Рабочая программа "Родная литература" 6 , 7, 8 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)

Рабочая программа "Родная литература"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnaya_literatura.doc429 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

671610, РБ, с. Баргузин, ул. Калинина, д.51 «А», тел. 41540, факс(30131)41540,  barguzinschool@gmail.com

«Рассмотрено»

  Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская сош»:

Н. В. Чебунина /________  /

Протокол №__1_______от

 «_31__»__08______2020г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

НМР   МБОУ «Баргузинская сош»:

/________/

«__31_»____08____2020г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Баргузинская  сош»

/_________/Приказ № _130/1_____ от « _31__» ___08____2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе

для обучающихся   6, 7. 8  классов

на    2020  _ - 2021  учебный год

                           

                               Составлена

                                                                              учителем  русского языка и литературы:

                                        Чебуниной Н. В.

                                                 Принята  на заседании

                                                 педагогического совета

                                            протокол № 1_____от

                                                   « 31___» ____08_______2020г.

        

с. Баргузин, 2020

Пояснительная записка

       Рабочая программа ученого предмета «Родная литература» разработана для обучения учащихся 6, 7, 8 классов с ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г № 1897 (ред. от 31.12. 2015г);

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №816 от 23.08.2017г «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологии при реализации образовательных программ»;

-Постановлением главного санитарного врача от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.35.98-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и социальной инфраструктуры для детей  

- Приказом от 23.12.2014г  №1644 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г № 1897 «Об утверждении ФГОС основного образования»;и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

- Требованиями Федерального закона от 29декабря 2012г № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением  Правительства РФ от 09.04.2016г № 637;

- Концепции программы поддержки детского и юношеского  чтения РФ», утвержденной правительством РФ от 03.06.2017г №1155.

   Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 с изменениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 329:

Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс. Учебник в 2 ч. М.: Просвещение, 2019.

Коровина В. Я. Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч,- М.: Просвещение, 2019.

Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2019.

Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345.

ЭОР и образовательные интернет-платформы: ЯКласс (https://www.yaklass.ru/; Инфоурок (https://infourok.ru/); Учи.ру (https://uchi.ru/);

Платформа для проведения онлайн-занятий Zoom;

ПриложениеViber.

          Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курс, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.  По программе предусмотрено 102 часа.

6 класс – 34 часа ( 1 час в неделю)

7 класс – 34 часа ( 1 час в неделю)

8 класс – 34 часа ( 1 час в неделю)

Цели и задачи:  

- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры;

- приобщение к литературного наследию своего народа;

- формирование причастности к свершения и традициям своего народа, осознание и исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- обогащение активного и потенциального  словарного запаса, развитие у обучающихся  культуры владения родным языком во всей полноте его функциях возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикетами;  получение знаний о родном языке как системе и как развивающем явлений, о его уровнях и единицах о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятии лингвистики, предмет «Родная литература» тесно связан с предметом «Родной русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования, их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений, способствующих пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Планируемые результаты освоения учебного предмета       

Личностные  результаты освоения программы по родной литературе:

Ученик научится

- воспитанию российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - - осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоению гуманистиче-ских, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное мно-гообразие современного мира;

- формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способнос-ти вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Ученик получит возможность научиться

- развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и разнообразии

- осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера  

Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе

Ученик научится:

-  самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

- владеть всеми видами речевой деятельности:

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения речевого высказывания

Ученик получит возможность научиться

- планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;  

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

- осуществлять  контроль успешности своей учебной  деятельности

- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации

Познавательные  результаты освоения программы по родной литературе  

Ученик научится

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой

Ученик получит возможность научиться

- владению общими приемами решения проблемных ситуаций

- умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы

Коммуникативные  результаты освоения программы по родной литературе  

Ученик научится

- умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях

-формулировать, аргументировать и корректно отстаивать своё мнение;

Ученик получит возможность научиться

- участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

-способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;  оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления

-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные  монологические  высказывания  разной  коммуникативной направленности  в  зависимости  от  целей,  сферы  и  ситуации  общения  с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета

Предметные  результаты освоения программы по родной литературе  

Ученик научится:

- пониманию родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- владеть навыками анализа художественного произведения;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой мане-ры писателя, определять их художественные функции;

-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

- уметь видеть авторский замысел в произведении

Ученик получит возможность научиться:

- обеспечению культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

- воспитывать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способно-го аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего харак-тера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- развитию способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении

- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни

                          Содержание учебного предмета 6 класс

   Введение ( 1 час)

Литература как искусство слова . Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах.

 Устное народное творчество ( 3 ч)

Как появилась поэзия и проза.

Истоки и вершины.

Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования .

Песня . Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм.

Внеклассное чтение. И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья».

Литература 19 века  ( 16 ч)Классические образцы поэзии и прозы.

Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа.

А.С Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение «Зимнее утро».

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворения «Парус», «Утес» . Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж.

Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. «Юность» (гл. XIV «Я проваливаюсь»)

О чем и о ком рассказывает  литературное произведение.

Герой литературного произведения.

Понятие о теме, герое, сюжете в литературном произведении.

А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел». Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы главных героев. Особенности композиции.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Повесть «Тупейный художник» . Историческое время. Главные герои. Особенности сюжета. Смысл финала.

Тема литературного произведения

А.В. Кольцов. Слово о писателе. Стихотворение «Косарь» . Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой...») . Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворения.

Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Поэма «Саша» . Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трехсложных размерах (дактиль). Поэтический мир произведения.

С.А. Есенин. Слово о писателе.  Стихотворения «Там, где капустные грядки», «Пороша»  Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.

Литература: мир вопросов и ответов.

Как человек понимает мир и себя.

Лирический герой .

А.С. Пушкин. Слово о писателе.  Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога» . Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

.

Стихотворение «Ангел». Лирическая история души. Трехсложный размер (

Как отражается таинственное в судьбе человека.

Идея и проблематика литературного произведения

В.А. Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Лесной царь» . Понятие баллады. Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения.

Народная баллада «Чёрный ворон». А.С. Пушкин. «Ворон к ворону летит». Э. По. Слово о писателе. «Ворон». Народная и литературная баллада. Специфика балладного образа. Его роль в формировании смысла произведения. Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Бесы» . Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения.

       Литература 20 века ( 14 ч)

     (Как человек относится к людям и ко всему живому.

Нравственная проблематика литературного произведения .

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказы «Лапти», «Подснежник» . Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образы героев.

А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказы « «Чудесный доктор» . Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.

В.В. Маяковский. Слово о писателе. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». Видение мира. Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворений.

«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения.

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза»). Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия.

Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения.

Внеклассное чтение. «Мы помним…» (произведения о Великой Отечественной войне)

Учебно - тематический план

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

В том числе на проведение:

контрольных работ

развитие речи

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

3

3

Произведения русских писателей 19 века

16

2

2

4

Произведения русских писателей 20 века

14

1

2

Итого:

34 час.

3

4

Календарно-тематическое планирование 6 класс родная литература

Кол-во часов

Раздел, тема

Виды деятельности 

Характеристика основных видов деятельности учащихся
(учебных действий)

Форма и вид контроля

Форма проведения урока

Дата план

Дата факт

Литература как искусство слова – 1 ч

Как появилась поэзия и проза. Истоки и вершины. 8 ч: 7 ч + 1 ч вн.чт

1

1

Проза и поэзия. Знакомство с понятиями. Форма и способ  повествования. Художественная речь.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы

Текущий: чтение, пересказ статьи, ответы на вопросы

2

1

Песня как малый жанр фольклора. Песни обрядовые и лирические. Слово и ритм. Чтение и обсуждение статьи

Выявлять признаки песни как жанра фольклора. Различать обрядовые и лирические песни

Текущий: выразительное чтение, наизусть

3

1

Былина как русский исторический эпос. Чтение и анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя.

Выразительно читать былину.

Пересказывать текст.

Характеризовать героев былины.

Текущий: выразительное чтение наизусть отрывка, синквейн «Илья Муромец»

4

Вн.чт.

1

Вн. чт. Сравнительный анализ былины И.А. Бунина «Святогор и Илья» и народной былины.

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом.

Выразительно читать былину.

Сопоставлять литературные произведения.

Сопоставлять героев произведения.

Устно отвечать на вопросы

Текущий: письменный развёрнутый ответ на вопрос «Есть ли герои в наше время?», выразительное чтение отрывка.

Для желающих: иллюстрации к былине.  

Классические образцы поэзии и прозы.

5

1

А.С. Пушкин. Чтение и анализ стихотворения  «Зимний вечер». Аллегория. Символ. Пейзаж. Поэтический мир стих-я

Выразительно читать стихотворения.

Выявлять художественные особенности произведений.

Устно отвечать на вопросы.

Определять стихотворные размеры

 

Текущий: чтение наизусть

6

1

М.Ю. Лермонтов.   Чтение и анализ стихотворения  «Утёс».  Поэтический мир стих-я.  Двусложные размеры: ямб, хорей

Текущий: чтение наизусть.

Для желающих: поделки, рисунки,

О чём и о ком рассказывает литературное произведение: Герой литературного произведения.

7

1

А.С. Пушкин. Чтение и анализ повести «Выстрел». Образы главных героев.

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы

Текущий: ответы на вопросы; кластер «Сильвио».

8

1

Анализ повести А.С. Пушкина «Выстрел». Особенности композиции.

Текущий: ответы на вопросы.  

9

1

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Историческое время, отражённое в повести.  Герои повести. Чтение и анализ повести «Тупейный художник».

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать проблематику повести.

Характеризовать героя произведения.

Текущий: ответы на вопросы.  

10

1

Анализ содержания повести «Тупейный художник». Герои повести. Особенности сюжета. Смысл финала произведения.

Текущий: ответы на вопросы, пересказ глав, выборочный пересказ, письменная работа: размышление: с.196, Б-3

О чём и о ком рассказывает литературное произведение: тема литературного произведения

11

1

А.В. Кольцов. Слово о писателе. Чтение и анализ стих-я «Косарь». Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. «Вечные» темы в литературе: тема поэта и поэзии, тема труда, тема родной природы. Поэтический мир стих-я.

Выразительно читать стихотворение.

Выявлять художественные особенности произведения.

Устно отвечать на вопросы

Текущий: выразительное чтение наизусть отрывка стих-я «Косарь».

Для желающих: рисунок.

12

1

М.Ю. Лермонтов. Понятие «темы в творчестве поэта». Комментированное чтение стих-я «Поэт»  («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры

Текущий: выразительное чтение наизусть отрывок стих-я «Поэт», с.234, Б-7

13

1

Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Чтение и анализ  поэмы «Саша». Поэтический мир произведения. Тема человека в социальном мире.

Выразительно читать поэму. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять героев произведения. Определять стихотворный размер. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Определять стихотворные размеры

Текущий: ответы на вопросы с.166 Б-3,4

14

1

Смысл сопоставления главных героев:  чтение и анализ  поэмы «Саша». Понятие о трёхсложных размерах (дактиль)

Текущий: выразительное чтение понравившегося эпизода

15

1

 С.А. Есенин.  Слово о писателе. Чтение и анализ стихотворений  «Там, где капустные грядки», «Пороша». Тема родной природы. Поэтический мир стих-я.

Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры

Текущий: выразительное чтение наизусть «Пороша»

Литература: мир вопросов и ответов. Как понимает человек мир и себя.

16

1

Анализ стих-я А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Поэтический мир стих-я

Текущий: выразительное чтение наизусть «Зимняя дорога».

Для желающих: синквейн «А.С. Пушкин», «Зимние стихи Пушкина»

17

1

Комментированное чтение стих-я М.Ю. Лермонтова «Ангел». Лирическая история души.  Трёхсложные размеры

Текущий: выраз. чтение  стих-я, ответы на вопросы.

Для желающих: синквейн «Лермонтов», «Стихи Лермонтова».

Как отражается таинственное в судьбе человека.

18

1

В.А. Жуковский. Слово о писателе. Сравнительный анализ  баллады В.А. Жуковского  «Лесной царь» и баллады В.И. Гёте «Лесной царь».   Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения

Выразительно читать балладу. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы

Текущий: ответы на вопросы.

Для желающих: синквейн «Лесной царь», рисунки

19

1

Э. По. Слово о писателе. Комментированное чтение баллад: Э.По «Ворон», народная баллада «Чёрный ворон»,

Выразительно читать баллады. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Сопоставлять произведения.

Устно отвечать на вопросы

Текущий: ответы на вопросы, выраз.чт. понравившейся баллады.

– с.50, задание 3.

20

1

А.С. Пушкин. Анализ стих-я «Бесы»: балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры

Текущий: наизусть отрывок стих-я «Бесы».

Тематический: тест «Особенности баллады»

Как человек относится к людям и ко всему живому.

21

1

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Чтение и анализ рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей.

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Характеризовать проблематику рассказа.

Характеризовать героев произведения.

Сопоставлять героев произведения.

Формулировать идею произведения.  

Выявлять художественные особенности произведения.

Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос

Текущий: ответы на вопросы.

Для желающих: отзыв о рассказе.

22

1

А.П. Чехов. Чтение и анализ рассказа «Мальчики». Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

Текущий: ответы на вопросы.

Для желающих: отзыв о рассказе.

23

1

И.А. Бунин. Слово о писателе. Чтение и анализ содержания рассказа «Лапти». Нравственная проблематика. Образы героев. Самоотверженность героя.

Текущий: ответы на вопросы.

Для желающих: отзыв о рассказе.

24

1

 Чтение и анализ содержания рассказа И.А. Бунина «Подснежник».  Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия.

Текущий: ответы на вопросы, размышление «Рассказы Бунина – это рассказы о…»

25

1

А.И. Куприн.  Слово о писателе. Чтение и анализ содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». Нравственная проблематика. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя.

Текущий: ответы на вопросы, рисунок

Для желающих: синквейн о героях

26

1

В.В. Маяковский. Слово о писателе. Комментированное чтение стих-я «Хорошее отношение к лошадям». Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирике. Гуманистический пафос стих-я. Одиночество лирического героя, его противопоставление толпе обывателей.

Выразительно читать стихотворение.

Выявлять художественные особенности произведения.

Устно отвечать на вопросы

 Текущий: выраз. чтение: с.133, задание Е.

Для желающих: видеома, рисунки

27

1

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Чтение и анализ содержания рассказа «Жизнь Трезора». Образы животных в произведениях художественной литературы.

Текущий: чтение, пересказ

Для желающих:   рисунки

28

1

Э. Сетон-Томпсон. Слово о писателе. Чтение и анализ содержания рассказа «Королевская

Текущий: чтение,

пересказ

Для желающих:   рисунки

аналостанка». Нравственные проблемы в произведениях о животных.

29

1

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. Чтение и анализ содержания рассказа «Арктур – гончий пёс». Нравственные проблемы в произведениях о животных.

Текущий: чтение, пересказ

Для желающих:   рисунки

«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения

30

1

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Комментированное чтение рассказа «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза»)

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику произведения. Характеризовать героев произведения. Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения.

Текущий: ответы на вопросы

31.

32

Вн.чт.

2

Вн.чт. «Мы помним» (произведения о ВОВ). В. Катаев «Сын полка»: чтение и анализ содержания.

Устно отвечать на вопросы.

Сопоставлять литературные произведения

Текущий: письменное рассуждение «Что такое настоящий героизм?» или «Кого можно назвать героем?», «Есть в наше время месту подвигу?»

33.

34

2

Повторение и обобщение изученного в 6 классе

Применять полученные ранее знания на практике

текущий

Содержание учебного предмета «родная литература» 7 класс

Введение (1 час)

Особенности русской литературы. Связь литературы с жизнью, традициями русского народа.

Русский фольклор (3ч)

Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник".

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Фольклорные традиции в русской литературе 

Древнерусская литература ( 2ч)

Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции  древнерусской литературы.

"Поучение Владимира Мономаха". Значение духовно-нравственных заповедей, определивших дух эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

Литература XVIII века (2ч)

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.

И. И.  Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

Литература XIX века (11ч)

Традиции литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров.

А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

Н. В. Гоголь «Нос». Сатирическая направленность повести. Язык произведения, художественная деталь.

В. М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу в рассказе «Сигнал»

И. С. Тургенев. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг".

Афанасий Афанасьевич Фет и Курский край. Усадьба в Воробьевке: Фет – поэт, Фет – барин. Исторические факты об усадьбе  Воробьевка, хозяйственная деятельности Фета, его творчество в этот период. «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).

Ф. И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

Николай Семёнович Лесков.  Лесков на Курской земле. Рассказ "Тупейный художник" – протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

А. П. Чехов. Юмористические рассказы. "Пересолил", "Налим", "Лошадиная фамилия". Сатира и юмор.

Литература XX ( 15 ч)

А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко

И. С. Шмелёв  Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Ю. М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю. М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) В. О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

Константин Дмитриевич Воробьёв Курский край – родина писателя. Сложная судьба писателя и основные темы творчества.

Автобиографический рассказ « У кого поселяются аисты»,  Единство  всего живого на земле, Человек и природа. Доброта и отзывчивость. Истоки доброты. Образ автора в рассказе 

«Немец в валенках». Автобиографический характер рассказа. Суровая правда войны, осознание необходимости гуманного отношение к военнопленным. Сострадание и милосердие в нечеловеческих условиях военного времени. Художественные особенности рассказа.

А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу - центральная идея повести "Тимур и его команда".

Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны.

Е. И. Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества. "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. 

В. К. Железняков «Чучело» Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести

Учебно - тематический план

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

В том числе на проведение:

контрольных работ

развитие речи

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

3

1

3

Д ревнерусская литература

2

4

Произведения русских писателей 18 века

2

5

Произведения русских писателей 19 века

11

1

2

6

Произведения писателей 20 в.

15

1

2

Итого:

34 час.

2

5

Календарно-тематическое планирование

№/п

Тема урока

Кол-во часов

Форма проведения

Дата план

Дата факт

Введение  1ч

1.

Особенности русской литературы. Связь литературы с жизнью, традициями русского народа.

Русский фольклор 3ч

2

Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"

3

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.

4

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства.

Древнерусская литература ( 2ч)

5

Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции  древнерусской литературы.

"Поучение Владимира Мономаха".

6

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

Литература XVIII века (2ч)

7

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.

8

И. И.  Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях Дмитриева.

Литература XIX века  11ч

9

Традиции литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров.

10

А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

11

Н. В. Гоголь «Нос». Сатирическая направленность повести.

12

Н. В. Гоголь «Нос». Язык произведения, художественная деталь.

13

В. М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу в рассказе «Сигнал»

14

И. С. Тургенев. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг".

15

Афанасий Афанасьевич Фет и Курский край.

16

«Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).

17

Ф. И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

18

Лесков на Курской земле. Рассказ "Тупейный художник" – протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

19

Юмористические рассказы А.П. Чехова. "Пересолил", "Налим", "Лошадиная фамилия". Сатира и юмор.

Литература XX ( 15 ч.)

20

А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист».

21

И. С. Шмелёв  Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея.

22

Ю. М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю. М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе».

23

В. О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

24

Константин Дмитриевич Воробьёв Курский край – родина писателя. Сложная судьба писателя и основные темы творчества.

25

Автобиографический рассказ Воробьёва  « У кого поселяются аисты»,  Единство  всего живого на земле,

26

«К. Д. Воробьёв Немец в валенках». Автобиографический характер рассказа. Суровая правда войны, осознание необходимости гуманного отношение к военнопленным.

27

А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу - центральная идея повести "Тимур и его команда".

28

Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны.

29

Е. И. Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества.

30

Е. И. Носов "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. 

31

В. К. Железняков «Чучело» Человек в коллективе. Главные герои повести.

32-33

В. К. Железняков «Чучело» Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести

34

Итоговое занятие. Что читать летом

                                                                                                                     Приложение

                                        Фонд оценочных средств

Итоговая контрольная работа по родной (русской) литературе в 7 классе

______________________________________________________________

(Фамилия, имя в родительном падеже)

Часть А

А1. Соотнесите автора и произведения :

1) И.И.Дмитриев а) «Сигнал»

2) Ф.Н.Глинка б) «Маленькие рассказы о большой судьбе»

3) К.М.Станюкович в) «Рождественская ночь»

4) В.М.Гаршин г) «К Пушкину»

5) Ю.Н.Нагибин д) «Женя Касаткин»

6) В.Н.Крупин е) «Три льва»

Ответ: ________________________________________________________________

А.2. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

5) кульминация д) троп, выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях былинах сказках.

6) притча е) небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

7) юмор ж) система нравственных норм, регулирующая поведение человека.

Ответ: _____________________________________________________________________

А3 Назовите в следующих примерах средства художественной выразительности.

1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна (А.С. Пушкин).__________________

"Ночевала тучка золотая…". (М. Лермонтов)_________________________________

2. Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют? ("Бесы" А.С.Пушкин)___________________________

4. Моих ушей коснулся он.

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье. (А.С. Пушкин)_____________________________

5. В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной. (А.С. Пушкин)____________________________

6. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н. Некрасов) _____________________

7. На Галла стал ногой Суворов, И горы треснули под ним. (Г.Р. Державин.) __________________________

Часть В

Прочитайте приведённый ниже отрывок:

Русские матросы с «Забияки», катерные гребцы, в ожидании господ, находились все на катере. Лунный свет падал на их белые рубахи и захватывал некоторые лица....

Матросы вспоминали о России... Вот уж третье Рождество они встречают в «чужих» и «жарких» местах… Опротивело… Скорей бы вернуться!

– Гляди… Звезда упала… Еще… И куда она падает, братцы? – тихо спросил чернявый матрос.

– В окиян, известно. Опричь окияна ей некуда упасть! – отвечал пожилой здоровый матрос уверенным тоном.

– А ежели на землю? – спросил кто-то.

– Нельзя, потому все как есть расшибет. По самой этой причине бог и валит звезду в море… Туда, мол, тебе место…

Чернявый матросик, видимо неудовлетворенный этим объяснением, снова стал глядеть на небо.

И необыкновенно приятный грудной голос загребного Ефремова заговорил:

– Это бог виноватую звезду наказывает… Потому звезды тоже бунтуют… И особенно много, братцы, падает их в эту ночь…

– По какой такой причине, братец? – задорно спросил пожилой, плотный матрос.

– А по такой причине, милый человек, что в эту ночь не бунтуй, а веди себя смирно, потому как в эту самую ночь Спаситель родился… Великая эта ночь… Нашему рассудку и не понять… И как ежели подумаешь, что родился он в бедности, пострадал за бездольных людей и принял смерть на кресте, так наши-то все горя ничего не стоят… Ни одной полушки!.. Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь обидит младенца, – тому великое будет наказание… Так старик один божественный мне сказывал, странник. В книгах, говорит, все показано…

...оба матроса, выскочив из катера, бегом побежали по пустынному берегу на плач ребенка…

И очень скоро, почти у самого моря, они увидали крошечного черномазого мальчика в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке.

Около не было ни души.

Матросы удивленно переглянулись.

– Эка идолы!.. Эка бесчувственные!.. Бросили ребенка… Это, брат Живков, неспроста… Погубить хотели младенца… Тут бы его крокодил и сожрал!.. Гляди… Ишь плывет… Почуял, видно…

И Ефремов взял на руки ребенка.

В1Укажите фамилию автора и название произведения.

____________________________________________________________________________

С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль.

_____________________________________________________________________________________Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.

_____________________________________________________________________________________

В2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном произведении.

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                   

                       Содержание учебного предмета 8 класс

1. Введение (1 ч)

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Значение художественного произведения

 в культурном наследии страны

2. Устное народное творчество ( 2 ч)

Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литературы.  Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие). Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина («Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан»)   и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо»)

3. Древнерусская литература (1 ч)

Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы. А.Никитин. «Хождение за три моря» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 г

4. Литература XVIII века (2 ч)

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классициз-ма. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин

Карамзин Н.М. Повесть « Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть».

5. Литература XIX века (9 часов, в т.ч. 1рр)

Традиции литературы XIX века. Жизнь и творчество А.А.Фета. Умение выразить в слове тончай-шие и прекрасные движения в жизни природы и человеческой души. "Устало все кругом: устал и цвет небес...", "В лунном сиянии...", Это утро, радость эта...".

Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

В.М. Гаршин  "То, чего не было". Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.

Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.

Н.С.Лесков. Рассказ "Тупейный художник"- протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе «Собака», «Голуби», Враг и друг».  Целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле . «Гамлет Щигровского уезда», «Льгов».

А.П.Чехов. Тема духовного поражения в рассказе «Анна на шее».

6. Литература XX века 20 часов (в т.ч.1рр+1кр)

Традиции  литературы XX века.

Творчество С.А. Есенина. Тема любви к Родине – центральная в творчестве С.А.Есенина. Предметно-поэтический мир в стихотворении С.А.Есенина «В хате»

И.А.Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в произведениях Бунина.»И цветы, и шмели, и трава...», «Гаснет вечер, даль синеет...», «Октябрьский рассвет». Красота человеческой души в рассказе «Сверчок».

К.Г.Паустовский. Повесть «Золотая роза». Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки

Н.А.Рубцов. Неразрывная связь природы и человека в творчестве поэта. «В старом парке», «Купавы», «Подорожники».

В.А.Солоухин. Тайна гармонии мира природы в стихотворении «Букет». Рассказ «Мститель». Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира.

Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки» (главы). – Изображение жизни мальчишек во время

 Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

А.П. Гайдар. Философская сказка «Горячий камень». Нравственные уроки ценности жизни  в произведении.

Л. Пантелеев  «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.

Р.И. Рождественский. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении«На земле безжалостно маленькой…»

Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга». Героизм жителей осажденного  Ленинграда, переживших  блокадные дни.

К.Д.Воробьев.  Уроки доброты и милосердия в  рассказе «У кого поселяются аисты». Испытание  человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе  «Седой тополь». «Немец в валенках». Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле.

Е.И.Носов. Рассказ  «Покормите птиц»- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому.  Исторические и патриотические мотивы в рассказе  Е.И.Носова «НЛО нашего детства».

Публицистика. Д.С.Лихачев.  Обзор книги «Письма о добром и прекрасном». Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни.

В.М. Песков. Образ России в очерке «Помнить о Родине», в очерках  «Отечество», «Средняя полоса».

                                            Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

2

3

Древнерусская литература

1

4

Из литературы 18 века

2

5

Из русской литературы 19 века

8+1рр

6

Из русской литературы 20 века

17+ 1рр+1кр

      Тематическое планирование  

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Форма проведения урока

Введение (1 ч.)

1

Введение. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

1

Устное народное творчество (2 ч.)

2

Народные песни в произведениях А.С. Пушкина («Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан»). Роль народных песен в понимании авторского замысла.

1

3

Народные песни как средство раскрытия идейного содержания поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1

Древнерусская литература (1 час)

4

А.Никитин. «Хождение за три моря» - памятник древнерусской литературы.

1

                                                             Из литературы XVIII века (2 часа)

5

Гражданский пафос как основная отличительная черта литера-турного процесса эпохи классицизма. Поэзия М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина.

1

6

Н.М. Карамзин. Повесть « Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть».

1

Из  литературы XIX века (9 часов, в т.ч. 1рр)

7

А.А.Фет. Поэтическое изображение природы в  стихотворениях «Устало все кругом: устал и цвет небес…», «В лунном сиянии», Это утро, радость эта…».

1

8

Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта.

1

9

В.М Гаршин. «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико-философской новеллы.

1

10

Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе.

1

11

Н.С.Лесков. Проблемы рассказа «Тупейный художник».

1

12

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в стихотворениях И.С.Тургенева.

1

13

И.С.Тургенев. «Гамлет Щигровского уезда», «Льгов». Особенности повествования.

1

14

А.П.Чехов. Тема духовного поражения в рассказе «Анна на шее».

1

15

Р/Р Отзыв на произведение. Подготовка к написанию.

1

Из  литературы XX века (17 часов + 1 рр+1кр)

16

С.А.Есенин. Предметно-поэтический мир в стихотворении С.А.Есенина «В хате»

1

17

И.А.Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в стихотворениях И.А. Бунина

1

18

И.А.Бунин. Красота человеческой души в рассказе «Сверчок».

1

19

К.Г.Паустовский. Повесть «Золотая роза». Особенности повествования.

1

20

Н.А.Рубцов. Неразрывная связь природы и человека в творчестве поэта. «В старом парке», «Купавы», «Подорожники».

1

21

В.А.Солоухин. Тайна гармонии мира природы в стихотворении «Букет».

1

22

В.А.Солоухин. Рассказ «Мститель». Изображение  духовного мира подростка в рассказе.

1

23

Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки». Дети и война.

1

24

А.П. Гайдар. Философская сказка «Горячий камень». Нравственные уроки произведения.

1

25

Л. Пантелеев. Рассказ «Главный инженер». Подвиги детей во имя Победы.

1

26

Р.И. Рождественский.  Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…».

1

27

Д. Гранин и А. Адамович. Документальная хроника «Блокадная книга». Трагедия жителей блокадного Ленинграда.

1

28

К.Д.Воробьев.  Рассказы «Седой тополь», «Немец в валенках». Гуманизм рассказов.

1

29

Р/Р Сочинение"Величие духа человека в произведениях  русской литературы"  Подготовка к написанию

1

30

К.Д.Воробьев.  Уроки доброты и милосердия в  рассказе «У кого поселяются аисты».

1

31

Е.И.Носов. Рассказ  «Покормите птиц»- призыв писателя к милосердию и состраданию.

1

32

Д.С.Лихачев. Обзор книги «Письма о добром и прекрасном».

1

33

В.М. Песков. Образ России в очерке «Помнить о Родине».

1

34

Контрольное тестирование  в рамках промежуточной аттестации.

1

Примерные темы проектных и исследовательских работ

8 класс

  1. Говорящие фамилии в произведениях писателей
  2. Литературные премии
  3. Памятники литературным героям
  4. Символика яблока в русской литературе
  5. Образы растений и цветов в литературе
  6. Песни Б. Окуджавы о Великой Отечественной войне

                                               Фонд оценочных средств

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по учебному предмету «Родная (русская) литература»

8 класс

а) Назначение КИМ

Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе в 8 классе проводится в форме тестовой работы (2 варианта), состоящего из вопросов и заданий трех уровней.

5.Шкала оценивания

отметка «5» - 15-17 б

отметка «4»- 12-14 б

отметка «3»- 9-11 б

Вариант 1.Часть А.(1-10).

А1.Назовите тему притчи «Повесть о Горе- Злочастии»

1.Трагическая судьба молодого поколения, утратившего связь с родителями.

2. Взаимоотношения двух поколений.

3. Сатирическое изображение молодого поколения.

4.Сатира на людей и пороки, отягчающие жизнь человека и порождающие социальную и моральную неправду.

А2. Найдите соответствия между произведениями и темой, ответы впишите в таблицу

«Щи»

«Милостыня»

«Нищий»

1.Истинная и ложная душевная тонкость, переживание горя, сочувствие и осуждение.

2.Взаимопонимание, милосердие, умение понять и помочь словом или делом, не требуя награды.

3. Равенство людей, несмотря на их состояние и положение в обществе.

А3. Эту книгу называют особенной в творчестве писателя. Её можно назвать «учебником для начинающих писателей». Укажите фамилию автора и название книги.

А4. «Глаза – не столько зеркало души, сколько окна, через которые в душу вливаются впечатления». Назовите автора и название произведения из которого взяты строки.

А5. Как называется наивысшая точка в развитии действия художественного произведения?

1) эпилог 3) кульминация

2) завязка 4) экспозиция

А6. Найдите соответствия между героями и характерами в произведении Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»

1. Иван Иванович

2. Тётка

3. Женщина на станции

4. Клим

5. Семён Петрович

А) Большой души человек, любит природу и понимает её.

Б) Её прозрачные, блестящие на солнышке горошинки, густо просоленные неизбывным горем, капали на собачью шерсть.

В) С размаху ударил его со всей силы носком громадного сапога в грудь

Г) Развернул узелок, вынул из него миску с мясом и поставил перед Бимом, не произнеся ни единого слова. Привязал к дереву в лесу в конце ноября.

Д) Она ненавидела его за то, что он не подал ей лапу, испугался

А7. Укажите героя произведения, от чьего имени ведётся повествование в произведении «Безумная Евдокия»

1) Евдокия Савельевна

2) отец

3) Ольга

4) Надежда

А8. А.И. Куприн «Гамбринус». Какая стилистическая фигура положена в основу рассказа?

1) антитеза

2) гипербола

3) градация

4) анафора

А9. Сравните первые две строфы стихотворений Г. И. Анфилова «Собака» и С. Есенина «Песнь о собаке». Что в них общего и в чём разница?

В отдалённом сарае нашла Утром в ржаном закуте,

Кем-то брошенный рваный халат. Где златятся рогожи в ряд, Терпеливо к утру родила Семерых ощенила сука,

Дорогих, непонятных щенят. Рыжих семерых щенят.

Г. Анфилов С. Есенин

А10.Определите, из какого произведения взят отрывок?

«Человеческие души очень живучи. Разрубить тело человека пополам – человек околеет. А душу разорвёшь - станет послушней только. Нет, нет. Таких душ нигде не подберёшь, только в моём городе. Дырявые души, продажные души, прожженные души…»

1) Пьеса «Убить Дракона»

2) Рассказ «Гамбринус»

3) Повесть «Белый Бим Чёрное ухо»

4) Притча «Повесть о Горе – Злочастии»

Часть 2.В1-В3

В.1. Как называется приём, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства или сравнения?

В.2. Прочитайте фрагмент стихотворения. Укажите художественный приём, использованный поэтом.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать…

И так долго-долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь

В.3. Определите автора стихотворного отрывка.

«Милое ты наше чадо,

послушай учения родительского,

ты послушай пословицы, пословицы

добрыя, и хитрыя, и мудрыя…

С1. Напишите мини-сочинение «Мой любимый литературный герой» по произведению, изученному в 8 класс

Вариант 2.

Часть А.(1-10).

А 1.Назовите жанровое своеобразие «Повесть о Горе- Злочастии»

1)лирическая обрядовая песня

2)бытовая сказка

3) притча

4)былина

А2. Найдите соответствия между произведениями и темой, ответы впишите в таблицу

«Щи»

«Милостыня»

«Нищий»

1. Истинная и ложная душевная тонкость, переживание горя, сочувствие и осуждение.

2. Взаимопонимание, милосердие, умение понять и помочь словом или делом, не требуя награды.

3. Равенство людей, несмотря на их состояние и положение в обществе.

А 3. Кому принадлежат слова, и о каком труде идёт речь?

«Но, подобно тому, как золотая роза старого мусорщика предназначалась для счастья Сюзанны, так и ….. предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широт человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце»

А4. Назовите произведение и автора. Найдите соответствие между героями и их описанием.

Дядя Максим

Петрусь

Молодой послушник звонарь

1) «Теперь ему было не до дуэлей. Правую ногу ему совсем отрезали, и потому он ходил на костылях, а левая рука была повреждена и годилась только на то, чтобы кое-как опираться на

палку».

2) «Для своего возраста он был высок и строен; лицо его было несколько бледно; черты тонки и выразительны. Чёрные волосы оттеняли ещё более белизну лица, а большие тёмные, малоподвижные глаза придавали ему своеобразное выражение».

3) «Та же нервная бледность, те же чистые, но неподвижные зрачки, то же беспокойное движение бровей»

А5. Какова основная мысль повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо»?

А6. Почему Евдокию Савельевну раздражает Ольга из рассказа «Безумная Евдокия» А. Алексина? Потому что:

1) Она самобытная и талантливая

2) Она абсолютная эгоистка

3) Беспечная, думающая только о своих желаниях

4) Завидует ей, так как она одарена от природы и талантлива

А7. Б Паскаль дал определение индивидуму: «Человек- это тростник, однако тростник- мыслящий». В каком произведении А.И. Куприн развил эту мысль?

А8.С. Есенин «Песнь о собаке». Финальная фраза стихотворения: « Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег». Назовите троп

1)эпитет 3) олицетворение

2)литота 4) метафора

А9. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

1)ремарка 3) ссылка

2)пояснение 4) сопровождение

А10. Б. Екимов рассказ «Ночь исцеления». Объясните смысл названия рассказа. Какую проблему поднимает автор в рассказе?

Часть 2.В1-В3

В.1. Как называется приём осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается?

В.2. Прочитайте фрагмент стихотворения Н. Гумилёва. Укажите художественный приём, использованный поэтом.

Послушай: далёко, далёко,

На озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность дана,

И шкуру его украшает волшебный узор

В.3. Определите автора произведения и произведение:

« Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни души не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию одеял»

С1. Напишите сочинение-миниатюру «Мой любимый литературный герой» по произведению, изученному в 8 классе

Примерные темы проектных и исследовательских работ 8 класс

1. Говорящие фамилии в произведениях писателей

Аннотация

 к рабочей программе по предмету «родная литература»

Название курса

«родная литература»

Класс

 6 «б, в», 7 «в» 8 «г»

Количество часов

 (в год/в неделю)

6 класс - 34 часа (1 час в неделю)

7 класс – 34 часа (1 час в неделю)

8 класс – 34 часа (1 час в неделю)

Составители

(ФИО педагога(полностью))              

Чебунина Наталья Валерьевна

Цель курса

. - воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры;

- приобщение к литературного наследию своего народа;

- формирование причастности к свершения и традициям своего народа, осознание и исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- обогащение активного и потенциального  словарного запаса, развитие у обучающихся  культуры владения родным языком во всей полноте его функциях возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикетами;  получение знаний о родном языке как системе и как развивающем явлений, о его уровнях и единицах о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятии лингвистики, предмет «Родная литература» тесно связан с предметом «Родной русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования, их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений, способствующих пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Структура курса

 (Распределение часов по темам)

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

В том числе на проведение:

6 класс

контрольных работ

развитие речи

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

3

3

Произведения русских писателей 19 века

16

2

2

4

Произведения русских писателей 20 века

14

1

2

Итого:

34 час.

3

4

        

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

В том числе на проведение:

7 класс

контрольных работ

развитие речи

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

3

1

3

Д ревнерусская литература

2

4

Произведения русских писателей 18 века

2

5

Произведения русских писателей 19 века

11

1

2

6

Произведения писателей 20 в.

15

1

2

Итого:

34 час.

2

5

 8 класс

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

2

3

Древнерусская литература

1

4

Из литературы 18 века

2

5

Из русской литературы 19 века

8+1рр

6

Из русской литературы 20 века

17+ 1рр+1кр

УМК

  1. Коровина В.Я. Учебник. Литература. 6 класс. Москва. Просвещение. 2017.:
  2. Коровина В. Я. Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч,- М.: Просвещение, 2017.
  3. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2017
  4. Дистанционное обучение с использованием следующих образовательных платформ:·  Internet Urok.ru·  Яндекс. Учебник, · Zoom, ·  ЯКласс

Лист внесения изменений в рабочую программу

№ п/п урока

Тема

Даты по КТП

        Даты проведения занятия

Количество часов

Причина

корректировки

Способ, форма корректировки

Отметка о согласовании (подпись заместителя директора по НМР, УВР, дата)

по плану

дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса

Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе  Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...