Анализ стихотворения А.Кушнера "Времена не выбирают.."
опыты и эксперименты по литературе (9 класс)

Казаринова Татьяна Александровна

Приведен анализ стихотворения А.Кушнера "Времена не выбирают.."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stih_kushnera_vremena_ne_vybirayut.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения А.С. Кушнера «Времена не выбирают…» (1978)

Иосиф Бродский говорил о своем современнике: «Александр Кушнер – один из лучших лирических поэтов двадцатого века…»

 «Времена не выбирают…» - эти первые строчки стали крылатыми! Чтобы стихи вошли в сознание, необходимо чувствовать свое время. Автор известного стихотворения родился в 1936 году  в Ленинграде. И события XX века, безусловно, отразились в творчестве А.Кушнера, так он пишет: «Время - кожа, а не платье. Глубока его печать…» Его лирический герой, возможно, спорит со своими современниками, живущими в 70-ые  годы  XX века. Мы ведь  всё ждем лучших времен. Нам кажется, что когда-то жизнь должна в корне измениться, что чудо случится само собой. Но поэт констатирует: «Что ни век, то век железный…». «Железность» проявляется в лексике поэтической речи: нет лишних слов, предложения нераспространенные, короткие:

Время - это испытанье.

                                              Не завидуй никому.

Тема жестокого лика времени проступает в стихотворении Кушнера через эпизоды личной биографии:

…я в пять лет

Должен был от скарлатины

                                               Умереть…

Герой Кушнера принимает судьбу свою и своё время как  данное свыше и  обращается к нему на «ты»: «век мой, рок мой». Так автор в своем стихотворении выражает простую истину: нужно жить здесь и сейчас, ценить то, что имеем. Вообще, прием инверсии век железный», «сад чудесный») как будто заставляет читателя самого посмотреть вокруг, оглянуться. Это движение лирического героя вовсе не  с оглядкой и осторожностью, нет – это умения как бы соотносить свою поступь с бегом времени,   Ведь человек никогда не будет довольствоваться имеющимся. Как только у нас что-то появляется, оно становится неинтересным, и мы желаем чего-то нового, более привлекательного, а бывает наоборот – всматриваемся в прошлое, сожалея, что века прекрасных дам и благородных рыцарей прошли.

Мечтая, человек хочет жить в другую эпоху, в другое время. Но наивные мечтания некого «счастливца» обрывает ироничный риторический вопрос: «А при Грозном жить не хочешь? /Не мечтаешь о чуме/ Флорентийской и проказе? /Хочешь ехать в первом классе,/ А не в трюме, в полутьме?»

Настроение сарказма задает лирический герой произведения - личность, со своими принципами и убеждениями.

Времена не выбирают,

В них живут и умирают.

 Большей пошлости на свете

Нет, чем клянчить и пенять.

Вся эта строфа звучит с ясной твердостью и  афористичностью. А.С.Кушнер утверждает: мир, который нас окружает, время, в котором мы живем, - все это оставляет на нас свои следы. Ведь «человек» – это «чело века», его слепок: «Словно с пальцев отпечатки,/ С нас - его черты и складки,/ Приглядевшись, можно взять».

Данное стихотворение  А.С.Кушнера относится, можно сказать, к философской лирике: размышление поэта о жизни, о судьбе, о времени. Читая строки  «Времена не выбирают...», слышишь как будто перекличку со стихотворением  О.Мандельштамом «Мне на плечи бросается век-волкодав…». Поэтический учитель А.Кушнера в 30-ые годы XX века  тоже осмысливает своё время, в котором «живут и умирают» его современники. Поэтому глубоко философски, как заповедь звучат строки:

                                 ...обниму

Век мой, рок мой  на прощанье.

Время - это испытанье. Не завидуй никому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...