Исследовательская работа "Мотив чуда в детской литературе"
материал по литературе (6 класс)

Трофимова Анна Владимировна

            Объектом исследования являются рассказы писателей XIX века и рассказы современных писателей.

        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motiv_chuda_v_detskoy_literature.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

         

            Объектом исследования являются произведения писателей XIX века и рассказы современных писателей.

        Гипотеза исследования: мотив чуда в произведениях играет важную роль.

       В словаре С.И.Ожегова: ЧУДО это «Нечто небывалое, сверхъестественное, а также ‘Нечто поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычайностью’.

       Чтобы выяснить, верят ли школьники в чудо, что для них чудо, знакомы ли они с произведениями, где ведущим является мотив чуда, мы провели опрос учеников 5-х, 6-х, 8-х и 9-х классов нашей школы. 96% опрошенных считают, что чудо есть в нашей жизни, вера в него необходима современному человеку; произведения, где в основе сюжета «мотив чуда», способны изменить внутренний мир человека. Но назвать такие произведения, кроме сказок, опрошенные не смогли.

      Я вспомнила произведения, которые прочитала, и пришла к выводу, что мотив чуда появляется в таком жанре литературы, как рождественский рассказ.

В нём присутствует атмосфера рождества, свершение какого - либо чуда на благо героев, с которым сначала случается несчастье, а потом происходит чудо. Финал счастливый, утверждающий торжество добра и справедливости.

      У А. И. Куприна есть замечательный рассказ «Чудесный доктор», в котором доктор Пирогов спасает семью, стоящую на грани смерти, как раз в преддверии Нового года. А в его рассказе "Тапёр" на карте стоит не жизнь, а будущая карьера, но это та карьера, без которой и жизнь не нужна.

      Для рождественского рассказа характерен счастливый, радостный конец. Но часто жизнь вносит свои печальные коррективы. Примером может послужить рассказ "Мальчик у Христа на елке" Ф. М. Достоевского, где нищий, неожиданно осиротевший мальчик попадает на ёлку к Христу. Ёлкой оказываются его предсмертные грёзы. Утром находят его маленький трупик.

         Также мы пришли к выводу, что в некоторых произведених настоящим чудом является то, что в трудный момент жизни с юным существом оказались люди, рассказавшие ему о добре, красоте, справедливости и внушившие ему веру в победу.

        Это дядя Максим в "Слепом музыканте", который развить способности мальчика. Через несколько лет слепой Петр наконец становится профессиональным музыкантом.

         Это и пан Тыбурций в "Детях подземелья" Владимира Короленко, благородный, мудрый человек с чистой душой, и учительница Лидия Михайловна в "Уроках французского" Валентина Распутина. Повлияв на взгляды мальчика из бедной семьи, она привила ему любовь, милосердие, веру в людей, показала, что человек может быть добр к другому, несмотря ни на что.

         В этом году я открыла для себя творчество писательницы Людмилы Евгеньевны Улицкой. Особенно запомнились рассказы в сборнике «Лето сорок девять». В них дети - главные герои -  будучи бессильными перед ужасным военным временем, находят выход - маленький островок мира и счастья.

        Первый рассказ сборника называется «Капустное чудо». События происходят в первый послевоенный год, в сумрачный и хмурый ноябрьский день. Главными героями рассказа являются старуха Ипатьева по прозвищу Слониха и две девочки:  Дуся -  6 лет и Оля – помладше. Девочек привезли к ней как к ближайшей родственнице после того, как они осиротели.  

        Девочек она приняла без особой радости и сочувствия и неделю думала , оставлять их при себе или сдать в детский дом.

        Однажды девочки целый день простояли в очереди за капустой и в последний момент обнаружили, что потеряли деньги.

        И тут случается чудо: на повороте дороги нёсшийся им навстречу грузовик с капустой «вильнул», «сбросив к их ногам два огромных кочана». Девочки спасены, и спасло их «капустное чудо».

       Но настоящее чудо происходит в душе Ипатьевой, которая постепенно заполняется теплом, и это побеждает в ней холод и равнодушие.

        Рассказ «Дед – Шептун», на мой взгляд,  -  это произведение о чуде прозрения – прозрения в прямом и переносном смысле.

        Сюжет рассказа построен на истории с часами брата Дины, которые девочка взяла без спроса, чтобы похвастаться во дворе, и разбила.  У Дины было ужасно тяжело на душе. Ей казалось, что в этом несчастье ничто и никто не способен ей помочь. Но, проснувшись, Дина увидела прадеда, сидящего за столом с инструментами и круглым увеличительным стеклом, которое дети называли «глазком». Он ремонтировал часы. Дина воспринимает починку часов как чудо. Особенно её удивляет то, что старый слепой дед прозрел. Для Дины история с часами стала нравственным уроком. И мы тоже понимаем, что чудо прозрения объясняется очень просто: не мог же герой оставить свою правнучку в беде!

        Завершается  цикл  рассказом «Бумажная победа».

        Главный герой мальчик Геня  Пираплетчиков -  не такой, как все: часто болел, хромал, у него не была отца. Из-за всего этого  дворовые  ребята презирали его и не упускали возможности обидеть.  

      Конфликт Гени с ровесниками получает неожиданное развитие после того, как его участником становится мама мальчика –  она решает пригласить всех ребят на день рожденья к сыну.

          И опять мотив чуда развивается в нескольких планах: для мальчишек чудом становится мастерство Гени в умении делать оригами, для него - изменение отношения к нему, превращение озлобленных, жестоких «врагов»  в «нормальных»  открытых мальчишек и девчонок, для нас – то тепло, которое рождают в душе простенькие рассказы Людмилы Улицкой.

Вывод     Ещё многие произведения мне предстоит прочитать, но уже можно сказать, что наша гипотеза нашла своё подтверждение: мотив чуда в произведениях играет важную роль. Чудо напоминает о том, что рядом с нами всегда есть добро, любовь, что счастьем может стать просто общение с умными, понимающими людьми, с которыми сталкивает тебя жизнь. Эти люди оставляют добрый след в твоей душе. Это, может быть, и есть одно из главных чудес в жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа по изготовления детского комплекта и его реализация

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2866597","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Составление бизнес- плана по созданию небольшой фирмы по шитью ...

Исследовательская проектная деятельность в детском экологическом объединении

Для внедрения новых форм и подачи материала, способных повысить мотивацию учащихся к обучению и творчеству в педагогической работе можно применить методы проектов. Привлечение ребят к поисково-исследо...

«Опытническая и исследовательско – экспериментальная работа в детском объединении эколого - биологического направления.

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное отнош...

Исследовательская работа "Чудо-растение иван-чай"

Цель работы: знакомство с историей происхождения названия растения, его значением в природе и для человека...

Эссе "Если есть чудо в русской литературе,,," (К 200-летию М.Ю.Лермонтова)

Когда мысленно оглядываешь короткую жизнь Лермонтова, удивительным кажется то, каким разнообразием впечатлений он успел её наполнить! Как многое смог разглядеть, осмыслить в тогдашней российской дейст...

О детских фантазиях, страхах и детской литературе

В статье приводятся некоторые теоретические положения о воображении, возникновении детских страхов. Отмечаются возрастные особенности детских страхов.На примере из практики рассматривается роль вообра...

Научно-исследовательская работа по теме: "Природа иронического в постсоветской детской литературе (на примере произведений Григория Остера)»

В данной работе рассмотрена специфика постсоветской детской литературы, выявлена в ней природа иронического....