Научно-исследовательская работа « «Микрокосм» и «макрокосм» в лирике С.А. Есенина»
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)

Головина Анастасия Васильевна

Научно-исследовательская работа « «Микрокосм» и «макрокосм» в лирике С.А. Есенина» включат в себя теоретическую часть (рассмотрены биография поэта и особенности его творчества) и практическую (проанализированы тексты раннего, зрелого и позднего творчества С.А. Есенина с точки зрения того, как представлен «микрокосм» и «макрокосм» в его лирике; всё это структурировано и приведено в таблицу).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nom.ya_.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГАЗИМУРО-ЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Научно-практической конференции «Шаг в будущее – 2016»

Научное направление: наука, техника, искусство: взгляд в будущее

по учебному предмету литература – область - литературоведение

Тема: « «Микрокосм» и «макрокосм» в лирике С.А. Есенина»

Выполнила: ученица 10 «А»  класса

Номоконова Яна Андреевна

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Шишмарёва Анастасия Васильевна

с. Газимурский Завод, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………. 3-4

Параграф1. Биография Сергея Александровича Есенина………………... 4-5

5

Параграф2. Лирика С.А. Есенина…………………………………………… 5-6

6

2.1. Особенности лирики поэта……………………………………………… 5-6

6

2.2. «Макрокосм» и «микрокосм» в лирике С.А. Есенина………………… 6-8

7

Заключение…………………………………………………………………… 9

1

Список  литературы……………………………………………………………10

Приложения……………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

В этом учебном году учащимся старшей школы было предложено  количество различных тем для написания научных работ. Нас заинтересовало направление – литературоведение, а именно творческий путь Сергея Александровича Есенина, которому в этом году исполняется 120 лет со дня Рождения.

Нас всегда интересовало,  в какую эпоху жил и творил поэт, а также, какие наиболее яркие мотивы представлены в его лирике.

Предмет исследования: лирика С.А. Есенина.

Объект исследования: мотив дома и Родины в произведениях поэта.

Методы исследования:

  1. биографический -  использовали в работе данные биографии поэта;
  2. метод подробного и компонентного анализа стихотворений С.А. Есенин;
  3. метод моделирования – при составлении таблицы, как представлен «макрокосм» и «микрокосм» в лирике поэта;
  4. метод систематизации – при отборе высказываний о личности Сергея Есенина и его творчестве;
  5. иллюстративный – при обращении к иллюстрациям.

Цель исследования: рассмотрев, как представлен «микрокосм» и «макрокосм» в лирике С.А. Есенина, объяснить, что он глубоко верующий человек, переживающий за судьбу Отечества.

Задачи:

- изучить биографию писателя;

- рассмотреть, какое место занимает мотив «микрокосма» и «макрокосма» в лирике поэта;

- подробно изучить отдельные произведения поэта и проанализировать их;

-выявить через какие образы представлен в лирике С.А. Есенина «микрокосм» и «макрокосм».

Новизна работы:

Имя Сергея Есенина до сих пор окружено недомолвками. Как истинный поэт, он был гоним и почитаем, когда-то под запретом, сегодня изучается в школе. Когда-то его считали лишь деревенским поэтом. Сегодня творчество Есенина пересматривается. Появилось много работ, представляющих новые концепции анализа творчества русского поэта. Проблема изучения творчества С.А. Есенина состоит в том, что до сих пор биография поэта доподлинно не известна, а анализировать его творчество, не зная  точных фактов биографии, - очень сложно. Некоторые исследователи, литературоведы даже придумывали какие-то новые факты жизни поэта, интерпретировали и интерпретируют его биографию и творчество по-разному, и, следовательно, у людей складываются самые разные впечатления о поэте.

Но все равно, чтобы о нем плохого не писали критики, - он действительно истинный, высоко одаренный русский поэт милостью Божьей, а не бездумный старательный стихоплет. Творчество Сергея Есенина, по мнению многих исследователей, представляется сегодня глубоко православным [6]. Есенин обладал уникальным поэтическим даром, который был заложен в чистой, любящей свою страну и природу душе! Поэт переживал за свою Родину  и желал ей процветания. И как он не мог представить себя без России, так сейчас невозможно представить себе Россию без Есенина. Он – величайший, удивительно музыкальный, народный поэт, в самом истинном значении этого слова, как никто другой повлиявший на  мировую культуру [4].

Читая его стихотворения, мы учимся любить и почитать Малую родину, отчий дом – «микрокосм» и наше Отечество – Россию «макрокосм».

          Параграф 1. Биография Сергея Александровича Есенина.

Родился в 1825 году 21 сентября в селе Константинове, Кузьминской области, Рязанского уезда, Рязанской губернии в крестьянской семье (см. Приложение 2). Отец-Александр Никитич Есенин (1873-1931гг), мать- Татьяна Федоровна Титова (1875-1955гг). Сестры- Екатерина (1905-1977гг), Александра (1911-1981гг). Детство провел у бабушки и дедушки в селе Матово. В 1904 году- пошел в Константиновское земское училище. В 1909 году начал учебу в церковно- приходской второклассной учительской школе в Спас-Клепиках. После окончания школы в 1913 году ушел из дома, уехал в Москву, работал в мясной лавке, потом в типографии. В 1913 году поступил вольнослушателем на историко - философское отделение в Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского.  В 1914 году впервые были опубликованы стихотворения в детском журнале «Мирок». В январе 1916 года был призван на войну, в это время издал первые сборники («Радуница»- 1916 год).

В 1914 году вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядовой. 21 декабря 1914 года родился сын Юрий ( расстрелян по ложному обвинению в 1937 году). В 1917 году обвенчался с Зинаидой Райх. От этого брака родились дочь Татьяна, и сын Константин. 19 февраля 1921 года подал заявление о разводе. Осень 1921 года познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой через полгода женился 2 мая 1922 года. После свадьбы уехал в Европу. Брак распался после их возвращения из за границы. Осенью 1925 года, женился на Софье Толстой. 12 мая 1925 года у Есенина родился сын Александр, после романа с поэтессой Надеждой Вольпин.  

28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья»- по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано на кануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью. Согласно версии, которая является общепринятой: поэт в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством (повесился). В 2012 году стало известно о том, что Сергей Есенин не покончил с собой, а что его зверски и предательски убили. Мы до сих пор в догадках, как закончил свою жизнь великий поэт. Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.[11]

Параграф 2. Лирика С.А. Есенина.

        В лирике Сергея Александровича Есенина все достаточно разнообразно, особенно, она отличается характерными только для него мотивами. Это мотив любви к природе, женщине, животным, Родине; это и мотив смысла человеческой жизни, мотив грусти, страдания, одиночества, разочарования; мотив дружбы. Но самым ярким мотивом в лирике Сергея Александровича Есенина является мотив любви к матери кровной, родному дому и к матери- Родине, России. Следовательно данный мотив разделяется на два вида «макрокосм» и «микрокосм», которые и заинтересовали в большей степени нас. Эти термины выдвинули ученые – есениноведы: Алла Марченко и Юрий Прокушев.

2.1. Особенности лирики С.А. Есенина.

        В художественно- философском мире Есенина 10-х годов изба (один из концептивных сквозных образов поэта) постепенно превращается в «избяной космос». По образу и подобию земной деревни, реального мира, поэт создает и «мир иной»: «нездешняя страна», «небесный рай», «небесный сад», куда с земли ведут «небесные лестницы».

Объясняя сходство поэтического неба и земли, Есенин в «Ключах Марии» ссылается на слова Гермеса Трисмегиста: «…что вверху, то в низу, что в низу, то вверху. Звезды на небе и звезды на земле». Вот почему небо в художественно- философском мире поэта- это «голубая трава», «голубая пыль», «голубой небесный песок», там растут деревья, пасутся «животные» (месяц, луна, солнце, звезды, облака, тучи и т.п.), а вода на земле- это небесная «синь, упавшая в реку», так как «воздух и земля по отношению к друг другу опрокинутость». Обе эти сферы взаимодействуют, влияют друг на друга: божественный мир приземляется, а земной обожествляется. Преображается вся земная есенинская Русь- поля, леса, деревни, избы- все мифологизируется: «мы заставим жить молиться вокруг себя все предметы».[3]

        Природа- божественный храм: ночные небеса- иконостас, звезды- «лампадки небесные», хаты- «в ризах образа», «поля как святцы/ рощи венчиках иконных», деревья- монашки, ветки деревьев- четки, сумрак- ангел, ветер- схимник, «туман как ряса»… И природа словно участвует в литургии: «С голубизны незримой кущи/ струятся звездные псалмы», степи звенят «молитвословным ковылем», «поют быстровины/ про рай и весну», если льют запах ладана, «у лесного аналоя/ воробей псалтырь читает», «вербы четки уронили», «черная глухарка/ Квсенацной зовет… в «Ключах Марии» такое единство небесного и земного объясняется мифом о «браке земли с небом».[9]

2.2. «Макрокосм и микрокосм» в лирике С.А. Есенина.

Пространственный образ Земли- один из самых важных для поэта в 20-е годы. Не случайно в 1924 году он сказал: «Довольно с нас/Небесных всех светил/Нам на земле/Устроить это проще», а в 1925 году примерно то же самое ему говорят его земляки: «На земле мир. Полно плавать в небо».

Предметом воспевания поэта являются: пески, руда, соль, известка, пыль, зола, навоз… Сквозные пространственные образы есенинского земного мира- предметы русского быта- тоска, обездоленность, лишенность, имеют важный художественно- философский смысл, за их сливанием стоят такие реалии, как «безграничность», «обездоленность», «тайна», «сказочность бытия России», «природа как сторона русской души», «нежность», «русская незавершенность; оставляющая пространство для тайны и грядущего», «грусть всего живого»…-которые входят в макрокосм русской души и являются отблеском ее подлинной сущности.[2]

Особое значение в поэтическом мире Есенина имеют образы: мгновения и часа, утра и вечера, месяца и года, весны и лета, осени и зимы, века, эры и вечности, начала и конца, «края», срока, поры, прошлого, настоящего и будущего, возраста: детства; юности, молодости, старости. Поэт создает целостную концепцию времени, целостную художественную картину: льющийся « незримый дождь часов» питает «дни- ручьи», которые бегут/ В туманную реку» времени. Эта «река» несет свои «воды» в вечный мировой океан времени и движение это неостановочно и необратимо. «Да! Не вернуть, что было/Все годы бегут в водоем». Время течет, плывет, бежит, летит (как птица), безостановочно движется из прошлого в будущее и падает в «пропасть времени»: «льется дней моих розовый купон». Этот «поток» видится поэту всесильным, всемогущим: «я знаю Время даже камень крошит». То есть это время-« ускоряющееся», которое проходит не по кругу, а как бы по спирали, с каждым новым оборотом поднимаясь на более высокую ступень. Ведь каждый новый день застает уже другое состояние любого человека и мира в целом: « Как тогда, я отважный и гордый,/ Только новью мой брызнет шаг», « А теперь даже нежное слово/ Горьким плодом срывается с уст». Если сказать обобщенно, то это и есть вся поэзия Есенина. В черном автографе «Анны Снегиной» Есенин вначале тоже пишет: « свершилось движение в земную  мудрость кольца», а затем исправит на « Рассыпались звенья кольца», то есть кольцо разорвано, круг превращается в спираль. Этому закону подчиняется все в Есенинском мире- и природа и человек.[7]

В художественно-философском мире Есенина человек предстает не только как «святой» и «грешный», но и как человек-растение, человек-животное; люди-цветы, домашнее (доброе) или дикое (злое), человек-« чаща космических обособлений». Каждый из этих образов зарождается, развивается, на неопределенном этапе занимает господствующее положение в есенинском мире, переплетается с другими образами, являясь важнейшим средством для выражения чувств, мыслей и переживаний поэта, для разработки оригинальной художественно-философской концепции человека, и создания образной картины мира.

В произведениях 1914-1919гг поэт наделяет человека различными свойствами природы, сравнивая или отожествляя его представителями растительного живого мира, царства неживой природы, религиозной или языческой мифологии и Устного народного поэтического творчества. После февральской революции 1917 года в есенинском человеке (как и в поэтическом создании Есенина) борются все эти начала, особенно растительное и животное, человек-растение (слабый и неподвижный, приросший к земле)и человек-зверь (сильный, динамичный, подвижный).[9]

Сам Есенин ее назвал «философской вещью». В стихотворении «цветы мне говорят прощай…» В произведениях последних лет: «А люди разве не цветы?<…> Цветы людей и в солнь и в стыпь/Умеют ползать и ходить<…> Цветы ходящие земли!» Речь здесь идет о морях-цветах как идеале Есенина. Поэт делает вывод, что человек по своей природной сути и историческому предназначению должен быть прекрасным «цветком неповторимым». Но в реальной жизни цветы (люди-цветы) бывают разные: « Я не люблю цветы с кустов,/ Не называют их цветами<…> Я только тот люблю цветок, « Который врос корнями в землю», который связан со своей почвой, землей, родиной, а не оторван от них, не смотрит на мир с высоты «куста». Теперь поэт воспевает не цветы вообще, а «красные цветы», которые ведут борьбу с другими людьми-цветами, «цветами-палачами», «цветами с кустов». Но теперь Есенин утверждает не образ слабого и беззащитного человека-цветка (как это было в его поэзии сразу после февральской революции), а образы сильных и мужественных людей-цветов: «Цветы ходячие земли! Они и сталь сразят почище, Из стали пустят корабли,/Из стали сделают жилища» То есть возникает образ идеального человека, сочетающего в себе нежность, красоту и доброту «Цветка неповторимого» и мужество, силу, отвагу и буйство космический стихий. Это как бы синтез двух ипостасей есенинского человека- растительной и космической (человек-растение и человек-«чаша космических обособленностей») человек «космический цветок».[1]

Макрокосм-Родина.

Благодаря поэту мы погружаемся в чудесное состояние праздника. Есенин одухотворял природу, наделял ее человеческими чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями. Родина была для него всем. Он говорил «нет поэта без родины». Любовь к родине у Есенина сохранялась всю жизнь, несмотря на все изменения, происходившие в стране.

Микрокосм-изба.

Русская изба для поэта- целый мир. Поэт видел и знал, что жизнь и судьба крестьян очень тяжела, и эта боль, эта печаль выразилась в его стихотворениях.[8]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В заключение хотим отметить, что   проделали очень интересную работу. Узнали много новых научных фактов. Познакомилась с работами критиков-литературоведов, писавших о Есенине.  Цель и задачи исследования оказались разрешимыми.

        Открыли для себя неизвестные факты биографии поэта  и его творчества, благодаря чему  сразу стал понятен уникальный стиль С. Есенина, его художественные особенности. Нам удалось выяснить, что «микрокосм» в лирике поэта представлен через образ избы,  а «макрокосм»  - через образ Родины (см. Приложение1, 2).

        Пришли к выводу, что при жизни поэта писалось и говорилось о нем сколь плохого, столько же и хорошего (см.Приложение 4). Много было у Есенина, как истинных друзей, так и злых завистников, врагов.

Лирика Сергея Александровича Есенина несёт в себе глубокий нравственный и философский смысл, поэтому знакомиться с его творчеством следует не только через базовый школьный материал, но и дополнительно.        

Он – самый популярный, самый читаемый в России поэт, «всем чужой (как будто!) и каждому близкий»!

        Ну, а закончить нам бы хотелось словами из книги С.Кошечкина…

- Когда-то в Закавказье старцы наставляли молодежь:

        - Тридцать лет человек должен учиться, тридцать – путешествовать, и тридцать – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.

        Девяносто лет…        

        Есенину было отпущено  в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: жизнь ценится не за длину.

        Один из героев Василия Шукшина говорит: «Вот, жалеют: Есенин мало прожил. Ровно – с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает».

        Эти слова выношены и в сердце писателя. «Ведь я мог дать не то, что дал», - написал он незадолго до гибели. Так оно, наверно, и было. Но и то, что поэт дал, - это немало. Что – немало! Это много, ибо – это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это - задушевная песнь о великом и вечном: о России, о вере, надежде, любви!

        Лучшие стихи и поэмы Есенина – «томов премногих тяжелей». Место их постоянного хранения не в книжном шкафу, не на библиотечной полке – в сердце читателя… [10] (см. приложения)

Список используемой литературы.

1. Бельская Л.А./ Цветок полевой России.к-80-л.со дня рождения С.Есенина.[текст]/Наш современник 1975 №10-с: 6-9.

2. Гулин А.В.// Духовный путь Есенина/[текст] Гулин А.В./ Литература в школе.2001-№4-с:3-12.

3. Земсков В.// Есенин и книга [текст]; Библиотекарь, 1975г №7-с:45-49.

4. Иванов Г.// Русское зарубежье о Есенине: Воспоминания, очерки, рецензии, статьи: в 2т. Вступ. Ст., сост., коммент. Н.И. Шубниковой- Гусевой [текст] М., 1993,-т.1.- с:38.

5. Есенин С.А. Жизнь моя за песню продана/[текст] Сергей Есенин; [сост., предисл. А. Марченко]- М.: Эксмо,2008- 752с-(стихи и судьбы)

6. Стихотворения и поэмы. М.: Эксмо,2009-352с.

7. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха[текст] М., «Сов. Россия»,1978. Есенин С.А. Отговорила роща золотая.

8.  Под общей ред. Е.А. Есениной, А.А. Есениной, С.А. Васильева, С.П. Кошечкина, Ю.Л. Прокушева, В.Д. Федорова;[текст] М.: Изд-во « Правда»,-1070,-383с.

9. Шубникова0 Гусева Н.И. «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина «Черный человек». С.А. Есенина [текст]Н.И. Шубникова- Гусева// Литература в школе,2009-№3-с3-8.

10. Шубникова- Гусева Н.И. С.А. Есенин в жизни и творчестве/ Н.И. Шубникова- Гусева. Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. 2-е изд. [текст] М.: «Т и Д» « Русское слово- РС», 2003г-112с. Фотоал.

11. ru.wikipedia.org.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению.  С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...