Из опыта работы "Проектная деятельность учащихся на уроках литературы"
проект по литературе по теме

Лобанова Елена Геннадьевна

Из опыта работы "Проектная деятельность учащихся на уроках литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_lobanovoy_e.g._mou_snezhnenskaya_sosh.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта  работы

«Проектная деятельность учащихся на уроках литературы»

Лобанова Елена Геннадьевна

учитель литературы

МОУ Снежненская СОШ

   Как организовать урок литературы, чтобы  создать условия для развития творческих способностей учащихся и возможности самовыражения, для становления у них системы духовных и нравственных ценностей и идеалов? Как  воспитать  интерес, уважение и бережное отношение к  литературному, историческому и культурному наследию? Как преодолеть нехватку времени на уроке и справиться с большим объемом информации?

    Развитие новых педагогических технологий, творческий подход, формирование универсального умения решать возникающие проблемы могут помочь ответить на все эти вопросы.

   Среди существующих образовательных технологий самым эффективным и интересным я считаю метод проектов. Именно он позволяет формировать и развивать самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, без которой современный урок литературы невозможен.

   Метод проектов помогает не только учителю добиться поставленных целей. Для учащихся – это возможность делать что-то интересное, в группе или самому, максимально используя свои возможности проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично результат.

   Можно эффективно использовать метод проектов при изучении больших по объему произведений, на  которые отводятся несколько уроков. Этапы проекта в этом случае распределяются на все уроки, посвященные анализу данного произведения. Так, например, я использовала  при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и А.Пушкина «Евгений Онегин».

   Опыт работы позволяет сделать  вывод, что на уроках литературы целесообразно так же  использовать этот метод при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С помощью проектной деятельности знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складывается в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии.    

   Программа изучения русской литературы  ориентирует учащихся не только на изучение художественных произведений, но и на воспитание их средствами. Таким образом, изучение литературы призвано обеспечить понимание школьниками ее роли и значения для своего духовного становления, для развития собственного самосознания и нравственного самоопределения. Эти задачи выполняет, например, тема Родины и тема любви в творчестве русских писателей. Практика показывает, что использование проектной деятельности  при изучении этих тем дает положительные результаты.  Можно запланировать целый цикл, притом, как краткосрочный, так и долгосрочный, потому что данные темы есть в программе 9, 10, 11 классов и проходят через творчество многих писателей.   Предлагаю один из своих вариантов, который я использовала на уроках литературы.

              Тема любви  в творчестве русских писателей.

Проекты:

  1. Социологический опрос.  

Приложение № 1 

  Работу выполняли учащиеся 9 класса (Симонова Татьяна, Говорухин Виктор)  в сентябре 2013г.

  1. Тема любви в творчестве А.С.Пушкина.

  Проектную деятельность осуществляли учащиеся 9 класса (Гаев Александр, Куликова Мария, Малкова Елизавета, Тетерина Александра, Баймухаметова Джамиля) в октябре 2013г.

  1. Дуэли из-за любви.

 Над проектом работали учащиеся 9 класса (Колодько Иван, Говорухин Виктор, Пряшка Иван, Дяченко Вадим) в ноябре 2013г.

  1. Тема любви в творчестве Ф.И.Тютчева.

 Работу над проектом выполняли учащиеся  10 класса (Батманова Татьяна, Щуровская Кристина, Шаповалов Юрий, Околитенко Наталья) в январе 2009г.

  1. Любовь в литературе и искусстве.

 Проектную деятельность осуществляли учащиеся 10 класса (Землянская Алена, Шеметова Людмила, Лобанов Валерий, Кираманова Оксана) в апреле 2009г.

  1. Тема любви в творчестве Н.Гумилева.  Подготовили учащиеся  11 класса (Шаповалов Юрий, Щуровская Кристина, Авдиенко Виталий, Манойлов Евгений, Землянская Алена) в октябре 2009г
  2. Тема любви в творчестве А.И.Куприна.  

 Приложение № 2, 3, 4  Над проектом работали учащиеся 11 класса (Тетерина Ирина, Русаков Виктор, Бирюков Дмитрий, Басарыгин Александр) в сентябре 2013 года.

  1. Литературный вечер «Любовь – категория нравственная»

Приложение № 5

Мы с учащимися  9, 10, 11 классов готовили проект литературного  вечера в ноябре 2009 года, вечер проведен в конце ноября 2009 г.

Цели проектов:

  • ознакомление с фактами биографии русских писателей;
  • изучение особенностей отражения темы любви в художественной литературе;

- развитие познавательных навыков учащихся;                                                                                                                                                                                                                        - развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;                                                                                                   - развитие критического и творческого мышления;

     -   формирование нравственных качеств личности.

Организация проектной деятельности учащихся.

1. этап. Организационно-подготовительный

•Формирование групп учащихся,

• Составление плана работы.

• Формулирование вопросов для исследований.

• Подбор информационный ресурсов для проекта.

• Создание дидактических материалов (словарь понятий, бланки для разработки планов исследования в группах, критерии оценивания (презентации), списка рекомендуемых ресурсов)

2. этап. Обучающий

• Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя.

• Формулирование проблемных и частных вопросов проекта, тем исследований. Определение групп по интересам.

• Определение темы исследования каждым учеником и по группам.

• Определение этапов работы над проектом.

• Планирование исследований (Цели, гипотеза, методы).

• Совместное планирование проекта для отдельных учеников.

• Знакомство с критериями оценки работ.

3. этап. Исследовательский

• Работа по группам. Проведение исследований. Сбор информации, а именно:

     1) Прохождение тестов.

     2) Сохранение результатов в формате Word .

     3) Самостоятельный поиск информации в Интернет. Знакомство с памяткой по эффективному поиску информации в Интернет, листами для оценивания Веб-сайтов, помощь в подборе ключевых слов по теме исследования, корректировка плана работы групп.

    4) Работа с печатными материалами.

    5) Изучение методических материалов, предлагаемых к проекту.

    6) Составление плана презентации.

    7) Оформление результатов.

    8) Самооценивание презентаций участниками проекта.

    9) Взаимооценка работ друг у друга.

4. этап. Итоговый. Защита проектов.

    Поставленные в данной работе цели не просто достигнуты. Как показал опрос учащихся, работающих над проектами, такая форма работы им интересна. Ни один из учащихся не получил за свою работу оценку ниже «4». После защиты проектов дети продолжали интересоваться творчеством писателей, по которому  вели исследовательскую работу, читали другие их произведения, учили наизусть полюбившиеся стихотворения. А в результате они получили более глубокие знания.

   Работая с детьми над этими проектами, я тоже не просто приобрела опыт работы одного из методов формирования и развития самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся.  Я смогла поделиться им с коллегами по школе на открытых уроках, на РМО библиотекарей выступила с докладом и поделилась разработкой Литературного вечера «Любовь – категория нравственная», разместила материалы на школьном сайте (htt://cnej-shkola.ucos/ru), на своем Интернет-сайте в социальной сети работников образования (http://nsportal.ru/).

   Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. И я ставлю себе следующую задачу: использовать метод проектов на уроках литературы в шестом и седьмом классах. Основная трудность в организации этой деятельности - перегрузка учащихся. Исследовательская работа над проектом – объемная и кропотливая, поэтому при распределении роли учащихся 6 и 7 классов в проекте я должна быть особенно внимательна. Но чем труднее работа, тем она интереснее. Главное, не останавливаться на достигнутом и добиваться новых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроке литературы.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном о...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (из опыта работы)

Приобщение школьников к исследованию художественных текстов   способствует успешному их участию в олимпиадах по русскому языку и литературе. За последние 3 года мои учащиеся становятся призе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта: "Практическая деятельность учащихся на уроках химии и биологии, как средство активизации познавательного интереса и развития исследовательских навыков."

Данный педагогический опыт имеет социальную направленность и ориентирован на плодотворное сотрудничество учителя и ученика, продуктом которого станет творческая личность, имеющая сформированную естест...

Проектная деятельность учащихся на уроках литературы в 6 классе (из опыта работы)

Проектная деятельность относится к числу современных образовательных технологий. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, кот...