Открытый урок литературы в 5 классе
опыты и эксперименты по литературе (5 класс)

М.Ю. Лермонтов "Парус"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лермонтов М.Ю."Парус"24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус»

Цели урока: - познакомить учащихся с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, повлиявшими на формирование характера и творчество поэта;

 - дать первое представление о своеобразии лирики Лермонтова;

 - проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»;

 - развивать речь учащихся, навыки  различных видов чтения;

 - вызывать интерес и любовь к поэзии, желание читать.

Оборудование: учебник литературы для 5 класса, портреты и репродукции картин М.Ю. Лермонтова, романс «Белеет парус одинокий» в исполнении   Л. Казаковой и Н.Лазарева, интерактивная доска.

Ход урока:

         Сегодня на уроке мы познакомимся с личностью и творчеством одного из самых замечательных поэтов 19-го века.

         Имя его оставалось неизвестно большинству публики, когда в январе 1837 года все были внезапно поражены слухом о смерти Пушкина. – слайд «Портрет Пушкина»

         Под свежим ещё влиянием истинного горя и негодования, возбуждённого в нём этим святотатственным убийством, молодой поэт  в один присест написал несколько строф, разнёсшихся в два дня по всему Петербургу:

          Погиб Поэт!

Невольник чести пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой.

Не вынесла душа Поэта позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света,

Один, как прежде, и убит.

Убит, к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор…

        В дни трагической гибели Пушкина Россия внезапно услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником Пушкина в осиротевшей русской литературе.  Это был 22-летний офицер императорской гвардии М.Ю. Лермонтов, написавший гневные, обличительные стихи, ходившие по рукам, как прокламации. – слайд «Портрет Лермонтова»

         Замолкли звуки чудных песен…, - сказал поэт. Россия потеряла великого творца слова, но обрела нового. Так началась всенародная слава Лермонтова.

          Но кто он, этот юный поэт?

          Об этом мы и поговорим сегодня на уроке и познакомимся подробно с его стихотворением «Парус». Запишем тему урока - слайд: «Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841).  Стихотворение «Парус».  Эпиграфом к нему я взяла строку из стихотворения Лермонтова:

«Так жизнь скучна, когда боренья нет».  – слайд «Эпиграф»

         Лермонтов – человек, отразивший себя в стихах. В лирическом произведении наиболее ярко представлена личность, мысли, думы, чувства, настроение. Чтобы лучше понимать стихи поэта, мы познакомимся с фактами биографии М.Ю. Лермонтова. – слайд «Портрет Лермонтова»

          Итак, родился Михаил Лермонтов 15 октября 1814 года в Москве – в доме, стоявшем на углу Каланчевской улицы и площади у Красных ворот. Время не пощадило ни этот дом, ни Красные ворота, сооружённые в середине 18-го века. В наши дни и площадь, и расположенная на ней станция метро носят имя Лермонтова.  – слайд «Лермонтов в детстве»

           Лермонтов рано осиротел: ему шёл 3-й год, когда умерла его мать, Мария Михайловна. Детские годы поэта были омрачены жестокой семейной распрей между его бабушкой и отцом, Юрием Петровичем.  – слайд «Родители Лермонтова»

           Властная Елизавета Алексеевна Арсеньева потребовала, чтобы отец не вмешивался в воспитание сына, и разлучила их. Когда умер и отец, 15-летний юноша Лермонтов написал горькие строки:

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец.

В слезах угасла мать моя… - слайд «Е.А. Арсеньева, бабушка поэта»

            Воспитывался Миша бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, в её имении, расположенном в Пензенской губернии. – слайд «Барский дом в Тарханах»

          Работа по учебнику. Чтение статьи на стр. 149-150. Читает ученик.

            В доме бабушки в Тарханах (ныне село Лермонтово) Миша не только играл  с деревенскими ребятишками, но и видел, как розги и кнут заменяли человеческие слова, и с малых лет стояли в глазах Лермонтова картины насилия и несправедливости.

             Подвиг декабристов, выступивших в 1825 году против крепостного права, за свободу,  определил весь путь Лермонтова. Он скоро почувствовал себя их наследником. Это отразилось уже в самых ранних его стихах и поэмах.  – слайд «В Москве»

              Осенью 1827 года Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву. Через год, в 1828 году, он поступает в Благородный пансион при Московском университете. Из-за хорошей домашней подготовки его приняли сразу в 4-й класс. Здесь он пишет много стихов, увлечённо занимается живописью и музыкой (скрипка, фортепиано).  – слайд «Автопортрет»

         Работа по учебнику.

Обращение к портрету поэта. Чтение отрывка из статьи учебника на стр. 150. Демонстрация слайда «Портрет Лермонтова».

         Будучи студентом, он был страстно влюблён в молоденькую, милую, как день, восхитительную Варвару Лопухину. Это была натура пылкая, восторженная, поэтическая. Именно в этой девушке поэт обрёл, наконец, друга и вызвал в ней ответные чувства. Образ этой девушки, а затем замужней женщины, является во многих стихотворениях поэта. Лопухина вышла замуж, Лермонтов посчитал это изменой, но впоследствии смирился и просто продолжал любить, до последних дней своей недолгой жизни. – слайд «В. Лопухина»       

          В 1832 году, по долгу службы,  Лермонтов попадает в Петербург . Город не понравился поэту. «Увы, как скучен этот город», - писал Лермонтов. Ему здесь одиноко, он скучает по друзьям, по родным, по Москве.

           Лермонтов снова вспоминает декабристов, посещает Сенатскую площадь, где в декабре 1825 года было разгромлено восстание, 5 декабристов повешены, 120 человек отправлены на каторгу. Таким жестоким было наказание тем, кто думал о свободе для народа, о счастье, о равенстве. И вот в такое время начинает творить М.Ю. Лермонтов, воспитанный на вольнолюбивых стихах Пушкина. В кругу своих знакомых и родных поэт видел только людей, напуганных участью декабристов, вокруг были лишь те, кто боялся борьбы.

           В 1832 году Лермонтову было 18 лет. После Сенатской площади он идёт по набережной Невы в сторону морского залива. Поэт впервые увидел морской простор, остановился, очарованный им, и долго смотрел вдаль.

Именно к этому времени относится стихотворение «Парус».

слайд «В Петербурге»  

             Лермонтов рос слабым, болезненным ребёнком, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ. Позже уже не по своей воле дважды побывал Лермонтов в ссылках на Кавказе. Дикая величавая природа произвела на поэта неизгладимое впечатление. Свою любовь к Кавказу Лермонтов выразил в стихах и в картинах. – слайд «Ссылка на Кавказ»

                Демонстрация слайда  «Картины Лермонтова».

           В Пятигорске, откуда открывается вид на 5 гор, жизнь молодого поэта, которому не исполнилось ещё и 27 лет, трагически оборвалась.  – слайд «Вид на Пятигорск»

              В июле 1841 года, у подножия горы Машук, Лермонтов был убит, убит не на войне, не рукою черкеса или чеченца, он погиб на дуэли с давним знакомым  Мартыновым. Тот не простил Лермонтову шуточных стихов и рисунка в свой адрес. «Стреляй! Стреляй!» - исступлённо кричал он Лермонтову. Лермонтов выстрелил в воздух, желая кончить глупую ссору дружелюбно, но не так великодушен был Мартынов. Он выстрелил поэту прямо в сердце. Смерть была так же скоропостижна, как и выстрел. Мартынов поступил, как убийца, а осуждён был всего на 3 месяца заключения.

                 Последние стихи Лермонтова уже были полны предчувствий будущей драмы:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!        

Я б хотел забыться и заснуть!

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

          Бабушка поэта выполнила последнюю просьбу своего внука: она приказала на территории усадьбы построить часовню, где и сейчас покоится прах М.Ю.Лермонтова. И тёмный дуб склоняется над его могилой в Тарханах. – слайд «Дуб. Могила Лермонтова»

Анализ стихотворения

          Лермонтов живет в своих стихах. Давайте послушаем «Парус».  

Прежде обратимся к словам, которые могут вызвать у вас затруднения. – слайд «Словарная работа»

          Я прочитаю, а вы попробуйте представить себе, о чём говорит поэт.

Чтение учителем наизусть стихотворения «Парус» - слайд рисунок «Парус»

 - Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?

 - А как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он создавал это произведение? (Неудовлетворённость, одиночество)

     Но не только чувство одиночества выразил поэт. Вспомним декабристов, желание Лермонтова бороться, отвоёвывать свободу.

 - Послушайте романс «Белеет парус одинокий» на слова Лермонтова в исполнении Л.Казаковой и Н.Лазарева.  – слайд «Белеет парус…» - и подумайте, какое состояние паруса подчёркнуто в романсе: одиночество или мятежность?

 - Что звучит тревожнее: романс или стихотворение?

         Наша с вами задача – научиться читать стихотворение выразительно. А для этого необходимо выяснить, какими художественными приёмами пользовался автор. – слайд «Стихотворение «Парус»

 - Почему речь идёт о Парусе, а не о корабле или лодке? (Парус – полотнище, укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром).

 - Каким словом заменено существительное «парус»? (он)

 - Назовите глаголы, сочетающиеся в стихотворении с местоимением «он» (ищет, кинул, не ищет, бежит, просит)

 - Так говорят о неодушевлённом предмете?

 - Какой приём использует автор? (олицетворение)

 - Какие эпитеты заставляют думать о парусе, как о живом существе? (одинокий, мятежный)

 - Как вы понимаете смысл слова «мятежный»? – слайд «Словарная работа»

 - Наверное, самое близкое по значению слово – протестующий

 - Против чего среди спокойного, ласкового моря, среди тишины, лазури, золотых лучей солнца протестует этот Парус?

 - Какие звуки преобладают в 1-й строфе? Что они передают? (л,н,м,р – особая плавность волн, их блеск)

 - Какие предложения по цели высказывания? (вопросительные)

 - А какие звуки и предложения по интонации во 2-й строфе? (т,с,ч,щ,ж; восклицательное предложение)

 - В какой строфе содержится ответ на заданный в 1-й строфе вопрос? (в 3-й)

 - Что означает многоточие? (неожиданный ответ, недосказанность)

 - Обратите внимание на порядок слов в предложениях. Какой художественный приём использует автор? (инверсия)

 - Есть ли в стихотворении сравнения? (светлей лазури, как будто в бурях есть покой).

 - Перечитаем 3-ю строфу. Какие две картины в ней противопоставлены?

      Вывод.

В  этом стихотворении звучит протест против покоя, равнодушия, звучит желание жить, бороться, действовать, думая не только о своём благополучии, но и о борьбе за счастье других. Парус ищет такого состояния, в котором бы соединилось то ценное, что несёт в себе буря, борьба, с тем прекрасным, что может проявиться в покое.

        Эпиграф.

        «Так жизнь скучна, когда боренья нет…» - человек, страстно любивший родину, свободу, задыхался в неволе, и только в стихах он воспел свободу желанную.  – слайд «Памятник Лермонтову»

     Итог урока. 

      Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и бесконечному восхищению примешиваются чувства сожаления и горечи. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить столь же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано. Имя его стоит вторым в ряду величайших имён русских поэтов: Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский…

Вереницей идут года,

И не видно их черты конечной.

Лермонтов… Он с нами навсегда,

В строй живых записан он навечно.

 

Это  жизни дни его вернулись,

Он в неё хозяином вошёл

Именем библиотек и улиц,

Пароходов, институтов, школ.

В книгах трудным временем проверен,

В ярком блеске добрых, смелых  глаз

Он живой, не памятником в сквере,

Вновь и вновь рождается для нас.

                                             (П. Алдахин)  

Домашнее задание:

Выучить стихотворение «Парус» наизусть, выписать из текста в тетрадь примеры метафоры.

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»

Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...