Инновационная деятельность
материал по литературе

Баханова Августина Александровна

Особое внимание уделяю организации научно-исследовательской работы  учащихся, подготовке учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам и конференциям, в чем помогает инновационная деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnaya_deyatelnost.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная/экспериментальная деятельность

Село Старый Онохой, где расположена школа,- это в прошлом отделение совхоза «Эрхирикский» с овощеводческо-животноводческим уклоном развития .Население составляют 30% татар-переселенцев (30-40 годы 20в.) и70% русских .Основная часть жителей трудилась на лесопромышленном комбинате поселка Онохой, что расположен в 4-х километрах от села. Опираясь на национальные особенности проживающих здесь людей , коллектив школы разработал проект «Диалог культур» -воспитание и обучение учащихся на возрождении национальных традиций и обычаев народов Сибири(с 2002г.) в частности татар (инициатором и разработчиком была я)  . В этом направлении школа достигла определённых успехов. Но приоритетом в образовании у выпускников школы были и остаются рабочие профессии. А на это «5 причин»: нет примера в лице родителей, нет стимула, занижена самооценка…Только в последние годы шкала образованности поползла вверх. так как на протяжении нескольких лет  Старо-Онохойская ООШ работает по методической теме «Управление профессионально-личностным ростом педагога как одно из основных условий обеспечения качества образования в условиях ФГОС» , и наряду с этим  реализуется проект «Лаборатория педагогического поиска и открытий», направленный на развитие актуальных компетенций учителя. В конце учебного года каждый учитель формулирует тему и форму возможной публичной презентации, из которых формируется единый банк тем. В начале каждого учебного года из предложенного многообразия тем каждому учителю предоставляется возможность выбора тех тем, которые наибольшим образом отвечают запросам именного этого учителя. Минимальное количество выбранных тем - две. Верхний предел не ограничивается. После выбора тем в школе составляется индивидуальное расписание методических занятий. В 2016-2017 учебном году я предложила  тему «Работа с одарёнными детьми». Для повышения педагогического мастерства выбрала несколько тем, которые предлагают и мои коллеги.

Особое внимание в нашей школе уделяется организации научно-исследовательской работы учителей и учащихся, подготовке учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам и конференциям.

   Исходя из методической темы школы и цели моей профессиональной деятельности, я выделила  одно из приоритетных направлений, которое дает положительные результаты - это  работа с одарёнными детьми через  применение ассоциативных образов в преподавании литературы, основанной на идеях академика Н.В.Масловой.    Всё, с чем бы мы ни сталкивались в жизни, так или иначе проходит через наши глаза, уши, обоняние, осязание, вкусовые рецепторы. Явление или факт-всё проходит через наше тело и становится функцией нашего организма: нашей памятью. Чем больше каналов восприятия мы подключаем, тем глубже и сильнее сохраняются знания о факте, явлении и т.п.

    Включая спокойную музыку, по возможности окружая себя и учащихся ароматами, например, хвои, мяты, цветов и т.д., используя различные ароматизированные напитки, постепенно ввожу основной символ-схему по определённой теме. К примеру,  теме «А.С.Пушкин»   соответствует схема «Бабочка», теме «М. Лермонтов»-    схема  «Вишня».

    Подбор определённых схем зависит и от времени года, например, зима-  хвоя, весна- цветы, осень- фрукты и овощи; и от географических условностей, например: расположение школы у водоёмов(река Уда, озеро Байкал)- запахи моря; вблизи лесных массивов- запахи леса и т.д.

Конечно, такие уроки требуют немалой подготовки ,необходимо время для подбора средств обучения ,но такой вид нестандартного урока (2 урока в год), бесспорно, вызывает большой интерес у учащихся к предмету, к теме, к учителю, к себе самому( так как многое основано на собственном жизненном опыте), повышается учебная мотивация.  Также мною отработана идея коллективного способа обучения по В.К.Дьяченко. Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых. Опыт показывает: коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые могут работать индивидуально. Учащиеся выделяют следующие виды работ в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение материала, обучение друг друга, тренировка, проверка, чтение, создание совместных коллективных дел.  Таким образом созданы киносценарий к «Бородино» М.Лермонтова, иллюстрации к произведению «Капитанская дочка», «Мцыри» , презентация «Евгений Онегин», создан тест к комедии «Ревизор», инсценированы эпизоды «В дурном обществе», пальчиковый театр .

Мне кажется, что сегодня важно научиться жить вместе. Урок литературы – совместная работа ученика и ученика (друга и одноклассника), учителя и учеников по интерпретации художественного текста, а интерпретировать – значит объяснять, разгадывать, размышлять, вступать в диалог с писателем. Мне важно, чтобы ученик постиг тайны искусства слова совместно, чтобы у него были любимые страницы, герои, чтобы на уроках он открывал для себя что-то новое, интересное, так же важно, чтобы он и после урока продолжал возвращаться к тексту, продолжая путь к самосовершенствованию, самовоспитанию и самообразованию один или с другом. Недаром «Вместе весело шагать по просторам…» произведений великих классиков. Для меня, учителя, отрадно слышать от учеников, что накануне перед уроком , перезваниваясь, они выясняли ,спорили по вопросам домашнего задания. Использование информационно-коммуникативных технологий даёт возможность демонстрировать  на уроках фильмы, презентации, созданные мною и моими учениками, а также готовые. Компьютер использую на всех этапах обучения. При этом для ученика он выполняет различные   функции:   учителя,   рабочего   инструмента,   объекта   обучения,   сотрудничающего коллектива,   игровой  среды.  В функции  учителя  компьютер  представляет  источник  учебной информации,   наглядное   пособие,   индивидуальное   информационное   пространство,   тренажер, средство диагностики и контроля.

Широко использую электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий", основной частью которых являются электронные уроки литературы с 5 по 9 классы, представляющие собой справочник по теории литературы, энциклопедические статьи. Учитель имеет возможность составить индивидуальный тест в зависимости от потребностей ученика. Есть несколько видов контрольных заданий: вопросы с выбором ответа из предлагаемых вариантов и тесты с возможностью численного ввода результата

Сейчас учащиеся не хотят читать классику. Эту проблему стараюсь разрешить (в некоторых случаях), применяя визуальный метод. Так, например, нашумевший фильм «Тарас Бульба» мы с ребятами просмотрели в классе на видеокассете, затем ,прочитав дома, обсудили его. Даже наши «матёрые» нелюбители чтения отмечали несоответствие фильма с оригиналом , искренне возмущались этим фактом. Дружно пришли к выводу -книга лучше.. Но этим стараюсь не злоупотреблять, так как занижается творческое воображение, способность фантазировать.

  Кроме вышеназванных технологий проблемного обучения, применения ассоциативных образов, КСО, использую элементы некоторых других современных педагогических технологий:

Технология

1

Игровые технологии

2

Личностно- ориентированное обучение

3

Дифференцированное обучение

   

При выборе новых концепций и технологий в первую очередь обращаю внимание на их эффективность, результативность, на возможность повысить качество обучения и воспитания.

Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие, потому моя педагогическая деятельность носит творческий характер и вовлекает учащихся в учебный процесс, осуществляя, таким образом, цель преподавания – передачу знаний и воспитание подрастающего поколения. Сделать предмет интересным помогают инновационные педагогические методы и подходы. Инновационная деятельность предполагают трансформацию ролей, типичных для процесса обучения, отсюда учащиеся – как субъекты взаимодействия, а не объекты. Этому помогают  мне ролевые игры, семинары-диспуты, учебные дискуссии и игровое проектирование. Упор в подобной деятельности делаю на групповую занятость учащихся, происходящую под контролем преподавателя, а воплотить идеи в жизнь помогают компьютерные технологии. Ещё одним распространённым в моей педагогической практике методом является метод проектов.. Данный метод учит анализировать информацию и работать в команде(коллективный проект) или самостоятельно (индивидуальный проект). Применение инновационных технологий помогает мне профессионально развиваться.

Результаты инновационной деятельности

Формы внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету  ( с указанием названия мероприятия)

Учебный год

Уровень мероприятия

Классы

Количество участников

Результаты (участие ,наличие победителя, призера с указанием Ф.И.обучающегося)

очные

Предметные олимпиады

2018

Муниципальный

5-8

4

участие

2018

Муниципальный

9

1

участие

Конкурсы, соревнования, конференции, проекты

2016

Муниципальный по творчеству Д.Жалсараева

7

7

2 место

2019

Муниципальный по творчеству Ц.Шагжина

7-9

10

2 место

2016

Муниципальный Конкурс чтецов «Слався, Россия»

6-9

4

3 место

Неронов Иван

2016

Районный Конкурс чтецов, посвященный 305-летиюМ.Ломоносова

8

1

2 место

Неронов Иван

2017

Муниципальный Конкурс проектов «Легенды народов Бурятии»

8

1

2 место

Корытова Кира

2017

Муниципальный Литературный брейн-ринг по творчеству писателя Ч.Цыдендамбаева

8-9

5

3 место

2017

Муниципальный Конкурс чтецов «Ларец  вдохновения»

6-8

5

3 место

Бирюкова Анастасия

Поощрительный приз

Ефимова Маргарита

2018

Муниципальный Конкурс чтецов «Благозвучная свирель»

6-8

3

участие

2019

Муниципальный этап Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика»

7

1

2 место

Ефимова Маргарита

2020

Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений

7

1

3 место

Ефимова Маргарита

Заочные

Конкурсы, соревнования, выставки, конференции, проекты

2017

РНПК

Российский

Татарстан

8-9

2

 Дипломы

Назипов В.

Егоричева Е.

2017

Республиканский

Конкурс сочинений о Байкале

8

1

3 место

Дмитриев В

2018

Муниципальный Конкурс сочинений литература и кино «Читая Распутина»

7

1

участие

2019

Российский

Татарстан

Конкурс сочинений «Сказки родного края»

8

1

3 место

Корытова Кира

2020

Муниципальный Конкурс сочинений по творчеству В.Митыпова

6

1

1 место

Очереднюк Ульяна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогаМастерство учителя – это специальность, которой надо учиться...

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...

Промежуточные итоги реализации проекта инновационной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки

Данный пакет документов включает перечень документов, которые  позволят в общеобразовательной школе создать единое образовательное пространство для всех учащихся, в том числе с ограниченными возм...