урок внеклассного чтения по рассказу Р. Погодина "Сколько стоит долг?"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок по рассказу Р. Погодина "Сколько стоит долг?" может быть проведен для обучающихся 6 и 7 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6 классе по рассказу

Радия Погодина «Сколько стоит долг?»

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Р. Погодина «Сколько стоит долг?»; показать, под влиянием каких обстоятельств формировался характер мальчика; показать значимость такой черты, как умение быть благодарным, нравственную стойкость и чувство собственного достоинства героя; формировать умения анализировать художественный текст, развивать коммуникативные навыки и культуру речи; воспитывать нравственные чувства.

Оборудование: мультимедийная презентация, кубик Блума, рабочие листы.

ХОД УРОКА

1. Ведение в урок. Чтение притчи «Благородная чайка»

- Почему я начала урок с чтения притчи? (и в рассказе, и в притче пойдет речь о благодарности)

2. Определение темы и цели урока.

- Проследить, как Р. Погодин раскрывает тему благодарности, как отвечает на вопрос, заявленный в названии. О каком долге  (кому, о размере долга) пойдет речь?

Чтобы нам ответить на этот вопрос, надо быть внимательным читателем.

3. С творчеством Р. Погодина мы знакомимся впервые. Предлагаю познакомиться с его биографией. Выступление заранее подготовленного ученика.

4. О чем же рассказ Р. Погодина Сколько стоит долг?» Спросить одного из детей кратко рассказать содержание рассказа.

5. Любое произведение – это эмоции, чувства. Дети пишут на листочках ответы на вопросы:

Что удивило?

Что возмутило?

Что восхитило?

Далее идёт обмен впечатлениями.

6. Работа по составлению вопросов с использованием «Кубика Блума». Работа в группах в течение 5 минут.

7. Работа по вопросам, составленными детьми в группах. Каждая группа кидает кубик и задает вопрос, выпавший на грани кубика.

8. Вывод по работе.

- Молодцы! Много хороших составили вопросов, это говорит о вашем осмыслеии прочитанного.  Задача любого писателя – побудить читателя задуматься над важными жизненными вопросами.

9. Главным героем рассказа является тринадцатилетний мальчик Павлуха, ваш ровесник. А сколько  трудностей выпало ему на долю?

Дети составляют кластер «Какими качествами обладает Павлуха?» (упорный, смелый, трудолюбивый, любит свою семью, отзывчивый, интересный рассказчик, уверенный в себе)

 - А самая главная черта характера Павлухи? Умеет быть благодарным. Если дети не называют это качество, необходимо их подтолкнуть: напомнить о названии рассказа.

- Действительно, очень важное качество – ценить доброту, заботу, хорошее отношение к вам. Павлуха сумел отблагодарить Романа за помощь и поддержку. Р. Погодин поднимает тему долга.

- Но в рассказе, если вы были внимательными читателями, о долге перед кем-то говорят и другие герои произведения. Кто? Говорит о долге и Роман, и Виктор Николаевич. Дети рассказывают истории этих героев.

10. Подведение итогов.

- Как отвечает автор на вопрос «Сколько стоит долг?»

- Тема рассказа – возвращение «долга» людям, умение быть благодарным. Если нет возможности вернуть «долг» человеку, надо делать добро для других, чтобы оно иссякло. Доброта людей на русской земле не даст пропасть таким, как Павлуха. Сердечные трудовые люди не дают пропасть мальчику, равнодушных нет.

- Я очень надеюсь, что сегодняшний урок вызвал интерес у вас к творчеству Р. Погодина, и я советую прочитать другие его произведения.

11. Рефлексия.

- Я благодарна, ребята, вам сегодня за вашу активную работу на уроке, что вы были внимательными читателями.

Затем ребята говорят слова благодарности.

 



Предварительный просмотр:

Благодарная чайка

Современная притча

Так получилось, что в одном зоопарке жила молодая чайка, самец. Зоопарк находился в одном маленьком городке за тысячу километров от моря на берегу небольшой речки. Чайка жила в нём с самого рождения, но всё равно каждый день, каждую минуту своей жизни думала о свободе. А по ночам ей снился запах моря, которого она никогда не видела. Глядя на людей сквозь сетку самец думал: «Когда же настанет он, этот желанный день свободы, когда в свободном полёте можно ощутить всю силу и свежесть ветра».

Одна маленькая девочка часто приходила в зоопарк и смотрела на чайку, она полюбила эту птицу. И однажды девочка поняла мысли чайки.

Поздно вечером девочка пришла в зоопарк и спряталась там от сторожа. А когда все ушли из зоопарка, девочка разрезала ножницами сетку клетки чайки и выпустила её на волю. Чайка не веря в своё освобождение, несмело выпорхнула из клетки. Она стояла наверху клетки и смотрела на девочку. На глазах девочки были слёзы. Это были и слёзы счастья за чайку и слёзы расставания с ней. Птица ещё раз вдохнула воздух свободы и хрипло крикнула девочке. Хотя девочка не знала язык птиц, она поняла, что чайка сказала ей: «Спасибо». Потом самец встал на крыло и полетел к желанному морю. Девочка смотрела на чайку, пока та не скрылась из виду.

А через года девочка пришла на набережную реки и вспомнила о своей чайке. Она посмотрела вверх, в небо и, о чудо, увидела трёх чаек. Сомнений быть не могло, одна из чаек была самцом из зоопарка. А две другие чайки — это была его подруга и маленькая чайка-дочка. Птицы сделали круг над девочкой и что-то прокричали ей, а потом чайки снова улетели к морю. Девочка опустила глаза и на них снова были слёзы. Но это были уже слёзы радости. А потом она посмотрела направо и увидела мальчика, который тоже смотрел на чаек, а теперь уже посмотрел на неё. И тогда он подошёл к девочке и сказал:

— Давай дружить.

И была эта дружба самой прекрасной на свете, а потом переросла в любовь. А самец чайки каждый год до своей смерти прилетал вместе со своей семьёй в этот маленький городок, чтобы увидеть свою девочку, но не всегда заставал её. История эта стала известна среди чаек, и все чайки удивлялись поступку девочки и самцу, прилетавшему каждый год увидеть свою освободительницу.



Предварительный просмотр:

Радий Погодин «Сколько стоит долг?»

Рабочий лист.

Назови

Почему

Объясни

Предложи

Придумай

Поделись



Предварительный просмотр:

Что меня возмутило?

Что меня восхитило?

Что меня

удивило?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема благодарности в рассказе Р.П. Погодина «Сколько стоит долг?»

Слайд 2

Радий Петрович Погодин 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво (ныне Бологовского района Тверской области) 30 марта 1993 года. В Санкт-Петербурге

Слайд 3

д . Дуплёво Тверской области

Слайд 5

Рассказы Радия Погодина о воспитании характера, о попытках понять себя и других, об умении решаться на поступок.

Слайд 6

«Сколько стоит долг?»

Слайд 7

Какие чувства и эмоции вызвало у меня это произведение… Что удивило? Что восхитило? Что возмутило?

Слайд 8

«Сколько стоит долг?» «Парень – гвоздь, с острием и шляпкой»

Слайд 9

Павлуха НАХОДЧИВЫЙ УПОРНЫЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ ЛЮБИТ СВОЮ СЕМЬЮ СМЕЛЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗЧИК

Слайд 10

Павлуха БЛАГОДАРНЫЙ ПОМНИТ ДОБРО

Слайд 11

… Много на земле веселых людей. Они не смеются беспрестанно, не пляшут без конца, не горланят песни без передышки. Они просто идут на шаг впереди других. С ними не устанешь и не замерзнешь. Давно уже стало известно, больше всех устают последние. А что касается погоды, она всегда хороша, когда весело у человека на сердце, когда ему некого бояться, нечего стыдиться и незачем врать…

Слайд 12

Советуем прочитать … Рассказы про Кешку и его Друзей. 2. Рассказы о Ваське Егорове. 3. «Я догоню вас на небесах».

Слайд 13

Домашнее задание Напишите мини-сочинение на тему «Кому я могу сказать слова благодарности и за что!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе.    Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...