Творчество О.Фокиной. "Я помню соседей по тем временам.."
презентация к уроку по литературе (7 класс)

Черныш Наталья Валентиновна

Презентация подробно описывает жизненный  путь северной поэтессы О.Фокиной. Подготавливает уч-ся к работе по стихотворению "Я помню соседей по тем временам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_pomnyu_sosedey_po_tem_vremenam.docx15.09 КБ
Файл ya_pomnyu_sosedey_po_tem_vremenam.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Я помню соседей по тем временам, 
Которым короткое имя – война. 
Короткое имя, а память – долга... 
Безмолвна деревня – по трубы в снегах. 
Огромную тяжесть держа на весу, 
Ни встать-отряхнуться, как ёлке в лесу, 
Ни охнуть-вздохнуть ей, ни чем шевельнуть. 
Застыла зловещая белая жуть. 
Огромное блюдо линялых небес 
Всё вычерпано, как отдел райсобес. 
И новою, праздною ложкой пустой 
Вращается солнышка круг золотой. 
Всё помнятся ложки, которые мать 
Под матицу вешала – там досыхать, 
Чтоб краской не пахли, и целые дни 
На них мы глазели – гони не гони. 
Потом, получая, пятнали: моя! 
Щербинки выкусывали по краям... 
И солнышко дразнится: выкуси на! 
Там где-то война. А у нас – тишина! 
Как тесто, поднявшееся из квашни, 
Как белые хлебы, сугробы пышны. 
Зайдёшь на задворки – до самых лесов 
Насорен-насыпан всё сахар-песок. 
И так же блестит он, и так же хрустит! 
Вот только ни капли во рту не сластит. 
Вот только не сладко в сугробе тонуть 
И за уши валенок мамин тянуть: 
«Великий, да дикий! И старый, а глуп! 
Упёрся: в сугробе остаться ему б! 
Разинул, дырявый, голодную пасть 
И сахаром-снегом насытился всласть». 
Упрашиваю. Не сдаюсь. Волоку. 
И чую, как грузнет сума на боку. 
Дрожащую руку в суму, как во сне, – 
В руке в колобочек сжимается снег. 

Я помню соседей по тем временам, 
Которым короткое имя – война. 
Короткое имя, а память – долга... 
Безмолвна деревня – по трубы в снегах. 
Огромную тяжесть держа на весу, 
Ни встать-отряхнуться, как ёлке в лесу, 
Ни охнуть-вздохнуть ей, ни чем шевельнуть. 
Застыла зловещая белая жуть. 
Огромное блюдо линялых небес 
Всё вычерпано, как отдел райсобес. 
И новою, праздною ложкой пустой 
Вращается солнышка круг золотой. 
Всё помнятся ложки, которые мать 
Под матицу вешала – там досыхать, 
Чтоб краской не пахли, и целые дни 
На них мы глазели – гони не гони. 
Потом, получая, пятнали: моя! 
Щербинки выкусывали по краям... 
И солнышко дразнится: выкуси на! 
Там где-то война. А у нас – тишина! 
Как тесто, поднявшееся из квашни, 
Как белые хлебы, сугробы пышны. 
Зайдёшь на задворки – до самых лесов 
Насорен-насыпан всё сахар-песок. 
И так же блестит он, и так же хрустит! 
Вот только ни капли во рту не сластит. 
Вот только не сладко в сугробе тонуть 
И за уши валенок мамин тянуть: 
«Великий, да дикий! И старый, а глуп! 
Упёрся: в сугробе остаться ему б! 
Разинул, дырявый, голодную пасть 
И сахаром-снегом насытился всласть». 
Упрашиваю. Не сдаюсь. Волоку. 
И чую, как грузнет сума на боку. 
Дрожащую руку в суму, как во сне, – 
В руке в колобочек сжимается снег. 

...Идти по деревне куски собирать 
Мы сами решили: страшно умирать. 
И мать, наклонясь над грудным малышом, 
Сказала спокойно: «Ну, что ж, хорошо!» 
(Что стоило это спокойствие ей, 
Я знаю, пожалуй, получше людей. 
Была моя мама добра, но горда: 
За спичкой в соседи – и то никогда! 
За спичками – стыдно. За солью – вдвойне. 
По пятеро нас накопилось к войне. 
Кормилец – в могиле, малец в подолу. 
Верёвка для петли – в поветном углу.) 
Дала нам она по суме из холста, 
Велела просить, поминая Христа. 
(Безбожница-мама! Колхозный актив! 
Тебя не виню я, ты – тоже прости: 
Ослушаться смела и, где ни была, 
Я имя Христа помянуть не могла. 
Зачем поминать? Для кого поминать? 
Соседи и сами должны понимать.) 
Я криком кричала, молчанье храня: 
– Подайте, коль можете, ради меня! 
И ради братишек, таких же, как я! 
И руку выпрастывала из тряпья. 
У каждого дома я помню крыльцо. 
И помню ворота. И помню кольцо. 
И тёмные сени (а чьи-то – светлей). 
И двери тугие (а чьи-то слабей). 
И помню пороги: одни – высоки. 
Другие – пониже. И помню куски. 
И помню глаза подававших людей... 
Я вечный должник у деревни моей. 
Перила-краюшки, ступеньки-ломти, – 
Без этой бы лесенки мне не взойти, 
И самую лучшую песню мою 
Я людям, соседям моим, отдаю. 
Но помню и этот, один изо всех, 
Не сдержанный, к корке добавленный, смех. 
Безжалостный, сытый, ехидный смешок, 
Он ранил навылет, сквозь душу прошёл. 
И тем, что живу я, и тем, что дышу, 
Я этому смеху, наверное, мщу. 

...Идти по деревне куски собирать 
Мы сами решили: страшно умирать. 
И мать, наклонясь над грудным малышом, 
Сказала спокойно: «Ну, что ж, хорошо!» 
(Что стоило это спокойствие ей, 
Я знаю, пожалуй, получше людей. 
Была моя мама добра, но горда: 
За спичкой в соседи – и то никогда! 
За спичками – стыдно. За солью – вдвойне. 
По пятеро нас накопилось к войне. 
Кормилец – в могиле, малец в подолу. 
Верёвка для петли – в поветном углу.) 
Дала нам она по суме из холста, 
Велела просить, поминая Христа. 
(Безбожница-мама! Колхозный актив! 
Тебя не виню я, ты – тоже прости: 
Ослушаться смела и, где ни была, 
Я имя Христа помянуть не могла. 
Зачем поминать? Для кого поминать? 
Соседи и сами должны понимать.) 
Я криком кричала, молчанье храня: 
– Подайте, коль можете, ради меня! 
И ради братишек, таких же, как я! 
И руку выпрастывала из тряпья. 
У каждого дома я помню крыльцо. 
И помню ворота. И помню кольцо. 
И тёмные сени (а чьи-то – светлей). 
И двери тугие (а чьи-то слабей). 
И помню пороги: одни – высоки. 
Другие – пониже. И помню куски. 
И помню глаза подававших людей... 
Я вечный должник у деревни моей. 
Перила-краюшки, ступеньки-ломти, – 
Без этой бы лесенки мне не взойти, 
И самую лучшую песню мою 
Я людям, соседям моим, отдаю. 
Но помню и этот, один изо всех, 
Не сдержанный, к корке добавленный, смех. 
Безжалостный, сытый, ехидный смешок, 
Он ранил навылет, сквозь душу прошёл. 
И тем, что живу я, и тем, что дышу, 
Я этому смеху, наверное, мщу. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ольга Фокина Храни огонь родного очага, Но не позарься на костры чужие ! Таким законом наши предки жили И завещали нам через века: - Храни огонь родного очага!

Слайд 2

Жизнь и творчество Ольга Фокина

Слайд 3

Родилась в деревне Артемьевская Корниловского сельского совета Верхнетоемского района Архангельской области 2 сентября 1937 г.

Слайд 4

Звездной полночью осенней, С ерп нащупав второпях, Мать меня в холодных сенях Отделила от себя. И в холстинку завитую П оложила жить потом На солому золотую, Тем же сжатую серпом… Так на свет появилась Ольга Фокина, пятый ребенок в семье. Долгожданная девочка…

Слайд 5

Ольге шел четвертый годик, когда началась Великая Отечественная война… …В какой из дней В наш тихий край лесной Пришла война, Об этом я не знала… Должно быть, В толстой сумке почтальон ее принес…. И вот отца не стало... С котомкой подбегал к подводе он, Когда в постельке с тополиным пухом Проснулась я, крича: «Меня забыл!» Но лишь ушанка свисившимся ухом Махнула мне с отцовской головы. «Черемуха»

Слайд 6

Парады и награды – для живых, Но легших безымянными в могилы Не тронет песня, не разбудит стих И не поднимут слезы самых милых. На празднично гудящих площадях Седым и молодым сегодня тесно. Но тем, кто, живота не пощадя , Упал, – зачем салюты и оркестры? Они не здесь, не в солнечной пыли, Не в отблесках гремящей браво меди, Они – давно земля внутри земли, А из земли взошли березки эти. Вот почему, когда звучит оркестр, Гремит салют во славу Дня Победы, Я ухожу иль уезжаю в лес – Поближе к ним, родным, – отцу и деду. С любой былинкой чувствуя родство, Я радуюсь извечной жизни ладу, И листика простое естество Рассматриваю долго, как награду Отцу – Не награжденному ни разу. 1985

Слайд 7

В 3-4 года родились первые мои стихи. Помню, сидела на подоконнике, ждала маму с работы. Все мои эмоции вылились тогда в четверостишье: «Под окошечком растут зеленые цветочки. Мама, любишь ли меня на Сыром окошечке». «Много пела колыбельных, читала стихи Некрасова, Сурикова. Она сама была очень грамотной для деревни, закончила 4 класса церковноприходской школы, стихи очень любила. И еще часто рассказывала нам сказки. Представляешь — зимний вечер, в печке — чугунок с картошкой, за окном поскрипывает снег. Мама управилась со скотиной и легла перед ужином отдохнуть. А мы рядышком слушаем сказку. В избе темно, от маминых слов про злых медведей и жутковато, и интересно..»

Слайд 8

Военное детство было голодным и босоногим. Помню , когда у мамы не было в груди молока, от голода плакал младшенький. Картошки хватало до Рождества. Сеяли хлеб вручную, в основном - ячмень. Душили налоги. В доме временами не было ни мыла, ни соли. Мама работала в колхозе, мы - дети чем могли помогали.

Слайд 9

Гордая моя мама! Горькая твоя доля Голову носить ниже Так и не научила. Держишь ее – как надо: Дерзостью встретишь дерзость, Вдесятеро заплатишь Людям за доброту… К белым твоим сединам Бережно прикасаюсь, Будто бы это - боли, Собранные в жгуток , Будто бы это – беды, Те, что отбедовала : Густо – к одной - другая… Разбередить… Боюсь. Ю Иллюстрация С.и Ю. Сюхиных

Слайд 10

1955 год. Архангельск. Студентка I курса Архангельского медицинского училища

Слайд 11

В 1957 году Ольга Фокина – студентка Литературного института им. Горького в Москве

Слайд 12

Ю Жизнь интереснее романов: Зачем придумывать сюжет? Лишь зафиксируй, ставши рано, Ее на сломе-рубеже! Жизнь хороша! Ее не бойся! Не огибай! Не сторонись! Проснись. Встряхнись. Снежком умойся, И, как в валы морские, - в жизнь!

Слайд 14

Начало 60-х гг. г. Котлас В начале день, недужный По-котласски вполне… Ну, здравствуй, Котлас-Южный На Северной Двине! Состав многооконный Меня, как прочих тож , Из теплого вагона Под моросящий дождь Стряхнул и, опроставшись, Сегодня, как вчера, Стрелой помчался дальше, В иные севера .

Слайд 15

Я не устану удивляться: Дождям, закатам и рассветам, И снам цветным, что часто снятся, И тёплым лужам жарким летом. Снежинкам, что в лучах искрятся, Полёту птиц, цветенью сада. Я не устану удивляться, Как мало мне порою надо . Каждое лето, за редким исключением, приезжает поэтесса Ольга Фокина на родину – в Верхнетоемский район. Приезжает, чтобы навестить близких, земляков, чтобы встретиться с родными местами …

Слайд 16

Моя родословная Родная земля Творчество Русь, Россия… Северная природа Тема любви Темы творчества О.Фокиной

Слайд 17

Вологда

Слайд 18

Ольга Фокина с мамой и сыном Сашей. Начало 80-х гг.

Слайд 19

И

Слайд 20

О, как я жизнь люблю! Мне утро рассказало Губами облаков и голосами птиц, Что радость так близка, и счастья так немало, И столько для пера нетронутых страниц! О. Фокина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек в горниле времени. Раннее романтическое творчество М.Горького. 11 класс. План-конспект урока и презентация.

Предложенные материалы входят в состав проекта "Золотые уроки учителей Петербурга".Ознакомиться с видео-уроком можно в разделе Видео или на сайте школы №27....

"Весь мир - театр, люди в нем - актеры" (Творчество У.Шекспира в контексте времени)

Интегрированное внеклассное занятие (литература - английский язык), литературно-музыкальная гостиная...

Конспект НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года». Педагог- психолог: Токарева Инна Александровна

Конспект НОД с детьми  логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года».Педагог- психолог: Токарева ...

Ретровечер по творчеству группы “Машина времени”

Все началось с «битлов». Было чувство, что всю жизнь в ушах мы носили вату, а тут мы ее внезапно вынули......

Конспект урока по теме "Одиночество в творчестве М.Ю. Лермонтова" (По роману "Герой нашего времени"

Основной идеей  урока является возрождение духовно-нравственных традиций отечественной культуры, что является одним из направлений преподавания в системе новых образовательных стандартов. Отличит...

Литературно-музыкальная композиция по творчеству В.С. Высоцкого "Знаковая личность своего времени..."

Разработка содержит материалы о жизни и творчестве В.С. высоцкого....