Методическая разработка киноурока по литературе на материале мультфильма "Большой друг"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Неугодникова Евгения Геннадьевна

Урок  литературы в 5 классе по теме "Дружба Васи, Валека и Маруси" на материале мультфильма  "Большой друг".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kinourok.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Неугодникова Евгения Геннадьевна,

Учитель русского языка и литературы

Филиал МАОУ «Байкаловская СОШ»- «Булашовская ООШ»

с. Булашово, Тюменской области

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КИНОУРОКА  ЛИТЕРАТУРЫ

 НА МАТЕРИАЛЕ МУЛЬТФИЛЬМА «БОЛЬШОЙ ДРУГ»

РЕЖИССЕРОВ  МИХАИЛА АЛДАШИНА, МАРИИ МАТУСЕВИЧ

 

Класс 5

Тема урока

 Дружба Васи, Валека и Маруси

Тип урока

 Урок изучения нового материала

Цели урока

  Личностная

 умение определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные

 формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно;

умение планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию; формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Предметные

 умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы; умение вести диалог.  

Задачи

  1. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

 2.Развивающие: развитие творческих способностей обучающихся (построение ассоциативного ряда, составление синквейнов);  коммуникативных и аналитических навыков, креативности; обогащение словарного запаса учащихся.

3. Воспитательные: воспитание  уважения к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, воспитание толерантности, сострадания и доброты.

Основные понятия

 Дружба, «дурное общество»

Межпредметные связи

Русский язык , биология

Ресурсы: основные, дополнительные

Учебник, компьютер, проектор, карточки со словами, рабочий листы с заданием

Технология

ИКТ, приёмы сингапурской технологии , коллективного обучения, приём технологии здоровьесбережения

Методы

Интерактивные

Формы организации познавательной деятельности

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Структура и ход урока

Этап урока

Средства и задания

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

1.Организационно-мотивационный  

 Цели: задать нужный настрой, проверить готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, соседу справа или слева от вас – улыбнитесь, а соседу прямо- подмигните.  Удачи вам, новых знаний!

Задает тон урока, проверяет готовность учащихся

Говятся к уроку

II.  Актуализация знаний

Внимание на экран. Предлагаю посмотреть мультфильм «Большой друг»  https://zeroplus.tv/film/bolshoy-drug 

- Понравился ли вам мультфильм?

- О чём он?

- Можно ли их назвать настоящими друзьями?

- Какой момент мультфильма доказывает, что слон и паучок настоящие друзья?

- Что вам показалось  странным, возможно, невероятным в их дружбе?

- Какую дружбу можно назвать настоящей?

Предлагает посмотреть мультфильм  и задаёт вопросы  

Составляет на доске кластер «Настоящая дружба»

Смотрят,  отвечают на вопросы.

Рассуждают, что такое настоящая дружба

III. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели: Научить обобщать, делать выводы, формулировать тему и цель работы

 - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о дружбе в рассказе Короленко «В дурном обществе»)

- Какова будет тема нашего урока? («Дружба Васи, Валека и Маруси»)

-А цель нашего урока? (Пронаблюдать, как началась и развивалась дружба между детьми)

- А также мы должны понять, почему между детьми разных слоёв общества возникла настоящая дружба, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями  героя  с представителями «дурного общества»

  Задаёт вопросы классу и корректирует тему и цель урока

 

 Ответы учащихся.

 

IV. Новый материал

 

   

 1. Беседа

-Дружба, действительно, делает людей счастливыми, она духовно обогащает. У Васи есть всё то, чего нет у героев «дурного общества», но именно дружба между Васей,  Валеком и Марусей помогла Васе из бродяжки превратиться в верного, настоящего друга.

2. Работа с текстом

Задание 1 группы: 1. Найти и выписать эпитеты, сравнения, характеризующие Марусю. 2. Ответить на вопрос: Почему Вася стал сравнивать Марусю со своей сестрой?

Задание 2 группы:  1. Чем Валек и Маруся не похожи на других детей? 2. Почему Вася не понял смысл слов Валека: «серый камень высосал из неё всю жизнь»?

Задание 3 группы: 1. Приготовиться к чтению по ролям 5 главы. 2. Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие и воры?

3. Выступление групп

  • выступление 1 группы
  • выступление 2 группы

- Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

Вывод: Серый камень- символ жестокости, несправедливости.

  • Выступление 3 группы

- А как решает эти проблемы Вася?  Какой нравственный выбор стоит перед мальчиком?

Вывод: Серому камню противопоставляется человеческое сердце.

- Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

- Как вы думаете, чему научило Васю общение с Валеком и Марусей?

Беседует         

     

Предлагает поработать в рабочих листах и пронаблюдать за развитием дружбы между детьми  

Слушает и задаёт вопросы

Вешает на доску картинку серого камня

Задаёт вопросы

На доску крепит картинку сердца

 

 Слушают учителя

Работают в группах, у каждой группы свой рабочий лист с заданием.

Выступают и отвечают на вопросы учителя

Записывают на листочках свои ассоциации и соединяют с картинкой и делают вывод.

Отвечают на вопросы и делают вывод

Записывают на листочках свои ассоциации

V.  Итог

Цели: Обобщить  знания.

Задание: На столах лежат карточки с цитатами из текста. Разложите  карточки по порядку, наблюдая за тем, как развивалась дружба между детьми.

1. Я отправился к часовне, наполнив карманы яблоками и лакомствами, которые сберегал всегда для своих новых друзей.

2. Она не любит играть… серый камень высосал из нее жизнь… я тоже присмирел… умерил свою резвость…

Мы собирали цветы, ловили бабочек, смотрели в небо, рассказывали Марусе сказки или беседовали друг с другом.

3. Эти беседы закрепляли нашу дружбу, которая росла…

4. Я совсем соскучился … Не видеть Валека и Марусю стало для меня большим лишением… Я горько плакал…

5. Я дрожал при мысли, что отец узнает о моем знакомстве с дурным обществом, но изменить Валеку и Марусе я был не в состоянии

6. Тут я был нужен… Валек обнимал меня, как брата… В моей груди подымалась жгучая любовь к тем, кто меня пригрел в старой часовне…

-Прошёл ли Вася испытания дружбой, и чем судьба его за это отблагодарила?(наладил отношение с отцом)

 Даёт задание и проверяет

 

Задаёт вопрос

Раскладывают карточки  по порядку, зачитывают, что у них получилось 

Отвечают на вопрос

 VI.  Рефлексия

 Приём  КОНЕРС

В кабинете в каждом углу находится высказывание.

- Посмотрите все высказывания и выберите то высказывание, которое, вы считаете, больше всего сегодня подходит к нашему уроку.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во все времена.       Д.И.Фонвизин

Лучшее наслаждение, самая высокая радость в

 жизни-чувствовать себя нужным и близким людям.  М. Горький                                                                                                                        

Друзья воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость. (Андре Моруа)

Дерево держится корнями, а человек — друзьями. (пословица)

- Подумайте и объясните: почему вы выбрали именно это высказывание?

- А я вам желаю, чтобы у вас всегда рядом был настоящий друг, как Вася или  маленький паучок из мультфильма «Большой друг». Ведь совсем неважно, какой ты: маленький или большой, бедный или богатый, красивый или смешной, дружба всегда возможна, если у человека есть сердце.

 

Предлагает выбрать одно из высказываний и подойти к нему, объяснить  свой выбор

 

 

Выбирают высказывания, образуют 4 группы, обсуждают и высказывают свой выбор.

VII. Домашнее задание

 

  Задание на выбор: 1. Сочинить продолжение повести.

2. Написать сочинение на тему «Что для меня «настоящий друг»

Проговаривает домашнее задание  

Учащиеся записывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Урок ознакомления с новым материалом по теме «Возвратное местоимение СЕБЯ» в 6 классе

Урок ознакомления с новым материалом  по теме«Возвратное местоимение СЕБЯ»в 6 классе Цели:Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимени...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии"Будь природе другом"

Данная разработка содержит методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия по экологии в свете требований ФГОС....

Методическая разработка: "Диагностика обучения. Контрольно – измерительные материалы (КИМы)." Симанов М.В. учитель технологии МОУ СОШ №3 г.Вологда

Процесс научения учащихся знаниям и умениям предусматривает необходимость диагностики, т.е. отслеживания результатов обучения, их контроля, анализа и своевременной корректировке.В зависимости от...

Методическая разработка конспекта занятия по теме "Еда - наш друг, еда - наш враг"

Цель: формировать у воспитанников 8 класса первоначальные навыки правильного выбора продуктов питания с учётом требований ЗОЖ на занятии, проведённом в форме тренинга. Задачи: - актуализировать з...

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...

Методическая разработка психокоррекционного занятия "Живи в согласии с другими" для обучающихся 6 класса (ЗПР)

Целью данного занятия является формирование  коммуникативных навыков у обучающихся путем взаимодействия и сотрудничества в малых группах...