Научно-исследовательская работа на тему: «Мотив дерева в мифопоэтике С. Есенина и славянской мифологии»
творческая работа учащихся (10 класс) на тему

Тренина  Ольга Владимировна

Выступление учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_raboty_.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №19»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Г. МАЙКОП»

Научно-исследовательская работа на тему:

«Мотив дерева в мифопоэтике С. Есенина и славянской мифологии»

Выполнила: 
ученица 10 «А» класса

Борозинец Александра Сергеевна

Руководитель:

учитель русского языка и
литературы высшей категории

Тренина О.В.

2010 год

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава 1……………………………………………………………………………………………4

  1. Основные понятия и определения…………………………………………………………4
  2. Деревья в мифологических представлениях славян……………………………………...6
  3. Природа и деревья в произведениях С. Есенина……………………………….………...7

1.4. Символика деревьев в славянской мифологии и в лирике Есенина…………………….9

1.4.1. Образ дерева………………………………………………………………………...9

1.4.2. Образ сада………………………………………………………………………….10

1.4.3. Образ леса………………………………………………………………………….11

1.4.4. Образ берёзы……………………………………………………………………….11

1.4.5. Образ рябины……………………………………………………………………....13

1.4.6. Образ вербы………………………………………………………………………..14

1.4.7. Образ яблони………………………………………………………………………15

1.4.8. Образ клёна………………………………………………………………………..16

1.4.9. Образ ивы …………………………………………………………………………16

1.4.10. Образ хвойных деревьев….……………………………………………………..17

1.4.11. Образ черемухи…………………………………………………………………..18

1.4.12.Образ  липы…………...…………………………………………………………..18

1.4.13. Образ тополя……………………………………………………………………..20

1.4.14  Образ калины…………………………………………………………………….19

1.4.15. Образ дуба…….....……………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………………20

Введение

Сергей Александрович Есенин – поэт земли русской. Его творчество неотделимо от духовной жизни народа.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков.

Вместе с тем Есенин - глубокий и самобытный мыслитель. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей лирического героя его произведений - современника невиданной эпохи трагической ломки человеческих отношений.  С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством. По мнению В. Ходасевича, Есенин -  поэт-полуязычник.  «Это отнюдь не мешает его вере быть одетою в традиционные образы христианского мифа. Наряду с образами, заимствованными у христианства, Есенин раскрывает мужицкую веру в языческих формах». В лирике тесно сплелись языческие и христианские мотивы.  Поэтическое мышление Есенина можно назвать мифологическим мышлением. Наиболее частотным образом в лирике является дерево. Мы попытались выявить мотив дерева  в лирике Есенина и славянской мифологии.

Цель исследования: определение роли мотива дерева в лирике С. Есенина , осмысление его на основе славянской мифологии.

Объект исследования:  лирика С. Есенина, «Ключи   Марии», «Быт и искусство»     

Задачи исследования:

для достижения цели работы решались следующие задачи:

  1. Знакомство с литературой по теме исследования
  2. Изучение творчества С. А. Есенина.
  3. Сопоставительный анализ значения образов деревьев в мифопоэтике
    С. А. Есенина и в славянской мифологии.

Основная часть

Глава 1.

1.1. Основные понятия и определения.

         Прежде всего определим, что такое мотив и что собой  представляет мифологическое мышление.

Мотив в литературном произведении чаще всего понимается как часть, элемент сюжета. Любой сюжет представляет собой переплетение мотивов, тесно связанных друг с другом, врастающих один в другой. Один и тот же мотив может лежать в основе самых различных сюжетов и тем самым обладать самыми разными смыслами.

Сила и значение мотива меняются в зависимости от того, с какими другими мотивами он соседствует. Мотив бывает иногда  очень глубоко скрыт, но чем глубже залегает, тем большее содержание он может нести в себе. Он оттеняет или дополняет главную, основную тему произведения. И все же мотив не безразличен  к среде своего бытования: так, излюбленные романтиками мотивы бегства из плена, смерти на чужбине, одиночества в толпе, появляясь в реалистическом произведении, надолго сохраняют отблеск и привкус романтизма, придавая дополнительную глубину своему новому обиталищу, создавая как бы ниши, в которых можно услышать эхо прежнего звучания этих мотивов. Недаром для большинства людей слово «мотив» означает напев, мелодию – кое-что от этого значения оно сохраняет и в качестве литературоведческого термина. В стихах мотивом может считаться почти любое слово; в лирике слово-мотив всегда окутано облаком прежних значений и употреблений, вокруг него «светится» ореол прежних смыслов.

Мотив, по определению А. Веселовского, - «нервный узел» повествования (в том числе и лирического). Прикосновение к такому узлу вызывает взрыв эстетических эмоций, необходимый художнику, приводит в движение цепочку ассоциаций, помогающих правильному восприятию произведения, обогащающих его.

 Мотив, как правило, существует сразу с двумя знаками, в двух обличьях, предполагает существование мотива-антонима. Важно для развития литературы как раз то, что мотивы как бы перекликаются друг с другом не только внутри одного сюжета, одного произведения, но и через границы книг и даже литератур. Поэтому, кстати, возможно и плодотворно изучение не только системы мотивов, принадлежащих одному художнику, но и общей сети мотивов, используемых в литературе определенного времени, определенного направления, в той или иной национальной литературе.

Понимаемы как элемент сюжета, мотив граничит с понятием темы.

Понимание мотива как сюжетной единицы в литературоведении соседствует и противоборствует с пониманием его как некоего сгустка чувств, представлений, идей, даже способов выражения. Понимаемый таким образом, мотив уже приближается к образу и может развиваться в этом направлении и перерастать в образ.

Мотив двулик, он одновременно представитель традиции и знамение новизны. Но столь же двойственен мотив и внутри себя: он не является неразлагаемой единицей, он, как правило, образован двумя противоборствующими силами, он внутри себя представляет конфликт, преобразующийся в действие.

Миф является средством концептуализации мира – того, что находится вокруг человека и в нем самом. Миф – продукт первобытного мышления. Первобытная мысль синкретична, неотделима  от сферы эмоциональной, аффективной, откуда и происходит антропоморфизация природы, анимизм, метафорическая идентификация объектов природных и культурных. Универсальное совпадение с конкретно-чувственным.  В мифе отождествляются форма и содержание, символ и модель, часто не различаются слова и вещь, сущность и имя…  «Миф – это архетипическая канва, это актуализированный духовный строй конкретной культуры… Эта матрица уходит корнями в сакральные пласты реальности и может восприниматься на разных по степени глубины уровнях… Мир обретает живость и текучесть». Миф объясняет мир так, чтобы гармония мира была непоколебима. Высшая реальность мифа – источник и модель всякой гармонии. Миф интересуется также и местом человека в природе, в мире, в космосе…

«Мифологическое мышление… есть некоторое особое объяснение мира. Его особенность определяется прежде всего своеобразными трактовками причинности пространства и времени. Объяснить какого-нибудь события с точки зрения мифа -  значит рассказать о том. что произошло, как оно было сделано , сотворено в прошлом. Основными чертами мифологического являются следующие:

-преобладание умозаключений по аналогии;

-обобщение на основе подражания;

-эгоцентризм;

-нечувствительность к логическому противоречию;

-неразличение случайного, единичного, неповторимого и необходимого, общего, повторимого.

Мифологическое мышление, по Барту, это способность ума к особому типу символического означивания. Логика мифологий раскрывает по-новому сущность воображения, показывает единство логики познания и логики творчества. Мифологическое мышление отражается в метаморфозах смыслообразов. Но конкретные объекты, хотя  и стали символами, не перестают быть и самими собой и обладать некоторыми специфическими  функциями.

Мы остановимся только на образе –мотиве дерева.

1.2. Деревья в мифологических представлениях славян

Человеческий духовный мир отражает жизнь всей природы. Человек усваивает образы внешнего мира в формах своего самосознания.

Дерево – фундаментальный культурный символ. В традиционной культуре выступает основополагающим символом упорядоченности мироздания и метафорой генезиса.  В рамках архаичной культуры дерево выступает важнейшим компонентом космогонии, является центральным моментом космизации мира, отделяет друг от друга Небо и Землю, тем самым обеспечивая существование мирового пространства. Мировое дерево относится и к женскому (земному) и к мужскому(небесному) началам. По вертикали посредством дерева осуществляется дифференциация трех мировых зон : неба, божественной обители; подземного мира (царства мертвых) и пространства людской жизни. А по горизонтали  дерево представляет собой границу между освоенным и упорядоченным Космосом и Хаосом. По дереву можно проникнуть в другие миры вселенной, по нему будто спускаются и поднимаются Боги.

 Таким образом, дерево- -символ упорядоченности мироздания и поддержания его космической организации мироздания, с помощью мирового дерева моделируется не только тройная вертикальная структура мира, но и четвертичная горизонтальная структура (стороны света).

Дерево в народной культуре славян – объект поклонения. В древнерусских памятниках 11 – 17 веков сообщается о поклонении язычников «рощениям» и «древесам», о молениях под ними. О существовании у славян в древности священных рощ упоминают хронисты. В этих местах почитание деревьев сочеталось порой с элементами христианского культа. Внутри рощи находилась какая-нибудь святыня – дерево, часовня, крест, храм. Храм – это не просто дом Бога,  он должен быть подобием мироздания. Полнее всего сущность Космоса проявляется в его сердцевине, оси мира. Этим и объясняется тесная связь храмов с мировым деревом. Это место, где сходятся все зоны мироздания. В категории почитаемых и священных деревьев относились и отдельные деревья, особенно стары, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников, а также такие, с которыми связаны явление целебных икон. К этим деревьям приходили люди, чтобы избавиться от болезней, сглаза, бесплодия и  т.д.  Для мифоэпического сознания славян характерно последовательное сближение храма и дерева как священных мест, где совершались обряды об этом свидетельствуют многочисленные предания, легенды и апокрифические сказания. Мировое дерево соединяет в себе несколько миров. А совокупность миров в мироздании представляет собой гармоничное, взаимодействующее единство. Миры не имеют границ, они  взаимопроникают, налагаются и встраиваются друг в друга. Мир людей органично вписывается в природу, где проявляют себя стихии. В миры видимые проникает мир невидимый – мир богов и духов. Все миры взаимосвязаны и напрямую зависят друг от друга. Отсюда и символика сакральных чисел (три, четыре, семь, девять, двенадцать) – тир сферы мироздания, три времени жизни(прошлое, настоящее и будущее), четыре времени года, четыре стихии, четыре стороны света, семь (сумма трех и четырех) миров… Дерево имеет двойственную природу, следовательно, понятия «высокий-низкий, левый-правый, близкий-далекий, внутренний-внешний, свтлый-темный, день-ночь, север-юг, зима-лето, свой-чужой, счастье-несчастье, мужской-женский. солнце-луна…»,создают определенные символические системы. М. В. Попович пишет, что образ мирового дерева характеризует ту  стадию развития, когда для характеристики мира важно зафиксировать явления в семи координатах.

                                         

                                                      верх        север

                       запад                Середина           восток

                                                       

                                   юг              низ

Образ дерева в мифологии многозначен: это и мировое дерево, древо жизни,  Древо Познания Добра и Зла, генеалогическое дерево. Отсюда и тесное переплетение язычества и христианства. А также мы видим возникновение различных мотивов, связанных с образами деревьев. Жизнь и смерть(зеленое, цветущее дерево и сухое), добро и зло, небо и земля, человека-дерева(ствол-тело, ветви-руки, крона-голова), женщины-дерева, плодородия, богатства, потомства, жертвоприношения, странничества. Дерево как метафора дороги, как путь, по которому можно достичь загробного мира, – общий мотив славянских поверий и обрядов, связанных со смертью. Характерны представления о посмертном переходе души человека в дерево. Так, если заснет человек под деревом, ему приснится душа, которая расскажет, как давно и за какие грехи она заточена в это дерево.

преисподняя, четверичная горизонтальная структура (север, запад, юг, восток), жизнь и смерть (зелёное, цветущее дерево и сухое дерево).

1.3. Природа и деревья в лирике  С. Есенина

Природа – всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно: «Родился я с песнями в травном одеяле// Зори меня вешние радугу свивали» («Матушка в купальницу по лесу ходила…» 1912); «Будь же ты вовек благословенно,// что пришлось процвесть и умереть» («Не жалею, не зову, не плачу», 1921). Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем.

Образ природы строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается  обычно через ассоциации с жизнью природы.

 Одухотворение, очеловечивание природы свойственно народной поэзии. «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, - отмечает А. Афанасьев, - всюду находил он разум, чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья». Внешняя обстановка быта, сельская природа определили характер предметного наполнения произведений. Общий склад его психологии обусловил формы образно-поэтического претворения им реальности. Вещь воспринимается  поэтом по принципу антропоморфического или зооморфического одушевления. Антропоморфизм пронизывает всю лирику поэта. Излагая в своих произведениях самобытную концепцию образного слова, Есенин обнаруживает обширные познания в мировой, славянской, христианской мифологии. Вот, что говорит Есенин о символике дерева в своем поэтико-философском трактате «Ключи Марии»: «…символическое дерево, которое означает «семью». Совсем не важно, что в Иудее это дерево носило имя Маврикийского дуба … Скандинавский Иггдразиль – поклонение ясеню, то дерево, под которым сидел Гаутама, и этот Маврикийский дуб были символами «семьи» как в узком, так и в широком смысле у всех народов. Это дерево родилось в эпоху пастушеского быта. Это говорит о каком-то мистически помазанном значении над ним… Эти звезды – золотая книга странника – и вырастили наше вселенское символическое древо...Они увидели через листья своих ногтей, через пальцы ветвей, через сучья рук и через ствол – туловища с ногами, - обозначающими коренья, что мы есть чада древа, семья того вселенского дуба, под которым Авраам встречает Святую Троицу. На происхождение человека от древа  указывает и наша былина «о хоробром Егории»: У них волосы – трава,

Телеса – кора древесная.

Мысль об этом происхождении от дерева породила вместе с музыкой и мифический эпос… Все от дерева – вот религия нашего народа… Древо – жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображение древа, наш народ говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень-добродетель». В своей теории органического образа поэт упоминает и о родословном дереве, и о библейском образе дуба, и о дереве, которому поклонялись древние скандинавы, а также о священном дереве, под которым сидел Будда.

«Будущее искусство расцветает в своих возможных достижениях как некий вселенский вертоград, где люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромного древа, имя которому социализм…»  Оставляя политическую подоплеку этой фразы, необходимо отметить образ сада (вертоград) как райского сада, где все живут в гармонии и счастье. «Но дорога к этому свету искусства, помимо смываемых препятствий в мире внешней жизни, имеет еще целые рощи колючих кустов шиповника и крушины в восприятии  мысли и образа.»

         Семья Есенина бала из старообрядцев. Старообрядцы придавали большое значение вселенной и земному миру как единому целому. Для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: он не просто веровал в существование узловой связи человека с миром природы, он сам чувствовал себя частью этой природы. Есенинский мотив «древесного романа», выделенный М. Эпштейном, восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе. Опираясь на традиционный троп «человек-растение», Есенин создает «древесный роман» (М. Эпштейн), герои которого – клён, берёзы, ивы…

1.4. Символика деревьев в славянской мифологии и в лирике Есенина.

1.4.1.Образ дерева.

Дерево – олицетворение космоса, символическое представление человека (по внешнему подобию – ветви-руки, ствол-тело, корни-ноги – и по сходству жизненных циклов: произрастает из семени, взрослеет, обретает зрелость, увядает и умирает), символ жизни и смерти (умирает зимой и оживает весной). В дереве может жить и душа человека.

В своем стихотворении «Ветры, ветры, о снежные ветры» С. Есенин говорит:

«Я хотел бы стоять, как дерево,

При дороге на одной ноге».

В данном случае о дерева может трактоваться как символ единения с землей, слияния с ней, чтобы почувствовать её силу, взять эту силу из земли-матушки, тут же возникает ассоциация со странником (дорога), не только земным, но и небесным:

Подымайте вы, лунные лапы,

Мою грусть в небеса ведром.

1.4.2. Образ сада

Сад – символ свободы духа. В разное время и у разных народов образ сада – понятие многозначное.

Сад Гесперид, Эдем, сад камней, Гефсиманский сад.

Сад выражает порядок, гармонию. Дикий сад – свободу.

В лирике Есенина чаще всего встречается дикий сад или осенний сад, который, в свою очередь символизирует потерянный рай, уходящую молодость и жизнь.

«Вот оно глупое счастье…» 1918 год

«Вот оно глупое счастье

С белыми окнами в сад

Здесь белый цвет ( с одной стороны – невинности, святости, наивности, а с другой – бесцветности) углубляет мысль о невозможности  осмысленного счастья на земле.

«Эта улица мне знакома» 1923 год

 «Вижу сад в голубых накрапах

Тихо август прилег к плетню…»

«Заметался пожар голубой» 1923 год

«Был я весь – как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий»

«Воздух прозрачный и синий…»

«Лугой пройдешь, как садом,

Садом – в цветенье диком…»

«Мне грустно на тебя смотреть» 1923

Смешная жизнь, смешной разлад,

Так было и так будет после.

Как кладбище, усеян сад

В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы

И отшумим, как гости сада…

«Золото холодное луны» 1925

Но теперь ей ничего не надо.

Отзвенел давно звеневший сад.

Призраки далекие земли

Поросли кладбищенской травою.

«Ты запой мне ту песню, что прежде» 1925

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья рябин.

По нашему мнению, здесь наблюдается некий оксюморон, то есть фольклорный образ идет вразрез с есенинским: рядом возникает мотив не только одиночества, грусти, но и смерти, причем вырисовывается ее очень яркий образ (кладбище, изглоданные кости), затмевающий сад.

1.4.3. Образ леса.

Лес – символ земли, связанный с женским началом. С одной стороны, лес – место опасности, в лесу человеку предстоит пройти много испытаний. Лес хранит тайны, которые не всегда подвластны человеку. С другой стороны, лес – дикая природа, символ не только гармонии, но и символ заблуждения.

В лирике Есенина лес ассоциируется с тайной и свободой.

«Топи да болота» 1914 год.

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

«Там где вечно дремлет тайна» 1916 год.

Широки леса и воды…

«Я по первому снегу бреду» 1917 год.

О лесная, дремучая муть!

«Я обманывать себя не стану» 1922 год.

Не злодей я и не грабил лесом.

1.4.4. Образ берёзы

Берёза  - одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, функции березы в обрядах, роль ее  в мифопоэтических текстах соотносимы с особенностями мирового древа как центра Вселенной и пространственного объекта, соединяющего разные миры. По народным представлениям. Береза и ее ветви обладают особой силой, что объясняется как общими признаками деревьев – способностью плодоношению, цикличностью обновления, так и индивидуальными природными свойствами: на березе листья появляются раньше, чем на других деревьях, ее ветви быстро и заметно растут. В связи с этим в мифологическом сознании береза воспринималась двойственно: С одной стороны, как дерево, дающее силу и здоровье, «счастливое», с другой- как опасное, связанное с душами умерших и нечистой силой, береза – символ смерти и воскресения, прибежище душ умерших – и одновременно дерево, в котором обитает нечистая сила (русалки); дерево, посвященное матери-Земле. Мотив превращения человека  в дерево распространен в балладах, легендах, сказках и повествует о том, что погубленная девушка превращается в березу. Береза  относится к так называемым женским деревьям и символизирует женское начало. Использование березы как ритуального предмета связано с обрядами, касающимися женской и девичьей групп крестьянской общины. В лирике восточных славян береза всегда выступает как символ девушки.  В славянской традиции берёза – оберег от нечистой силы, её специально сажают рядом с домом, чтобы защитить последний от нечисти. Берёза часто служила «майским деревом», символом весны. На Троицу березу «завивали», а по окончании Троицкой недели – «развивали», иногда ее заламывали. В некоторых местностях Троицкой березе придавали  человеческие  черты (приплетали косы, украшали лентами бусами, накладывали платок, наряжали). Может быть , и поэтому  самый яркий , самый  четкий портрет в есенинской лирике имеет береза: «стан, бедра, косы, грудь, ножка, подол». В некоторых своих стихотворениях Есенин «рисует» образ озорной девушки-берёзки:

«Зелёная прическа» 1918 год

«Зеленая прическа

Девическая грудь…»

«С добрым утром» 1914 год

«Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шелковые косы»

«Кто я? Что я? Только лишь мечтатель»

Ты, моя ходячая берёзка,

Создана для многих и меня.

 «Я покинул родимый дом…»

«Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом…»

«Березовое молоко», «страна березового ситца» напоминает крестьянскую жизнь, а сама березка – девушку-крестьянку.

«Березовый, веселый» язык  чередуется с мотивом грусти, одиночества, монашества, отречения от мирской жизни.

«Я последний поэт деревни…» 1920 год

«За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берёз» 

«Я покинул родимый дом…»

«Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом…»

«Снежная равнина, белая луна» 1925 г.

И березы в белом плачут по лесам.

Образ савана

(березы в белом плачут) выявляет мотив смерти. Береза сочетает грусть и радость, скорбь и праздничность.

1.4.5. Образ рябины.

Рябина – дерево, используемое в магии и народной медицине, главным образом качестве оберега. Рябину нельзя было рубить, это объяснялось тем, что знахари переносили на нее все болезни человека; кто срубит такое дерево – сам заболеет и умрет. В народных песнях, преимущественно лирических, рябина символически сопоставляется с тоскующей женщиной, а горечь её ягод ассоциируется с безрадостной жизнью.

  В этом же значении образ рябины в своих стихотворениях использовал и Есенин:  Рябина – яркое дерево. Рябина пылает всеми оттенками багряного цвета. Может, поэтому считалось, что рябина пробуждает страстную любовь. Но часто рябина ассоциируется с кровью, страданием, жертвой.

«Осень» 1914

И целует на рябиновом  кусту

Язвы красные незримому Христу.

«Отговорила роща золотая»

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава..

«Я красивых таких не видел» 1925

Отгорела ли наша рябина,

Осыпаясь под белым окном?

«Ты запой мне ту песню, что прежде» 1925

И опавшие листья рябин

«Я красивых таких не видел…» 1925 год

«…Отгорела ли наша рябина,

Осыпаясь под белым окном…»

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья рябин»

Чаще всего  в этих стихотворениях  употребляется метафора, связанная с образом огня, но огня не согревающего, а затухающего, что подчеркивается глаголами с приставкой «от» (уже выполненное действие) или противопоставлением (но никого не может он согреть), а также причастием «опавшие» и деепричастием «осыпаясь». Анафора в этих строках усиливает мотив расставания. Цветовые слова, обозначающие красный цвет, указывают на страдание.

1.4.6. Образ вербы

Верба – символ здоровья и плодородия, оберег и «поглотитель» болезней. Считалось, хлестание себя  и других вербовой веткой обеспечивает здоровье и прибавляет жизненных сил. Ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье, защищали от грозы и молнии; в русской традиции до сих пор сильно убеждение, что верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю и останавливает град, брошенная в огонь - усмиряет пламя, посаженная в поле – охраняет посевы. Представления о необычных свойствах вербы  уходят в дохристианские времена. Это растение, как и береза, связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы…  Цветущее дерево символизировало весну, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу, красоту. На Ивана Купалу девушки украшали вербу и водили вокруг хороводы. Продуцирующая сила вербы использовалась в земледельческих обрядах

В лирике Есенина образ вербы выражает грусть, автор очень нежно отзывается об этом дереве, говоря в своих стихотворения следующие слова:

«В том краю, где желтая крапива» 1915

Приютились к вербам сиротливо

Избы деревень

«Устал я жить в родном краю» 1916 год

«Седые вербы у плетня

Нежнее головы наклонят».

«Спит ковыль, Равнина дорогая» 1925 год

«Плачут вербы, шепчут тополя»

 Неуютная жидкая лунность

По дорогам усохшие вербы

Эпитеты  «седые»,«усохшие», олицетворение «плачут»  говорят о старости и смерти.

1.4.7. Образ яблони

Яблоня – символ вечной жизни, она покровительствует женщинам. Яблоня и яблоки соотносились в народных представлениях с райским деревом и райским плодом.

«Яблонь дым» - цветение деревьев весной, когда все вокруг возрождается к новой жизни. «Яблоня», «яблоки»  - в народной поэзии это символ молодости – «молодильные яблоки», а «дым» - символ зыбкости, мимолетности, призрачности. В сочетании они означают мимолетность счастья, юности.

«Не жалею, не зову, не плачу…»

«Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым».

«Хорошо под осеннюю свежесь» 1918

Душу-яблоню ветром стряхать…

«Заря окликает другую»1925

И время тебе посмотреть, что яблоне тоже больно

Терять своих листьев медь.

Возникает мотив старости.

1.4.8. Образ клёна

Клен – дерево, в которое некогда был превращен человек. В славянском фольклоре часто встречается сюжет о клёне, который вырос на могиле безвинно погибшего человека. Клён символизирует чистоту помыслов: если несправедливо осужденный человек обнимет засохший клён – дерево обязательно оживет и зацветёт. В фольклоре клен означает сдержанность, это доброе, светлое дерево.

«Я покинул родимы дом» 1918

Оттого что тот старый клен

 Головой на меня  похож.

Во многих стихотворениях поэт проводит параллель между собой и кленом. И иногда  они сливаются и становятся единым целым. Как нам кажется, в клене воплощены некоторые биографические факты, отражающие сложное  душевное состояние поэта.

«Сукин сын» 1924

Как подгнивший под окнами клен.

«Не жалею, не зову, не плачу…»

«Все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь»

Постоянно подчеркивается схожесть поэта с кленом ( зримо и незримо присутствует желтый цвет)

«Клён ты мой опавший, клен заледенелый»

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь согнувшись под метелью белой?»

1.4.9. Образ ивы

Иву называют «плакучей». Образ ивы  имеет семантику меланхоличности .

 В  русской народной поэзии ива – символ  не только любовной, но и всякой разлуки, горя матерей, расстающихся со своими сыновьями. Славяне считали, что ива сочувствует  страданиям человека и принимает на себя его боль.

В поэзии С. Есенина образ ивы традиционно  ассоциируется с грустью, одиночеством, с разлукой. Эта грусть по прошедшей юности, по утере любимого человека, от расставания  с родиной.

«Нощь и поле, и крик петухов» 1917

Здесь все так, как было тогда,

Те же реки и те же стада.

Только ивы над красным бугром

Обветшалым трясут подолом.

Эта метафора – символ прошлого, символ того, что больше уже никогда не вернется, хотя кажется, что все по-прежнему. Но бег времени неуловим и неумолим.

«Я по первому снегу бреду…»

«Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бёдрами ив»

Ива – это не молоденькая, изящная девушка-березка, а зрелая женщина, привлекательная, но кроткая и смиренная.

«Край любимый» 1914

И вызваниют в четки\

Ивы – кроткие монашки.

Мне грустно на тебя смотреть»

«Знать, только ивовая медь

Нам в сентябре с тобой осталась»

  1.4.10. Образ хвойных деревьев

Хвойные деревья передают иное настроение и несут иной смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя.

Сосны и ели представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы.

Эти деревья упоминаются в таких  стихотворениях 1914 года, как  «Не ветры осыпают пущи…», «Сохнет стаявшая глина», «Чую радуницу божью…», " Ус", "Туча кружево в роще связала." (1915 г.).

В  стихотворении Есенина «Пороша» (1914 г.)  главная  героиня – сосна выступает как "старушка":

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку…

1.4.11 Образ черемухи.

Черемуха – символ молодости и жизнелюбия, Она вселяет оптимизм, избавляет от разочарований.

«Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

«Черемуха»

Черемуха душистая

С весною расцвела…

«За темной прядью перелесиц…»

Кадит черемуховый дым

«Синий май. Заревая теплынь.» 1925

Спит черемуха в белой накидке.

«Жизнь – обман с чарующей тоской» 1925

Хорошо в черемуховой вьюге

Думать так, что это жизнь – стезя.

Читатель не видит плодов черемухи, она только цветет, это ее девичество, поэтому чувства умиротворения,  покоя,  ощущения себя как части гармоничного мира, но «черемуховая вьюга « предупреждает, что эти  ощущения недолговечны.

1.4.12 Образ липы

Липа - дерево дружбы, имеет отношение к деревенской жизни, символизирует мягкость.

«О муза, друг мой гибкий»

О звон далеких лип

«Этой грусти теперь не рассыпать

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет.

«Песни, песни, О чем вы кричите?»

Будь же холоден ты , живущий,

Как осеннее золото лип.


1.4.13 Образ тополя

Тополь - символ двойственности, вероятно, оттого, что листья имеют двойную окраску.

«Село»

В шелковых листьях тополя

«Да! Теперь решено»

Уж не будут листвой крылатой

 надо мною звенеть тополя

«Над окошком месяц. Под окошком ветер.»

Облетевший тополь серебрист и светел

1.4.14. Образ калины

Калина - олицетворяет судьбу женщины. В фольклоре с «калиной»  употребляются эпитеты «красная»,»горькая».

Эх, любовь-калинушка, кровь – заря вишневая…

1.4.15. Образ дуба

Дуб символизирует у славян мировое дерево. Это мощь, сила, твердость, соотносится с хозяином дома. В мифопоэтических текстах выступает как образ-посредник между мирами, в качестве дороги между этими мирами. «Несказанное, синее, нежное…»

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,

 Так же гнется, как в поле трава…

Заключение

В данной работе мы брали  для  рассмотрения только лирические произведения, исключая «Маленькие поэмы», поэмы Есенина. Мы пришли к выводу, что лирическое чувствование поэта в основном совпадает с мифологическим мышлением: в его лирике преобладают умозаключения по аналогии ( дуб – мощь, калина олицетворяет женскую долю, ива- грусть…), обобщения на основе подражания.  Восприятие дерева совпадает с символикой деревьев  в славянской мифологии. Мотив дерева пронизывает лирику Есенина, где выработались постоянные образы: черемуха –вьюга ,метель,  рябина – костер, огонь, береза—кудрявая девушка… Человек тесно связан с деревом, уподобляется ему, и дерево уподобляется человеку. Эти два мира переплетены и создают один гармоничный и взаимопроникающий мир. Дерево и человек – одна модель Вселенной.

В лирике С. Есенина сливаются поэтическое интуитивно-художественное  мышление и мифологическое. Антропоморфизируемые смыслообразы, через которые осмысливается логика мифа, являются преобладающими в поэтике Есенина.

 


Список литературы

1. Кошечкин С. П. "Весенней гулкой ранью..." - М., 1984.

2. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. - М., 1972.

3. Прокушев  10. Ю. Л. Сергей Есенин' Образ, стихи, эпоха. - М., 1979.

4. Энциклопедия символов, знаков, эмблем – «Эксмо»-2005, с.125

5. С. Есенин. «Я, Есенин Сергей…» - «Эксмо»-2003, с. 550

6. Символы, знаки, эмблемы:Энциклопедия.Авт.-сост. В. Багдасарян.-М.,2005.

7 А. Веселовский Историческая поэтика. М.,1989.

8. В мире Есенина. Сб. Ст. М., 1984

9. Эпштейн М.  Природа, мир, тайник вселенной. Система пейзажных образов в р. поэзии. М., 1990.

10. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2т. М., 1987.

11. С. Есенин. Ключи Марии. М., 1987.

12. Руднев В. А. «Обряды народные и обряды церковные». – Л.:Лениздат, 1928. – 159с.

13. С. Есенин «Быт и искусство»(Отрывок из стать «Орнамент слова»).В сб. «Избранное» Москва «Художественная литература», 1985год – 575 с.

14. Краткая философская энциклопедия – А/О «Издательская группа «Прогресс» - Москва, 1994 год, 580 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Курсовая работа на тему: "Мотив «хлеба» в прозе Е. И. Носова (на примере повести «Усвятские шлемоносцы» и рассказа «Греческий хлеб».

Предлагаемый материал может быть использован на уроках внеклассного чтения по литературе при изучении творчества Евгения Ивановича Носова...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Научно-исследовательская работа « «Микрокосм» и «макрокосм» в лирике С.А. Есенина»

Научно-исследовательская работа « «Микрокосм» и «макрокосм» в лирике С.А. Есенина» включат в себя теоретическую часть (рассмотрены биография поэта и особенности его...