Календарно-тематическое планирование Литература 7 класс ( по программе Г.С. Меркина)
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме

Гладченко Елена Анатольевна

Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе Г.С. Меркина для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovani_7_lit1.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Календарно-тематическое планирование

Литература 7 класс

ФГОС 68 часов

Тема

Часы

Предметные

Личностные

Метапредметные

Основные виды деятельности учителя и учащихся.

Формы контроля

Задание к уроку

1 четверть (16 часов)

1

Любите читать!

1

Интеллигентный,

интеллигентность

Составление цитатного плана статьи учебника, лексическая работа, сообщение учителя, беседа, письменный ответ на вопрос, анкетирование

Отзыв на любую книгу, прочитанную летом

Из устного народного творчества

2

Поэтическая речь в былине «Святогор и Микула Селянино вич». Своеобразие характера персонажа.

1

Изотчество, во всю рысь, ступою, зды- мать

Эпос, былина, эпические жанры в фольклоре

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 

Н. Рерих «Богатырский фриз», «Святогор»;

М.А. Врубель «Вольга и Микула»,

К. Васильев «Дар Святогора»

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, беседа, работа с репродукциями картин русских художников

Подготовить выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович».

Прочитать статью Б.Н. Путилова «Былины» и приготовить рассказ о художественном мире былин по плану в учебнике. Индивидуальное задание

Подготовить сообщение о Т.Г. Рябинине. Подготовить сообщение о Святогоре и Микуле, о картинах русских художников, посвященных Святогору и Микуле Селяниновичу, выразительное чтение варианта былины о Святогоре и Микуле Селяниновиче, в котором Святогор погибает. Групповое задание: подготовить выставку различных изданий былин и комментарии — рассказы о былинах, прочитанных самостоятельно

3

Нравственные достоинства героя в былине «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

1

Дородный, добрый, славный.

Стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину, воспеть

Тематика былин, персонажи, параллелизм, гипербола, эпитеты. Сравнения, тонический стих

Северо-

Восточная Русь и Поднепровье в XII в.

И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников

Подготовить выразительное чтение былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник», прочитать статью «В поэтическом мире былины». Составить цитатный план былины на основе плана структурных частей былины.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение «историка» о времени, нашедшем отражение в былине.

Подготовить сообщение о географических названиях и указаниях на место действия (река Смородинка, береза Покляпая, Левани- дов крест, Грязь Черная). Подготовить сообщение об Илье Муромце и Соловье –разбойнике.

4

Своеобразие поэтического языка русской

народной

песни.

1

Коляда,

Масленица

Песенные жанры в фольклоре, обрядовая поэзия, колядные и масленичные песни, эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 

М. Васнецов «Сжигание чучела Масленицы», Б.М. Кустодиев «Масленица»,

И. Суриков «Взятие снежного городка», П.И. Чайковский «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года».

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Сообщение учителя и учащихся, работа с учебником, репродукциями картин русских художников, прослушивание музыкального фрагмента

Подготовить выразительное чтение колядных, масленичных песен. Индивидуальное задание:

Подготовить сообщения об обряде колядования, Масленице, масленичных песнях; о картинах А.М. Васнецова «Сжигание чучела Масленицы»,

Б.М. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», о масленичных гуляниях Москвы и Санкт- Петербурга. Подготовить сообщение о пьесе «Февраль. Масленица» П.И. Чайковского из цикла « Времена года»

Из древнерусской литературы

5

Тема судьбы в летописном отрывке из «Повести временных лет»: «...И вспомнил Олег коня своего...».

1

Вече, старейшины, кудесник

Эпические жанры в древнерусской литературе

Время правления Олега. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV в.) «Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру»,

Ф.А. Бруни «Олег прибивает щит к вратам Константинополя», сага о викинге Орваре Одде, В.М. Васнецов «Прощание Вещего Олега с конем», «Олег у костей коня»

Викторина по «Повести временных лет», сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с репродукциями картин

Прочитать фрагмент «Повести временных лет»: «...И вспомнил Олег коня своего...», записать ключевые слова для близкого к тексту пересказа. Приготовить художественный пересказ фрагмента. Индивидуальное задание: Подготовить сообщение «историка» о князе Олеге, «литературоведа» о саге о викинге Орваре Одде, «искусствоведа» об оформлении древнерусских книг (слайдовая презентация)

6

Особенности жанра «Повести о Петре и Февронии Муромских».

1

Чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, дивился, наветы, блаженный, благоверный

Повесть, волшебная сказка, житие, символ

Сказка о царевне-лягушке, странствующие сказочные мотивы. Рафаэль «Битва святого Георгия с драконом», П. Рубенс «Святой Георгий и дракон», Н.А. Римский- Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Беседа, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, заполнение таблиц, прослушивание музыкальных фрагментов

Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Подготовить развернутый рассказ об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских». Индивидуальное задание Подготовить:

сообщение «историка» о событиях, которые нашли отражение в повести;

сообщение «литературоведа» о распространенных в европейском и русском эпосе мотивах — мотиве борьбы со змием и мотиве вещей пряхи, мудрой крестьянской девушки, загадывающей (или отгадывающей) загадки и своей сказочною хитростью побеждающей князя;

сообщение об опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Лексическая работа

Из литературы XVIII в.

7

Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре.

1

Жанр, классицизм, классическое литературное направление, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. 

К.П. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница», «Вирсавия».

Сообщения учителя и учащихся, запись основных сведений в таблицы, отбор материала для выставки и слайдовой презентации, выразительное чтение, работа с учебником.

Составить сообщение о классицизме в русской литературе, архитектуре, живописи, музыке по материалам учебника и урока.

8

Творчество М.В. Ломоносова. Элементы классицизма в

 оде «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

1

Недра, благословенны, дерзайте, ободрении, раченье, Зиждитель.

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

Ода, тема, мотив

Гравюра М. Шрейера с оригинала Шульце, скульптурный портрет М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина, фрагмент из книги «Юности честное зерцало...».

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Сообщения учителя и учащихся, запись основных сведений в таблицы, отбор материала для выставки и слайдовой презентации, выразительное чтение, работа с учебником.

Сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, работа с иллюстрациями, исследовательская работа с текстом, беседа

Подготовить сообщение о М. В. Ломоносове-ученом, используя материал учебника и урока. Индивидуальное задание

Подготовить сообщение «историка» о времени правления императрицы Елизаветы Петровны. Подготовить сообщение о мозаике М. В. Ломоносова «Императрица Елизавета Петровна». Мозаика ломоносовской мастерской (см. ил. в учебнике). Подготовить сообщение о Платоне и Ньютоне. Сообщение об отношении Елизаветы к русской науке Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о событиях жизни М.В. Ломоносова. Сообщение о гравюре М. Шрейера, об открытиях М.В. Ломоносова в области физики, химии, астрономии, экономики, истории, русской грамматики и риторики. Выразительное чтение фрагмента из книги «Юности честное зерцало». Сообщение об увековечивании памяти М.В. Ломоносова. Слайдовая презентация.

Групповое задание: Подготовить материалы к выставке о М.В. Ломоносове, составить текст экскурсии по созданной выставке

9

Творчество Г.Р. Державина.

Тема поэта и власти в стихотворении «Властителям и судиям».

1

Мзда, зло- действы, зы- блить

Лирическое стихотворение, переложение, псалом, риторические фигуры

В.Ф. Ходасевич «Державин». «Наказ...» Екатерины II. «Императрица Екатерина II в образе Фемиды». Скульптор М.И. Козловский. «Императрица Екатерина II». Скульптор Ф.Й. Шубин. Портрет Г.Р. Державина. Художник В.Л. Боровиковский.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы, беседа, составление тезисного плана статьи учебника, работа с иллюстрациями учебника Выразительное чтение, сопоставительный анализ текста 81 псалма и стихотворения Г. Р. Державина, лексическая работа, беседа

Прочитать статью учебника к главе о ГР. Державине.

Составить тезисный план статьи.

Индивидуальное задание:

Подготовить выразительное чтение фрагментов из книги В.Ф. Ходасевича «Державин». Подготовить сообщение «историка» о времени правления Екатерины II, о «Наказе...» Екатерины. Подготовить сообщение о скульптурных изображениях императрицы (скульпторы М.И. Козловский и Ф.И. Шубин)

Домашнее задание Подготовить рассказ о Г.Р. Державине, используя материал учебника и урока. Повторить определение стихотворения. Индивидуальное задание: Подготовить выразительное чтение фрагмента из книги В.Ф. Ходасевича «Державин», а также стихотворения «Властителям и судиям».

Подготовить сообщение о Псалтыри

10

Знакомство с творчеством Д.И. Фонвизина. Конфликт и проблематика комедии «Недоросль».  

           

1

Недоросль,

Невежда, резонер.

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы.

Комедия, ремарка, реплика, «говорящие» фамилии. Система персонажей в пьесе

Иллюстрации Н. Муратова к комедии «Недоросль» Сообщение «историка» о законе «О вольности дворян...», опубликованном 18 февраля 1762 г.

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;



Сообщения учителя и учащихся, оформление результатов работы в рефлексивной таблице, выразительное чтение цитат из комедии, работа

Исследовательская работа с текстом, составление устного рассказа о героях, сообщения учителя и учащихся, беседа, лексическая работа

Прочитать вводную статью учебника о Д.И. Фонвизине. Составить тезисный план статьи. Прочитать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Индивидуальное задание:

Подготовить сообщение о значении понятия «недоросль».

Подготовить сообщение о «говорящих» фамилиях в комедии

Выписать цитаты, характеризующие героев комедии. Составить рассказ о героях по вариантам.

1 вариант — Вральман (д. 3, явл. 8; д. 5, явл. 6).

2 вариант — Цифиркин (д. 2, 3, явл. 6; д. 5, явл. 6).

3 вариант — Кутейкин (д. 2, 3, явл. 6; д. 5, явл. 6).

4 вариант — Софья (д. 2, явл. 2; д. 3, явл. 2.).

5 вариант — Милон (д. 1, явл. 6; д. 2, явл. 1).

6 вариант — Правдин

(д. 3, явл. 1, 2; д. 5, явл. 1).

7 вариант — Стародум (д. 3, явл. 1, 2; д. 5, явл. 1). Подготовить сообщение «историка» о законе «О вольности дворян...» (1762)

11

Просветительские и антикрепостнические идеи в комедии «Недоросль». Смысл финала комедии.

1

Классицизм, новаторство

Н.А. Некрасов «Пестрый галстук с черным фраком...»

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Исследовательская работа с текстом, обобщение результатов исследования, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение по ролям, работа с учебником

Повторить признаки классицизма. Исследовательская работа с текстом

1 вариант. Заполнение второй части таблицы примерами из текста.

2 вариант. Заполнение третьей части таблицы урока 10.

Индивидуальное задание:

Подготовить сообщение о Митрофане

Из русской литературы IXI века

12

Творчество А.С. Пушкина после

Лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»

1

Нежить, гнет, роковой, внимать, призыванье, томленье, упованье, честь, пленительный, вспрянет, самовластье, святой, товарищ.

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы.

Дружеское послание

В. Рождественский

«Баловень лицейской легкой славы...»

Сообщение «историка» о П.Я. Чаадаеве.

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Сообщения учителя и учащихся, беседа, составление тезисного плана статьи учебника

Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, беседа

Подготовить викторину по творчеству А.С. Пушкина (повторить темы «Детские годы А.С. Пушкина», «Лицейские годы А.С. Пушкина»). Прочитать вводную статью учебника «Из русской литературы XIX в.». Составить тезисный план. Индивидуальное задание:

Подготовить сообщения о памятнике А.С. Пушкину в лицейском саду (скульптор Р.Р. Бах).

Выразительное чтение стихотворения В. Рождественского «Баловень лицейской легкой славы...»

Прочитать статью «После Лицея», составить рассказ о пребывании А.С. Пушкина в Петербурге, используя материалы учебника и урока. Подготовить ответы на вопросы 1—3 учебника. Индивидуальное задание

Подготовить сообщение о П.Я. Чаадаеве. Подготовить выразительное чтение фрагмента книги Ю.М. Лотмана «Пушкин».

Подготовить сообщение о слове товарищ.

13

 Человек и природа в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «Туча», «Анчар».

1

Терпение, скорбный,

мрачный.

Алчный, древес, лазурь, унылый, ликующий, рассеянная (буря ), облегать, обвивать, миноваться

Послание

Риторическое обращение, восклицание, эпитет, метафора, аллегория.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов 

Сообщение «историка» о восстании декабристов. Портреты декабристов работы Н. Бестужева.

А. Одоевский «Струн вещих

пламенные звуки...»

И. И. Левитан «Озеро. Русь, 1900».

И.Ф. Стравинский «Туча».

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, слайдовая презентация, беседа Выразительное чтение наизусть, исследовательская работа с текстом, работа с репродукцией картины И.И. Левитана, работа по созданию литературоведческой статьи, сообщения учителя и учащихся, беседа

Выучить стихотворение «К Чаадаеву» наизусть. Индивидуальное задание

 Подготовить сообщение «историка» о восстании декабристов.

Подготовить сообщение «искусствоведа» о портретах декабристов и слайдовую презентацию. Подготовить сообщение «литературоведа» на тему «Пушкин и декабристы»

Выучить стихотворение «Во глубине сибирских руд...» наизусть. Индивидуальное задание

Сообщение «литературоведа» о творчестве А.С. Пушкина 1830-х гг. Сообщение «искусствоведа» о картине И.И. Левитана «Озеро. Русь, 1900». Лексическая работа

14

«Песнь о вещем Олеге». Судьба Олега в летописном тексте и в балладе А.С. Пушкина.

1

Предопределение, судьба, обрек, праща, отроки, тризна, секира

Летопись, баллада

Иллюстрации в учебнике.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, лексическая работа, составление таблицы по результатам исследовательской работы с текстом, беседа

Составить статью для словаря литературоведческих терминов «Аллегория», используя определение, предложенное в учебнике, материалы урока и план. Выучить стихотворение «Туча» наизусть. Индивидуальное задание Подготовить сообщения о князе Олеге.

Подготовить сообщения о хозарах.

Сообщение о роли коня в быту и о значении его изображения в культуре славян.

15

Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме.

1

Рок.

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы.

Образный мир поэмы, прототип и художественный образ

Иллюстрации в учебнике, комментарии имен исторических личностей.

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Выразительное чтение, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями учебника, сообщения учителя и учащихся

Прочитать фрагменты поэмы А.С. Пушкина «Полтава», подобрать цитаты к пунктам плана:

1. Начало боя. 2. Появление Петра. 3. Карл XII.

4. Битва в разгаре. 5. Победа. 6. Пир Петра. Индивидуальное задание

Подготовить сообщение «историка» о Полтавском сражении, комментарии имен исторических лиц, встретившихся в фрагменте; о Кочубее; о мозаике мастерской Ломоносова «Полтавская баталия»

16

Резервный урок

2 четверть (14 часов)

17

М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.Ю. Лермонтов- художник. Образ Родины в стихотворении «Родина».

1

Патриотизм.

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы.

Градация, жанры лирики

Акварели, рисунки, картины М.Ю. Лермонтова. Музыкальные произведения на сюжеты произведений М.Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой» (1835-1836).

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Работа со статьей учебника, сообщения учителя и учащихся, составление письменного ответа на вопрос, беседа

Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся.

Прочитать вводную статью учебника о М.Ю. Лермонтове, выписать ключевые слова и словосочетания по плану. Портрет М.Ю. Лермонтова. Особенности характера.

Составить рассказ о поэте по материалам учебника и урока.

Индивидуальное задание: Сообщение «историка» о взглядах славянофилов. Выразительное чтение стихотворения А. С. Хомякова «Отчизна».

18

Историческая эпоха и образ Ивана Грозного в «Песне про... купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.

1

Опричник, православный народ, кручиниться, зазубрилась сабля, отороченный, фата, молвить, сваха, перевенчана, горю пособить, простоволосая, сказывать, стольник, трапеза, аргамак, яхонтовый, вечерня, тороватый

Вымысел и верность исторической правде

В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»,

И.Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Н.В. Неврев «Опричники».

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, работа с учебником

Выучить стихотворение «Родина» наизусть. Прочитать «Песню про... купца Калашникова». Индивидуальное задание: Сообщение о сюжете о Мастрюке Темрюковиче (по статье В.Г. Белинского «Статьи о народной поэзии»).

Сообщение об эпохе Ивана Грозного и опричнине. Сообщение о «Царском титулярнике».

Сообщение об образе Ивана Грозного в живописи.

19

Основные мотивы «Песни...». Представления русского народа о Родине, чести, достоинстве, долге, семье.

1

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы.

Прием контраста

Иллюстрации В.М. Васнецова «Встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем», «Бой Кирибеевича с Калашниковым», «Прощание с братьями (казнь)».

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Выразительное чтение наизусть, работа с учебником и иллюстрациями, беседа, сообщение учителя

Подготовить выразительное чтение 2 и 3 главы «Песни...».

Выучить наизусть фрагменты «Песни...»:

1 вариант — от слов «Не родилась та рука заколдованная...» до слов «На четыре стороны развеется».

2 вариант — от слов «За прилавкою сидит молодой купец...» до слов «Заметает след человеческий»

20

Н.В. Гоголь в Санкт- Петербурге. «Внешний» и «внутренний» человек в образе героя повести

«Шинель».

1

Аскет, подвижник, мученик

«Говорящие» фамилии

«Невский проспект зимой». Художник А.И. Шарлемань.

Автолитография А. Г. Венецианова «Н.В. Гоголь»

Иллюстрация А. В. Ванециана в учебнике «Акакий Акакиевич в департаменте». «Лествица», Житие св. Акакия.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Выразительное чтение фрагментов книг о Н.В. Гоголе, работа со статьей учебника, иллюстрациями, беседа, создание письменного ответа на вопрос

Выразительное чтение фрагментов повести, работа с иллюстрациями учебника, беседа, лексическая работа

Прочитать вводную статью о Н.В. Гоголе в учебнике, составить план рассказа о Н.В. Гоголе. Групповое задание: Подготовить выставку книг, посвященных Н.В. Гоголю, а также выразительное чтение фрагментов книги В. Вересаева «Гоголь в жизни» и М. Басиной «Петербургская повесть».

Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

21

Акакий Акакиевич и «значительно лицо». Фантастика в повести.

1

Сатирическая повесть.

Иллюстрации А. В. Ванециана, Кукрыниксов.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Выразительное чтение, художественный пересказ, исследовательская работа с текстом, работа со статьей учебника, дискуссия.

Составить художественный пересказ эпизодов.

22

Жизнь и творчество И. С. Тургенева. История сборника «Записки охотника». Природный ум, трудолюбие, смекалка героев рассказа «Хорь и Калиныч».

1

Раболепство.

Цикл, портрет и характер, рассказчик.

Комментарии «историка».

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Беседа, пересказ, выразительное чтение. Сообщение учителя и учащихся, работа с иллюстрациями учебника, лексическая работа.

Прочитать рассказ «Хорь и Калиныч».

Индивидуальное задание: Подготовить комментарии «историка» к названиям и фразам.

23

И.С. Тургенев Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы».

1

Целовальник, красный товар, фризовая шинель, рядчик, осьмуха, лотошил, подьячий, фофан

Цикл, эпилог

Сообщение о Салтычихе. Русские песни.

В.В. Пукирев «Яков Турок поет» («Певцы»). Иллюстрация к «Запискам охотника».

Б.М. Кустодиев «Яков Турок поет» («Певцы»). Иллюстрация к «Запискам охотника».

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Выразительное чтение, рассказы учащихся о героях, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, беседа

Подготовить письменные характеристики Хоря и Калиныча, подчеркнув особенности их отношения друг к другу, к окружающим людям, к занятиям. Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Певцы». Индивидуальное задание: Составить рассказ о Николае Ивановиче, Моргаче, Обалдуе, Диком Барине. Подготовить комментарии «историка» к фразе: «прозванной в околотке Стрыганихой...». Подготовить сообщение о песнях «Не одна во поле дороженька пролегала...», «Распашу я молода- молоденька...»

24

Художественное своеобразие стихотворений в прозе И.С. Тургенева. «Нищий».

1

Нищий

Стихотворение в прозе

В.М. Васнецов «Нищие певцы» и В. Г. Перов «Чаепитие в Мытищах».

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская работа с текстом, лексическая работа, сообщение учителя, беседа

Подготовить выразительное чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий».

Индивидуальное задание:

Подготовить сообщение о картинах В.М. Васнецова «Нищие певцы»,

В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах»

25

Поэзия Н.А. Некрасова. Образ музы в стихотворении

«Вчерашний день, часу в шестом...»

1

Муза.

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы.

Диалоговая речь

Стихотворение Н. А. Некрасова «Безвестен я.

Я вами не стяжал...».

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Выразительное чтение, работа с материалами учебника, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, беседа

Прочитать статью учебника «Современники о Н.А. Некрасове». Индивидуальное задание: Подготовить сообщение «историка» «Сенная площадь».

Подготовить сообщение «литературоведа» об образе музы в поэзии Н.А. Некрасова. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Безвестен я. Я вами не стяжал...»

26

Тема отношения власти к народу в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Н.А. Некрасова.

1

Холопский недуг, прожектеры, искатели мест, скудная лепта, чернь, заветная дверь, пышный подъезд, убаюканный ласковым пением, тризна, щелкопер

Поэма

Г. Г. Мясоедов «Земство обедает».

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, работа с иллюстрациями и статьей учебника, беседа

Выучить наизусть стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...». Индивидуальное задание Лексическая работа. Подготовить комментарии «историка» к имени «А.И. Чернышев», а также к фразе «записав свое имя и званье».

Подготовить сообщение о картине Г.Г. Мясоедова «Земство обедает»

27

Образы жён декабристов, проблема долга в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины».

1

Бригадир.

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы.

Диалоговая речь

Иллюстрации

Учебника.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Выразительное чтения по ролям, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, лексическая работа, составление письменного ответа на вопрос, работа с учебником

Прочитать вводную статью учебника о Н.А. Некрасове.

Выучить наизусть фрагмент стихотворения «Размышления у парадного подъезда» от слов «…Родная земля!» до конца. Индивидуальное задание

 Подготовить сообщение «историка» о Е.И. Трубецкой.

Групповое задание: Подготовить выразительное чтение I главы поэмы по ролям

28

 Художественная идея стихотворения «Железная дорога» Н.А. Некрасова  

1

В обаянии, десятник, ратник, «видел я в Вене святого Стефана», Аполлон Бельведерский, термы, лабазник, ядреный, цинга колтун, Ватикан Колизей, отрадный

Диалоговая речь

К.А. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге».

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Выразительное чтение, лексическая работа, беседа, работа с иллюстрациями, сообщения учителя и учащихся

Прочитать стихотворение «Железная дорога». Индивидуальное задание: Подготовить сообщение «историка» о Клейнмихеле и сообщение о картине К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»

29

Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова- Щедрина. Особенности сатирических сказок писателя.

1

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы.

Аллегория, гротеск

И.Н. Крамской «М.Е. Салтыков-Щедрин».

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Сообщения учителя и учащихся, работа с таблицами и материалами учебника, выразительное чтение

Выучить 1 часть стихотворения «Железная дорога» наизусть. Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о портрете М.Е. Салтыкова-Щедрина работы И.Н. Крамского

30

Резервный урок

3 четверть (22 часа)

31

32

Приёмы создания образа помещика в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

1

Мякина (полова), посконный, фанфаронство, гранпасьянс, Евфрат и Тигр, Древний Исав

Гротеск, аллегория, сатирический образ, сатирический персонаж, мораль

Сообщение «историка» о газете «Весть»; комментарии фраз: «сократил он их так, что некуда носа высунуть»; «думает, какие он машины из Англии выпишет...».

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Составление цитатного плана статьи учебника и сказки, выразительное чтение по ролям, работа с иллюстрациями учебника

Составить цитатный план статьи учебника, посвященной М.Е. Салтыкову- Щедрину, и рассказ о писателе по материалам учебника и урока. Прочитать сказку «Дикий помещик», составить ее цитатный план. Индивидуальное задание Лексическая работа. Сообщения «историка» о газете «Весть» и «искусствоведа» о Прове Садовском

33

Образы главных героев и авторское отношение к ним в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил...»

1

Кантонисты,

Каллиграфия.

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы.

Сказка, повесть

Иллюстрации в учебнике.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Выразительное чтение, составление цитатных планов, беседа

Прочитать сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил...».

Составить цитатный план сказки.

Выписать из текста сказки обороты речи, свойственные русской сказке. Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение сказки «Морока». Составить комментарии следующих фраз: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре...»; «Служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии»; «Шекснинская стерлядь золотая»; «Все, на что бы они ни обратили взоры, — все свидетельствовало об еде». Групповое задание: Нарисовать портреты генералов и мужика, подготовить выставку иллюстраций

34

Л. Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Образы защитников в рассказе «Севастополь в декабре месяце»

1

Маджара, на Графскую, линию бона, фурштатского солдатика, про дело двадцать четвертого, про альминское дело, про бомбардирование пятого числа, траверс, бруствер.

Рассказ, книга рассказов.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 

Иллюстрации в учебнике.

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Выразительное чтение, рассказ о герое, работа с иллюстрациями учебника

Прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце».

Подготовить пересказ статьи учебника «Поразмышляем о прочитанном».

Индивидуальное задание:

Подготовить комментарии названий и указаний на события

35

Творчество Н. С. Лескова. Сюжетная основа, особенности языка и жанра сказа «Левша».

1

Междоусобные разговоры, кунстамера, грабоватый, кизлярка, ажидация, мортимерово ружье, керамида и др.

Своеобразие стиля, сказ, рассказчик, речь.

Иллюстрации учебника.

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Выразительное чтение, лексическая работа, работа с иллюстрациями учебника, беседа.

Подготовить пересказ фрагмента автобиографии Н. С. Лескова. Подготовить слайдовые презентации «Музей Н. С. Лескова», «Памятник Н. С. Лескову».

36

Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России

1

Свистовые, потная спираль сделалась, форейтор, пудель, тугамент, казамат и др.

Сказовый

характер прозы.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов 

Иллюстрации

Учебника.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями учебника, пересказ статьи учебника «В мире художественного слова Н.С. Лескова»

Подготовить пересказ статьи учебника «В мире художественного слова Н.С. Лескова».

Подобрать цитаты для заглавий (главы 5—20). Индивидуальное задание Лексическая работа

37

Природа и человек в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. «Фонтан», «Я пришёл к тебе с приветом», «Вечер».

1

Метафора, эпитет, олицетворение

И.И. Шишкин «Рожь», А.К. Саврасов «Рожь».

Пьеса П.И. Чайковского «Август» из цикла «Времена года».

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Составление цитатного плана учебника, беседа, чтение наизусть стихотворений поэтов, составление комментариев к портретам А.А. Фета разных лет.

Выразительное чтение наизусть, работа с репродукциями картин и музыкальными фрагментами, со статьей учебника

Составить тезисный или цитатный план вводных статей о А.А. Фете и Ф.И. Тютчеве. Индивидуальное задание Подготовить чтение наизусть стихотворения «Фонтан» или «Вечер». Групповое задание: Подготовить выставку книг А.А. Фета, Ф.И. Тютчева

38

А. П. Чехов в воспоминаниях современников. Художественная идея рассказа «Хамелеон».

1

Хамелеон

Психологический портрет, сюжет.

Иллюстрации в учебнике. «Хамелеон». Художник П. Пинкисевич, «хамелеон». Художник С. Алимов.

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Работа с иллюстрациями и статьями учебника, выразительное чтение воспоминаний современников. Исследовательская работа.

Составить цитатный план вводной статьи учебника об А. П. Чехове. Подготовить выразительное чтение воспоминаний об А. П. Чехове. Прочитать рассказ А. П. Чехова Хамелеон».

39

Сатира в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника».

1

Чиновник, экзекутор, экзекуция.

Сатира.

Иллюстрации в учебнике.

Лексическая работа, исследовательская работа, выразительное чтение по ролям.

Прочитать рассказ «Смерть чиновника». Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям.

40

Произведения русских поэтов XIX века о России.

1

Самостоянье, алтарь, животворящий, святыня.

Инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение.

А. С. Пушкин. «Роман в письмах», романс «Песня» (слова Н. Языкова, музыка А. Алябьева).

Выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, работа с иллюстративным материалом.

Подгоовить выразительное чтение стихотворений.

Из русской литературы XX века

41

Жизнь и творчество М. Горького.

 «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» в повести «Детство».

1

«Свинцовые мерзости»

Лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи

Иллюстрации Б.А. Дехтерева.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Составление цитатного плана произведения, выразительное чтение, художественный пересказ, составление комментариев цитат из текста, работа с иллюстрациями учебника.

Прочитать избранные главы из первой части трилогии «Детство».

Подобрать цитаты-названия для глав повести. Индивидуальное задание: Подготовить рассказ о мастере Григории, художественный пересказ ссоры дядьев, эпизода с наперстком, сцены наказания Саши.

42

Народная Россия в изображении М. Горького.

Гуманистическая направленность повести.

1


Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 

Иллюстрации Б.А. Дехтерева.

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Составление рассказа о герое, выразительное чтение по ролям, заполнение таблицы, обобщающей результаты беседы.

Подготовить рассказ о Хорошем Деле, Цыганке, мастере Григории. Подготовить художественный пересказ эпизода пожара.

43

Романтический рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Идеи «Легенды о Данко», «Легенды о Ларре».

1

Святость

Романтизм

Иллюстрации Б.А. Дехтерева

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями учебника, исследовательская работа с текстом.

Написать сочинение на одну из тем в учебнике (по повести «Детство»). Прочитать «Легенду о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Индивидуальное задание Подготовить художественный пересказ легенды о Ларре.

Подготовить сообщение о значениях имен Данко и Изергиль.

Подготовить сообщение о символическом значении красного цвета.

44

Творчество И.А. Бунина.

Темы и мотивы в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…»

1

Темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

П.И. Чайковский «Подснежник. Апрель» из цикла «Времена года». И.И. Левитан «Весна. Большая вода».

Работа с учебником, репродукцией картины И.И. Левитана, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом.

Прочитать статью об И.А. Бунине. Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о картине И.И. Левитана и пьесе П.И. Чайковского «Подснежник. Апрель» из цикла «Времена года».

45

Смысл названия и основные проблемы в рассказе И.А. Бунина «Кукушка».

1

Дом

Эпитет, метафора, олицетворение

И.Е. Репин «Мужичок из робких».

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Работа с учебником и репродукцией картины И. Репина, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, беседа.

Прочитать рассказ И.А. Бунина «Кукушка». Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о картине И.Е. Репина «Мужичок из робких» (1877).

46

Творчество А.И. Куприна. Тема добра в рождественском рассказе «Чудесный доктор».

1

Вера, Евграф,

Николай.

Алмаз

Рассказ, анекдот

Иллюстрация Г.А. Траугота.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Актуализация полученных знаний, составление плана статьи учебника, работа с иллюстрациями учебника, художественный пересказ от лица героя рассказа, лексическая работа, беседа.

Прочитать статью в учебнике «Художник за работой» и интервью с А.И. Куприным. Прочитать рассказ «Куст сирени». Индивидуальное задание

Подготовить сообщение об именах Вера, Николай, Евграф, о символическом значении алмаза. Подготовить пересказ эпизода в ломбарде от лица оценщика.

47

Смысл названия и идея в рассказе А.И. Куприна «Аllez!».

1

Претенциозный

Диалог, деталь, мотив

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Составление цитатного плана рассказа, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, беседа.

Прочитать рассказ «Аllez!».

Составить цитатные планы эпизодов, в которых звучит слово «аllez!». Индивидуальное задание

Подготовить сообщение о рассказах А. Куприна, посвященных цирку.

48

Особенности поэзии В.В. Маяковского. Словотворчество в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

Ясь, тьма

Каламбур, ритм, «лесенка»

Иллюстрации И.А. Долгорукова.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями.

Прочитать статью учебника о В.В. Маяковском. Ответить на вопросы после статьи.

Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о крылатом выражении «солнце русской поэзии».

49

Поэзия и жизнь С.А. Есенина. Чувства лирического героя в стихотворениях

«Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…».

1

Цветь

Образ- пейзаж, поэтический синтаксис

Авторский неологизм, метафора

Иллюстративный материал учебника

Работа с учебником, исследовательская работа с текстом, беседа, сообщения учителя и учащихся, составление письменного ответа на вопрос, выразительное чтение.

Выразительное чтение, работа с учебником и иллюстративными материалами учебника, исследовательская работа с текстом, беседа, сообщения учителя и учащихся.

Выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…». Индивидуальное задание: Подготовить выразительное чтение стихотворений «Каждый труд благослови, удача!..» и «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Подготовить сообщение о фотографиях С.А. Есенина, помещенных в учебнике.

50

Творчество И.С. Шмелева. Проблематика рассказа «Русская песня».

1

Политура, камфара, полвершка, «монах», парусиновый

Рассказчик и его роль в повествовании.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 

Иллюстративный материал учебника

Выразительное чтение, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, устное словесное рисование, беседа.

Выучить наизусть стихотворение «Отговорила роща золотая…». Прочитать статью в учебнике, посвященную И.С. Шмелеву.

Прочитать рассказ «Русская песня», главу «Яблочный спас».  Составить цитатный план. Индивидуальное задание: Подготовить сообщение «Портрет И. Шмелева». Подготовить выразительное чтение воспоминаний И. Шмелева.

51

Творчество М.М. Пришвина. Человек и природа в рассказе «Москва-река».

1

Малая родина.

Звенигород.

Богемские леса

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов, подтекст, градация, эпитеты, метафора.

Иллюстративный материал учебника

Составление плана статьи учебника, отбор материала для книжной выставки и слайдовой презентации, выразительное чтение, письменный ответ на вопрос. Выразительное чтение по ролям, беседа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся.

Прочитать статью в учебнике о М.Н. Пришвине, составить план рассказа о писателе. Прочитать рассказ М.М. Пришвина «Москва-река».  

Индивидуальное задание: Подготовить рассказ о М.М. Пришвине по изученным в 6 классе материалам.

Подготовить выставку книг М.М. Пришвина. Подготовить сообщение о Богемском лесе и Звенигороде, выразительное чтение фрагментов главы «Образ художника» книги В.Д. Пришвиной «Наш дом».

Групповое задание: Подготовить экскурсию — слайдовую презентацию «Музей М. М. Пришвина в Дунине».

52

Резервный урок

4 четверть (16 часов)

53

Творчество К. Г. Паустовского. Мир природы в повести «Мещёрская сторона».

1

Романтический

Лирическая проза.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 

И.И. Левитан «Туман над водой», «Заросший пруд», «Июньский день», «Папоротник в лесу», «В парке», «Деревенская панорама», «Над вечным покоем».

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Выразительное чтение, художественный пересказ, составление тезисного плана статьи учебника, работа с иллюстрациями, составление комментариев к картинам И.И. Левитана, беседа.

Прочитать вводную статью о К.Г. Паустовском, составить ее тезисный план. Подготовить выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части «Первое знакомство». Индивидуальное задание: Лексическая работа. Подготовить сообщение «географа» «Мещёрская низменность». Подготовить комментарии: «Дж. Стефенсон», «фальцет».

Подготовить выразительное чтение фрагментов «Автобиографии» К. Паустовского.

Групповое задание: Подготовить выставку репродукций картин И.И. Левитана.

54

К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона». Образ рассказчика в повести.

1

Бескорыстие

Эпитеты, метафоры, олицетворения, пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов 

Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, лексическая работа

Подготовить выразительное чтение частей: «Леса», «Луга», «Бескорыстие». Выписать из части «Леса» слова и сочетания слов, передающие ощущение цвета.

Выполнить задания 7,8 учебника на материале частей «Леса» и «Луга». Из части «Луга» выписать метафоры

55

Поэзия Н.А. Заболоцкого.  Тема и идея стихотворения «Не позволяй душе лениться...»

1

Душа

Риторические восклицания, метафоры, роль глаголов и местоимений

Фразеологизмы со словом душа.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Сообщения учителя и учащихся, работа с рефлексивной таблицей, выразительное чтение, лексическая работа, работа с учебником, беседа

Подобрать фразеологизмы со словом душа. Составить устные рассказы о людях, чья жизнь может быть примером стремления к самосовершенствованию. Индивидуальное задание Подготовить сообщение о сборнике «Тарусские страницы».

56

Жизнь и творчество А.Т. Твардовского. Композиция стихотворения «Прощаемся мы с матерями...» Сложные вопросы бытия в стихотворении «На дне моей жизни…».

1


Композиция лирического стихотворения, поэтический синтаксис

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов 

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся, беседа

Подготовить выразительное чтение фрагмента воспоминаний О.Г. Верейского об А.Т. Твардовском

Подготовить сообщение об О.Г. Верейском — иллюстраторе произведений поэта.

Выучить наизусть на выбор одно из стихотворений

57

Образ рядового бойца в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

1

Поэма.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов 

Иллюстрации О.Г. Верейского к поэме «Василий Теркин».

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Сообщения учителя и учащихся, составление плана сообщения по статьям учебника, работа с иллюстрациями, беседа, выразительное чтение.

Прочитать главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» «Переправа», «Два солдата». Прочитать статьи учебника «О поэме «Василий Теркин» и «Как был написан «Василий Теркин».

По материалам статей составить план сообщения на тему «Книга про бойца: история и судьба». Индивидуальное задание Подготовить сообщение о читательских откликах на поэму А.Т. Твардовского. Подготовить сообщение об О.Г. Верейском — иллюстраторе произведений поэта.

58

Лирика поэтов-участников ВОВ. Факты биографии поэтов-фронтовиков.

1

Творчество.

Эпитет, метафора, олицетворение.

Сообщение учащихся, выразительное чтение, беседа, лексическая работа.

Подготовить выразительное чтение стихотворений.

59

Жизнь и творчество Б. Л. Васильева. Смысл названия и идея рассказа «Экспонат №…»

1

Формализм.


Рассказчик и его роль в повествовании.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 

Сообщение о Смоленской крепостной стене.

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Выразительное чтение, составление цитатного плана рассказ, работа со статьей учебника, иллюстративными материалами.

Прочитать рассказ Б. Л. Васильева «Экспонат №..». Составить цитатный план рассказа о судьбе Анны Федотовны.

60

Жизнь и творчество В.М. Шукшина. Особенности характера главного героя в рассказе «Чудик».

1

Чудик

Язык персонажей

Иллюстративные материалы учебника. Деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве.

Выразительное чтение фрагментов книги В. Коробова и фрагмента «Слова о малой родине» В.М. Шукшина; экскурсия в Дом- музей В.М. Шукшина в Сростках. Сообщение учителя.

Составить тезисный план статьи учебника «Талант, согретый любовью к людям». Прочитать рассказ «Чудик».

Индивидуальное задание:

Подготовить сообщение о памятнике Шукшину. Подготовить выразительное чтение фрагментов книги В. Коробова «Василий Шукшин».

Групповое задание: Подготовить заочную экскурсию по музею В.М. Шукшина в Сростках

61

Тема малой родины в творчестве В.М. Шукшина

1

Шукшинские чтения

Иллюстрации в учебнике

Выразительное чтение, работа с учебником и иллюстрациями, работа с текстом, беседа

Прочитать фрагмент «Слова о малой родине» В.М. Шукшина, написать сочинение-размышление о своей малой родине.

62

Русские поэты XX в. о России. Внутреннее единство лирических героев с родиной, народом, родной природой.

1

Преемственность, пищаль

Сравнение, риторический вопрос, риторическое восклицание

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, обобщение и систематизация материалов, беседа

Индивидуальное задание

Подготовить сообщения об А. А. Ахматовой, М.И. Цветаевой,

Я.В. Смелякове, А.И, Фатьянове, А.Я. Яшине и др. Подготовить выразительное чтение стихотворений раздела учебника «Русские поэты XX в. о России»

Из зарубежной литературы

63

Творчество У. Шекспира. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

1

Сонет

Портрет Шекспира работы художника Друшаута.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Составление вопросов к статье учебника, составление плана рассказа об У. Шекспире, выразительное чтение, беседа, прослушивание музыкальных произведений.

Составить вопросы к вводной статье учебника «Из зарубежной литературы». Составить план рассказа об У. Шекспире по статье «Уильям Шекспир». Индивидуальное задание Подготовить выразительное чтение сонетов У. Шекспира (30, 54, 90, 102).

Подготовить сообщение о портрете У. Шекспира.

64

Поэзия Р. Бёрнса. Основные мотивы и жанровое своеобразие стихотворений «Возвращение солдата», «Джон

Ячменное

Зерно».

1

Лиро-эпическая песня, баллада, метафора.

Портреты Р. Бёрнса работы А. Нейсмита, Питера Тейлора.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Иллюстративный материал учебника. Художник В.А. Фаворский.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Составление плана статьи учебника, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений, беседа.

Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся, беседа.

Составить план статьи учебника о Р. Бёрнсе. Индивидуальное задание Подготовить выразительное чтение стихотворения «Возвращение солдата».

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Джон Ячменное Зерно». Индивидуальное задание Подготовить сообщение о «трех королях», которых разгневал Джон Ячменное Зерно.

Подготовить сообщение о шотландских обычаях.

65

Творчество Р. Стивенсона. Приключенческий роман «Остров сокровищ».

1

Сила духа, смелость, честность

Роман

Иллюстрации Г. Брока.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Составление вопросов к статье учебника, художественный пересказ глав романа, сообщения учителя и учащихся, просмотр фрагментов мультфильма «Остров сокровищ»

Составить вопросы к статье учебника о Р. Стивенсоне.

Составить художественный пересказ глав романа «Остров сокровищ»

(гл. 13, 14. 15). Индивидуальное задание

Подготовить сообщение «Где находится остров сокровищ?».

Прототипы героев романа. Подготовить сообщения о героях, упомянутых в главах 13,14, 15; о мультфильме «Остров сокровищ».

66

Поэт-странник Мацуо Басё. Особенности структуры хокку.

1

Дзен-буддизм

Хокку

(хайку)

Гравюры Андро Хиросигэ.

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Сообщения учителя и учащихся, составление плана к статье учебника, работа с иллюстрациями, беседа.

Составить план рассказа о М. Басё по материалам статьи учебника. Подготовить ответы на вопросы 1—3 после статьи.

Индивидуальное задание Подготовить сообщение об Андро Хиросигэ и хокку М. Басё «Маленький краб...».

Подготовить выразительное чтение хокку в учебнике.

Подготовить сообщения о шлеме Санэмори, о Ёси- цунэ, о ловле светлячков, о легенде «Камень смерти», о чайной церемонии

67

Жизнь и творчество А. де Сент-Экзюпери.  Рассказ чик в романе «Планета людей» (глава «Линия»).

1

Духовность

Эссе

Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Составление вопросов к статье учебника, выразительное чтение, художественный пересказ эпизодов, лексическая работа, беседа

Выучить наизусть хокку (по выбору).

Составить вопросы к статье об А. Сент-Экзюпери. Прочитать первую главу романа «Планета людей». Индивидуальное задание Подготовить пересказ эпизодов о Мермозе и Бюри; выразительное чтение фрагмента книги М. Межо «Сент-Экзюпери». Подготовить сообщение о Норе Галь

68

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Планирование по литературе для 8 класса по программе Г.С. Меркина (2 часа)

На этом этапе литературного образования на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой п...

Планирование по литературе для 8 класса по программе Г.С. Меркина (3 часа)

На этом этапе литературного образования на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой п...