Взаимодействие природы и человека на примере произведений русской литературы.
проект по литературе (5 класс)

Маслина Ирина Павловна
Природа- окружающий нас мир. Мы знакомимся с ней при рождении, так как человек-часть природы. Природа-это то, благодаря чему человек появился на свет. Поэтому нужно ценить окружающий нас мир и беречь его от негативных воздействий. Нужно уметь видеть красоту природы и помогать ей конкретными действиями. Цель работы проследить взаимосвязь человека и природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие природы и человека на примере произведений русской литературы

Введение

Природа – это окружающий нас мир. Мы знакомимся с ней при рождении, так как человек – это часть природы. Неправильно думать, что жизнь человека проходит на фоне природы, природа – это то, благодаря чему человек появился на свет. Поэтому нужно ценить окружающий мир, беречь его и защищать от негативных воздействий. Природа и человек – это понятия, тесно связанные друг с другом. Часто сами люди приносят природе вред, это нужно останавливать, иначе сам человек пострадает от своих же действий. Необходимо уметь видеть красоту природы, только в этом случае человек сможет быть счастливее, ведь окружающий мир способен воздействовать на внутренний мир человека, на его мировоззрение и образ жизни. Но главное – это не видеть красоту природу, а помогать ей конкретными действиями. Если каждый человек будет сохранять и улучшать природу, то никому не придется задумываться о том, что все мы можем исчезнуть с лица Земли.

Цель моей работы: на примерах произведений русской литературы проследить взаимосвязь человека и природы

Задачи:

-Рассказать, что такое природа

-Как человек воздействует на природу и к чему это может привести

-Как можно спасти природу

Природа часто отображалась в произведениях известных отечественный и зарубежных писателей и поэтов. Они подчеркивали ее красоту, а также необходимость беречь окружающую среду. Многие авторы показывали, что может произойти с жизнью всего человечества, если не сохранять природу и не защищать ее от человеческого воздействия.

Образ природы является традиционным в русской литературе. Многие авторы связывали с природой свои представления о гармонии, о правильном устройстве жизни. Эта тема звучит в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова и других поэтов и писателей.

Природа в творчестве русских поэтов и писателей разных времён предстает необычайно многообразной и разносторонней, однако все авторы сходятся в одном: природа оказывает огромное влияние на человека и его жизнь. Но природа не всегда изображается как эстетически прекрасное. Иногда природа превращается в орудие наказания для человека за неумение ею пользоваться.

Так происходит в рассказе К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Главным героем произведения является мальчик Филька по прозвищу «ну тебя». В начале произведения это злой и жестокий мальчик, он старается отгородиться от всех, угрюм и необщителен.

 Помимо других героев действующим лицом в произведении К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» становятся  силы природы, которые сначала наказывают Фильку и всю деревню за проявленную жестокость, а после раскаяния мальчика  – несут теплый ветер на замершие земли. Описание природы до встречи Фильки с конем  «Зима в этом году стояла теплая… Автор описывает теплую погоду, значит в селе живут добрые и дружные люди. Вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и даст людям хлеб. После того, как мальчик обидел коня в природе происходят изменения:
«Слеза скатилась у коня из глаз…»
Ревет, обезумев, метель. Ревет, как человек. Чтобы показать всю силу природы, автор использует такой художественный прием, как олицетворение. 
Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке неуважение к природе. Конь и человек - это часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха. 

 Именно природа заставляет Фильку усвоить урок и изменить свое отношение к людям и окружающему миру. Силы природы в рассказе «Теплый хлеб», безусловно, предстают как высшие силы, силы справедливости, действующие в гармонии с заповедями морали и нравственности. Природа у Паустовского живая, со своим характером. Она злится и наказывает Фильку «лютым морозом», пугает метелью, потом – ласкает теплым ветром, помогая работать. Животные также представляются чрезвычайно очеловеченными. Конь плачет и обижается совсем разумно, как человек. Старая и опытная сорока, как человек, хвастает, что примирила Фильку с конем.

Природа как стихийное бедствие выступает в рассказе Паустовского «Заячьи лапы». Однажды Ваня Малявин принес к ветеринару пострадавшего зайца, который «плакал и часто моргал красными от слез глазами». Тот отказался лечить больное животное и даже посоветовал зажарить его с луком.

Выйдя в сени, Ваня заплакал от собственного бессилия: если не вылечить зайца, пострадавшего при пожаре, он умрет. Его утешила «жалостливая бабка Анисья» и посоветовала нести питомца в «город к Карлу Петровичу».

Поблагодарив за совет, Ваня что есть силы помчался к деду, Лариону Малявину. Дорога была неблизкой, и нужно было поскорее оказать помощь несчастному животному, который стонал от боли.

На следующее утро Ваня с дедушкой отправился в город. Они зашли в аптеку, чтобы узнать, где живет Карл Петрович. Выяснилось, что это педиатр, который уже «три года как перестал принимать пациентов», и аптекарь нехотя дал адрес уважаемого доктора.

Отыскав нужную улицу, дедушка обратился к доктору за помощью, на что тот возмущенно ответил, что он «всю жизнь лечил детей, а не зайцев». Но дедушка настаивал, ведь этому зайцу он был обязан жизнью. После его истории Карл Петрович без лишних слов оказал медицинскую помощь страдальцу.

Ларион Малявин рассказал, как во время охоты наткнулся на зайчонка с «рваным левым ухом». Он выстрелил, но промахнулся. В ту пору «леса стояли сухие, как порох», и мужчина почувствовал, как с юга сильно потянуло гарью. Поднялся сильный ветер и удушливый дым приближался со стремительной скоростью.

Дед сообразил, что начался лесной пожар, который наступал на него со всех сторон. Он был на волосок от смерти, когда заметил знакомого зайчонка. Будучи бывалым охотником, Ванин дед прекрасно знал, что во время пожара звери чутьем выбирают правильный путь. Он побежал вслед за зайцем, и спустя время оба оказались на безопасном расстоянии от разбушевавшегося пламени.

Так заяц спас дедушку от верной смерти, а тот в свою очередь вылечил его обожженные лапки.

В этом рассказе автор показывает разное отношение людей к живой природе. Искренней жалостью переполнен мальчик Ваня. Он изо всех сил пытается спасти пострадавшее животное. «Заяц стонал.

Ваня нашёл по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

– Ты чего, серый? – тихо спросил Ваня. – Ты бы поел.

Заяц молчал.

– Ты бы поел, – повторил Ваня, и голос его задрожал. – Может, пить хочешь?

Заяц повёл рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес – надо было поскорее дать зайцу напиться из озера».

Но вот ветеринар – тот, кто лечит животных – Ваню понять не способен. Для него заяц просто дикий зверёк, который годится только на то, чтобы его зажарить и съесть.

Поэтому дед Ларион и называет ветеринара коновалом. Так говорят о плохом, невежественном враче.

А вот бабушка Анисья относится с равной жалостью – и к Ване, и к зайцу, которые плачут вместе. И даёт полезный совет.

Аптекарь в городе сердится и любопытствует. Он не до конца понимает героев. Но всё же даёт им нужный адрес.

А вот врач Карл Петрович тоже сжалился над зайцем и понял чувства Вани и деда Лариона. Это чувство благодарности, вины и раскаяния. Заяц-живая душа, а любая жизнь драгоценна. Нужно уважительно и бережно относится к природе, потому что иногда это может спасти тебе жизнь. До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня. Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе. Мир оказывается, так полон хороших симпатичных людей, что в нем нельзя, невозможно долго оставаться страдающим, одиноким, лишенным дружеского участия и сердечной теплоты. Автор говорит о необходимости беречь любую жизнь, относиться ко всему живому с участием, быть благодарными.

Задуматься над вопросом, какое место занимает человек в природе нам помогает рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Писатель глубоко и тонко чувствует, как важно человеку беречь природу, относиться уважительно к ее законам. В рассказе «Васюткино озеро» природа предстает как чувствующее ранимое существо, живущее своей собственной жизнью, с которой неразрывно связана жизнь человека. В этом произведении очень интересно описание тайги, в которой заблудился Васютка. «Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса.» Тайга таит в себе мощь, величие, загадку, тайну, опасность. Природа тайги очень переменчива. Она, то раскрывает свои объятия, как будто приглашая в гости, раскрывает свои тайны, то пугает ночными шорохами, звуками, стонами, становится чужой, молчаливой, задумчивой.

Мы отмечаем величие природы, она серьезна и строга. Сила ее велика. Какое место в природе занимает человек, по мысли автора?

Человек – часть природы. Он должен помнить об этом всегда. Мудрая и могущественная природа испытывает и проверяет человека, экзаменует на силу воли, стойкость, на человечность. Слабый не выдержит, а сильный   укрепится. Природа наказывает главного героя за проявленную слабость, жадность, становится для него чужой. И только смелость, выдержка и находчивость помогают Васютке выжить.

Рассказ о приключениях Васютки в тайге показывает читателю, как важно любить природу и уважать ее законы. Современный человек уже слишком оторван от земли, он слишком высокого о себе мнения. Человек должен быть для природы не бездумным и безответственным царем, но мудрым и благодарным сыном. Природа и человек неразделимы, и только в гармонии с природой человек может прожить полноценную и счастливую жизнь.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Человек не может существовать без природы. Природа даёт ему всё необходимое для жизни: воздух, воду, пищу. К сожалению, люди всё чаще стали об этом забывать, заняв позицию потребителя. Они ради собственного блага уничтожают окружающую природу, позабыв, что именно она даёт им возможность жить. Ранее человек думал, что природные ресурсы неисчерпаемые и их можно брать, сколько душе угодно, но это оказалось не так. Самая главная задача человечества – заботиться о своём доме, сохранить окружающий мир в пригодном для жизни состоянии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Урок "Взаимосвязь характера и поступков человека" на примере произведения А.Костюнина "Вальс под гитару"

Тип урока – урок-исследованиеМетод – использование CASE- технологии, а именно метода ситуативного анализа (анализ сложившейся ситуации, пути выхода из ситуации)Цель: выявить взаимосвязь характера и по...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Интеллектуальная игра по литературе в 8 классе «По произведениям русской литературы XIX века»

Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре.Правила игры: состоит из трех этапов, в ходе кото...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс:7

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс: 7...

КОНФЛИКТ поколений в итоговом сочинении (на примере произведений русской литературы XIX века ) -презентация по литературе для проведения урока -консультации в 10 классе

Как именно можно раскрыть проблему отцов и детей в формате итогового сочинения ? На этот вопрос ответит  урок  проблемного анализа  произведений русской литературы 19 века .Данная презе...