачала  подлость Лужина, оклеветавшего Соню в воровстве 100 рублей. В чем видите различия? Какую характеристику можете дать этой разоблачительной речи? (Литературна, точна, логически выстроена, развитый синтаксис, богатый словарь.)

III. Пункты а), б), в), д) прокомментируйте.

         

                 3. Почему Родион Романович не избрал для признания в преступлении ни мать, Пульхерию Александровну, ни сестру, Авдотью Романовну, ни университетского друга, Дмитрия Прокофьевича Разумихина?

                 4. Как вы объясняете приливы чувства ненависти в сердце Раскольникова к Соне перед признанием ей в убийстве, сразу после признания, во время совета Сони открыться, исповедать грех и пойти на каторгу?

                 5. Сформулируйте «правду» Сони. Как вы эту «правду» понимаете?

                 6. Почему Соня отказывается решать, кому «жить на свете» – Лужину, и «делать мерзости», или Катерине Ивановне с детьми? С какой евангельской заповедью согласуется ее ответ?

                 7. Прокомментируйте эпиграф к уроку.

Домашнее задание:

       Ответьте на вопросы, приводя цитаты из текста: 1. Послушался ли Раскольников совета Сони? Старался ли его исполнить буквально и какое влияние имеют на героя слова: «…стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил… и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет»? Получилось ли это у него? Почему? Приведите примеры того, что подтверждает ваш ответ. О чем это говорит?

                                         

*******

Урок второй

(аналитическое прочтение эпизода, ч. 6, гл. 8.)

       Он вошел на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом, но он шел именно туда, где виднелось больше народу. Он бы дал все на свете, чтоб остаться один. В толпе безобразничал один пьяный: ему хотелось плясать, но он все валился на сторону. Его обступили. Раскольников протиснулся сквозь толпу, несколько минут смотрел на пьяного и вдруг коротко и отрывисто захохотал. Через минуту он уже забыл о нем, даже не видал его, хоть и смотрел на него. Он отошел, наконец, даже не помня, где он находится; но когда дошел до середины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего – с телом и мыслию.

       Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!» Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно вдруг к нему подступило: загорелось в душе, одною искрой, и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю <…>.

      1. Проанализируйте эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь» (ч. 6, гл. 8) по плану:

   а) в чем своеобразие языковой и предметной стихии Сенной площади? Что в душевном состоянии героя помогает понять образ пьяного кривляющегося мужичка?

   б) приведите примеры различных стилей речи тех, кто истолковывает поведение Раскольникова, стоящего на коленях среди Сенной площади, классифицируйте эти стили. Какое значение имеет такая стилевая разноголосица для Родиона Романовича?

   в) как относятся окружающие к Раскольникову? Как герой расценивает их «внимание» к себе? К чему приводит героя романа такое понимание отношения окружающих людей в этом конкретном случае?

   г) кратко, связно и последовательно перескажите дальнейшие события, касающиеся линии Родиона Раскольникова.


[1] Ф.М. Достоевский, Преступление и наказание, Изд. «Художественная литература», М.: 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Разработка урока по литературе в 10 классе "Раскольников и Соня Мармеладова. "Правда" Сони. Анализ эпизода"

Еще один урок на популярный сюжет. Анализ 4 глав 4 м 5 частей романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".Сама очень люблю эти эпизоды. Считаю их ключевыми в романе. Да и в жизни каждого челов...

Учебно-методический материал и конспект урока: Анализ эпизода полифонического романа Ф.М.Достоевского "Разговор Сони и Раскольникова"

Учебно-методический материал (таблицы, где зафиксированы реплики геров, детали поведения и авторские комментарии) позволяет провести комплексный анализ диалогового повествования в романе Ф.М.Достоевск...

Конспект урока литературы в 10 классе "Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова"

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". "Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова"...

«Святой благоверный великий князь Александр Невский - образ русского человека; битва на Неве». Евдокимов Олег Валериевич

Автор урока предоставляет методический материал, на основании которого разработан открытый урок литературы в 8-м классе, посвященный святому благоверному князю Александру Невскому.  ...