Конспект урока по литературе для 7 класса на тему "Рассказ А.П. Чехова "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Кузина Екатерина Алексеевна

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи:

  • Образовательные: продолжить знакомство с биографией писателя; раскрыть понятие «хамелеонство»; продолжить обучать анализу художественного текста; рассмотреть художественные средства изображения смешного в рассказе.
  • Развивающие: развивать навык осмысленного чтения.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к русской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass._chehov_hameleon.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

Тема: Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».

Составитель: Кузина Екатерина Алексеевна, учитель русского языка и литературы (МОУ-Гимназия №2 г. Раменское).

Класс: 7.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи:

  • Образовательные: продолжить знакомство с биографией писателя; раскрыть понятие «хамелеонство»; продолжить обучать анализу художественного текста; рассмотреть художественные средства изображения смешного в рассказе.
  • Развивающие: развивать навык осмысленного чтения.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к русской литературе.

Оборудование: тетрадь, учебник, презентация, фильм «Хамелеон».

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие. Проверка присутствующих. Запись числа.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

-Какие ассоциации возникают у вас при слове «хамелеон»?

-Можно ли применить данное слово в качестве характеристики к человеку? Какого человека мы так называем?

Сегодняшний урок будет посвящён произведению русского писателя – Антона Павловича Чехова, которое называется «Хамелеон».

Цель нашего урока – познакомиться с художественным миром А.П. Чехова и его героями.

  1. Актуализация знаний.

-Прежде чем мы начнём работу с текстом произведения, давайте вспомним с вами, что нам уже известно из биографии А.П. Чехова?!

-Какие произведения этого автора вы знаете?

-Давайте ещё раз пройдёмся по основным этапам жизни А.П. Чехова (работа с презентацией).

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Запись теории в тетрадь. Особенности комического жанра.

  • Понятие «комическое» в литературе – это средство раскрытия жизненного противоречия путём осмеяния.
  • Основные виды комического: юмор (незлая шутка), ирония (тонкая насмешка), сатира (унизительное обличение пороков, злая шутка), сарказм (злая ирония, насмешка).
  • Основа комического – несоответствие, нарушение нормы.
  • Несоответствие может быть выражено: на языковом уровне (нелепицы, оговорки, имитация дефекта речи, акцента, не к месту звучащая речь); на уровне сюжетной ситуации (недоразумение: одного героя принимают за другого); на уровне характера (противоречие между самооценкой и произведённым впечатлением, между словом и делом, между желаемым и действительным).
  • Комизм может выражаться и через художественные детали.

Художественная деталь – изобразительно-выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, выражает свою позицию.

*А.П. Чехов всегда чувствовал фальшь и никогда не проходил мимо неё.

-Теперь мы можем познакомиться с произведением А.П. Чехова «Хамелеон». Постараемся понять по ходу анализа, что высмеивает автор и определим характер этого юмора.

  1. Первичная проверка понимания.
  1. Анализ художественного произведения. Общее.

(Информация даётся наводящими вопросами, если класс сильный, лекционным материалом, если класс слабый). 

Год написания: 1884 г. (24 года).

История создания: произведение было написано, когда А.П. Чехов уже работал врачом. Как писатель он тогда был почти неизвестен, но некоторые произведения были уже опубликованы. Предпочтение писатель отдавал бытовым сценкам. Рассказ был опубликован в журнале «Осколки» под псевдонимом «А. Чехонте». Через 2 года (в 1886 г.) вошёл в сборник «Пёстрые рассказы». В 1971 г. произведение экранизировали как эпизод фильма «Эти разные, разные, разные лица…».

Тема: подхалимство, приспособленчество, чинопочитание.

Общая характеристика: главные герои – полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин, второстепенную роль играет толпа, из которой то и дело раздаются реплики по поводу того, кто хозяин собаки. А.П. Чехов не описывает внешность, характер героев, зато даёт им красноречивые фамилии. Использовал такой распространённый литературный приём, как «говорящие фамилии»: Очумелов – от слова «очуметь» - потерять соображение, одуреть; Хрюкин – от слова «хрюкать» (неслучайно Очумелов о нём говорит: «..а ежели каждый свинья…»).

2. Ориентировочная беседа.

-Какой способностью обладает хамелеон?

-Почему же Чехов называет свой рассказ «Хамелеон»? (Подобно хамелеону, который меняет окрас, подстраиваясь под окружающую среду, Очумелов также меняет точку зрения на происходящее.)

-Кто в рассказе чаще всего меняет окраску? (Очумелов.)

-Сколько раз он меняет своё мнение? (6 раз.)

-А только ли Очумелов меняет своё мнение много раз? (Нет. Толпа в рассказе также меняет своё мнение.)

=> Получается, что Очумелов олицетворяет собой безнравственное поведение.

- А как вы понимаете слово «нравы»? Что значит быть «безнравственным человеком»? (Безнравственный – несовместимый с нормами нравственности, морали (о поведении человека). Нравы – нормы поведения в обществе.)

Чехов своим рассказом показывает нравы не только одного человека – Очумелова. Писатель высмеивает всё общество, указывая на такие пороки, как подхалимство (угодничество) и трусость. Для того, чтобы лучше понять рассказ А.П. Чехова, нам необходимо обратиться к признакам комического и к художественным деталям.

-Какими признаками комического обладает рассказ «Хамелеон»? Ответ подкрепляется цитатами из произведения. (На языковом уровне – нелепицы; на уровне сюжетной ситуации – собаку принимают то за генеральскую, то за бродячую; на уровне характеров – частое изменение своего решения).

-Какая деталь в рассказе показывает нам «превращение» Очумелова? (Шинель. Как только Очумелов меняет своё мнение, он снимает или надевает шинель. Она является символом власти, как только герой понимает, что собака принадлежит знатному хозяину, шинель надевается, тем самым Очумелов показывает своё чинопочитание и покровительство полиции богатым людям.)

-Какие ещё детали мы можем выделить в рассказе? (Конфискованный крыжовник. Само понятие «конфисковано» звучит комично, т.к. означает изъять в пользу государства. Изображение «белого борзого щенка с острой мордой и жёлтым пятном на спине. Глаза Чехов описывает только у собаки, как известно, глаза – зеркало души, а что в них отражается? Только «тоска и ужас» от происходящего.)

-Ребята, как вы считаете, рассказ «Хамелеон» является сатирическим или юмористическим? (В «Хамелеоне» юмористика становится серьёзной, появляются сатирические нотки, сценка получает социально-общественное значение.)

Основная мысль: в любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции, оставаться верным себе и вести себя достойно.

  1. Первичное закрепление.

Просмотр видеофрагмента.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж.

Проанализировать рассказы «Злоумышленник» (всем), «Забыл!» (1 вариант), «Размазня» (2 вариант). Найти черты комического, художественные детали.

  1. Рефлексия.

Закончите, пожалуйста, фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • У меня получилось…
  • Мне было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....