Рабочая программа по литературе. 5 кл
рабочая программа по литературе (5 класс)

Ринчинова Дулма Дугаржаповна

рабочая программа с календарно-тематическим планом по литературе в 5 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_5_klass.docx92.74 КБ
Office spreadsheet icon ktp_5kl_lit-ra.xls28 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа сформирована на основании следующих документов:

  • Закон об образовании Российской Федерации;
  • Закон об образовании Республики Бурятия;
  • Фундаментальное ядро содержания  общего образования;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ Поселья»
  • Программы основного общего образования по литературе;
  • Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы 2020 г. под ред. В.Я. Коровиной. – 11-е изд., испр.. и доп. – М.: «Просвещение»
  • Положение о рабочих программах МОУ « СОШ Поселья».
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня.

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2020 г.).

Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Изменения, внесённые в авторскую программу, не затрагивают изучаемые дидактические единицы (содержание предмета) и распределение количества часов на изучаемые разделы, а также порядок изучения материала. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность  программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство  развития личности.

В рабочей программе  учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа составлена  в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, в полном объёме соответствует образовательным целям МОУ « СОШ Поселья» и полностью отражает базовый уровень подготовки обучающихся.

Данная рабочая программа учитывает современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в ее основу положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»:

  • личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности.
  • культурно-ориентированные принципы: принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой.
  • деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Изучение литературы на ступени среднего (полного) образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного  и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего. основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) дня приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Преподавание ведётся по учебнику Коровина В.Я. Литература. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 частях /В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – М.: «Просвещение», 2020.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);                                      
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Программа включает разделы:

- «Пояснительная записка», где сформулированы цели и основные результаты  изучения предмета на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса русского (родного) языка, его место в базисном плане, отличительные особенности программы.

- «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное  в содержательные блоки, рекомендованы  формы организации учебного процесса, описаны оптимальные виды контроля.

- «Тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

 - «Материально-техническое обеспечение учебного процесса», которые содержат характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания русского (родного) языка в современной школе.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения  (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. В основу курса школьной литературы положены принципы связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей курса является осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 102 учебных часа: 3 учебных часа на 34 недели.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения литературы на ступени основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные.

1) формировать понимание важности процесса обучения;

2) формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

 3) формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

4) формировать уважение к литературе народов многонациональной России;

5) формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

6) совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;

7) развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

8) формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;

9) формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;

10) развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

11) развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

12) развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

13) развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства. 

Метапредметные.

1) формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;

2) формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;

3) формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;

6) формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;

8) развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

9) совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;

10) развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

11) формировать умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

13) формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;

14) развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;

15) совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);

16) развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей. 

Предметные.        

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (9 ч.)

Фольклор - коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы

Премудрой ...» (М. Горький). Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

 «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

«Байкала-озера сказки»

Из русской литературы XVIII - XIX века (45 ч.)

Русские басни. Т е о р и я  л и т е р а ту р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.) А.П. Сумароков “Кокушка”, И.И. Дмитриев “Муха”.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и тд. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»), Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский«Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.

Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений).

Сатирические рассказы Хоца Намсараевича Намсараева «Капризная жена», «Сын нойона»

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…»,  «Есть в осени первоначальной ... »; А. Н. Плещеев«Весна» (отрывок); И. С. Никитин«Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков«Ласточки»; И. З. Суриков«Зима» (отрывок); А. В. Кольцов«В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Т е о р и я   л и т е р а ту р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века (26 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В деревне». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

 «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

        И. Бунин. «Помню долгий зимний вечер ...», Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Из зарубежной литературы (12 ч.)

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Э. Сетон-Томпсон. Краткий рассказ о творчестве писателя. “Арно”. Произведения о животных.

Современная зарубежная и отечественная литература (2 ч.)

Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки.

Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении.

Писатели улыбаются (1 ч.).

Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).

Обобщение изученного материала за курс 5 класса

Урок внеклассного чтения

Подведение итогов года. Рекомендации на лето

Календарно-тематическое планирование

Литература 5 класс

102 часа

Наименования разделов и тем

План

Факт

Введение (1 ч.)

1

К читателям. Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (9 ч.)

2

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

3

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.

4

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

5

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

6

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле.

7

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле.

8

Внеклассное чтение.  Мои любимые сказки

9

Р/р. Создание волшебной сказки

Из русской литературы 18 – 19 века (45 ч.)

10

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века). (Обзор.)

11

А.П. Сумароков “Кокушка”.

12

И.И. Дмитриев “Муха”.

13

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

14

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.

15

«Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

16

Басенный мир И. А. Крылова

Художественный проект

«Герои басен И.А. Крылова в иллюстрациях».

17

В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе.

18

В.А. Жуковский. «Спящая царевна».

19

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый…»

20

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и другие сказки.

21

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

22

Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира

23

 Борьба добрых и злых сил

24

Р/р. Стихотворная и прозаическая речь Ритм, рифма и строфа

25

Русская литературная сказка. Понятие о литературной сказке. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».

26

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».

28

Внеклассное чтение. П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок».

29

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

30

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

31

Внеклассное чтение. М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб».

32

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

33

Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».

34

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (для внеклассного чтения).

35

Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях.

36

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети».

37

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

38

Н.А. Некрасов. «На Волге» (для внеклассного чтения). Развитие представлений об эпитете.

39

И.С. Тургенев. «Муму». Реальная основа рассказа.

41

И.С. Тургенев. «Муму». Развитие представлений о литературном герое, портрете и пейзаже.

42

И.С. Тургенев. «Муму». Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

43

Словесные портреты и пейзажи в рассказе «Муму» глазами книжных графиков.

44

Контрольная работа № 1

45

А.А. Фет. «Весенний дождь».

46

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

47

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Дина.

48

Жилин и Костылин – два характера, две судьбы.

49

Р/р. Сочинение по рассказу «Кавказский пленник»

50

А.П. Чехов. «Хирургия» и другие рассказы (для внеклассного чтения). Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей.

51

Юмористические рассказы А.П. Чехова в иллюстрациях.

52

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» А.В. Кольцов «В степи». А.Н. Майков «Ласточки». И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). И.З. Суриков «Зима» (отрывок). А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок).

53

«Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях и фотографиях».

Из русской литературы 20 века (26 ч.)

54

И.А. Бунин «В деревне».

55

В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Гуманистический пафос произведения.

56

В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев.

57

В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Особенности и роль портрета и пейзажа в повести.

58

Контрольная работа № 2

59

Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

60

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика.

61

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа «Медной горы Хозяйка». Стремление к совершенному мастерству.

62

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Тема и проблема произведения, герои литературной сказки.

63

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке.

64

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Особенности драмы как рода литературы.

65

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.

66

Добро и зло в сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

67

Р/р. Сочинение по сказке – пьесе С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

68

А.П. Платонов. «Никита». Единство героя с природой.

69

А.П. Платонов. «Никита». Быт и фантастика. Особенности мировосприятия главного героя рассказа.

70

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа.

71

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

72

«Ради жизни на земле…». К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

73

«Ради жизни на земле…». К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

74

Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо «Города и годы»; Н. Рубцов «Родная деревня».

75

Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо «Города и годы»; Н. Рубцов «Родная деревня».

76

Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

77

Контрольная работа № 3

78

Проект. Писатель и Россия.

79

Проект. Писатель и Россия.

Из зарубежной литературы (12 ч.)

80

Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

81

Робинзонада.

82

Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического в сказочном мире писателя.

83

Г.Х. Андерсен. Два мира сказки «Снежная королева».

84

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Дружба Тома и Гека и их внутренний мир.

85

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.

86

Контрольная работа № 4

87

Джек Лондон. «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество.

88

Джек Лондон. «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество.

89

Проект. Памятники литературным героям.

90

Проект. Памятники литературным героям.

91

Э. Сетон-Томпсон. “Арно”. Произведения о животных.

Современная зарубежная и отечественная литература (9 ч.).

92

Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки.

93

Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки.

94

Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении.

95

Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении.

96

Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии.

97

Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии.

98

Проект. Литературные места России.

99

Проект. Литературные места России.

100

Урок внеклассного чтения. Моя любимая книга.

101

Путешествие по стране Литературии.

102

Заключительный урок. Список литературы на лето

Итого: 102 часа.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе используется следующее УМК:

Коровина В. Я., Журавлев В. П .,Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учеб.-хрестоматия. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2020.

Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: 5 кл. — М.: Просвещение, 2016.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

  • Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
  • Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
  • Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
  • Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
  • Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.

Мультимедийные пособия

  • Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я. Коровина, В.П. .Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
  • Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
  • Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях 5 класс. Электронное приложение.

Для учащихся

  • Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
  • Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
  • Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
  • Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
  • Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
  • Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2006.

Ресурсы Интернет

  • www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
  •  www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
  •  www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
  •  www.slovari.ru Электронные словари.
  • www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
  • www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
  • www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

Календарно - тематическое планирование

№ урока п\п

Дата проведения

Раздел,

тема урока

Кол-во ча-сов

План

Факт

1

ВВЕДЕНИЕ 1 ч.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

1

2-3

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 10 ч.

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

Детский фольклор.

2

4

10.09.

15

Сказка как особый жанр фольклора.

Русские народные сказки. Жанры народных сказок.

1

5

«Царевна – лягушка».

Образ Василисы Премудрой.

1

6

14.09.

15

«Царевна – лягушка».

 Образ Ивана-Царевича.

1

7

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка "Солдатская шинель".

1

10

Р/р Составление волшебной сказки

1

11

ВЧ. Мои любимые сказки.

1

14

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА  2 ч.

М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру...»

1

15

Роды и жанры литературы.

1

16

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА    38ч.

И.А. Крылов.

Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий

1

17

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях

1

18

Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне

1

19

ВЧ Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

ПРОЕКТ Электронный альбом «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях»

1

20-21

В.А. Жуковский – сказочник.

 Сказка «Спящая царевна»

2

22

Баллада В.А. Жуковского «Кубок»

1

23

А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила».

1

24-25

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

Основные образы сказки

2

26

Р/р Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского «Со сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина

1

27

Р/р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

28-29

Русская литературная сказка.

 

Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

 Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.Мир детства в изображении писателя.

2

30

ВЧ. Писатели-сказочники и их герои.

В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps».

П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».

1

31

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

1

32

Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении «Бородино».

1

33

Н.В. Гоголь.  Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место».

1

34

3.12.15

«Заколдованное место».

Реальное и фантастическое в сюжете повести.

1

35

ВЧ. Урок-презентация повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

ПРОЕКТ Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях».

1

36

Н.А. Некрасов. Слово о поэте.

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

1

37

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

1

38

И.С. Тургенев. Слово о писателе.

 История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

1

39

Герасим - «самое замечательное лицо» в рассказе.

Герасим в доме барыни.

Герасим и Татьяна.

1

40

Герасим и Муму. Счастливый год.

1

41

Превосходство Герасима над челядью.

 Протест против крепостничества.

1

42

Р/р Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму».

1

43

Контрольная работа

ПРОЕКТ «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму»».

1

44

А. А. Фет. Слово о поэте.

«Чудные картины» А.А. Фета.

Стихотворение «Весенний дождь».

1

45

Контрольное тестирование за первое полугодие

1

46

Л.Н. Толстой. Слово о писателе.

 Рассказ-быль «Кавказский пленник».

 Протест против национальной вражды.

Сюжет рассказа.

1

47

Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Обучение сравнительной характеристике героев.

1

48

Тема дружбы в рассказе.

1

49

Любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения.

1

50

Р/р. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник».

Темы сочинений:

1.«Жилин и Костылин: разные судьбы».

2. «Друзья и враги Жилина».

1

51-52

А.П.Чехов. Слово о писателе.

 Рассказ «Хирургия».

Обучение составлению киносценария по рассказу "Хирургия".

2

53

ВЧ. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте.

1

54

Русские поэты 19 века о Родине - 2 ч.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев.

Образ лета. И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев.

А.Н. Майков, И.З. Суриков - средства создания образов родной природы.

ПРОЕКТ

альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях».

2

55

Р/р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века) «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)»

1

56

ВЧ.

 Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».

1

57

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА  22 ч.

И.А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе.

1

58

В.Г. Короленко. Слово о писателе.

 «В дурном обществе». Описание городка Княжье-Вено.

Портрет как средство изображения героев.

1

59

Сюжет и композиция повести.

Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко.

1

60

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

1

61

Р/р 

Путь Васи к правде и добру.

Обучение работе над сочинением.

1

62

ВЧ

А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель».

1

63-64

С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» Образ родного дома в стихах.

Защита проектов «Иллюстрации стихотворения С.А.Есенина».

2

65

П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. 

Сказ «Медной горы Хозяйка».

Сила характера Данилы-мастера.

1

66

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Образ Хозяйки Медной горы.

1

67

ВЧ 

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.

1

68

К.Г. Паустовский.  Слово о писателе.

Сказка  «Теплый хлеб». Герои и их поступки.

Роль пейзажа в сказке. Нравственные проблемы произведения.

1

69

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». "Природа и человек в произведении.

1

70

ВЧ

 Сказки К. Г. Паустовского.

1

71

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Драма как род литературы.

1

72

Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

1

73

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе- сказке

С.Я. Маршака

«Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева», «Добро и зло в сказке».

1

74

А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».

1

75

Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

1

76

В.П Acтафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

1

77

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа.

1

78

Р/р Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

1

79

Поэты о Вов

(1941 - 1945)

3 ч.

К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война.

1

80

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

1

81

 Р/р Великая Отечественная война в жизни моей семьи.

1

82

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.   3 ч.

Стихотворение И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

1

83

Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б. Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)

1

84

Н.М. Рубцов. «Родная деревня». Дон - Аминадо. «Города и годы».

1

85-86

Писатели улыбаются. 3ч.

 Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон».

Ю.Ч.Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме.

2

87

ВЧ. Н. А. Тэффи. "Валя".

1

88

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

13 ч.

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.

1

89-90

Даниель Дефо. Слово о писателе.  «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

2

91

Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

 Сказка «Снежная королева». Композиция сказки.

1

92

Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини.

1

93

Истории четвёртая и пятая.

1

94

Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом.

1

95

Р/р Сказки Х.- К. Андерсена

1

96

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

Жизнь и заботы Тома Сойера.

1

97

Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена.

1

98

ВЧ Жорж Санд «О чем говорят цветы».

1

99

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».

1

100

Нравственное взросление героя рассказа.

1

101-102-103

КР Контрольное тестирование за второе полугодие

ПРОЕКТ

Электронная презентация «Памятники литературным героям»

3

104-105

Итоговый урок (творческий отчёт)

ПРОЕКТ Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...