Урок литературы, 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Комкова Лариса Валерьевна

Урок литературы  "Листы и Корни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_6_klass.doc50.5 КБ
Файл listy_i_korni.pptx2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе «Листы и Корни»

Ход  урока

Дети рассаживаются полукругом, чем достигается доверительная атмосфера.

1.Учитель.

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые коллеги!

Я вижу – настроение на «5»!

И хочется, друзья, мне пожелать

Открытий новых вам и достижений

И смысла текстов новых постижения…

Давайте мы друг другу улыбнёмся

И с мыслями спокойно соберёмся…

Ребята, согласитесь, что сегодня просто замечательный день для того, чтобы открыть для себя ещё одну страничку великой русской литературы. Готовы? Тогда я включаю аудиозапись, и мы с вами мысленно переносимся в прекрасный летний день.

2. Прослушивание  аудиозаписи басни  «Листы и Корни»

(слайд № 1)

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
"Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами".
"Примолвить можно бы спасибо тут и нам",-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
"Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?" -
Листы, по дереву шумя, залепетали.
"Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас".

Учитель.

- Понравилось?

- А кто из вас уже вспомнил, к какому литературному жанру относится данное произведение? Как вы это определили? Какими жанровыми особенностями обладает басня? (герои, аллегория, мораль)

(Слайд № 2)

- А кто из писателей русской литературы прославил этот жанр?

(Слайд № 3)

-  Да, И. А. Крылов. И когда Крылова спрашивали, почему  он  избрали такой  жанр для творчества, Иван Андреевич говорил: «Ведь звери мои за меня говорят».    Герои легко запоминаются, басни легко разыгрывать. Через смех легко  понять серьезные выводы.

Сегодня объектом нашего исследования станет басня «Листы и Корни».

Исходя из этого, какую цель мы для себя определим? К чему мы должны будем прийти в ходе нашего разговора? Ваши предложения.

- Ребята, запомните цель урока. К ней мы будем сегодня стремиться, и я верю, что совместными усилиями, помогая друг другу, мы обязательно добьёмся успеха.

(слайд № 4)

Ну что ж, давайте обратимся к тексту басни, но прежде, чем начнём открывать для себя её смыслы, давайте сначала выясним значение слов, которые, может быть, вам не совсем понятны.

Зачитайте строчки, где есть выделенные жирным шрифтом слова.

- Кто сможет объяснить слова ЗЕФИРЫ? С кем они шепчутся?(теплый ветер) ТОЛКОВАЛИ?  (рассказывали о себе)  ЗНОЙ? (жара)  ПРИМОЛВИТЬ? (добавить)  СМИРЕННО? (послушно, покорно) НАДМЕННО? (высокомерно, хвастаясь)  КОЕМ?  (котором).

Может, есть ещё слова, значение которых вы не знаете? Пробегите глазками по тексту… Есть такие слова? Если нет, тогда, я думаю, настало время для того, чтобы обратиться к содержанию этой басни.

Не забывайте, что мы работаем с текстом.

- Где и когда происходят события? Ищем цитату. (в прекрасный…в долине)

- Кто является героями этой басни? Какие отношения между героями басни?

-  Да, они спорят.  О чем же спорят Листы и Корни? Чтобы ответить на этот вопрос,  обратимся к тексту.

- Найдите слова ЛИСТОВ. Что они рассказывают о себе зефирам? Как они говорят о себе? (хвастаются)

- Как ЛИСТЫ  доказывают, что именно они краса всей долины? ( Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем?...) (У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей.)

- Какой характер у листьев? Какие они? (самодовольные, капризные, заносчивые, надменные - карточки с этими словами прикрепляются к макушке дерева на доску с помощью магнитов)

 - А какие корни? (трудолюбивые, терпеливые, покорные, кроткие - карточки с этими словами прикрепляются к корням дерева на доску с помощью магнитов). Как возражают КОРНИ Листам, какие доводы приводят? Найдите цитаты. Чего они требуют от Листов? (чтобы ЛИСТЫ перестали хвастаться) Прочитайте конкретные слова КОРНЕЙ. (Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,-Не станет дерева, ни вас") Они хотят благодарности, потому что они питают дерево.

- Определите, в каких словах заключена мораль басни?

 «Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится, -

Не станет дерева, ни вас».

- Ребята, как вы думаете, на чьей стороне в этом споре Крылов? Почему? Кого мы за образами Корней и Листьев должны увидеть? (людей)

- Ребята, у каждого из вас есть лист формата А4. Давайте попробуем, следуя моим инструкциям, сделать из него покетмод – небольшую книжечку. Распрямите лист, найдите портрет Крылова, складываем пополам вдоль разреза, смотрим на Крылова, совмещаем два противоположных края, получается 4 листа, загибаем так, чтобы сверху был портрет Крылова. Если номера страничек по порядку, когда листаете книжечку, то вы сложили верно.

- Открываем  2 страничку. Что на ней? (цель. Мы к ней идем – и об этом помним, не забываем!)

- Что на 3 странице?  (нарисовано дерево) Почему? (герои басни – листы и корни, а это одни из составляющих дерева)

Ребята, я предлагаю вам на минутку отвлечься от басни и послушать ребят, которые хорошо разбираются в вопросах биологии и поэтому могут нам рассказать о роли листов и корней с точки зрения биологической науки.

Корень – это подземный орган растений, обладающий неограниченным ростом в длину. С его помощью осуществляется закрепление растения в почве и обеспечивается поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.

Лист — это надземный орган растения. Он выполняет много функций, но самая важная из них — это образование органических веществ. Все мы слышали о таком жизненно важном для растений явлении, как фотосинтез – это производство растением органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света. И осуществляется этот процесс в зелёных пластинах листа! А кроме этого растение с помощью листьев дышит, испаряет лишнюю влагу и запасает питательные вещества.

Ребята, спасибо за информацию.

Как вы думаете, в мире растений чья роль важнее – листа или корня? (да, без корня растение погибнет, но если мы будем у него постоянно обрывать листья – результат будет тот же) Какой вывод можно сделать? Для жизни растения одинаково важны как корни, так и листы.

- Разворачиваем стр.4-5. Что видим? Иллюстрацию к басне. Кого мы видим (людей)

(слайд № 5)

- Кто эти люди? (дворяне и простой люд). Где дворяне? (на веранде). Почему? А люди из народа где изображены?  

- Как связана эта иллюстрация с сюжетом басни? То есть, кто на этой иллюстрации подразумевается под ЛИСТАМИ, а кто под КОРНЯМИ?

(дворяне пользуются трудом крестьян, но не ценят этого. Хотя как листья не могут существовать без корней, так и дворяне не могут жить без труда крестьян).

А теперь давайте попробуем провести параллель между миром природы и миром людей. Да, Крылов осуждает спесивость, заносчивость листьев, но в то же время разве он не отмечает и их несомненные достоинства? Найдите их (густые, зелёные, дают тень, под их шатром приятно танцевать, слушать пение соловья). Мы с вами сказали, что под ЛИСТАМИ Крылов изобразил дворян, но если обратиться к истории, то мы с вами не может отрицать того факта, что русское дворянство на протяжении нескольких веков своими делами и службой укрепляли государство, способствуя его превращению в империю, с которой считались все европейские государства.

Листья и корни – это составляющие одного дерева, а дворяне и простой народ? (общество)

- О чем же нам хочет сказать Крылов, когда  использует аллегорию? (государство не может жить без бедных и богатых, если нет уважения друг к другу)

- Социальный аллегорический смысл понятен?

- В чем же главный философский смысл басни «Листы и Корни»?  

- Ребята, как вы думаете, эта басня Крылова  актуально для нашего времени?

(слайд № 6 Слова Д. С. Лихачева.)

- Какие еще образы ассоциируются с деревом? (школа, семья, природа, уважение к старшим)

- Итак, откройте стр.7. Какую цель в начале урока ставили? (понять мораль)

- Ребята, настало время поработать в группах. Делимся на 5 групп. Каждая группа напишет на карточке ответ на вопрос, продолжив фразу: «Чему учит нас басня И.А. Крылова?» (уважению,  искоренению  в себе отрицательные  черты характера : неумение договариваться, безделье, жестокость, бездоказательное обвинение кого-либо, бессмысленная злоба и т.д.

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми

( слайд № 7)

Учащийся выходит к доске, зачитывает ответ и прикрепляет карточку, к рисунку. На нем изображено дерево.

- Каждый вносит свой вклад в развитие общества. Каждый из нас достоин уважения. Ребята, как вы думаете – достигли мы поставленной нами цели?

- А сейчас для вас и наших гостей подарок! Мы посмотрим с вами сценку по мотивам басни «Листы и Корни», которую заранее подготовили наши ребята. Артистов просим на сцену (к доске), а мы с вами станем внимательными и благодарными зрителями. Правда, у меня к вам будет небольшая просьба – поделиться потом своими впечатлениями от увиденного и оценить, насколько ребятам удалось в своём исполнении донести до нас авторский замысел. Пожалуйста, актёры – слово вам!

Давайте поблагодарим ребят за выступление аплодисментами. И теперь слово зрителям. Получилось раскрыть образы героев басни, нет, оцените выступление ребят.

 - Молодцы! (слад № 8)

- Ребята, открываем стр. 8. Домашнее задание  (на выбор). Выбрать одну басню Крылова и  выявить ее мораль, а название басен зашифрованы в ребусах.

(слайд № 9)

- Теперь перейдем к оценке вашей работы на уроке. Вы сами оцените себя. Какой оценки вы заслуживаете? Кто себе поставит 2.3.4.5? (дети отвечают)

- А  объективно ли вы себя оценили, покажет домашнее задание. Спасибо за урок.

(слайд № 10)

        

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Басня – короткий, нередко комический рассказ в стихах или в прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек. трусость, хитрость, сила Мораль – нравоучительный смысл. Олицетворение - животные и неодушевленные предметы думают, говорят, чувствуют…

Слайд 2

Иван Андреевич Крылов ( 1769 – 1844 ) Люблю , где случай есть, пороки пощипать !

Слайд 3

Ц ель урока : познакомиться с новой басней Крылова «Листы и Корни» и понять, какой иносказательный смысл заключен в ней.

Слайд 5

Д.С. Лихачев (1906-1999) У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев…

Слайд 6

Мораль басни Басня И.А. Крылова учит нас…

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....