Образ главной героини в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Адагызова Алевтина Валерьевна

Урок литературы с анализом текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v._zakrutkin_mater_chelovecheskaya.doc99 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_u_uroku.ppt639.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чибилинская средняя общеобразовательная школа»

Технологическая карта урока литературы по теме:

                                        Образ главной героини в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»

Составила: Адагызова Алевтина Валерьевна,

                   учитель русского языка и литературы

                                           

с. Чибиля - 2020 г.

Класс: 9

Тема:   Образ главной героини в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»

Цели: Через анализ художественного произведения приобщить обучающихся к историческому прошлому, к великому подвигу материнства в годы Великой Отечественной войны. Заставить задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты обучения:

  Личностные:  формирование  патриотических чувств, милосердия, сострадания, уважения и любви к женщине, матери;

Метапредметные

Коммуникативные: строить  монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Познавательныесамостоятельно находить информацию в текстах произведений и материалах учебников; определять основную и второстепенную информацию;

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия по достижению цели;

Предметные: знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею, авторскую позицию произведения, давать характеристику героям.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный этап

  1. Доброе утро, ребята! Посмотрим друг на друга, улыбнемся и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!». Подарите тем, кто вас окружает, частичку хорошего настроения. Я очень рада  приветствовать вас на уроке, сегодня мы попробуем поразмышлять над повестью Виталия Закруткина «Матерь человеческая».

Эта повесть вам уже знакома, вы прочитали ее дома. Сегодня мы обобщим то, что узнали. В то же время мне хочется, чтобы этот урок был и уроком – открытием, чтобы никто из вас не ушел с пустым сердцем.

 Внимательно прочитайте параграф:

Люди – это всегда дети своих матерей…
ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын…
Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни! (слайд 1)      
М. Горький “Сказки об Италии”.

- Как понимаете эти слова?

- Все на земле: жизнь, счастье, радость - идет от матери.

- Мама для каждого человека – самый близкий человек, она ограждает своего ребенка от всех бед и напастей, и никто не должен об этом забывать.

Учитель:

В повести перед нами искорёженная мёртвая Земля, Маленькая женщина Мария не хочет жить в опустевшем мире, и именно ей предстоит стать Матерью Человеческой. Повесть написана на основе реальных фактов

 

Приветствуют друг друга, настраиваются на работу

Регулятивные УУД:  развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

2. Мотивация учебной деятельности

Итак, тема нашего урока Образ главной героини в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»

Сообщение ученика.  «Страница о себе...» ( Из воспоминаний писателя.)

«Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы… Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными, городские кварталы, сожженные от начала до конца. Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины сожженного  гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего  живого...

    Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Посилилась в уцелевшем погребе…»

Слово учителя.

 Спустя много лет Закруткин решил написать повесть о женщине, которая сумела выстоять в самых страшных испытаниях, стать продолжательницей рода и своей любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю.

Осмысление названия произведения.

1) Как вы думаете, почему В. Закруткин назвал свое произведение «Матерь человеческая»?

2) Почему командир полка «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к безвольно опущенной маленькой руке»?

- Мария берет на себя ответственность за чужих детей, за чужих животных, за раненого немца. Она для всех них становится матерью.

- Перед нею преклонил колено командир полка, пришедшего весной в сожженную деревню, как перед Богородицей. В данном эпизоде Мария предстает в облике Богоматери с младенцем на руках, прошедшей путь мученичества и самоотверженной любви. Поэтому автор назвал свое произведение «Матерь человеческая», а не «Мать», «Мама».

«Матерь» - слово старославянское, слово высокого стиля.

                                                                                       Слайд2.

Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Составляют алгоритм.

Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

3.. Актуализация знаний

Звёздный пересказ» по рассказу « Матерь человеческая»

Учитель

 1слово для названия – война, потеря мать, жизнь, смерть, отчаяние…..

2слова о том, что ты чувствовал- чувство отчаяния, волнения, тревоги, ненависти, удивления, гордости

3 слова про обстоятельства Она потеряла родных.   Она осталась одна. Жизнь потеряла смысл.

4 слова о проблеме  Как же сохранить жизнь? Как же победить себя?

5 слов для выхода: Победить зло во имя жизни

Отвечают на поставленные вопросы, оценивают свою работу.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

4.

Первичная проверка понимания

5.Первичное закрепление

Вернемся проблеме Как же сохранить жизнь? Ради чего она должна жить?Ответ на эти  вопросы мы найдём в ходе нашего исследования по тексту.

Приём «Фишбоун».Изображаем «рыбий скелет»: в голове помещаем проблемный вопрос «Ради чего она должна жить?»

На верхних «косточках» скелета запишем имена героев, с кем сталкивает её судьба, нанижних  реплики Марии о них. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Работа в парах.

И она остается жить, погребая одного за другим тех, с кем сталкивает ее судьба. Сначала это девочка Саня, потом  пожилой немецкий солдат, затем умерший на ее руках Вернер Брахт и политрук  Слава и только в последнюю очередь муж и сын. Для каждого  из погибших Мария находит свои слова, напоминающие народный плач. «Пальцы-то  у тебя в чернилах, девчоночка… хоть школу вашу закрыли, а грамотной  ты хотела быть… Учительницей быть хотела. Не довелось тебе выучиться…» - это для Сани. «Вот и отгулял ты на земле. Видать по всему, был ты ещё честным, чистым парнем,не замаранным убийством и кровью. Скучал, как все дети, по отцу, по матери… Потому и ко мне тянулся, мамой называл. Когда вам,детям, плохо становится, вы все матерей вспоминаете…А что из тебя получилось бы, если бы ты не был убит, если б  не  умер? Бог знает! Твои же друзья да наставники быстро  приучили б  тебя к  тому, что делают сами… И людей бы ты убивал, и  девчонок вроде Сани насильничал и расстреливал, и  хаты поджигал бы на чужой земле… Может, и лучше, что ты помер и остался чистым…» - это о Вернере Брахте. Для Марии все мёртвые ( даже враги) несчастны и достойны сострадания и доброго слова… Но к моменту погребения родных она уже не в состоянии плакать: «Сколько довелось мне тут людей схоронить, и всех было жалко… Теперь вот своих хороню, а сердце моё стало как камень, потому что сил уже нет и выплакала я все слёзы…

Вывод. « Она не одна, что  в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная слабая жизнь…»  

Самостоятельный анализ эпизода

Осознать свою миссию помогают Марии не только мертвые, но и живые. И один из них-солдат Вернер Брахт.

          1)Обратившись к тексту, опиши, кого увидела Мария в погребе?

          2)Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается?

          3)Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги ее подкосились»? Что остановило женщину? Что предпринимает Мария? Почему она так поступает?

« Ненависть и горячая и слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце…» : « убей убийцу». За «полураздавленным недобитым гадёнышем» она увидела «раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ножки повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки…». Но жизнь повернула всё по- своему.

          Раненый мальчишка успел сдавленно выкрикнуть единственное слово «мама»… «Слабый крик … пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Она упала на колени и, прежде  чем потерять сознание, близко- близко увидела светло- голубые , мокрые от слёз мальчишеские глаза…»

             Милосердие победило злобу, погасило чувство мести. И как награда за эти сострадание и мудрость к Марии возвращаются голуби, невольно напоминая читателям о христианском символе Святого Духа. «Вдруг старый красный голубь…, напугав Марию хлопаньем крыльев, сел ей на колени, завертелся и, надув прекрасную, отливавшую перламутром шею, стал ворковать, призывая свою стаю. И вся стая опустилась у ног Марии, доверчиво окружила руку и просительно встряхивала крыльями».                

Мария стала названой матерью своего врага и, сама того не  ведая, вступила На путь утешительницы, помощницы, заступницы…

Какие ещё темы звучат в произведении, выясним это через Групповой пазл.

Команда готовите спикера, который пойдёт рассказывать другим группам.

Расскажите, как эти темы раскрываются писателем? Приведите примеры.

  • Учащиеся были распределены по группам для анализа тем.

Работа с текстом.

1 группа

 На Марию навалился липкий, холодный страх. “Это Саню убили”, - молнией обожгла её страшная догадка.

2) Ни смерть, ни огонь, ни раны изуродованной войной земли не могли остановить жизнь…

2 группа

Земля глухо, утробно гудела. Мария поняла: по дороге вдоль хутора едут немецкие танки. Она видела их однажды, грузные, пышущие жаром громадины с чёрными крестами и чужими, непонятными буквами на боках и башнях.

3 группа

Опомнитесь люди! Пожалейте себя, не убивайте жизнь на земле! Оставьте им светлое солнце, и небо, и воды, и землю!

4 группа

В конце апреля возле погреба, в котором Мария прожила всю осень и зиму, неожиданно зацвела обожженная пожаром яблоня. На ней распускались редкие почки, ещё чернели оголённые, тронутые пламенем полумертвые ветки, и уже белые, с красноватой сердцевиной лепестки цветов засияли, нежно и трепетно, красуясь на утренней заре.

(Темы Родины, детства и взросления, мужества, семьи, любви, жизни и смерти, скорби и печали, труда, природы, животных, героизма и подвига, народа, смирения…).

  • Какие проблемы поднимают эти темы? (Война и дети; война и материнство; война и стремление к добру).
  • Человек ответственен за всё живое. Никогда нельзя сдаваться, потому что твоя жизнь может спасти ещё чью- то жизнь.

Но тема матери  здесь выступает в первой роли.

- Скольким живым существам она стала Матерью?

(овцы, лошади, коровы, 2 собаки, голуби, куры; Вернеру Брахту, семерым детишкам из детдома).

- Какую отдачу взамен своей любви и заботы о них она получила? Закономерно ли это? В какой момент она поняла, что она стала матерью всех?

(Рождение сына в погребе. После рождения собственного ребёнка Мария начинает ощущать себя матерью всех. «Слабой рукой она гладила пушистую голову сына, всхлипывала. Ей почудилось, что в свисте пуль и грохоте снарядов, в  разгуле убийств ,жестокости, крови она родила не только сына… но, содрогаясь от мучительной боли и счастья, родила всех детей истерзанной земли, требующих от неё, матери защиты и ласки». Мария, познавшая боль своего и чужого народа, уже не может не любить всех и не сострадать всем. Завершилось её  преображение в Матерь Человеческую.

- Что помогло Марии выжить, победить злобу, месть, желание умереть?
(Милосердие, материнское чувство ответственности и любви).

Закруткин создаёт своего рода словесную икону Женщины- Матери и гимн материнству. К концу повести героиня,представшая в ореоле мученичества и самоотверженной любви к людям, приобретает незримый нимб святости. ( Прочитать от слов:» Она стояла на покатом холме с младенцем на руках…)

О святых вещах нужно говорить возвышенными словами. Вспомните, как очень уважительно М. Горький отозвался о Матери: «Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!»

Сегодня у вас перед глазами образ Богородицы с ребенком на руках, представленный на репродукциях картин Рафаэля «Сикстинская Мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» и Казанской иконы Богородицы. Подобный образ увидел и командир отряда.

Каждая мать рождает ребенка на страдания. И она знает, на что отдает свое дитя. Горе Богородицы, отдающей сына людям, может быть понятно любой матери. Богородицу особенно любят на Руси, она считается покровительницей России. И нам нужно помнить, что, оскорбляя даже слово «мать», мы оскорбляем и Богородицу, и свою собственную маму.

Имя главной героини дано тоже в честь Божьей матери Марии. Имя Мария имеет интересную историю.

Какова авторская позиция в этом произведении?

Все, о чем мы говорили, помогает нам понять взгляд писателя на войну. Мы не видим сражений, перед нами обыкновенная, простая русская женщина и типичная судьба ее в годы войны. Закруткин показывает войну как античеловеческое, антигуманное, противоестественное всему начало. Вся повесть залита морем слез, полна какого-то генетического страха и тревоги. Перед читателем широкая река горя людского и горя материнского. С другой стороны, писатель раскрывает необыкновенный характер русской женщины, ее силу духа, способность выстоять, выжить в тяжелейших условиях военного времени. Истоки ее нравственного подвига в любви, милосердии, вере в людей. Это помогло Марии спасти и сохранить «погибающий» мир. Благодаря таким, как Мария, Земля жива.

 Работают с текстом.  Пересказывают художественное произведение.

Высказывают свои мнения.

Подбирают цитаты из текста

с зачитыванием реплик Марии

Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений.

Познавательные УУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать умения осознанного восприятия текста. Умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. Ответственное отношение к информации..

 6. Информация о домашнем задании,инструктаж по его выполнению

Написать сочинение по одной из тем:

«О чем я задумалась (лся) после прочтения повести В. Закруткина «Матерь человеческая?»

«Гимн материнству»;

«Есть женщины в русских селеньях…»;

«Восславим женщину – мать».

Регулятивные УУД: сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач.

Личностные УУД: формирование интереса к чтению произведений Чехова.

7.Итог. Рефлексия.

Сегодня на уроке я открыл… (почувствовал…, узнал…, понял…, задумался…, испытал…, приобщился… и т.д.). Закончите предложение.

Подведение итогов самими учащимися, ответы учащихся, оценивание своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности.

Познавательные УУД: представлять информацию в виде текста.

Регулятивные УУД: самооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преображение Марии Урок по повести В. Закруткина «МАТЕРЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ»

Слайд 2

Цели урока Через прочтение художественного произведения приобщить учащихся к историческому прошлому, к великому подвигу материнства в годы Великой Отечественной войны. Заставить задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании. Развивать умение учащихся делать самостоятельный анализ эпизода, владеть монологической речью.

Слайд 3

«Матерь Человеческая» Виталия Закруткина-одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Писатель заставляет нас пережить горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир . Сколько ни читаешь эту небольшую повесть, всегда переживаешь потрясение. Вечное остаётся вечным, и оно нужно нам сегодня так же, как тем, далёким, которые впервые поклонились Матери и воздали славу её терпению и любви.

Слайд 4

О Владычице Царица Небесная! Ты мне упование и прибежище, Покров и заступление и помощь. Из молитвы. Материнства не взять у Земли, Не отнять, как не вычерпать моря. В.Высоцкий.

Слайд 5

Рассмотри и подумай… Как соотнести репродукцию художника М.Савицкого «Мать партизана» с повестью и судьбой её главной героини? Почему?

Слайд 6

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ… Почему Мария пересиливает свою боль, поднимается над горем и остаётся жить?

Слайд 7

Самостоятельный анализ эпизода Осознать свою миссию помогают Марии не только мертвые, но и живые. И один из них- солдат Вернер Брахт. 1)Обратившись к тексту, опиши, кого увидела Мария в погребе? 2)Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается? 3)Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги ее подкосились»? Что остановило женщину? Что предпринимает Мария? Почему она так поступает?

Слайд 8

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ… Нельзя нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, даже если Человеком овладевает желание отомстить. Всё больше и больше людей в наши дни, руководствуясь гуманитарными принципами, приходят к выводу, что в ситуациях вооружённых конфликтов месть не способствует их разрешению, а, наоборот, затягивает конфликт, ухудшая его последствия. Как ты думаешь, действительно ли месть во время войны особенно опасна? Почему?

Слайд 9

ПОРАЗМЫШЛЯЕМ НАД ПРОЧИТАННЫМ Вспомните, в какие ещё моменты жизни Мария испытывает острое чувство материнства. Когда она начинает ощущать себя матерью всех? Что же помогло ей выжить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к повести В. Закруткина "Матерь человеческая"

Данный материал , "Восславим Женщину-мать!", подойдёт не только для урока по повести В. Закруткина. Его можно использовать и для внеклассных мероприятий к Дню Матери, к 8 Марта, к урокам по теме "Обра...

Урок по литературе в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая"

Урок по литературе в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая". Разработка урока состоит из конспекта и презентации....

Преображение Марии (по повести В.Закруткина "Матерь человеческая")

Урок литературы в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь человеческая"...

Конспект занятия в 6 классе по фрагменту повести В.Закруткина "Матерь человеческая"

Конспект занятия по фрагменту повести В.Закруткина "Матерь человеческая". Тема; "Гуманность - высшее качество человека"...

Урок литературы "Слово о матери" (по отрывку из повести В. Закруткина "Матерь человеческая").8 класс

Цель урока: подвести обучающихся к процессу осознания того, что быть настоящим человеком -значит жить по гуманным принципам (человеколюбие, добро, милосердие, прощение, забота,  вера,  надеж...