Программа по литературе. 10 класс. Учебник Лебедева
рабочая программа по литературе (10 класс)

Программа по литературе. 10 класс. Учебник Лебедева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10lit_fgos_guskova.doc344 КБ

Предварительный просмотр:

1.Цели изучения литературы в 10 класс:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

-использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Основные задачи  рабочей программы заключаются в следующем:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения  художественных     и текстов, в том числе и чтения наизусть;
  • свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  • навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;
  • отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
  • овладение способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

    Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, объяснять художественные средства, доказывать, давать определения понятий, выявлять главную информацию в тексте, пересказывать, структурировать материал, работать с разными источниками при поиске информации, строить монологические высказывания (устная и письменная форма) и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог, слушать и слышать друг друга и т. д.

      В программе соблюдается преемственность с примерными программами среднего общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

     Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, интегративного, компетентностного подходов.

Важнейшее значение в создании условий для формирования духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиции и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных теоретико-литературных понятий.

Данная программа составлена для реализации курса литература в 10 классе, который является частью предметной области гуманитарных дисциплин.

Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы  определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.

       Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.    

       При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, технология «Письмо», учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ   в форме контрольных, творческих работ, тестирования.

         

2.Количество учебных часов

Количество учебных часов в год

Количество учебных часов в неделю

Развитие речи

Контрольные работы

105

3

13

4

3.Требования к уровню подготовки учащихся за курс 10 класса

Изучение русской классической литературы в 10 классе по программе В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева направлено на достижение следующих личностных результатов образования:

— формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, создателя великой литературы, носителя высоких духовных идеалов1;

— формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в

которых воплощены данные ценности;

— формирование нравственной чуткости, совестливости, чувства справедливости;

воспитание готовности к служению Отечеству, его защите на примере судеб писателей и образов литературных героев, вызывающих восхищение и уважение своим служением России;

— формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, благодаря освоению результатов современного литературоведения и обращению к лучшим образцам литературной критики;

— развитие способности понимать диалог культур, а также различных форм общественного сознания посредством сопоставления научных, художественных и иных интерпретаций литературных произведений, сопоставления творчества зарубежных и русских авторов, обеспечивающего осознание учеником своего места в поликультурном мире;

— формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с традиционными национальными и общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений;

-формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, обогащение опыта сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности, развитие способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения на основе практического опыта

учебной деятельности в классе, самостоятельного чтения литературных

произведений, участия в коллективных исследовательских и творческих проектах, предусмотренных программой учебного курса 10 класса;

— формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры;

— подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоения некоторых элементов профессиональной деятельности учёного-филолога, критика, редактора, журналиста, писателя и т. д.;

— формирование глубокого уважения к духовному наследию, воплощённому в русской классической литературе XIX века, осознание неразрывной связи между ценностями православной культуры и достижениями отечественной словесности при всей сложности их взаимодействия в художественной практике конкретных писателей.

Достижение личностных результатов среднего общего образования, отражённых в ФГОС, обеспечивается на уроках литературы средствами, органичными для данного учебного предмета, и в формах, обусловленных его спецификой. Можно предложить формулировку наиболее конкретных и проверяемых результатов в области формирования личности ученика, его системы нравственных координат и ценностей, соотносимых с личностными характеристиками выпускника по ФГОС. Учитель литературы может оценить личностные результаты обучения, взаимодействуя с учащимися на уроках, организуя внеурочную и внеклассную работу школьников, анализируя письменные работы и проектную деятельность учеников.

Планируемые предметные результаты освоения ООП (базовый и углублённый уровни)

Выпускник на базовом уровне научится:

— демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

— в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

· обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

· использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

· давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

· анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

· определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

· анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым финалом);

· анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т. п.);

— осуществлять следующую продуктивную деятельность:

· давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

· выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

— давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

— анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

— анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

— анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

— о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

— о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

— о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

— об историко-культурном подходе в литературоведении;

— об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

— о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений

или течений;

— имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

— о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом,

эпохой.

Также можно обозначить некоторые специфические средства обучения и характерные для данной дисциплины виды деятельности учащихся, способствующие достижению метапредметных результатов:

— умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках литературы и составлять планы деятельности при выполнении самостоятельной работы на уроке и домашнего задания; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную учителем литературу, тематические сайты сети Интернет и другие источники знаний по литературе) для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности на уроке литературы и при выполнении групповых и коллективных учебных заданий, творческих, исследовательских проектов в области изучения литературы XIX — начала XXI века, учитывать позиции других участников деятельности, в том числе в процессе интерпретации художественного произведения или оценки литературного явления, исто-

рико-литературного факта, эффективно разрешать конфликты;

— владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы XIX — начала XXI века, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач в области изучения литературы XIX — начала XXI века, применению различных методов по-

знания (изучение источников, анализ художественных и научных текстов, компаративный анализ, контекстный анализ и др.);

— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации (словари, научные и научно-популярные литературоведческие издания, литературно-критические статьи, публицистические тексты на литературные темы, авторские информационные ресурсы, учебники, учебные пособия по литературе XIX — начала XXI века, сообщения учителя, сообщения других участников образовательного процесса

и др.), критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

— умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в 10—11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм ин-

формационной безопасности;

— умение определять назначение и функции различных социальных институтов и институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право, научно-исследовательская деятельность по изучению отечественной и мировой литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста, издательского работника и т. п.;

— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, в том числе опираясь на опыт нравственно-эстетического освоения произведений художественной литературы, в которых воплощены традиционные ценности русской культуры;

— владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в конкретных видах деятельности на уроках литературы (опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и самостоятельных работ, различных заданий), для создания собственных устных и письменных высказываний на нравственно-этические, литературные и литературоведческие темы;

— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания в области изучаемого предмета («Литература»), новых познавательных задач и средств их достижения.

4.Содержание курса.

ВВЕДЕНИЕ

Цели изучения литературы в 10 классе, задачи литературоведения как науки. Значение целостного изучения творческого пути писателя, роль генетических, диалогических и типологических связей в анализе литературного произведения. Краткая характеристика таких научных направлений, как историческая поэтика, сравнительно-историческое литературоведение, историко-функциональное изучение литературы.

Теория литературы: литературоведение.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Русская литература XIX века на этапе становления реализма как литературного направления. Своеобразие становления реализма в русской литературе в контексте европейского литературного процесса и общекультурного развития европейских стран. Национальное своеобразие русского реализма, стремящегося к широте изображения жизни в общенациональном ракурсе, шекспировской полноте постижения человеческих характеров, христианскому гуманизму в оценке окружающего мира. Эволюция русского реализма от первых десятилетий XIX века к 1840-м годам и ко второй половине века: от пушкинского универсализма к индивидуальным стилям писателей 1860—1870-х годов, от образцовых статей В. Г. Белинского к нескольким направлениям в литературной критике, отстаивающим противоположные общественные и эстетические позиции.

Теория литературы: историко-литературный процесс, романтизм и реализм как литературные направления.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНА XIX ВЕКА

Формирование и развитие реализма в зарубежной прозе XIX века. Твор- чество наиболее крупных представителей этого литературного направления:

Стендаля, Бальзака, Диккенса.

Стендаль. Обзор жизни и творчества писателя. Герой-индивидуалист в романе Стендаля «Красное и чёрное». Судьба личности в контексте масштабных исторических событий в романе «Пармская обитель».

Оноре де Бальзак. Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Замысел «Человеческой комедии». Социально-психологический анализ современного общества в романах «Евгения Гранде» и «Отец Горио», новелле «Гобсек». Значение романов Бальзака для развития русской литературы.

Чарльз Диккенс. Краткая характеристика жизни и творчества писателя.

Гуманистический пафос прозы Диккенса. «Рождественская песнь в прозе». Рождественские повести Диккенса. Религиозно-философская основа произведений, утверждающих способность человека к нравственному возрождению. Роман «Домби и сын». Мастерство писателя, соединившего психологизм и социальную проблематику, жёсткую критику буржуазного общества и горячую веру в человека.

Теория литературы: реализм как литературное направление.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

Становление писателя, формирование его убеждений. Важнейшие особенности мироощущения писателя, его умение прочувствовать красоту преходящих мгновений, «уловить современность в её преходящих образах». «Записки охотника». Творческая история цикла, его художественное своеобразие. Повести «Муму» и «Постоялый двор». Роман «Рудин» — произведение, в котором выразился трагизм поколения 1840-х годов, приверженцев философского идеализма, мало знакомых с практической жизнью. Повести о трагическом смысле любви и природы: «Поездка в Полесье», «Фауст», «Ася». Роман «Дворянское гнездо». Проблематика романа, роль любовного сюжета в художественном мире произведения. Образ Лизы Калитиной в контексте традиций русской литературы.

Роман «Накануне». Образы Инсарова и Елены, цена жизненного выбора героев. Особенности тургеневского романа. Сложность общественно-политической позиции Тургенева, его стремление снять противоречия и крайности непримиримых общественных течений 1860—1870-х годов. Разрыв с «Современником», значение споров о романе «Накануне» в современной Тургеневу критике.

Роман «Отцы и дети». Творческая история романа, этапы работы Тургенева над произведением о поколении нигилистов, прототипы образа Евгения Базарова. Трагический характер конфликта, в котором «обе стороны до известной степени правы». Споры Базарова с Павлом Петровичем, сильные и слабые стороны в позициях каждой из конфликтующих сторон. Базаров и Аркадий. Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание героя любовью, его мировоззренческий кризис. Базаров под крышей родительского дома. Второй круг жизненных странствий Базарова. Противоречивые стороны натуры героя, рост его личности, одиночество Базарова среди противников и мнимых единомышленников. Трагическое разрешение центральной коллизии романа. Авторское отношение к герою. «Отцы и дети» в русской критике.

Творческий кризис Тургенева и его отражение в романе «Дым». Общественный подъём 1870-х годов. Роман «Новь». Отношение писателя к революционному народничеству. Творческий путь И. С. Тургенева в конце 1860-х — 1870-е годы. Последние годы жизни писателя.

Стихотворения в прозе: основные мотивы, переклички стихотворений с прозой Тургенева, особенности жанра стихотворений в прозе.

Теория литературы: роман как литературный жанр, литературный герой и его прототип, творческая история, проблематика литературного произведения, система образов, авторская позиция и средства её выражения в эпическом произведении, трагическое в искусстве.

НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Биография Чернышевского, формирование его взглядов. Эстетические воззрения Чернышевского. Роман «Что делать?». Творческая история произведения, его жанровое

своеобразие. Значение романа «Что делать?» в истории русской литературы и революционного движения. Художественная специфика произведения:

композиция романа, система образов, реальность и сны, особые группы персонажей: «старые люди», «новые люди», «особенный человек». Мораль «новых людей», их взгляды на любовь и семейные отношения, основанные на вере в добрую природу людей, наделённых инстинктом общественной солидарности. Утопическое изображение общества будущего в четвёртом сне Веры Павловны.

Каторга и ссылка Чернышевского. Роман «Пролог». Эволюция взглядов писателя.

Теория литературы: социально-философский роман, проблематика, идея, иносказание.

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ

Биография писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова. Роман «Обыкновенная история»: поиск золотой середины между беспоч-

венной мечтательностью и расчётливым прагматизмом. Цикл очерков «Фрегат „Паллада“». Наблюдения писателя и результат его размышлений о противоположности прагматичного европейского мира и самобытной русской цивилизации.

Роман «Обломов». Образ Ильи Ильича Обломова в контексте художественного мира романа, полнота и сложность его характера. Образ Захара, его роль в романе. Истоки характера героя в эпизоде «Сон Обломова». Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл житейского противостояния и взаимной душевной привязанности героев. Обломов и Ольга Ильинская.

Проявление лучших душевных качеств героев в истории их любви. Неизбежность драматического финала любовной истории. Обломов и Агафья Пшеницына. Историко-философский смысл романа. Н. А. Добролюбов и А. В. Дружинин о романе «Обломов».

Творческая история романа «Обрыв». Ключевые образы романа: Райский, бабушка, Марфенька, Вера, нигилист Марк Волохов. Философский смысл сюжета: судьба Веры и судьба будущей России. «Обрыв» в оценке русской критики.

Теория литературы: роман как литературный жанр, реалистический роман, типическое в литературе, искусстве. Система образов произведения, сюжет и композиция, характер в литературе. Антитеза. Интерьер. Художественная деталь. Художественная интерпретация, литературно-критическая интерпретация произведения.

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ

Жизнь и творчество драматурга, общенациональное содержание творчества Островского.

Исторические и семейные истоки художественной индивидуальности драматурга. Проблематика и художественное своеобразие комедий Островского «Свои люди — сочтёмся», «Бедность не порок», созданных в период сотрудничества писателя с редакцией журнала «Москвитянин». Сближение Островского с кругом «Современника». Расширение тематического диапазона его драм.

Драма «Гроза». Творческая история произведения. «Гроза» как русская трагедия. Конфликт и расстановка действующих лиц. Катастрофическое состояние мира и его отражение в характерах героев драмы. Общенациональный масштаб художественного обобщения. Образы грозы и Волги в пьесе. Религиозная основа бытового конфликта в семействе Кабановых. Образ главной героини, народные истоки характера Катерины. Особенности трагической коллизии в пьесе, её социальные и религиозные корни.

Н. А. Добролюбов и А. А. Григорьев о «Грозе» Островского. Творческая эволюция драматурга. Своеобразие пьес Островского конца 1860—1870-х годов, по-новому развивающих прежние мотивы. Весенняя сказка «Снегурочка». Фольклорная образность и философские мотивы пьесы. Драма «Бесприданница». Глубина социально-психологических характеристик героев пьесы. Поэтичность и драматизм образа Ларисы. Неповторимый национальный облик драматургии Островского, роль Островского в создании русского театра.

Теория литературы: драма как род литературы. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Конфликт в драматическом произведении, этапы развития действия. Монолог, диалог, речевая характеристика персонажа. Образ-символ. Авторская позиция в драме и средства её выражения.

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

Становление личности поэта. Связь поэзии Тютчева с традициями его древнего рода, с историей и природой Орловщины. Тютчев и поколение любомудров, философские и политические взгляды поэта-дипломата. Философская проблематика и художественное своеобразие поэзии Тютчева. Стихотворения: «Silentium!», «14 декабря 1825 года», «Не то, что мните вы, природа...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Цицерон»,

«День и ночь», «О, как убийственно мы любим...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Наш век», «Над этой тёмною толпой...», «Неман», «Эти бедные селенья...», «Есть в осени первоначальной...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»).

Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития: общественные истоки трагических мотивов тютчевской лирики. Основные темы творчества поэта-философа. Мир природы в поэзии Тютчева. Любовная лирика Тютчева, её биографическое и философское содержание. Трагические противоречия бытия, хаос и космос в лирике Тютчева. Тема России,

историософские взгляды поэта. Поэтическое открытие русского космоса в

зрелых произведениях Тютчева.

Теория литературы: лирика как род литературы. Философская поэзия. Пейзажная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ

Народные истоки мироощущения Некрасова, близость поэта к народу, его способность выразить одухотворённую красоту страдания и высокие идеалы народа. Детство и отрочество Некрасова, семья поэта, впечатления детских и юношеских лет, сформировавшие характер Некрасова. Петербургские мытарства. Встреча с В. Г. Белинским. Некрасов — журналист и издатель. Лирика Некрасова. Стихотворения «В дороге», «Тройка», «На Волге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Еду ли ночью по улице тёмной...», «Внимая ужасам войны...», «Поэт и Гражданин», «Размышления у парадно- го подъезда», «Зелёный Шум», «Влас», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Блажен незлобивый поэт...», «О Муза! я у двери гроба...». Основные мотивы лирики поэта. Звучание темы поэтического призвания в стихотворениях Некрасова. Народ в лирике Некрасова. Поэтическое многоголосие: особенности поэтики Некрасова, основанные на его художественной отзывчивости к народной судьбе и народной речи. Своеобразие сатирических стихов Некрасова. Тонкий психологизм и наблюдательность поэта при создании сатирических масок. Своеобразие любовной лирики Некрасова: глубокое постижение женской души, соединение социальных и личных мотивов в стихотворениях о любви. Поиск героя нового времени в поэме «Саша». Поэзия Некрасова в преддверии реформы 1861 года, поворот в художественных исканиях Некрасова, попытка создать собирательный образ народа-героя в поэме «Тишина». Поэма «Коробейники». Закономерный этап творческой эволюции Некрасова: открытый выход не только к народной теме, но и к народу как читателю. Поэма «Мороз, Красный нос». Трагедия одной крестьянской семьи и судьба всего русского народа. Национальные черты образов Дарьи и Прокла.

Историко-героические поэмы «Дедушка» и «Русские женщины».

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история произведения. Жанр и композиция поэмы-эпопеи. Роль фольклорных мотивов в художественном мире произведения. Проблема завершённости-незавершённости.

Образ крестьян-правдоискателей в начале поэмы, первоначальные представления странников о счастье. Перелом в направлении поисков «счастливого». Ключевые образы поэмы (Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий и др.), постепенное рождение в сознании народа образа другого «счастливца», борца за духовные святыни. Работа Некрасова над финальной частью поэмы, вера поэта в пробуждение народных сил,

нескорое, но неизбежное утверждение народной Правды. «Последние песни». Годы болезни Некрасова, проблематика его последних лирических произведений.

Теория литературы: лирический герой, биографические мотивы в лирике. Жанры лирики (ода, сатира, послание, песня). Поэма. Поэма-эпопея. Фольклорные мотивы в литературе. Проблематика.

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ

Биография и творческий путь Фета. «Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Это утро, радость эта...», «Учись у них — у дуба, у берёзы...», «Целый мир от красоты...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге сена ночью южной...», «Ещё майская ночь...», «Я тебе ничего не скажу...», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Пчёлы», «Вечер». Стихи Фета о назначении поэзии. Сознательность выбора поэтом роли защитника «чистого искусства», философские основания житейской и эстетической программы Фета.

Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. Светлый, жизнеутверждающий характер лирики поэта. Основные особенности поэтики Фета, его важнейшие художественные открытия: метафоричность, импрессионистичность, музыкальность, интуитивность, символизм и т. д. Любовная лирика Фета. Природа в поэзии Фета. Преображение житейских впечатлений в поэтический образ. Стихотворения Фета в контексте литературной

традиции.

Теория литературы: лирическое стихотворение как жанр. Пейзажная лирика, интимная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Импрессионизм в искусстве и литературе.

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ

Жизненный и творческий путь А. К. Толстого, зарождение и созревание его страсти к искусству. Нравственная твёрдость писателя, последовательная защита им интересов русской литературы.

«Меня, во мраке и в пыли...», «Край ты мой, родимый край...», «Колокольчики мои...», «Двух станов не боец, но только гость случайный...». Лирика А. К. Толстого: основные мотивы, неповторимое своеобразие поэзии А. К. Толстого, прочно укоренённой в традициях русской классической литературы.

Былины и баллады А. К. Толстого. «Василий Шибанов», «Илья Муромец», «Садко». Отражение историософских взглядов автора в его исторических балладах и стилизованных былинах. Драматические произведения А. К. Толстого, трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис».

Сатирические произведения А. К. Толстого. Литературная маска Козьмы Пруткова: от литературной пародии до политической сатиры. «Плоды раздумья». Стихотворения «Мой портрет», «Моё вдохновение», «Перед морем житейским», «Осень. С персидского, из Ибн-Фета».

Теория литературы: лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Баллада как литературный жанр. Историзм в литературе. Стилизация, пародия. Юмор, ирония и сатира как виды комического. Литературная маска.

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Драматическая судьба писателя-сатирика. Общественно-политическая позиция Салтыкова-Щедрина.

«История одного города». Необычность жанровой формы произведения, роль фантастических образов. Пародия, гротеск, гиперболизация как способы раскрытия авторского замысла. Обличение тёмных сторон «глуповской истории», понимаемой как история народа, отступившего от христианских заповедей.

Общественный роман «Господа Головлёвы». История создания романа-хроники, место произведения в творчестве писателя. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. «Пропала совесть», «Рождественская сказ-

ка», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Премудрый пискарь»,

«Христова ночь». Проблемно-тематические группы сатирических сказок

писателя. Социальное и религиозно-философское содержание сказок, их

идейно-художественное своеобразие.

Творчество Салтыкова-Щедрина как свидетельство духовного взлёта русской словесности в XIX веке: созидательная роль обличительной литературы, опирающейся на прочные нравственные основы национальной культуры.

Теория литературы: пародия, гротеск, фантастика как приёмы сатиры. Литературная сказка. Антиутопия (первичное представление).

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

Биография Достоевского, формирование его личности и жизненной позиции. Семья писателя, первые детские впечатления. Отрочество в Военно-инженерном училище. Начало литературной деятельности. «Бедные люди», причина высокой оценки романа Белинским и Некрасовым. Увлечение идеями социалистов-утопистов. Участие Достоевского в деятельности кружка Петрашевского, арест, гражданская казнь и ссылка писателя. Сибирь и каторга. Формирование нового взгляда писателя на Россию и русский народ.

Почвенничество Достоевского, связь его убеждений с христианскими идеями и философскими исканиями эпохи. Воплощение почвеннических взглядов Достоевского в «Пушкинской речи».

Роман «Преступление и наказание». Творческие истоки произведения, жанровое своеобразие «идеологического» романа. Антигуманный и богоборческий смысл теории Раскольникова, связь болезненных заблуждений героя с трагедиями петербургских трущоб. Идея и натура Раскольникова: глубина психологического анализа душевных терзаний героя. Духовный путь Раскольникова. Роль Сони Мармеладовой и её христианской веры в нравственном возрождении главного героя. «Преступление и наказание» в русской

критике.

«Идиот» — роман о «положительно прекрасном» человеке, трагизм образа главного героя — князя Мышкина. Спор с нигилизмом в романе «Бесы». Поверка господствующих идей современной европейской цивилизации в романе «Подросток». Роман «Братья Карамазовы» как синтез художественно-философских исканий писателя, глубокое исследование духовной болезни современного общества — карамазовщины и её нравственных последствий.

Жанровое своеобразие романов Достоевского как идеологических, полифонических, романов-трагедий.

Теория литературы: социально-психологический роман. Проблематика, художественная идея. Психологизм в литературе, способы изображения внутреннего мира героя (монолог, внутренняя речь, деталь и др.). Портрет, пейзаж, интерьер, внесюжетные эпизоды и их роль в произведении. Художественная интерпретация, научная интерпретация.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Расстановка общественных сил в 1860-е годы, причина размежевания общества на западников и славянофилов. Взгляд славянофилов и западников на пути русской истории и будущее России. «Эстетическая критика» либеральных западников П. В. Анненкова, А. В. Дружинина, публиковавшихся в журналах «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Русский вестник».

«Реальная критика» революционеров-демократов. Анализ литературного произведения как повод для осмысления социальных и политических проблем современности в статьях Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов, критиков журнала «Русское слово» Д. И. Писарева и В. А. Зайцева, причины их

полемики с журналом «Современник». Литературно-критическая позиция славянофилов К. С. Аксакова и А. С. Хомякова, развитие и преломление их идей в литературно-критической позиции почвенников А. А. Григорьева и Н. Н. Страхова, соратников Ф. М. Достоевского и сотрудников его журналов «Время» и «Эпоха».

Теория литературы: литературная критика.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

Родовое гнездо. Традиции дворянского рода, к которому принадлежал писатель. Детство, ранние годы Л. Н. Толстого в семье, обстановка родственного тепла и доброты, сформировавшая душевный склад писателя. Отрочество и юность. Годы учения Толстого в Казанском университете и попытка начать государственную службу, увлечение руссоистскими идеями и самоанализом, отразившееся в дневниках.

Диалектика трёх эпох развития человека в трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Художественное новаторство произведения о духовном становлении человека. Чернышевский о «диалектике души» Л. Н. Толстого. От «диалектики души» — к «диалектике характера». Л. Н. Толстой — участник Крымской войны. Художественные открытия писателя во время военной кампании 1853—1855 годов. Итог размышлений писателя об истинном и ложном патриотизме — «Севастопольские рассказы».

Творчество Л. Н. Толстого начала 1860-х годов. Повесть «Казаки» и рассказ «Люцерн», связанные размышлениями писателя о современной цивилизации.

Общественная и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. Его работа

в Яснополянской школе для крестьянских детей.

Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история романа, логика изменения авторского замысла. «Война и мир» как роман-эпопея: жанровое своеобразие произведения, его отличие от классического романа и сходство с героическим эпосом прошлого. Композиция «Войны и мира». Структура романа как цепь ярких жизненных картин, связанных в единое художественное полотно глубокой «мыслью народной». Семейная жизнь и жизнь историческая, изображённые в неразрывном единстве. Война и мир как два универсальных состояния общей жизни людей в художественном мире произведения. Народ и толпа, Наполеон и Кутузов: противопоставление эгоистической личности и общенародного единства, которое ярче всего реализуется в контрастных образах Наполеона и Кутузова. Изображение

народного характера войны 1812 года и антивоенный пафос романа. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова, нравственно-психологический облик героев, их духовный путь, авторское отношение к героям. Художественное значение подробного психологического анализа в прозе

Л. Н. Толстого. «Текучесть человека», таящая возможности бесконечного обновления, нравственного совершенствования. Образ Платона Каратаева. Наташа Ростова, причины её особенного влияния на окружающих людей. Эпилог «Войны и мира», его полемический характер. Значение эпилога в художественном мире романа, свидетельствующего о неразрешённости основных конфликтов общенациональной жизни. «Анна Каренина». Роман, в котором Л. Н. Толстой развивает «мысль семейную». Неизбежность гибели героини как следствие душевного тупика, распада духовных связей между людьми в условиях современной цивилизации.

Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого. Важнейшие основы философского учения, с позиции которого писатель разворачивает критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Противоречивость и глубина исканий Л. Н. Толстого, несводимых к догматическому «толстовству». Идейно-художественное своеобразие романа «Воскресение».

Последние годы жизни писателя, его тайный уход из Ясной Поляны и смерть.

Теория литературы: повесть, рассказ, роман-эпопея, исторический роман. Народность в литературе. Нравственно-философская проблематика. Образ героя, характер в литературе. Система персонажей. Действие в эпическом произведении, сюжет, эпизод. Психологизм в литературе, «диалектика души».

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ

Детство и взросление писателя, непростая школа жизни, через которую пришлось пройти Лескову. Вхождение в литературу: первые публикации начинающего писателя, его конфликт с революционно-демократическими кругами, оставивший отпечаток на всей литературной карьере Лескова. Своеобразие общественно-политической позиции Лескова.

Рассказ «Леди Макбет Мценского уезда». Глубокое знание русской жизни, отразившееся в трагической истории Катерины Измайловой. «Соборяне». Хроника Лескова, раскрывшая богатые возможности русского народа. Трагический финал произведения и вера автора в торжество христианских идеалов.

«Очарованный странник». Повесть-хроника Лескова, продолжающая тему народной судьбы. Образ Ивана Флягина, богатырство главного героя, его художественная одарённость, стихийность, неподвластная разуму буйная широта проявлений, граничащая с безумием, неумирающие сердечность и совестливость героя. Формирование типа «русского праведника» в прозе Лескова. Художественный мир писателя. Характерные особенности писательской манеры Лескова: анекдотизм, ослабление сюжетности, сказовое начало

повествования и другие.

Теория литературы: рассказ, очерк, хроникальное повествование.

Сказовое начало в литературе.

СТРАНИЦЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

Творчество авторов рубежа веков, ярко воплотивших в своих произведениях новые явления в литературе.

Генрик Ибсен. Обзор творчества писателя, новаторские черты его драматургии, пьеса «Кукольный дом» («Но€ра»).

Ги де Мопассан. Основные этапы творческой биографии писателя, роль Мопассана в развитии жанра новеллы, социально-психологическая коллизия в новелле «Ожерелье».

Джордж Бернард Шоу. Обзор творчества писателя. Пьеса «Пигмалион», в которой древний миф об ожившей статуе получает парадоксальное истолкование и становится ироническим вызовом современному буржуазному обществу.

 Теория литературы: драма как род литературы. Художественный мир драматического произведения.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

Особенности художественного мироощущения Чехова. Истоки чеховского стиля, основанного на недоверии к отвлечённой теории, отмеченного сдержанностью, недоговорённостью, эстетическим совершенством. Труд самовоспитания. Детство и юность Чехова, жизненные правила, привитые ему в семье. Формирование убеждений будущего писателя. Ранний период творчества. Особенность поэтики, специфика приёмов комического изображения жизни в ранних рассказах Чехова. Творчество второй половины 1880-х годов. «Горе», «Тоска», «Рассказ госпожи NN». Поиск Чеховым «живых душ» в эпоху безвременья. Обращение писателя к народной и детской темам. Повесть «Степь» как итог творчества Чехова 1880-х годов. Символическое значение образа степи, безграничной, как душа народа. Путешествие Чехова на остров Сахалин как важный этап в гражданском становлении писателя.

Повести Чехова, созданные в 1890-е годы: «Дуэль», «Попрыгунья», «Дом с мезонином», герои которых, страдающие самодовольством, близорукой самонадеянностью, прозревают в драматических обстоятельствах и осознают свою неправоту. Трагедия доктора Рагина в рассказе «Палата № 6». Деревенская тема. Повести «Мужики» и «В овраге». Тема неблагополучия русской жизни, распада, охватившего даже народный мир с его вековыми

устоями.

Рассказ «Студент». Преодоление главным героем охватившего его духовного смятения, утверждение высокой природы духовных борений человека.

«Маленькая трилогия». Рассказы, входящие в трилогию: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», как этапы художественного исследования основ современного общества, где люди задыхаются в «футлярном существовании», не находя сил вырваться из него.

Рассказ «Ионыч». История постепенного омертвения души доктора Старцева. Пошлость обыденной жизни и неспособность персонажей противостоять её неумолимому действию.

Повесть «Дама с собачкой». Стремление Чехова отыскать в повседневности выход в одухотворённую и осмысленную жизнь. Художественное своеобразие чеховской драматургии. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», их творческая история и сценическая судьба.

Комедия «Вишнёвый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе. Двойственное освещение действующих лиц, своеобразие авторского взгляда на героев. Представители разных поколений, охваченные общим недовольством жизнью и в равной степени беспомощные перед ней. Лиризм и комическое начало в художественном мире пьесы. Жанровое своеобразие комедии Чехова.

Теория литературы: рассказ. Тема, сюжет, идея. Комедия. Конфликт и его реализация в сюжете пьесы. Система персонажей. Речевая организация произведения. Лиризм. Символические образы.                                         

МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Своеобразие русской классики XIX века, ренессансной по своему масштабу, стремящейся к воплощению общенациональных и общечеловеческих идеалов, утверждению христианской духовности.

Теория литературы: тематика, проблематика, пафос. Историко-литературный процесс.

5.Тематический поурочный план «Литература 10 класс»

№ урока

№ п/п

Тема урока

Всего часов

Примечание

1.Введение

1.

1.1.

 Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIXвека.

1

2. Повторение изученного.

 Из литературы первой половины  XIX века. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь

2.

2.1.

А.С.Пушкин. Художественное своеобразие пушкинской лирики, универсальность поэтического языка.

1

3.

2.2.

Поэма «Медный всадник». Образ ПетраI во вступлении и в основном тексте поэмы

1

4.

2.3

«Бедный Евгений» и «державный исполин»: смысл их противостояния. Авторская позиция и способы её выражения в поэме.

1

5.

2.4

М.Ю.Лермонтов. Неповторимый облик лирического героя М.Ю. Лермонтова. Энергия трагических переживаний и углублённый психологизм лермонтовской лирики.

1

6.

2.5

Н.В.Гоголь. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Отношение автора к герою в повести «Шинель»

1

7.

2.6

Нравственный смысл повести Н.В.Гоголя «Шинель»

1

3. Становление реализма как направления в европейской литературе (2ч.)

8.

3.1

Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Творчество Стендаля и Бальзака.

1

9.

3.2

Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Творчество Стендаля и Бальзака.

1

4. И.С.Тургенев. Жизнь и творчество (9ч.)

10.

4.1

Судьба писателя. Формирование общественных взглядов И.С.Тургенева

1

11.

4.2

Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева

1

12.

4.3

Творческая история романа «Отцы и дети». Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров и ео прототипы.

1

13.

4.4

Споры партий и конфликт поколений в романе

1

14.

4.5

Сатирическое изображение И.С.Тургеневым представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников

1

15.

4.6

Автор и герой в романе. Сложность позиции И.С.Тургенева.

1

16.

4.7

Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью

1

17.

4.8

Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей преодоления конфликта поколений

1

18.

4.9

Базаров как «трагическое лицо». Причины мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа.

1

5. Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество (2ч.)

19.

5.1

История создания романа «Что делать?» Сюжет романа как развернутый ответ на вопрос заглавия.

1

20.

5.2

Своеобразие жанра романа «Что делать?». Основные элементы его художественного мира.

1

6. И.А.Гончаров. Жизнь и творчество (7 часов)

21.

6.1

Личность писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова

1

22.

6.2

Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения героя в первой части

1

23.

6.3

Полнота и сложность характера Обломова.

1

24.

6.4

Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе

1

25.

6.5

Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью

1

26.

6.6

Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения.

1

27.

6.67

Классное сочинение

1

р/р сочинение

7. А.Н.Островский. Жизнь и творчество (6ч.)

28.

7.1

Личность и творчество А.Н.Островского

1

29.

7.2

Творческая история и конфликт драмы «Гроза».

1

30.

7.3

Нравы города Калинова. Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху

1

31.

7.4

Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера. Суть конфликта героини с «тёмным царством»

1

32.

7.5

Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского

1

33.

7.6

Художественное своеобразие драматургии А.Н.Островского

1

8. Ф.И.Тютчев (2ч)

34.

8.1

Хаос и космос в поэзии Ф.И.Тютчева

1

35.

8.2

Любовь в лирике Ф.И.Тютчева

1

9. Русская поэзия во второй половине XIX века (обзор) (1ч.)

36.

9.1

Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века. Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском» искусстве

1

10. Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (9ч.)

37.

10.1

Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н.А.Некрасова

1

38.

10.2

Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Некрасова

1

39.

10.3

Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка

1

40.

10.4

«Кому на Руси жить хорошо». Творческая история произведения. Масштабность замысла поэмы-эпопеи.

1

41.

10.5

Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее.

1

42.

10.6

Изменение крестьянских представлений о счастье

1

43.

10.7

Крестьянские судьбы в изображении Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин

1

44.

10.8

Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий

1

45.

10.9

Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал произведения. Неразрешённость вопроса о народной судьбе

1

46.

10.10

Классное сочинение

1

р/р сочинение

47.

10.11

Классное сочинение

1

р/р сочинение

48.

10.12

Классное сочинение

1

р/р сочинение

11. Поэзия А.А.Фета (2ч.)

49.

11.1

«Остановленные мгновения» в стихотворениях А.А.Фета

1

50.

11.2

Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты

1

12. А.К.Толстого (2ч.)

51.

12.1

Стремление к пушкинской гармонии и творческая самобытность поэзии А.К.Толстого

1

52.

12.2

Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии

1

13. М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (3ч.)

53.

13.1

Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города»

1

54.

13.2

Глуповские градоначальники: гротескное изображение государственной власти в России

1

55.

13.3

Народ в «Истории одного города». Размышление автора о прошлом и будущем России

1

14. Страницы истории западноевропейского романа XIX века. (1ч)

56.

14.1

Жизнь и творчество Ч.Диккенса. Социальная проблематика романов писателя. Религиозно-философские мотивы в рассказе «Рождественская песнь в прозе»

1

15. Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество (8ч.)

57.

15.1

Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение

1

58.

15.2

Атмосфера 1860-х годов и её отражение в романе «Преступление и наказание»

1

59.

15.3

Петербургские углы. «Униженные и оскорблённые» в романе

1

60.

15.4

Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Глубина психологического анализа в романе.

1

61.

15.5

Идея и натура Раскольникова. Наказание героя

1

62.

15.6

Второстепенные персонажи, их роль в повествовании

1

63.

15.7

Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя

1

64.

15.8

Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф.М.Достоевского

1

16. Русская литературная критика второй половины XIX века (1ч.)

65.

16.1

Русская литературная критика второй половины XIX века (обзор)

1

17. Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70-80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе. (1ч)

66.

17.1

Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70-80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе.

1

18. Л.Н.Толстой. (16ч.)

67.

18.1

Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве

1

68.

18.2

Политические и философские взгляды Л.Н.Толстого

1

69.

18.3

 «Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения

1

70.

18.4

 Сатирическое изображение большого света в романе. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества

1

71.

18.5

Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов

1

72.

18.6

Изображение безнравственной сути войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского

1

73.

18.7

Образ Наташи Ростовой

1

74.

18.8

Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростова

1

75.

18.9

Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Л.Н.Толстым народного характера войны

1

76.

18.10

Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории

1

77.

18.11

Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев

1

78.

18.12

 Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир»

1

79.

18.13

Образы героев Л.Н.Толстого в интерпретации художников, музыкантов, кинематографистов

1

80.

18.14

Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

р/р сочинение

81.

18.15

Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

р/р сочинение

82.

18.16

Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

р/р сочинение

19.Творчество Н.С.Лескова (3ч.)

83.

19.1

Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н.С.Лескова

1

84.

19.2

Пестрота русского мира в хронике Н.С.Лескова «Очарованный странник»

1

85.

19.3

Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина

1

20. Зарубежная литература и драматургия конца XIX – начала XX века (обзор) (2ч.)

86.

20.1

Творческий путь Ибсена. Особенности его драматургии

1

87.

20.2

Пьесы Б.Шоу. Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира в драматургии Б.Шоу

1

21. А.П.Чехов. Жизнь и творчество (7ч.)

88.

21.1

Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения

1

89.

22.2

Борьба живого и мертвого в рассказах А.П.Чехова

1

90.

22.3

Борьба живого и мертвого в рассказах А.П.Чехова

1

91.

22.4

«Вишнёвый сад». Особенности конфликта, система персонажей в пьесе

1

92.

22.5

Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев

1

93.

22.6

Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям

1

94.

22.7

Черты «новой драмы» в комедии «Вишнёвый сад» и других пьесах А.П.Чехова

1

95.

22.8

Классное сочинение по произведениям А.П.Чехова

1

р/р сочинение

96.

22.9

Классное сочинение по произведениям А.П.Чехова

1

р/р сочинение

97.

22.10

Классное сочинение по произведениям А.П.Чехова

1

р/р сочинение

22. Итоговая работа

98.

22.1

Нравственные уроки русской литературы XIX века

1

99.

22.2

Классное сочинение

1

р/р сочинение

100.

22.3

Классное сочинение

1

р/р сочинение

101.

22.4

Классное сочинение

1

р/р сочинение

102.

22.5

Классная комплексная контрольная работа (пробный ЕГЭ)

1

к/р

103.

22.6

Классная комплексная контрольная работа (пробный ЕГЭ)

1

к/р

104.

22.7

Классная комплексная контрольная работа (пробный ЕГЭ)

1

к/р

105.

22.8

Классная комплексная контрольная работа (пробный ЕГЭ)

к/р

Тематический поурочный план

индивидуального обучения

учебного  предмета «Литература» 10 класс

Количество часов по учебному плану – 52, в неделю – 1,5 часа.

№ урока

№ п/п

Тема урока

Всего часов

Примечание

Тема 1.Введение

1.

1.1.

 Вершины русской литературы 1 четверти 19 века, предопределившие развитие словесности на новом этапе.

1

Тема 2. А.С.Пушкин

2.

2.1.

А.С.Пушкин. Художественный мир поэта

1

Национальное своеобразие романтизма Пушкина

Духовная просветленность поздней поэзии Пушкина

3.

2.2

А.С.Пушкин. «Маленькие трагедии».  Изображение западной цивилизации.

1

Крах на русской почве замыслов и идеалов европейского героя в повести «Пиковая дама»

Тема 3. М.Ю.Лермонтов

4.

3.1

Религиозно – философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

1

Поэтические находки в лирике Лермонтова (соединение жанровых традиций обличительной сатиры и элегии)

5.

3.2

Наполеоновская тема в творчестве Лермонтова

1

Бесстрашное обнажение кровавой изнанки войны в стихотворении «Валерик»

Тема 4. Н.В.Гоголь

6.

4.1

Идея воскрешения «мертвых душ» в творчестве Н.В.Гоголя.

1

7.

4.2

 Особенности последней петербургской повести Гоголя «Шинель»

1

Развитие темы «бунта стихий» в русской литературе 2пол.19в

Тема 5. Обзор западноевропейской литературы 2-й половины 19века.

8.

5.1

Формирование  реалистического направления в европейской литературе 19в.О.де Бальзак «Гобсек» 

1

Ч.Диккенс «Жизнь и приключения Оливера Твиста». Г.де Мопассан «Ожерелье»

Тема 6. Обзор русской литературы 2-й половины 19века.

9.

6.1

Становление и эволюция реализма в русской литературе 19 века.

1

Жизнь и творчество И.А.Гончарова

Тема 7. И.А.Гончаров

10.

7.1

Роман «Обломов». Обломов и «обломовщина» в русской критике

1

Полнота и сложность характера Обломова

«Сон Обломова»

11.

7.2

Андрей Штольц как антипод Обломова.

1

Семейная жизнь Андрея Штольца и Ольги Ильинской

12.

7.3

Споры по поводу любви Ольги Ильинской к Обломову в русской критике.

1

Историко-философский смысл романа.

Жизнь романа Гончарова во времени

Тема 8. А.Н.Островский

13.

8.1

Историческая почва, обусловившая рождение национального драматурга, создателя русского театрального репертуара.

1

Творческая история «Грозы»

Своеобразие жанра русской трагедии.

14.

8.2

Народные истоки характера Катерины, своеобразие ее религиозного мироощущения.

1

15.

8.3

Добролюбовская и писаревская  Катерина перед судом Катерины Островского.

1

Национальное своеобразие поэтики драм Островского

Тема 9. И.С.Тургенев

16

9.1

Преходящее и вечное в мире Тургенева.

1

«Записки охотника» как художественное единство и исток русской литературно-художественной мысли 1860-х годов.

Особенности тургеневского романа.

17.

9.2

Роман «Отцы и дети».

1

Споры Базарова с Павлом Петровичем, их философский и нравственный результат.

18.

9.3

Базаров и Аркадий

1

Любовь Базарова к Одинцовой

19.

9.4

Второй круг жизненных странствий Базарова, сопровождаемый разрывами с Павлом Петровичем, Фенечкой, Аркадием, Одинцовой.

1

Базаров под крышей родительского дома.

20.

9.5

«Отцы и дети» в русской критике.

1

Позднее творчество писателя (обзор)

Образ разночинца в творчестве Тургенева и художников-передвижников

Тема 10. Н.А.Некрасов

21.

10.1

Формирование личности Некрасова

1

Поэтический сборник Некрасова 1856 года

Драматизм восприятия Некрасовым судьбы поэтического искусства в эпоху 1850-1860 годов.

22.

10.2

Своеобразие интимной лирики  Некрасова.

1

23.

10.3

Творческая история поэмы-эпопеи Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1

Семь странников – эпический образ народных правдоискателей.

24.

10.4

Поп и помещик как герои поэтического эпоса.

1

Эволюция хорового народного образа в поэме-эпопее от «Последыш» к «Пиру на весь мир»

25.

10.5

Новый тип счастливца - жизнь устроителя в образе Гриши Добросклонова

1

«Последние песни» поэта.

Тема 11. Ф.И.Тютчев

26.

11.1

Мир природы в философской лирике поэта.

1

Драматизм любви в поэзии Тютчева и его причины.

27.

11.2

Тема трагического одиночества и его преодоления.

1

Поэтическое открытие русского космоса и возрождение пушкинской гармонии в стихах Тютчева.

Тема 12. А.А.Фет

28.

12.1

Драматизм личной судьбы Фета

1

Социально-философские и эстетические взгляды Фета в его стихах о назначении поэта и поэзии

29.

12.2

Своеобразие любовной лирики Фета.

1

Природа в поэзии Фета

Тема 13. А.К.Толстой

30.

13.1

Жизненный путь и своеобразие художественного мироощущения А.Толстого

1

Любовная лирика Толстого

31.

13.2

Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения

1

Тема 14. М.Е.Салтыков - Щедрин

32.

14.1

Формирование сатирического дарования Салтыкова-Щедрина

1

«История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества Салтыкова-Щедрина.

33.

14.2

Сатира Салтыкова на любую безбожную власть

1

Пророческий финал сатиры

Тема15. Ф.М.Достоевский

34.

15.1

Биография и литературная деятельность Ф.М.Достоевского

1

«Преступление и наказание». Творческая история романа

35.

15.2

 Своеобразие взаимоотношений Раскольникова с его идеей о суверенных правах сильной личности

1

Связь теории Раскольникова с драматическими условиями жизни униженных и оскорбленных петербургских углов.

Идея и натура Раскольникова: сознательное и подсознательное в поступках и душевных переживаниях героя.

36.

15.3

Раскольников и Порфирий Петрович, Раскольников и Соня Мармеладова

1

Религиозно-философский смысл романа, символический сон Раскольникова на каторге

37.

15.4

«Преступление и наказание» в русской критике

1

Христианский гуманизм Достоевского. Мировое признание творчества писателя.

Тема 16. Л.Н.Толстой

38.

16.1

Начало творческого пути Л.Н.Толстого

1

«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого.

Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история

39.

16.2

Толстовская философия истории. Наполеон и Кутузов, «народ» и «толпа».

1

40.

16.3

«Война» и «мир» как два универсальных состояния общей жизни людей  в художественном мире произведения.

1

Народный характер войны 1812 года.

«Мысль народная» и ее христианский смысл

41.

16.4

Духовный путь Андрея Болконского.

1

Духовный путь Пьера Безухова

42.

16.5

Наташа Ростова

1

43.

16.6

Платон Каратаев

1

Роль эпилога в художественном единстве романа-эпопеи.

Тема 17. Н.С.Лесков

44

17.1

Место Лескова в ряду писателей-классиков 2п.19в.

1

Повесть-хроника Лескова «Очарованный странник»

45.

17.2

Флягин как русский национальный характер в процессе его незавершенного становления и развития

1

Особенности языка хроники

Тема 18. А.П.Чехов

46

18.1

Существенные особенности реализма Чехова

1

Ранние рассказы Чехова и юмористическая беллетристика 1880 годов.

Перемены в творчестве Чехова 2п. 1880-1890 годов

Духовное прозрение героя в рассказе «Студент»

47

18.2

Нарастание масштабов художественного обобщения в «маленькой трилогии».

1

Процесс омертвения человеческой души от Старцева к Ионычу в повести «Ионыч»

48

18.3

Умение Чехова вместить содержание классического русского романа в пределы краткой, но емкой по своему художественному Анализ рассказа по вопросам смыслу повести («Дама с собачкой»)

1

50

18.4

Своеобразие драматургии Чехова, ее исторические истоки

1

51

18.5

Три поколения героев в пьесе «Вишневый сад»: уходящее дворянство, поднимающаяся буржуазия, радикально настроенная молодежь.

1

Тема19. Обзор

52

19.1

Творческое использование открытий А.П.Чехова европейскими драматургами рубежа 19-20 веков

1

Мировое значение русской литературы 19 века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе к учебнику Ю.В. Лебедева. Русская литература XIX века. 10 класс, 2014 год

Программа включает пояснительную записку, содержание курса, требования, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по литературе к учебнику Ю.В. Лебедева. 10 класс

Рабочая программа к учебнику Ю.В. Лебедева. Она содержит пояснительную записку, содержание учебного предмета, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и уче...

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов. Учебник Лебедева Ю.В. 2016-2018 уч.г.

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов.Учебник Лебедева Ю.В. 2016-2018 уч.г....

Рабочая программа по литературе под ред.Лебедева ФГОС СОО 10 класс

Рабочая программа по литературе под ред.Лебедева 10 класс предназначена для пилотных школ, работающих по ФГОС СОО....

Рабочая программа по литературе под ред.Лебедева ФГОС СОО 11 класс

Рабочая программа по литературе под ред.Лебедева ФГОС СОО 11 класс...