Нравственные ценности в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Никитина Ольга Николаевна

Урок содержит материалы, направленные на формирование умений анализировать текст произведения, аргументированно доказывать собственные суждения, характеризовать героев. Урок способствует пониманию нравственных ценностей: дома, семьи, любви и мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_tsennosti_v_romane_m.a._sholohova_tihiy_don.docx26.03 КБ
Файл tihiy_don.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Нравственные ценности в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Цель урока: усвоение нравственных ценностей: дом, семья, любовь, мир, - отображённых в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Задачи урока:

  • продолжить формирование умения анализировать художественный текст, аргументировано доказывать собственные суждения;
  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
  • развивать творческую и речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
  • совершенствовать умение доказывать, анализировать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
  • развивать эмоциональную восприимчивость;
  • способствовать пониманию нравственных ценностей: дома, семьи, любви и мира.

Ход урока: 1. Вступительное слово учителя (слайд 1)

Мы заканчиваем изучение романа-эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон» и сегодня закроем последнюю страницу книги. На протяжении нескольких уроков пытались разобраться в сложном (объемном) содержании романа; 
понять авторскую версию событий; очертить круг проблем, поставленных автором; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов. 
Читая последнюю главу романа, мы еще раз перелистаем страницы великой книги и попытаемся понять, что же хотел сказать М.Шолохов читателям 20-х годов ХХ столетия и нам, читателям ХХI века.

2. Нравственные ценности. Формулировка темы урока (слайды 2, 3)

3. Задание: восстановите хронологию событий, изображённых в романе:

1. Первая мировая война

2. Григорий Мелехов живет в семье отца, влюбляется в Аксинью

3. Женитьба на Наталье

4.Григорий уходит из семьи, вместе с Аксиньей живёт в Ягодном

5. Мирная жизнь донского казачества

6. Гражданская война

7. Смерть дочери, измена Аксиньи, возвращение в семью

8. Григорий Мелехов переходит на сторону большевиков

9.Разочарование в «красных», участвует в восстании на Дону. Встречается с Аксиньей. Смерть Натальи

10.Банда Фомина. Побег на Кубань. Гибель Аксиньи.

11.Возвращение в родной дом. Встреча с Мишаткой

12.Григорий Мелехов демобилизуется из армии, живёт с Аксиньей и детьми.

Проверка задания (слайд 4)

 Роман М. Шолохова «Тихий Дон» посвящен изображению жизни казачества в трагические годы российской истории. Человек и история – одна из центральных проблем романа-эпопеи, и избранный автором жанр обязывал писателя к глубокому и всестороннему отражению эпохи. Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» является война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Семья у Шолохова – это зеркало, своеобразно отражающее и события мировой истории.. Тема шолоховского романа – семья, простой человек в водовороте исторических событий. Впервые в русской литературе в «большом жанре» – романе – люди из народа оказались не среди второстепенных персонажей, а в самом центре. Каждый из характеров, изображенных М. Шолоховым, несет в себе ту неповторимость, которая составляет разнообразие и богатство человеческого мира.  
4. Задания по группам

1 группа: Семья Мелеховых

 История семьи Пантелея Мелехова. (слайды 5, 6) 
 Используя иллюстрации и цитаты из текста, подготовьте ответ по теме «Нравственные ценности в семье Мелеховых»

                   План ответа

                  Цитаты

1.Глава семьи Пантелей Прокофьевич ( внешность, характер)

«Под  уклон сползавших годков  закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства.»

2. Сохранение традиций

Для Пантелея Прокофьевича, главы семейства, существующий уклад жизни был освещён временем, обычаем.

3.Отношение к сыновьям

«Сыновей на войну провожал рядовыми казаками, а выслужились в офицерья, что ж, аль мне не гордо прокатить сына по хутору? Пущай гуляют и завидуют. А у меня, брат, сердце маслом обливается!» - простодушно признается Пантелей Прокофьевич.

4.Отношение Пантелея Прокофьевича к труду

Всю свою жизнь стремился Пантелей Прокофьевич к достатку и богатству. Сам работал, не жалел семьи, все тащил в дом.

5. Ильнична – хранительница домашнего очага

Ильинична – хранительница очага, продолжательница казачьего рода, «мудрая и мужественная старуха». И. признается Наталье, что многого натерпелась от мужа. И изменял он ей, и бил почти до смерти. Но все вытерпела Ильинична ради долга: семьи и детей.

6. Нравственные ценности семьи Мелеховых

2 группа: Гражданская война

Тема Гражданской войны в романе. (слайд 7) 

Задание: прокомментируйте высказывание Б.Васильева, опираясь на роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»

« В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов…Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем не сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей… В ней есть только побеждённые-  мы все, весь народ, вся Россия.»

Примерный ответ учащихся.
Советская власть принесла с собой самое страшное, что может быть в истории государства, - гражданскую войну. Гражданская война - это война, которая идет внутри страны, заставляет отца убивать сына, а брата - брата. Один из эпизодов гражданской войны - война на казачьей донской земле - изображена в романе М.М. Шолохова «Тихий Дон». 
Семья Мелеховых; находящаяся в центре внимания Шолохова, - своего рода микромир, в котором, как в зеркале, отражалась страшная трагедия войны. Шолохов пишет: «Семья распадалась на глазах у Пантелея Прокофьевича. Они со старухой оставались вдвоем. Неожиданно и быстро были нарушены родственные связи, утрачена теплота взаимоотношений, в разговорах все чаще проскальзывали нотки раздражительности и отчуждения. Гражданская война сломала жизнь Григорию. Его колебания, метания между белыми и красными свидетельствуют не только о нетвердости характера героя, но и о том, что он искатель правды. Григорию хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Его то тянуло к большевикам, и он шел, других вел за собой. Но потом было раздумье, и он холодел сердцем: «Неужто прав Изварин? К кому же прислониться?». 
Эти мысли смешивались в герое с совершенно другими. Григорий представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, позже выедет в степь, пойдет за плугом, «ощущая его живое биение и толчки». Он представлял себе, как будет вдыхать «сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости». От этих мыслей у Мелехова теплело на душе. Ему хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза: «Мира и тишины хотелось…» 
Григорий Мелехов не находит правды ни в большевистской среде, ни в среде белогвардейцев, потому что и те, и другие поглощены только классовой борьбой. А классовая борьба в любом случае, всегда и везде - кровь, насилие, убийства. Душа же Григория истосковалась по мирной жизни, мирному сельскому труду, родному куреню, близким людям. Но все это беспощадно отняла у него война. 
Война внесла разногласия в семейные отношения Мелеховых. Она сломала казачество, разбила его крепкие и трудолюбивые семьи, разрушила его вековые устои и традиции. Именно поэтому гражданская война оценивается Шолоховым исключительно отрицательно, хотя описывается в романе объективно, правдиво, реалистично. (слайд 8)

3 группа: Женские образы ( слайд 9)

Задание: подготовьте ответ по теме «Женщины, любящие Григория Мелехова»

           План ответа

        Цитаты

1.Наталья Коршунова

“Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие… Не пойду, пущай и не сватают. А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите…”

2. Любовь-верность Натальи

«…ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый  шепот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной незаслуженной обидой”.

3.Аксинья Астахова

У Аксиньи "точеная шея", "пушистые завитки волос", "зовущие губы". Это натура страстная, пылкая. Любовь к Григорию озарила ее безрадостную жизнь.

4.Любовь-страсть Аксиньи

Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, “залить любовью, владеть им, как раньше”, до женитьбы.

“Как бы ты думал?.. Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Пешком пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни. Лучше убей, но не бросай опять!..”

4 группа: Григорий Мелехов ( слайд 10)

Задание: Подготовить ответ по теме «Судьба Григория Мелехова»

        План ответа

           Цитаты

1 Внешность и характер Григория

«Григорий в отца попер: на полголовы выше Петра…такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей.»

Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу.

2. Григорий на войне

"...Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули..."  "...Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча… Иначе нельзя было… А зачем я энтого срубил?.."  "...Вот и ну, срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится, сволочь. Аль я виноват?.."

«Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым - четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил.»

«Стало казаться, что уже и правды не свете не существует и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда.»

«Ха! Совесть! Я об ней и думать позабыл! Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась! Людей убиваешь… Неизвестно для чего всю эту кашу… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»

3. Испытание любовью

“Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу – взяла детей и ушла жить к матери, если бы она умерла там, ожесточенная в ненависти к неверному мужу и не примирившаяся, Григорий, пожалуй, не с такой силой испытывал бы тяжесть утраты, и уж, наверное, раскаяние не терзало бы его столь яростно. Но со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты. Это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем…”

4.Нравственный выбор

Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось, - поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг: на лошадей, на крутую, обтянутую тулупом спину отца. Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира.»

Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по родному хутору. С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она - толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето стрепета». 
Важнейшая черта характера Григория Мелехова – потребность самому «разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить». 
«Сам ищу выхода» - эти слова являются лейтмотивом драматических метаний главного героя.
5. Просмотр последнего эпизода фильма «Тихий Дон» 

 В конце романа Григорий Мелехов стоит у своего дома на руках с оставшимся в живых сыном. К чему же он пришел в итоге?

Примерный ответ учащихся

 Григорий Мелехов потерял свою семью, он никогда не мог оценить и понять беззаветно любившую его Наталью, не нашел он своего окончательного счастья с Аксиньей, которую отбирает как будто сама судьба. Он окончательно расколот: единой правды, настоящей и полной, которая соответствовала бы его максималистскому и трагически двойственному отношению к жизни, он не смог найти. Любая правда оказывалась лишь на время успокаивающей какую-то одну из сторон его личности. Но несмотря на все это, жизнь все равно продолжается, финал у романа открытый. Эта жизнь оказывается воплощенной в символической финальной картине, когда Мелехов стоит у дома с ребенком на руках. Каков будет дальнейший путь его, сказать невозможно: может быть, его расстреляют уже на следующий день за все, что он до сих пор совершил, может быть, ему удастся собрать обломки собственной жизни, вырастить сына. Шолохов не определяет однозначного конца для своего героя, оставляя место возможностям. Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни, которого он отчетливо так и не обретает, — это трагический путь обретений, ошибок, тяжких потерь, который прошла Россия в роковом XX веке. 

6. Подведение итогов

- О каких нравственных ценностях мы задумываемся, перелистывая страницы романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»?

Для Шолохова и его героя являются главными в жизни – дом, семья, труд, любовь. И ничего важнее этого нет! Потому что дом – это начало начал. Именно в семье учатся заботиться друг о друге, трудиться, любить, понимать. Дом – это крепость, защита, спасение. 
Куда мы спешим, когда возвращаемся из дальних странствий? Домой! 
Когда все рушится вокруг (предают друзья, на работе неудачи, в стране разруха), что спасает? Дом! 
Кто тебя простит, что бы ты ни сделал? Семья! 
Кто тебя утешит и поддержит в горе и в беде? Семья! 


На улице дождь непрерывный, 
А дома тепло и светло. 
И можно на бурые ливни 
Спокойно смотреть сквозь стекло. 
Тут можно укрыться от зноя, 
Спастись от морозного дня. 
В хорошее место родное - 
Домой так и тянет меня. 
А.Барто 

7. Д.з.  Написать примеры-аргументы из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» для сочинения в формате ГВЭ «Нравственный выбор»


     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Нравственные ценности Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Слайд 3

Нравственные ценности в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Слайд 4

Хронология событий в романе 1 . Мирная жизнь донского казачества 2. Григорий Мелехов живет в семье отца, влюбляется в Аксинью 3. Женитьба на Наталье 4 . Григорий уходит из семьи, вместе с Аксиньей живёт в Ягодном 5. Первая мировая война 6. Смерть дочери, измена Аксиньи, возвращение в семью 7. Гражданская война 8. Григорий Мелехов переходит на сторону большевиков 9.Разочарование в «красных», участвует в восстании на Дону. Встречается с Аксиньей. Смерть Натальи 10. Григорий Мелехов демобилизуется из армии, живёт с Аксиньей и детьми 11. Банда Фомина. Побег на Кубань. Гибель Аксиньи. 12.Возвращение в родной дом. Встреча с Мишаткой

Слайд 5

«Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич : раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства.» Ильинична – хранительница очага, продолжательница казачьего рода, «мудрая и мужественная старуха». И. признается Наталье, что многого натерпелась от мужа. И изменял он ей, и бил почти до смерти. Но все вытерпела Ильинична ради долга: семьи и детей.

Слайд 7

« В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов…Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем ни сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей… В ней есть только побеждённые- мы все, весь народ, вся Россия.» Борис Васильев

Слайд 8

Взаимная жестокость враждующих сторон Кошевой расстреливает Петра Мелехова Дарья убивает Котлярова

Слайд 9

Аксинья Астахова и Наталья Коршунова У Аксиньи "точеная шея", "пушистые завитки волос", "зовущие губы". Это натура страстная, пылкая. Любовь к Григорию озарила ее безрадостную жизнь. Зная, что и Григорий ее любит, Аксинья готова нарушить все правила, установленные жизнью, ее не пугает ни общественное мнение, ни побои нелюбимого, пьющего и гулящего мужа. Независимая и свободолюбивая, Аксинья всюду готова следовать за Мелеховым, не раздумывая, разделить с ним и радости, и печали. Ни позор, ни осуждение не останавливают ее. Любовь стала для этой женщины путеводной звездой, Наталья - верная жена и очень заботливая мать, работящая, терпеливая, отзывчивая, доброжелательная, умеющая прощать. Беззаветно любя мужа, Наталья понимает, что его сердце привязано к другой женщине, но она молча страдает, не жалуясь никому. Самоотверженно несет она свой крест, дожидаясь возвращения непутевого мужа. Наталья — натура прямая, она не умеет ни обманывать, ни лицемерить.

Слайд 10

Григорий Мелехов «Григорий в отца попер : на полголовы выше Петра…такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей.» Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия : вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"

Конспект классного  часа, формирующего у школьников нравственное миропонимание....

Нравственные ценности. Истинные и мнимые ценности.

Воспитательное занятие. Целью которого является обсуждение понятий "ценности", "цена", их буквальное и переносное значение. Содействие формированию у учащихся умения осмысливать и ...

Тема урока: «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека. Подтема: «Возможен ли диалог ценностей?»

Цель: Сохранить через диалог нравственных ценностей историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых и пробуждать актуальное желание служить н...

Неделя психологии в 5 классе 22.11.23 г. "Развитие у обучающихся переживания ценности человеческой жизни, собственной и другого человека, освоение и укрепление нравственных ценностей".

Тренинговое занятие "Ценность каждого".Цель: формирование у обучающихся чувства ценности жизни любого человека.В ходе занятия проводится разговор о том, что такое добро и делается это в виде...