Разработка урока по литературе.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Черноокова Анна Сергеевна

Предлагаю вашему вниманию разработку урока по литературе на тему " Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_chernookovoy_a.s.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе на тему: «Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество»

учителя русского языка и литературы МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ №7» Чернооковой А.С. (стаж 5 месяцев)

 Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством Ф.М. Достоевского

      Задачи занятия:

  1. Образовательные:

- познакомить учащихся с основными сведениями из  биографии и творчества    Ф.М. Достоевского, привить интерес к творчеству выдающегося писателя,  расширить и углубить представления учащихся о произведениях писателя.

   2.    Развивающие:

  - развить интерес к произведениям писателя, умение анализировать, делать выводы, навыки пересказа, способность к самостоятельному мышлению; совершенствовать устную и письменную речь, развивать познавательную активность учащихся, умение самостоятельного поиска информации, в том числе и в сети Интернет.

   3. Воспитательные:

          - способствовать воспитанию любви к литературе, духовному развитию, формированию нравственных ценностей.

     

Содержание урока:

Учитель: Ребята, взгляните, пожалуйста, на экран. (На экране портрет Ф.М.Достоевского и его известные высказывания)

Как вы думаете, о ком пойдет речь на  нашем  занятии?

(отвечают)

Да, вы абсолютно правы. Наш  урок посвящён великому русскому писателю  Ф.М Достоевскому, его жизни и этапам становления его творческой личности.

Вступительное слово учителя:

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Ф. М. Достоевского – одного  из самых интересных и талантливых писателей, споры о котором не прекращаются до наших дней.  Достоевский показал современного ему человека в пору острейшего политического, религиозного, морального кризиса общества. Поэтому  внутренний мир героев особенно драматичен. В душах его персонажей в постоянном противоречии существуют силы добра и зла, от их борьбы зависят судьбы героев и судьбы человечества.

У.: Ребята, перед вами эпиграф:

« В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.»

                                                           (Ч. Айтматов)

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

 (отвечают)

Итак, предлагаю начать знакомство с биографией Достоевского.

(Выходит ученик, заранее подготовивший информацию о  Достоевском и его семье)

Учитель задает вопросы по прослушанному докладу:

Как вы думаете, почему в своей знаменитой книге  «Братья Карамазовы» персонаж Зосима в одном из диалогов рассказывает, что в детстве научился читать по книге «104 Священные Истории Ветхого и Нового Завета»?

Где Достоевский и его братья начали получать образование? А где продолжили?

(отвечают)

У.: Продолжаем.

(Следующий выступающий рассказывает  о начале творческого пути Ф.М.Достоевского)

Вопросы по докладу:

В каком году вышла первая книга Достоевского и как она называлась?

Имела ли успех эта книга?

(Следующий выступающий рассказывает о  периоде жизни Достоевского, связанные с арестом и каторгой)

Вопросы по данному докладу:

По какой причине  23 апреля 1849 года  был арестован Ф.М.Достоевский?

Куда и на какое время был сослан Ф.М.Достоевский?

Как вы думаете, почему Достоевский после каторги стал глубоко религиозным человеком?

Учитель: А теперь поговорим о творчестве писателя. Но, прежде чем мы это сделаем, я бы хотела попросить вас при помощи электронной версии словаря найти и выписать значение слова «Роман» (лит.)

(выписывают, отвечают)

Конечно, мы с вами не зря дали определение этому термину. Мы должны с вами рассмотреть романы Достоевского.

(выступает следующий ученик)

Учитель:  Да, действительно, Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы, прежде всего, как автор замечательных романов, ставших выдающимся явлением в истории этого жанра. Романы  писателя отличались исключительно глубоким проникновением в душу человека, постижением социальной природы общества. Для его произведений характерны стремительность развития действия, необычность происшествий.

Заключительный этап урока

Закрепление материала. Рефлексия. Итог урока.

Что нового вы узнали о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского?

Что вы можете рассказать о таком литературном жанре как «роман»?

Назовите романы Ф.М.Достоевского, которые вам известны.

Каковы основные направления творчества Ф.М.Достоевского?

 Вопросы для рефлексии:

- Что  для вас было значимо  на уроке?

- Какие выводы вы сделали?

- Умеем ли мы находить информацию в сети интернет? Легко ли это?

Используемая литература:

Литература:

1. Литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 656 с.

2. https://licey.net/free/11-kratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).

Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...

Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс

Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...