Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина.
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)

КТП по литературе для 7 класса по программа Г.С. Меркина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «_______________________________________________»

«Согласовано»

Руководитель МО

_______

Протокол № ___ от

«____» июня 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора МОУ «__________  СОШ»  

______ _______________

«____» июня 2020 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «____________СОШ»

________ ___________

Приказ № _____

от «___» августа 2020 г

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Литература»

для 7 «Б» класса

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от __.08.2020

Учитель:

_____________________________

2020 г.

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование  по литературе для 7 «Б» класса составлено на основе:

  1. рабочей программы МОУ «_________________ СОШ» по литературе;
  2. учебного плана МОУ «________________________________________» на 2020-2021 учебный год;
  3. годового календарного графика МОУ «__________________________» на 2020-2021 учебный год;

Количество  учебных  часов, на которое рассчитана рабочая программа – 68ч.

Количество  учебных  часов,  на которое рассчитано календарно-тематическое планирование –68ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературе

7 «Б» класс.  2020-2021 учебный год

№ урока

Планируемые сроки

Наименование раздела и темы

Часы учебного плана

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Введение (1ч).

Знакомство с литературой и особенностями учебника.

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое своеобразие. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

1

2.

УНТ (4 часа)

 Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа.

1

3

 «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

А.К. Толстой «Илья Муромец». Конфликт былины, поучительная речь, отражение народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

1

4

Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка.

Быт, нравственные представления народа в песне.

1

5.

Входная контрольная работа

1

6

Из древнерусской литературы

(2 часа)

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег  коня своего»). Поучительный характер древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, любовь к родине,  образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.

1

7.

 «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы древнерусской литературы.

1

8.

Из литературы 18 века (7 часов)

М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия…). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Особенности поэтического языка оды и лирического стихотворения, поэтические образы.

1

9.

Теория о «трёх штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

1

10

Г.Р. Державин. Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). «Властителям

и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Державина в сравнении со стихотворениями Ломоносова. Тема поэта и власти. Сопоставление стихотворного переложения  81 псалма с оригиналом.

1

11

 Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения.

1

12

 Основной конфликт пьесы «Недоросль»  и её проблематика.

Проблема образования и образованности, воспитания и семьи. Социальные вопросы в комедии.  Проблема крепостного права и государственной власти в комедии. Позиция писателя.

1

13

«Недоросль».

 Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли и язык героев).

1

14

Из литературы 19 века (27 часов)

А.С. Пушкин. Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»

1

15

 Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа в поэзии Пушкина. «Туча». Тема власти, жестокости, зла: «Анчар».

1

16

 «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописи и балладе Пушкина. Мотивы судьбы, предсказания, предзнаменования. Вера и суеверие.

1

17

 Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Своеобразие поэтического языка.

Гражданский пафос поэмы.

1

18

Р/Р Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

1

19

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина».

Родина в лирическом и эпическом произведении.

1

20

 «Песня про купца Калашникова». Проблематика и основные мотивы произведения (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость, личность и власть)

1

21

«Песня про купца Калашникова». Центральные персонажи «Песни…» и художественные приёмы их создания; речевая характеристика героя. Фольклорные элементы. Художественное богатство «Песни...

1

22

Н.В. Гоголь. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности.

1

23

Повесть «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла

1

24

Р/Р Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Шинель»

1

25.

 И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян.

1

26

 Рассказ «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, талант, смекалка, сложные социальные отношения в деревне.

1

27

«Певцы»: талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство.

1

28.

Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народа – основная тема произведений,  чванство, равнодушие, покорность судьбе. Своеобразие поэтической музы поэта. Писатель и власть.

1

   29

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины, любовь и чувство долга, верность, преданность, независимость, стойкость, достоинство.

1

29

 М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета. Проблематика сказки: труд, власть, справедливость.

1

30

«Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя.

Рубежная контрольная работа

1

31

 Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история.

1

32

 Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

1

33

 Н.С. Лесков. Краткие биографические сведения о  писателе. «Лесков – писатель будущего». Сказ  «Левша».

1

34

 «Левша»: особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

1

35

Р/Р сочинение по повести Н, С, Лескова «Левша»

1

36

 А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Я пришёл к тебе с приветом…» Общечеловеческое

в лирике Фета; наблюдательность, чувства добрые, красота земли; стихотворение-медитация.

1

37

А.П. Чехов «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия. Своеобразие сюжета

1

38

 «Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения. Способы создания образов. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя

1

40

 Произведения русских поэтов 19 века о России (Пушкин, Языков, Никитин)

1

41

Из литературы ХХ века (18 час.)

М. Горький. Повесть «Детство» (выборочные главы). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе. Становление характера юного героя

1

42

 «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»)

Проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, непокорность, гордость, жалость).Авторская позиция. Контраст как основной приём раскрытия замысла.

1

43

И.А. Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…» Человек и природа.

1

44

 Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

1

45

А.И. Куприн. Рассказы «Чудесный доктор», «Allez».Основная сюжетная линия  рассказов и подтекст; художественная идея

1

46

В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

1

47

А. С. Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести. Экранизация повести

1

48

 С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора.

1

49

 Человек и природа в поэзии Есенина, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

1

50

Сочинение по творчеству С. А. Есенина

1

51

И.С. Шмелёв «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая  манера. Сопоставление с «Левшой» Н. С. Лескова

1

52

 М.М. Пришвин «Москва-река». Тема и основная мысль рассказа. Родина, человек и природа. Образ рассказчика.

1

53

 К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (гл. «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов.

1

54

Человек и природа, малая родина в творчестве Паустовского. Образ рассказчика в произведении.

1

55

 Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека

1

56

 А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики и эпоса поэта.

1

57

 «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга.

1

58

        Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны: Н. П. Майорова, Б. А. Богаткова, М. Джалиля, В. Н. Лободы. Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов – участников войны

1

59

 Б.Л. Васильев. «Летят мои кони» (фрагмент). «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения; проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

1

60

 В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах Шукшина. «Чудик». Простота и нравственная высота героя. «Слово о малой родине»

1

61

 Поэты ХХ века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.) Своеобразие раскрытия темы Родины

1

62

 У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…»

« Уж если ты разлюбишь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…» Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, кросота)

1

63

 М. Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

1

64

 Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата» (или «Джон ячменное зерно») Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

1

65

Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья «Мои приключения на суше») Приёмы создания   образов. Находчивость, любознательность  - наиболее привлекательные качества героев.

1

66

А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц».

Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора

1

67

 Янка Купала

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

1

68

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Планирование по литературе для 8 класса по программе Г.С. Меркина (2 часа)

На этом этапе литературного образования на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой п...

Календарно-тематическое планирование Литература 7 класс ( по программе Г.С. Меркина)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе Г.С. Меркина для 7 класса...

Календарно-тематический план по МХК 11 класс по программе Емахоновой ЛГ

В 11 классе (34 часа) изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Художественная культура XVII ве­ка»,«Художественная культура XVIII — первой ...