Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» 11 класс.
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

Конспект урока по литературе 11 класс. Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» . К конспект  урока сопровожается презентацией.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» 11 класс.

Эпиграф к уроку:

Мы подарили Западу

 начало нашего века.

Д. Лихачев.

Оборудование к уроку: портреты поэтов-акмеистов, проектор, презентация по теме; записи произведений

План урока.

Объявление темы урока, задачи, эпиграфа к уроку.

Вступительное слово учителя.

Выступления учащихся.

Знакомство с произведениями О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Гумилева

Итоги урока, ответ на учебную задачу.

Задачи урока:

  1. Образовательные
  1. воссоздание духовной атмосферы эпохи, обобщение сведений по истории литературы данного периода
  2. знакомство с творчеством и отдельными произведениями представителей данного периода
  3. формирование ассоциативного мышления учащихся в сфере художественной культуры 

   - воспитательные: 

  1. воспитание эстетического вкуса учащихся 

    - дидактические: 

  1. создание установки на изучение или самостоятельное чтение произведений
  2. формирование читательских интересов учащихся, развитие умения самостоятельно ориентироваться в литературе определенного периода.

Учитель: История идет неравномерно. Бывают «ленивые» столетия, когда почти ничего выдающегося не происходит, а порой ход времени как будто ускоряется, «наверстывая» упущенное, спрессовывая события. И тогда в одну эпоху, буквально в несколько десятилетий, происходит столько важного, судьбоносного, сколько в спокойные времена хватило бы на века. Рождаются и работают гении, талантливые и просто ищущие люди — но в таком количестве и с такой интенсивностью, как будто пытаются заложить основы для будущих поколений.

     В истории культуры тоже были периоды неспешного течения. Потом наступало время, поражающее своей динамикой. Первая половина XIX века – это “золотой век русской культуры”. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имён “золотого века”. На рубеже XIX-XX века наступил “серебряный век русской культуры”, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 1917 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории.

     Серебряный век: искания, прорыв, борьба.

 Сегодня мы познакомимся с модернистским направлением серебряного века: акмеизмом. Знакомство с особенностями данного направления пройдет в форме презентации, в ходе которой вы должны сделать небольшой конспект)

Ход урока:

Вид деятельности

Время

Вступительное слово учителя

2

презентация акмеизма как литературного направления.

10

презентация творчества О. Мандельштама.

5

заслушивание песни на стихи  О. Мандельштама «Я вернулся в свой город..»

1,5

презентация творчества А. Ахматовой.

просушивание стихотворения «Ленинград» в авторском исполнении.

1

презентация творчества Н. Гумилева.

5

анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»

10

Рефлексия

Итог урока.

1

Домашнее задание.

1

4.1. Примерный план анализа лирического произведения

1.   Автор, название, время появления, история создания.

2.   Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты лирического героя.

3.   Особенности поэтического языка:

-     тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)

-     звукопись (аллитерация, ассонанс)

-     стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова): антитеза, оксюморон,  анафора, инверсия, риторический вопрос.

4.   Стихотворный размер, рифма.

5.   Связь стихотворения с литературным направлением.

6.   Мое восприятие  произведения.

Н. Гумилев
Она
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий,
И смел и горд – я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке

4.2.Примерный анализ стихотворения

1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине  всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

1)   1-3 строфы,

2)   4 строфа,

3)   5 строфа.

Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.

3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:

-     эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);

-     сравнения («четки сны ее, как тени»);

-     гиперболы («держит молнии в руке»);

-     метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).

Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:

душа –  1)внутренний мир человека; 2)свойства характера;

открыта – 1)поднять что-либо; 2)сделать доступным 3)обнажить;

жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;  2)скупость, корысть.

Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.

3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении  придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.

4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная,  чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

5.С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая,  по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

6.Ответ на данный вопрос зависит от духовного опыта ученика, от того, знакомо ли ему  чувство любви, от его эмоционального состояния.


8.
Рефлексия

 сегодня я узнал…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

       я попробую…

       меня удивило…

      теперь я могу…

Итог урока. Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством поэтов-акмеистов обзорно, следующие встречи будут посвящены творчеству и художественному своеобразию лирики каждого поэта.

Дом. Зад: на листках( обратить внимание на 6 вопрос)

Написать: Синквейн ( ключевое слова «Акмеизм»)

Принести сборники стихотворений

 Учитель: Яблокова С.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Степанович Гумилев ( 1886 – 1921)

Слайд 3

Еще не раз вы вспомните меня , и весь мой мир, взволнованный и странный, нелепый мир без песен и огня, но меж иных единый необманный . ( Н. Гумелев ) Он ( Гумелев ) взял меня в акмеизм, И этим одним все сказано. ( А. Ахматова).

Слайд 4

Поэзия « серебряного века» немыслима без имени Николая Гумилева. Он завоевал Симпатии читателей не только силой художественного таланта, оригинальностью И совершенством стихов, но и фантастичной Любовью к путешествиям, которые стали неотъемлемой частью его жизни и творчества.

Слайд 6

Измерение у Гумилева трехмерно. Это – его стихи, свое «я» в войне и его Африка – одно из трех составляющих мир души поэта. Так же, как он – поэт, воин, он – путешественник. В моих садах- цветы, в твоих – печаль, Приди ко мне, прекрасною печалью Заворожи, как дымчатой вуалью, Моих садов мучительную даль. ( Беатриче )

Слайд 7

Мир Гумилева скорее прекрасно печален, нежели ярок, дерзок и смел. И поэзия И любовь были для Гумилева всегда трагедией. Оттого и большинство его любовных стихов кончается гибелью. А. Ахматова писала: « И не только от несчастной любви, но и от литературных неудач и огорчений Гумилев лечился Путешествиями. Они были лекарством От всех недугов.»

Слайд 8

Трудно объять необъятное и в небольшой работе рассказать все о творчестве Гумилева. Но нельзя не сказать об особенности его поэзии. Это отточенность , изысканность рифм, Гармония слов.

Слайд 9

Пусть будет стих твой гибок, но упруг, Как тополь зеленеющей долины, Как грудь земли, куда вонзился плуг, Как девушка, не знавшая мужчины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татарская и русская литература начала 20 века.

О развитии татарской и русской литературы в начале 20 века, посвящается 125 летию Тукая Г.М....

Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Золотой век" русской культуры начала XIX века.

Первая половина XIX века вошла в историю как начало "золотого века" русской художественной культуры. Стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь лите...

Открытый урок по теме: «Мир детства в русской литературе 19-20 века» для 7 класса

Открытый урок по теме: «Мир детства в русской литературе 19-20 века» для 7 класса Сделан анализ трёх произведениий: А.Чехова,Л.Андреева....

Конспект урока на тему: Литература начала ХХ века.

Цели урока: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём особенности развития литературы в начале ХХ века, отметить своеобразие реализма в литературе ру...

Урок по литературе на тему "Русский футуризм начала 20 века"

Урок создан  с целью знакомства учащихся  с футуризмом - одним из самых ярких авангардистских литературных направлений начала 20 века. В разработке показаны отличительные черты, а также...

«Модернистские течения в русской литературе начала 20 века. В.Хлебников. "Кузнечик"». (11 класс) Видеоурок

Как вы реагируете, встретившись с ЗАУМЬЮ? Нервно хихикаете или злитесь, встретившись со всеми этими странными словечками? Уверены в том, что автор слегка неадекватен? Или понимаете, что за всеми этими...