Проектная деятельность учащихся на уроках литературы в 6 классе (из опыта работы)
проект по литературе (6 класс)

Иванова Елена Михайловна

Проектная деятельность относится к числу современных образовательных технологий. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить. Применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Цель проектной деятельности на уроках русского языка и  литературы - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ivanova_e.m.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Е.М.

Проектная деятельность учащихся на уроках литературы в 6 классе (из опыта работы)

Знания – дети удивления и любопытства.

Луи де Бройль

Проектная деятельность относится к числу современных образовательных технологий. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить. Применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Цель проектной деятельности на уроках русского языка и  литературы - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

Задачи проектной деятельности:

- формировать у обучающихся систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют  развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности;

- повышать самооценку обучающихся, благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов.

Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках литературы он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, буклета и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда, сайта.

В чем положительные особенности проектного обучения?

  1. Это – конструктивистский подход к обучению.
  2. Вовлекает учащихся в совместное дело – они работают над проектами или проблемами с неизвестным заранее решением.
  3. Они глубоко изучают тему, используют критическое мышление, видят связь обучения с жизнью и показывают то, что поняли в своих продуктах и выступлениях.
  4. В центре обучения – ученик, учитель – фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию.
  5. Ученики обычно работают в группах сотрудничества в течение длительного времени, находят множество источников информации и создают аутентичные продукты.
  6. В то время как проекты МОГУТ включать решение проблем, они не всегда сфокусированы на проблеме.
  7. Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать с взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.

Проектная методика - благо для ученика:

– возрастает мотивация,

– повышаются результаты в учёбе,

– развивается мышление высокого уровня,

– расширяется сотрудничество,

– растёт уровень самоконтроля.

Работа с классами, которые учатся по новым образовательным стандартам (ФГОС), ориентирована на выполнение большого количества проектов как по русскому языку, так и по литературе.

 В учебнике 6 класса под редакцией Коровиной  после изучения определенной темы  предлагается довольно много  проектов. Тематика их разнообразна: от рассказа  о жизни и творчестве  одного писателя до проведения конкурсов, вечеров, фольклорных праздников, литературных гостиных по творчеству нескольких поэтов и писателей.

Для каждого учащегося найдется «своя» тема, каждый сможет определить свое «поле деятельности». Это во многом решает проблему перегрузки учащихся, так как  мини-проекты-краткосрочные, которые проводятся в течение 1-2 уроков при небольшой предварительной  подготовке. Предварительная работа  проводится (не всегда) во внеурочное время в качестве опережающего задания

Классы (6-е) разделены на постоянные группы по 5-6 человек (всего групп 5), в каждой группе выбран руководитель (наиболее сильный учащийся), который вместе с  учителем (направляет работу) предлагает пути реализации проекта.

Всего в течение 2019-2020 учебного года было реализовано 11 проектов, разных по характеру доминирующей деятельности (информационный, творческий), предметно-содержательной области и представлению «конечного продукта».

Перечислю  лишь некоторые:

1. И.А. Крылов. «Веселое лукавство ума» («продукт» - инсценировка басни, создание презентации «Басни учат»).

2. Ф.И. Тютчев. Пять картин в стихотворении «Неохотно и несмело»  (создание серии рисунков; рисунок-обобщение).

3. Н.А. Некрасов  «Вот они – нашей дороги строители!» (композиция стихотворения) («продукт»-построение коллективной эмоциональной кривой: цветовое решение, направление линии, чувства).

4. А.С. Грин. «Под алым парусом мечты»  («продукт» -создание модели корабля ;  защита: фон для корабля, материал, название, подбор цитат и др.).

5. «Картины военного лихолетья  и трудных послевоенных лет в живописи, в стихах и повестях русских писателей» («продукт»--- мини-литературная гостиная каждой группы : чтение  стихов, «Картинная галерея», исполнение песен и др.).

   Одним из наиболее ярких, творческих, «шумных», надолго запомнившимся  ребятам был проект по повести В.Г. Распутина «Уроки французского»  -  «Подарок главному герою». Учащимся  было дано задание принести на урок фломастеры, листы ватмана, (инд. - А4) , старые журналы с изображением вещей, продуктов, клей, ножницы.

Цель проекта:

  1. учить быть добрыми, заботливыми, сопереживающими;
  2. помогать человеку  решать его проблемы в трудные периоды жизни.

Задачи:

  1. проанализировать условия жизни после войны, голод тех лет (работа с текстом), подобрать «продукты» в подарок главному герою;
  2. «упаковать» их и суметь объяснить свой подбор.

Время работы над проектом: 12-15 минут. Каждый учащийся в группе выполняет свою работу: подбор материала для вырезания (подбор продуктов, вещей), вырезание, наклеивание продуктов  на ватман, запись обоснования подбора продукта, вещи, подготовка защиты  своего подарка герою. На презентацию «продукта» проекта было отведено  2-3 минуты. Но этого времени, конечно, не хватило, так как каждый хотел высказаться, показать щедрость своего сердца, с сожалением замечая, что дети тех далеких лет ничего не имели по сравнению с современными  детьми.  Ребята остались очень довольными сделанными « подарками герою» и еще долго вспоминали этот урок.

И  не только урок, а замечательное произведение В.Г. Распутина.

В заключение хочется сказать, что метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения.

Школа будущего – школа проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроке литературы.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном о...

проектная деятельность учащихся на уроках литературы

Все активнее ставится вопрос о различного вида интеграции в современной школе. К настоящему времени гуманитарные интегрированные курсы развиваются во многих странах. Активно использует...

Проектная деятельность учащихся на уроках литературы. Тема любви в творчестве русских писателей.

Тема любви в творчестве русских писателей. Социологический опрос....

Из опыта работы "Проектная деятельность учащихся на уроках литературы"

Из опыта работы "Проектная деятельность учащихся на уроках литературы"...

Информационные технологии как средство активизации проектной деятельности учащихся на уроках литературы

Одним из методов современного преподавания литературы является создание литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет...