«Способы раскрытия характера литературного героя в художественном произведении»
методическая разработка по литературе

Дубинина Евгения Александровна

Учебное занятие по литературе  для разновозрастной группы с применяем технологии интеллект- карт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебное занятие по литературе  для разновозрастной группы с применяем технологии интеллект- карт

«Способы раскрытия характера литературного героя в художественном произведении»

Цель:  научить находить и использовать  способы раскрытия характера литературного произведения

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить со способами создания и раскрытия характера литературного персонажа в художественном произведении, способствовать развитию речи учащихся, научить определять особенности средств художественной выразительности для раскрытия характера литературного героя.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей. Формирование умения создавать интеллект-карты.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; стремление подражать положительным героям литературных произведений, формирование неприятия отрицательных качеств персонажей художественной литературы.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и участниками творческих групп, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: Интерактивная доска, ватманы, маркеры.

Группа детей разделена на микрогруппы по 5 человек.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте! Сегодня урок литературы для вас проведу я, учитель Горковской школы, зовут меня Евгения Александровна,  а как зовут вас, я не знаю. Давайте с вами познакомимся. Сейчас по моему сигналу вы хором назовете свои имена.

- Вот мы и познакомились. Очень приятно!

Я предлагаю наш урок начать  с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Клад - это богатство, деньги, золото.

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

2. Мотивация учебной деятельности.

Часто, на уроках литературы нам приходится решать непростые задачи. Одна из них – дать характеристику персонажа изучаемого литературного произведения.

Литературный герой – это ДЕЙСТВУЮЩЕЕ лицо, или персонаж, литературного произведения. Бывают главные герои и второстепенные, вымышленные и невымышленные, идеальные, положительные, отрицательные. Ещё вспомним о рассказчике, повествователе, образе автора – и это тоже герои произведения.

Слайд 3

Я предлагаю вам вспомнить произведение, хорошо всем известное с раннего детства. Что это за произведение? Кто его автор? (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).Здесь нас будет интересовать образ старухи.

Внимательно рассмотрите иллюстрации и попробуйте дать характеристику одному из героев  - старухе.

Ответы учащихся.

Обратим внимание, что представляют собой ваши ответы? – перечисление отдельных качеств характера героя. Вы сами, удовлетворены такой характеристикой? Так как же нам раскрыть характер литературного героя наиболее полно?

  1. Формулировка темы, целеполагание.

-Как вы думаете, какова будет тема нашего занятия? (Способы раскрытия характера литературного героя в художественном произведении)

-Какие задачи перед собой поставим (узнать способы раскрытия характера, научиться видеть их в тексте литературного произведения, формировать умение наиболее полно давать характеристику героям литературных произведений)

-А поможет нам с вами сегодня метод, с которым я вас познакомлю чуть позже. Метод интеллект- карт.

4. Итак, какое литературное понятие сегодня в центре нашего внимания ( характер литературного героя).

Учитель рисует в центре круг, вписывает туда термин. Каждый ученик делает то же самое на листе А4.

Для начала, выясним, что такое характер в литературе, для этого обратимся к словарю:

Характер  — характер (от греч. charakter отпечаток, признак, отличительная черта)  в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, «нрав» человека…

Характер (литератур.) — Характер литературный, образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определённостью, через который раскрывается… тип поведения.

А теперь скажите, почему, вы решили, что старуха злая?  (она ругает старика)

Значит эта черта проявляется через взаимоотношения с другим героем произведения.

От центрального круга чертим линию, делаем обозначение: взаимоотношения с другими героями). А каким оно может быть? Какие черты могут проявляться при взаимоотношениях людей? (рисуем веточки: доброжелательность, равнодушие, агрессия, доверчивость, дружелюбие, лицемерие и др).

Как вы узнали, что старуха жадная?

Правильно, по её поступкам. Рисуем следующую «веточку». Какие качества здесь могут проявляться?

А как называет старуха своего мужа (дурачина, простофиля), с какими словами обращается к нему (в приказном тоне, поди, поклонись..)

И ещё одна веточка – речь. Это может быть и грубая, бранная речь, а может быть и вежливая, речь бывает тихой, сбивчивой, а может быть быстрой, громкой и т. Д.

Я вам предлагаю выполнить задания:

Каждой группа получает по две карточки. Это речь одного и того же героя Джека Лондпна (Мартина Идена), но в начале и конце произведения.

Карточка 1.

  1. Верно, я не хилый, – сказал он. – Меня с копыт не сковырнешь, я и гвозди жевать могу. А вот сейчас никак не переварю, чего вы говорите. Не по зубам мне. Не учили меня этому. Книжки я люблю, и стихи тоже, и читаю всякую свободную минутку, а только по вашему отродясь про них не думал. Потому и толковать про них не умею. Я вроде как штурман – занесло невесть куда, а ни карты, ни компаса нету. Надо мне сориентироваться. Может, укажете, куда держать путь? Вы то откуда узнали все это, про что рассказывали?
  2. Почему ты не решилась на это раньше? – резко спросил он. – Когда у меня не было работы? Когда я голодал? Когда я был тот же, что теперь, – как человек, как художник, тот же самый Мартин Иден? Вот вопрос, над которым я бьюсь уже много дней, – это не только тебя касается, но всех и каждого. Ты видишь, я не изменился, хотя меня вдруг стали очень высоко ценить и приходится все время напоминать себе, что я – прежний. (…)Я не стал ни сильнее, ни добродетельнее. И голова у меня все та же. Я не додумался ни до единого нового обобщения ни в литературе, ни в философии. Как личность я стою ровно столько же, сколько стоил, когда никому не был нужен.

Задания для 1 группы:

Дать характеристику героя по 1 отрывку.

Задание для 2 группы:

Дать характеристику героя по 2 отрывку.

Задание для 3 группы:

Ответить на вопрос, какие изменения произошли с героем на протяжении повествования?

Работа по карточкам:

Выступление групп.

Зафиксируем эту «Веточку» на нашем рисунке.

Сейчас я вам назову имена некоторых героев худ произведений, а вы попытайтесь узнать, каково его основное качество: Оболд Оболдуев (Салтыков-Щедрин) ( глупось), Ляпкин-Тяпкин (Безответственность) Вральман, Простаков, Правдин, Стародум, Скотинин (Фонвизин)

Вы ведь не знаете этих героев, как же вы узнали об их чертах характера (по именам). Значит, следующая веточка (имена, говорящие фамилии).

В этом же направлении «работают» и имена, а точнее их значение, символика – Софья «Мудрость», Катерина «Чистота», Лариса «Чайка»

Вспомните говорящие имена героев Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Перед вами карточки со следующим заданием. Прочитайте их. Можем ли мы, используя эту информацию определить черты характера героя?  Зачитаем вслух, дадим пояснения. Что нам дало ключ к пониманию образа? (внешность: портрет, одежда, детали) – работа в группах

Карточки 2:

Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной1 рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная кудрявая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною». (И.С. Тургенев «Бирюк»)

Тургенев подробно описывает привлекательную внешность человека. Рисуя мощную фигуру, устойчивую позу, спокойное и строгое выражение лица, прямой взгляд Бирюка, писатель подчеркивает его здоровье, силу, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, суровость. Рубаха из домотканого полотна говорит и о социальном положении героя, и о его бытовой непритязательности. Слово «молодец» выражает восхищение рассказчика лесником, выказывает его расположение к Бирюку. У читателя это слово может вызвать представление о сказочном или былинном персонаже. На портрет героя наложили отпечаток относительно свободная, по сравнению с крепостными мужиками, жизнь и служба лесника, в портрете отразился внутренний мир героя произведения.

Кроме того, литературный портрет героя — это способ выражения авторского отношения к герою произведения.

Фиксируем «веточки: поза, взгляд, выраж лица, одежда и др

Изучим следующую карточку. Перед вами описания комнат  литературных  персонажей.

Карточка3.

«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. В доме его чего –нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недёшево; но на два кресла её недоставало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею..» (Н.В. Гоголь).

Карточка3.

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее -- не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика -- стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.(И.С. Тургенев)

Карточка 3

И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и — ах, как бы чего не вышло!

Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие... (А.П.Чехов)

Что мы можем сказать об этом герое?

Как называется описание помещения? (интерьер). Значит, следующим ключиком будет именно он. Интерьер  может характеризовать социальный статус человека: богатство-бедность, аристократизм – мещанство, образованность – мещанство. Способствует раскрытию черт характера: самостоятельность – стремление к подражанию; наличие вкуса – безвкусица; практичность – бесхозяйственность. Может раскрывать сферу интересов и взглядов: западничество – славянофильство; любовь к чтению – безразличие к нему; род деятельности – бездеятельность.

А бывает так, что об одном из персонажей говорят другие герои произведения, например, о том же Бирюке (читаем отрывок).

От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: "Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не дается". 
Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.

И это тоже  способ раскрытия образа: характеристика другими персонажами.

Но  иногда и сам автор, даёт характеристику своим персонажам. Это авторская характеристика.

Молодцы, со всеми заданиями вы справились.

Максим Горький в своих романтических произведениях «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» рисует своих персонажей на фоне морского пейзажа.. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себя на берегу моря.

Заходящее за горизонт солнце, песчаный берег, на котором вы лежите, обдуваемые ласковым южным ветерком, устремив взгляд в вечернее в небо…

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут -- мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там -- резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это -- звуки и запахи, тучи и люди -- было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.

Немного отдохнули, возвращаемся в класс. Как называется описание природы в литературном произведении? (Пейзаж).

А может ли он раскрыть образ героя? Как? Значит, это тоже средство раскрытия образа

(Как воспринимает герой природу, как чувствует, на каком фоне происходят события.  Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей: при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы)

Ну а теперь пришло время познакомиться с тем самым способом работы с информацией, о котором я вам говорила: это составление интеллект- карт.

Это способ обработки информации  создал американским психолог и бизнесмен Тони Бьюзен.  По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты".  В итоге получаются "карты ума".

На слайде пример интеллект-карты.

Любую мысль или понятие можно представить себе как некий узел (центр), от которого идут ниточки-связи к другим образам, объектам, ассоциациям

  1. Берём лист бумаги.
  2. В центре рисуем объект- главное понятие.
  3. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными.
  4. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.
  5. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
  6. Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).
  7. Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

Правила создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Каждая группа получает инструкцию по составлению интеллект карт.

Наша с вами задача как можно полно раскрыть характер героя, используя полученную информацию и отразить её в интеллект-карте.

В интеллект карте допустимы рисунки, знаки, цветовые обозначения. Чем «ветвистие», карта – тем полнее ваша характеристика.

Каждая группа получает лист бумаги, где в центре портрет героя.

Самостоятельная групповая работа.

Время нашего занятия подходит к концу. Я попрошу представителей от каждой группы представить нам получившуюся интеллект-карту.

Презентация карт.

Спасибо всем участникам сегодняшнего занятия. Оказывается, чтобы уметь читать, мало знать буквы. Нужно видеть и понимать мысль автора, часто зашифрованную в его образах. И нашу встречу мне бы хотелось бы закончить словами К. Паустовского  «Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.

Рефлексия.

А в заключении хочу вас всех поздравить с первыми весенними деньками. Весна всегда ассоциируется с солнцем, теплом, цветами. Я предлагаю вам создать букет нашего настроения. Перед вами лежат цветы разных оттенков. Выберете тот, который соответствует вашей оценке деятельности: Розовый (Было интересно, информация была полезной), Голубой (Я не очень понимал, о чем идет речь).

Прикрепите их на лист.

Я очень надеюсь, что информация, которую вы получили, вы сможете использовать в дальнейшем. Я всем вам желаю успехов в учебе и творчестве и хорошего настроения. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Портрет литературного героя в художественном произведении"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Не секрет, что  деталь в художественном произведении играет значительную роль. Внимание к деталям обязательно, если вы стремитесь понять идейный замысел автора, проникнуть в мир его мыслей, чувст...

Опыт работы по теме "Раскрытие авторских приемов создания характера как путь осмысления художественного произведения учащимися старших классов"

В предложенном материале определяются пути работы по восприятию текста с целью активизации познавательной деятельности и формирования нравственных представлений школьников....

Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")

Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...

Проект "Роль портрета в раскрытии характера литературного героя (по рассказам И. С. Тургенева "Записки охотника").

В презентации рассматривается, какую роль играет портрет в раскрытии характера литературного героя....

Описание внешности и характера (литературные герои)

Новогодний урок в 5 классе, описание внешности на примере двух персонажей: Father Frost и Father Christma...