ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА. ОБЗОР
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Коверя Юлия Олеговна

Конспект занятия по теме: "Литература начала XX века (обзор)".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж»

 

Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв. (обзор)

Цели занятия: 

Учебные: показать взаимосвязь и взаимовлияние литературной и общественной мысли конца XIX – начала XX вв. с историческими процессами в стране и мире; сформировать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX – начала XX веков;

сформировать общее представление о литературных течениях начала XX века.

Формируемые общие и профессиональные компетенции: освоение фундаментальных идей и ценностей, образующих основу человеческой культуры.

Развивающие: развивать способность к образованию (в  т.ч. к самообразованию).  

Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности и сопереживания к истории и литературе России, любовь к ее культуре.

Интеграционные связи (внутри- и междисциплинарные): взаимосвязь с такими гуманитарными дисциплинами, как история.

Оснащенность занятия: портреты писателей и поэтов к. 19  –  н. 20 вв.

Основные этапы занятия

 1. Орг. момент.

2. Объяснение нового материала.

3. Закрепление нового материала.

6. Задание на дом.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

  1. Орг. момент.
  1. Отмечаются отсутствующие.
  2. Сообщается тема, цели занятия.
  3. Сообщается план проведения занятия.
  1. Объяснение нового материала.

План изложения содержания:

А) Введение (Историко-культурная ситуация).

Б) Основная часть (Русская литература на рубеже 19 – 20 вв).

В) Заключение (Основные направления литературы 19 – 20 вв).

Историко-культурная ситуация.

На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.

Исторические события к. 19 – н. 20 вв.: 3 войны (Русско-японская война 1904 - 1905, Первая мировая война 1914 – 1918 гг., Гражданская война 1917 – 1922 гг.), 3 революции (Революция 1905 г., Февральская революция, Октябрьская революция 1917 г.).

В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались различные варианты программ перестройки: «сверху», средствами «самых исключительных законов», приводящих «к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей, какого еще не видела история» (П.А.Столыпин); «снизу», путем «ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией» (В.И.

Ленин).

Средства переустройства «сверху»:

Манифест 17 октября 1905 года, учреждение Думы.

Средства переустройства «снизу»:

Теоретическая подготовка революции и террор.

Рубеж 19 – 20 вв. характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.

Научные открытия в области естествознания:

1) открытие рентгеновских лучей,

2) определение массы электрона,

3) исследование радиации,

4) создание квантовой теории,

5) теория относительности,

6) изобретение беспроволочной связи.

Естествознание 19 века постигло, казалось, почти все тайны мира. Отсюда позитивизм, некая самоуверенность, вера в силу человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы (вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).

Научные открытия рубежа 19-20 веков перевернули представления о познаваемости мира. Ощущения кризиса естествознания выразились формулой «Материя исчезла». Это привело к поиску иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму. Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании. Как считал философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев; «конец истории сошелся с ее началом».

В  1893 году Дмитрий Мережковский в работе «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой  многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются  с последними выводами опытных знаний».

Философ Н.Бердяев так охарактеризовал это время русского культурного ренессанса:  «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания интереса к мистике и оккультизму… соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».

Идеи обновления христианского сознания были созвучны языческим по сути идеям Ф.Ницше с его обличениями христианства как помехи на пути личности к ее сверхчеловеческому состоянию, с «переоценкой ценностей», с его учением о «воле и свободе», с отказом от морали, от Бога («Бог умер!»). То есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо Бога-человека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует «старая» мораль: «а нищих надо бы совсем уничтожить», «укоры совести учат кусать других»,  «падающего – толкни».

Восприняв идеи Ницше, русские мыслители не пошли за ним до конца. Для русской религиозной мысли ницшеанство – это упадок, декаданс европейской философии, предмет для критического анализа.

Философия на рубеже веков:

  1. Марксистская (Развитие эстетики будет происходить с опорой лишь на «материалистическое понимание истории»).  
  2. Ф.Ницше и его теория о «воле и свободе» (« …а нищих надо бы совсем уничтожить»; «…укоры совести учат кусать других»; «…падающего – толкни»).
  3. Богоискательство (Перестроить формы гражданского быта и человеческого существования на основании обновления христианства. То есть попытка сформулировать универсальные законы, которые сдержат агрессивные силы человечества).

«Богоискательство» (религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции) не принимало капиталистический путь как путь бездуховного прагматизма, не принимало идеи социализма, в котором виделись закономерное продолжение капитализма, снижение уровня культуры, отсутствие свободы и творчества. В революционном движении богоискатели видели лишь «русский бунт против культуры» (Н.Бердяев).  Культуре же придавалось особое значение. Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература должна была стать способом установления мировой гармонии, способом постижения истины.

  Примечание: Все три основных направления философии уходят от истинной веры  –  акт богоотступничества.

Русская литература на рубеже 19-20 веков.

        Литература рубежа веков и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название «Серебряный век». Это определение введено в 1933 г. Н.А. Оцупом (парижский журнал русской эмиграции "Числа"). Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. XIX столетие он назвал отечественным "золотым веком", а последовавшие за ним "как бы стиснутые в три десятилетия явления" - "серебряным веком". Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры - творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников. Определение "серебряный век" относили и к русскому искусству в целом - к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия "культура рубежа веков".

Однако в литературоведении термин "серебряный век" постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями - символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и футуристической литературой.

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале XX века продолжались и развивались традиции реалистической литературы; еще жили и творили Л.Н. Толстой и А.П. Чехов - их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы.
В это время создавали свои произведения В.Г. Короленко, В.В. Вересаев, М. Горький, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев и другие писатели-реалисты.
 Реалистическая литература преодолевала свой кризис.

Новая реалистическая литература отказалась от героя-носителя представлений автора. Авторский взгляд обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.    

Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на сотворчество, звали к              диалогу.

Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина.

Понятие "серебряный век" связано прежде всего с модернистскими течениями.     

Модернизм (от франц. "новейший", "современный") подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику -роль  прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм. Модернизм охватил все сферы искусства.

В эстетике модернизма отразился пафос "конца века", неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с «декадансом» (от лат. "упадок"). Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Примером выражения таких настроений могут служить строки К. Бальмонта:

        Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество –

Моя пустынная душа.

Серебряный век не был "оборван" в 1917 году, а жил и после него в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, в творчестве Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции.

Острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными литературными направлениями - реализмом и модернизмом -  характерна для литературной жизни рубежа веков. Но споры о роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение. «Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное». В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин вводит принцип «партийной литературы» в противовес «литературному индивидуализму». Каждый писатель, литератор рассматривается лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов. Литература понимается как форма агитации и пропаганды.

Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей литературы советской, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или высланными из родной страны.

Итак, последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство. Н.Бердяев так сказал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности…» Русская литература стала многослойной. Появились различные литературные направления. Перечислим их.

Основные направления литературы 19-20 веков.

  1. Критический реализм.
  2. Декаданс.
  3. Модернизм: символизм, акмеизм, футуризм.
  4. Социалистический реализм.

Литературное направление

Особенности литер. направления.

1. Критический реализм.

2. Декаданс (конец 19 -начало 20 в.), в переводе с французского  «упадок»

3. Модернизм (от франц. «современный»).

А) Символизм

(1870  - 1910 гг.)

Символ  -  «условный знак», «сигнал» (древнегреч.).

Первое и самое крупное модернистское течение, возникшее в России.

Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)

«Акме» - «цветение», «цветущая пора» (греч.)

В) Футуризм

(лат. «будущее»)

(1910  –  1920-х гг.)

4.  Соц.  реализм.

Сложился на рубеже 19 – 20 вв. и  утвердился в 20 в.

1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.

2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.

3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

1. Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания,  который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.

2. Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

1. В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному   впечатлению, внутренней идее или мистике.

2. Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.

1. Выражение идеи с помощью символов.

2. Метафоричность, «поэзия намёков», иносказательность, культ впечатления.

3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.

4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

5. Главная заслуга - создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более  личностным.

1. Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

2. Возврат слову его изначального,   не символического смысла.

3. Главное значение  –  художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

2. Создание «заумного языка», игра слов и букв.

3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

1. Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.

2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

3. Писатель - это выразитель идей социализма.

4. Герои - борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.

  1. Закрепление материала

Беседа по вопросам:

1. Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже 19 – 20 вв.? 2. Как повлияло развитие науки на умонастроения общества?

3. Дайте характеристику основных политических сил в России в н. 20 в.

4. Как вы понимаете высказывание Ф. Ницше: «Бог умер!»

5. В чем суть богоискательства?

6. Кто ввел определение «Серебряный век»: Н.Бердяев, Н.Оцуп, А.Блок, В. Соловьев?

7. Назовите имена писателей-реалистов, работавших в н. 20 в.

8. Дайте определение понятия «Серебряный век».

9. Какие тенденции отразились в эстетике модернизма?

10. Что подразумевается под выражением «партийная литература»?      

IV. Задание на дом

Выучить основные положения лекции.

Сообщения о жизни и творчестве И.А.Бунина, об особенностях лирики поэта, выразительное  чтение  стихотворений.

Преподаватель_________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татарская и русская литература начала 20 века.

О развитии татарской и русской литературы в начале 20 века, посвящается 125 летию Тукая Г.М....

Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» 11 класс.

Конспект урока по литературе 11 класс. Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» . К конспект  урока сопровожается презентацией....

Урок-лекция в 11 классе. Особенности литературы начала ХХ века

От первого урока зависит дальнейшее восприятие всего курса литературы. Данная двухчасовая лекция для 11-классников - погружение в предстоящее знакомстао с интерснейшим курсом литературы ХХ века...

Тест по литературе начала 20 века

Тест содержит 38 вопросов по литературе начала 20 века по произведениям А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, И. А. Бунина, М. Горького. Вторая часть теста содержит ответы на вопросы теста....

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)   Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...

Конспект урока на тему: Литература начала ХХ века.

Цели урока: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём особенности развития литературы в начале ХХ века, отметить своеобразие реализма в литературе ру...