Рабочая программа к тематическому образовательному модулю " О доблестных рыцарях и прекрасных дамах "
рабочая программа по литературе (6 класс)

 Гайдукова Татьяна Михайловна

Тематический образовательный модуль " О доблестных рыцарях и прекрасных дамах " составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  с   основной  образовательной программой   общего  образования МАОУ «СОШ№11».  Образовательный модуль рассчитан на учащихся 6-х классов.

 

Содержание модуля построено  на основе произведения Фридриха Шиллера (баллады) «Перчатка», интегрировано с уроками технологии и предполагает расширение кругозора учащихся  о зарубежной литературе, об особенностях костюма эпохи Средневековья и  формирование творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

г. Усть-Илимска, Иркутской области

Тематический

образовательный модуль

" О доблестных рыцарях

и прекрасных дамах "

(страница литературы, технологии и русского языка)

Авторы: Гайдукова Т.М..,

учитель русского языка

и литературы высшей

квалификационной категории,

Смирнова Г.А., учитель

русского языка и литературы

I квалификационной категории,

Савостьянова Н. И., учитель

технологии высшей

квалификационной категории

г. Усть-Илимск

2018

Тематический образовательный модуль

" О доблестных рыцарях и прекрасных дамах "

(страница литературы, технологии и русского языка)

Тематический образовательный модуль " О доблестных рыцарях и прекрасных дамах " составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  с   основной  образовательной программой   общего  образования МАОУ «СОШ№11».  Образовательный модуль рассчитан на учащихся 6-х классов.

Содержание модуля построено  на основе произведения Фридриха Шиллера (баллады) «Перчатка», интегрировано с уроками технологии и предполагает расширение кругозора учащихся  о зарубежной литературе, об особенностях костюма эпохи Средневековья и  формирование творческих способностей.

Образовательный модуль, рассчитанный на 4 часа, реализуется в учебной деятельности через разные формы организации учебного процесса.  Занятия длятся  по 40 минут.

Данный модуль является межпредметным и предполагает изучение целостной темы на уроках по разным предметам. Занятия проводятся в течение 2-х дней  под руководством одного или нескольких учителей в зависимости от формы проведения.

Общая структура модуля.

Количество часов

(мои/другие предметы)

Задействованные предметы

Цель:

комплексное использование способов действий в модельной ситуации на разных предметах, требующих их совмещения.

Понедельник

1-й урок – открытие модуля в актовом зале для параллели 6-х классов

Понедельник

2 ч.

Литература, технология

Вторник

1 ч.

русский язык

Вторник

7-й урок - закрытие модуля в актовом зале для параллели 6-х классов.

Представление результатов.

Итого:

5 часов

Данный  модуль предполагает решение следующих  задач:

1. Формирование регулятивных УУД – оценивание и взаимооценивание.

2. Формирование ИКТ-компетенций – работа с сервисами Интернета.

3. Использование детьми знаний по модулю, основываясь на активизация читательского кругозора.

3.Организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества.

4. Формирование предметных умений по содержанию данного модуля.

5. Освоение различных образовательных пространств: место для драматизации и оценки.

6. Выявление и активизация творческих возможностей и актерских способностей детей.

7. Развитие внимания, связной устной и письменной речи;

8. Повышение мотивации учебной деятельности за счет новых форм организации образовательного пространства.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача:

Предметные:

-  совершенствование навыков аудирования, монологической и диалогической речи, работая в парах и группах (разноуровневое обучение)

-  навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения

 - развитие умений пользоваться справочной литературой и интернетом;

- дальнейшее формирование умений аргументировать свои суждения ссылками на текст;

- вовлечение в театральную деятельность;

Общеучебные умения:

- работа с информацией;

- высказывание собственной точки зрения;

- формирование аналитических умений у обучающихся, развитие инициативы учащихся,

- формирование творческого размышления над художественным произведением;

- подготовка ребят к осознанию ценности отношений между людьми.

- развитие умений и навыков публичных выступлений;

Планирование по образовательному модулю " О доблестных рыцарях и прекрасных дамах "

  1. Понедельник - открытие образовательного модуля.
  2. Понедельник – интегрированный урок литературы и технологии 2 и 2 часа.

Технологическая карта интегрированного урока литературы и технологии.

  1. Вторник – урок русского языка. Рефлексия. Подготовка инсценирования.
  2. Вторник – закрытие модуля.

От уроков литературы, русского языка и технологии - сочинения-отзывы

и костюмированная инсценировка баллады с декламацией текста.

Тема 1 и 2 урока. 6 кл лит «О доблестных рыцарях и прекрасных дамах». Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

Цель урока.

•        Образовательные:  знакомство с новой темой (познакомить учеников с биографией Шиллера, с жанром баллады и особенностями художественного перевода на примере сопоставления текстов); формировать умение определять тему, идею произведения;   характеризовать героев, кратко  пересказывать эпизоды; повторить знания по теории литературы.

•        Развивающие:  развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды, слова; делать выводы, сравнивать, обобщать; совершенствовать  устную речь учащихся,  способствовать формированию художественного вкуса.

•        Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся;  формировать потребность обсуждать такие нравственные проблемы, как проблема человеческого достоинства, ценности жизни и настоящих чувств.

•        Эстетические: формировать умение видеть мастерство писателя.

Тип урока: изучение нового материала; постановка и решение учебных задач.

Вид: рассказ учителя, беседа.

Методы и формы обучения: фронтальная беседа, индивидуальный рассказ, выразительное чтение, презентация, практическая работа.

Оборудование. Портрет Шиллера на доске. Компьютер. Презентации. Раздаточный материал (карточки с теорией литературы, таблица с вопросами, картинки из рыцарских времен для рассадки по группам)..

Планируемые результаты.

Предметные. Проблемы благородства, достоинства и чести. Нравственные проблемы. Иметь представление о жизни Иоганна Фридриха Шиллера, о балладе и её особенностях. Уметь различать образ поэта и лирического героя в стихотворении. Выявлять в тексте художественно-значимые средства языка, проблематику баллады «Перчатка».

Метапредметные.

Познавательные. Осуществление поиска необходимой информации; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы.

Регулятивные. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Овладевают способностями понимать учебные задачи урока, оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные. Умеют представлять конкретное содержание в устной форме. Владеть навыками выразительного чтения, произносить монолог, вести диалог, выражать свои чувства и мысли; работать индивидуально и в группе; формулируют и отстаивают свое мнение, проявляют уважительное отношение к другому человеку.

Личностные. Освоение общемирового культурного наследия. Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Этап урока

Формы работы

Деятельность на уроке

УУД

Мотивационный

Цель этапа.

Формировать умение определять тему урока.

Фронтальная беседа

1-й урок

  1. Приветствие. 1-2 мин.
  2. У нас сегодня не совсем обычный интегрированный урок (то есть, урок, соединяющий 3 предмета в одном: литературу, русский язык и технологию)
  3. Какая тема урока – попробуйте сами догадаться хотя бы приблизительно по тем картинкам, которые видите на доске.

Личностные. Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Ориентировочный

Цель этапа.

Постановка и решение учебных задач.

Фронтальная беседа.

Презентация. Рассказ учителя.

  1. Рассадка. 3-5 мин.
  2. На доске – картинки для рассадки (из рыцарских времен).
  3. На 1-ом столе такие же картинки поменьше для выбора.
  4. Каждый выбирает картинку, которая ему понравится. Рассаживаются по группам в соответствии с выбранными картинками. Должно получиться 5 групп.
  5. Вступление. Эпоха средневековья. 7-10 мин. (технология).

Предметные. Повествование о феодальных нравах. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий достоинство и честь.

Исполнительный

1-й урок

Цель этапа

Знакомство с новой темой (познакомить учеников с биографией Шиллера, с жанром баллады и особенностями художественного перевода на примере сопоставления текстов.

повторить знания по теории литературы.

Работа с текстами.

Фронтальная беседа.

Выразительное чтение.

Презентация.

Рассказ учителя.

  1. Работа с текстами (в группах). 5 мин.

Ребятам раздаются тексты баллады «Перчатка» в переводах В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова. Разные тексты разным группам.

  1. Прочитайте текст баллады (про себя).
  2. Отвечаем на вопросы. Что такое БАЛЛАДА? 5 мин.

- Как вы ответите, исходя из содержания? К какому виду литературы она относится – к эпосу (проза) или к лирике (поэзия), или …

Что вам известно о балладе как литературном жанре?

  1. Дополнение учителя.

Какие вы можете назвать художественные особенности баллады?

(Баллада – это лирический жанр, возникший в Средние века в рыцарской поэзии романских стран.

Это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай.

Особенности баллады как жанра:  

наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка)

эмоции автора и чувства героев

сочетание реального с фантастическим

романтический (необычный) пейзаж

мотив тайны

сюжет может заменяться диалогом

лаконичность

сочетание лирического и эпического начал).

  1. Раздаточный материал – что такое баллада – подклеить в теорию литературы.
  2. Сравнение переводов баллады. 7-10 мин.

Какой из переводов читается легче?

  1. Как раскрыты характеры героев? В каком из текстов подробнее и ярче? (Зачитать отрывок из текста)
  2. Отличаются ли образы красавиц в двух текстах? Чем? В каком переводе дама названа по имени? (Зачитать отрывок из текста)
  3. В каком переводе чувствуется отношение автора к героям и их поведению? (Зачитать отрывок из текста).
  4. Дополнение учителя.

(- в переводе Лермонтова больше драматизма, эмоциональности, чувствуется авторское отношение к героям. Лермонтов сохранил ритм и размер стиха при переводе с немецкого.)

  1. (- в переводе Жуковского дама преднамеренно бросает перчатку. Рыцарь ведет себя сдержанно, с чувством достоинства. Жуковский создал собственный ритм, более привычный для русского читателя).
  2. Вы читали переводы баллады «Перчатка». Что это значит?

Значит, есть автор, с произведения которого сделан перевод. Кто же это?

  1. Иоганн Фридрих Шиллер. Презентация учителя.

Предметные. Иметь представление о жанре баллады; о жизни Иоганна Фридриха Шиллера, о балладе и её особенностях. Уметь различать образ поэта и лирического героя в стихотворении.

Познавательные. Осуществление поиска необходимой информации; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы.

Регулятивные. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Овладевают способностями понимать учебные задачи урока.

Коммуникативные. Умеют представлять конкретное содержание в устной форме. Владеть навыками выразительного чтения, произносить монолог, вести диалог, выражать свои чувства и мысли; работать индивидуально и в группе; формулируют и отстаивают свое мнение, проявляют уважительное отношение к другому человеку.

Исполнительный

 2-й урок

Цель этапа.

Формировать умение определять тему, идею произведения;   характеризовать героев, кратко  пересказывать эпизоды.

Развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды, слова; делать выводы, сравнивать, обобщать; совершенствовать  устную речь учащихся,  способствовать формированию художественного вкуса.

Работа с текстами.

Фронтальная беседа.

Выразительное чтение.

Презентация.

Рассказ учителя.

  1. Вопросы по тексту баллады «Перчатка»   Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Шиллера.                                                    5-10 минут

Кто главные персонажи баллады «Перчатка»? Какими показывает их автор?

  1. В чем конфликт баллады?
  2. Чего хотела красавица – дама?
  3. Почему так оскорблен рыцарь? ( ответы учащихся по содержанию. 1-2 минуты на подготовку-совещание в группе; 1-2 минуты на выступление по вопросу)
  4. Дополнение учителя

Текст баллады «Перчатка» переносит читателя в феодально-средневековый мир. Речь идет о рыцарской морали, о человеческой добродетели. Образцом рыцарского поведения являлось служение даме.

  1. А ПЕРЧАТКА это символ любви рыцаря к даме сердца.

Перчатка, брошенная в лицо, означала страшное оскорбление, за которым шла дуэль.

Перчатка, полученная от дамы, была знаком ее особой благосклонности.

  1. Продолжается работа по вопросам по тексту.  10  минут.

Почему в тексте автор подробно рисует диких зверей? (Зачитать отрывок из текста)

(- они должны внушить и зрителям, и читателям настоящий страх).

  1. Насколько дама любит рыцаря? Дорожит ли она его жизнью? Как мы можем ее охарактеризовать? Работа в группах. 1-2 минуты на подготовку-совещание в группе; 1-2 минуты на выступление по вопросу)
  2. Дополнение учителя. (- Жестокая и самолюбивая; слишком мала для неё цена чужой жизни и слишком высоко ценит саму себя. Самым низким способом испытывает рыцаря).
  3. А какую характеристику дадим Делоржу? Правильно ли он поступил в конце баллады? Почему? Работа в группах. 1-2 минуты на подготовку-совещание в группе; 1-2 минуты на выступление по вопросу)
  4. Дополнение учителя. (- человек смелый, решительный и благородный. Он понимает низкий каприз дамы, но не отказывается его выполнить, чтобы не затронуть свою рыцарскую честь. Разрыв с дамой – высоко дорожит своим человеческим достоинством).
  5. Продолжаем работу по тексту.

Вы посмотрели презентацию, выбрали рисунки. Можете ли вы описать, как одевались рыцари и дамы того времени?

  1. Пофантазировать можно. А есть ли описание в текстах переводов что-нибудь об одежде героев?

Если нет описания, если бы не было презентации, как бы мы представили себе ту обстановку?

Для этого нужно обратиться к истории костюма Средневековья.

Девочки … подготовили нам такую экскурсию.

  1. Информация по костюму.  Выступление учениц… 5-7 мин.

Предметные. Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Шиллера.                            Нравственные проблемы.

Познавательные. Осуществление поиска необходимой информации; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы.

Коммуникативные. Умеют представлять конкретное содержание в устной форме. Владеть навыками выразительного чтения, произносить монолог, вести диалог, выражать свои чувства и мысли; работать индивидуально и в группе; формулируют и отстаивают свое мнение, проявляют уважительное отношение к другому человеку.

Рефлексивный

Цель этапа.

Обогащать нравственный опыт учащихся;  формировать потребность обсуждать нравственные проблемы человеческого достоинства, ценности жизни и настоящих чувств.

Инсценировка.

Развитие речи.

  1. Видеоролик. 6 мин.
  2. Подготовка инсценирования баллады.

3-й урок – русский язык.  Вторник

  1. Сочинение-отзыв, опираясь на вопросы (на карточке).

1.Кто из героев вам понравился и почему?

2.Кто не понравился и почему?

3.Как вы думаете, что хотел  автор показать нам данным произведением?

4.Чему учит нас эта баллада?

Регулятивные. Оценивают свои достижения на уроке.

Приложения

Приложения

  C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Модуль с телефона 2015\Модуль Рыцыри\DSC_0079.jpg

C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Модуль с телефона 2015\Модуль Рыцыри\DSC_0089.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с тематическим планированием по литературе в 8 классе по программе Коровиной В.Я.

Рабочая программа и полное тематическое планирование к учебнику Литература. 8 класс в 2-х частях. Авторы- составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин,М.; Просвещение,2008 год...

Программа образовательного модуля и технологическая карта урока "О доблестных рыцарях и прекрасных дамах".

Тематический образовательный модуль "О доблестных рыцарях и прекрасных дамах" (страничка литературы и технологии) - включает короткую пояснительную записку, общую структуру модуля, задачи, знания, уме...

Рабочая программа к адаптированной образовательной программе дошкольного образования

Приведена система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи второго уровня) в возрасте от 4 до 5 лет. Данная система педус...

Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01

Рабочая программа и  тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации  + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...

Рабочая программа и тематическое планирование ПМ 01. "Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа ..."

Материал содержит рабочую программу ПМ.01, тематическое планирование МДК 01.01. "Подготовка рабочего места, лабораторных условий средств измерений..."  рабочую программу учебной и произ...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11 кл 3 часа в неделю ( по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и тематическое планирование  по химии 11кл 3 часа (программа О.С.Габриеляна)...

Рабочая программа по реализации образовательной программы МАДОУ ДС №2 «Рябинка» в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования инструктора по физической для детей групп общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.

Рабочая программа по реализации образовательной программы МАДОУ ДС №2 «Рябинка» в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования инструктора по физическойдля...