Урок по литературе в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка»
методическая разработка по литературе (5 класс)

Ковалёва Валентина Петровна

Знакомство с творчеством В. Астафьева, совершенствование умения анализировать произведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belogrudka.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка»

Тема: В. Астафьев « Белогрудка»

Цель: Знакомство с творчеством В. Астафьева, совершенствование умения анализировать произведение

Задачи:

  • Формировать умение работать над текстом : давать оценку героям, их действиям и поступкам; домысливать сюжет произведения; определять пережитые чувства.;
  • Развивать навык чтения, устной и письменной речи учащихся;
  • Воспитывать бережное отношения к природе.

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Сообщение темы урока

-Посмотрите на доску, прочитайте тему урока. Какие цели будут стоять перед нами на уроке?

(Познакомиться с творчеством В.Астафьева. Прочитать и проанализировать рассказ «Белогрудка»)

- Сегодня на уроке познакомимся с творчеством В. Астафьева и прочитаем его рассказ «Белогрудка»

- Запишите тему урока в тетради.

Поработаем со словом белогрудка. Напишите, какое существо может так называться

 ( птица, утка, белочка, цветок,) Рядом запишите слова, которые охарактеризовали бы это существо. Прочитайте то, что вы написали.

А вы хотели бы узнать, кто такая Белогрудка? Тогда я прочитаю вам начало рассказа В.П.Астафьева, который так и называется «Белогрудка» (Рассказ читается до слов: «Потом был страшный день, когда Белогрудка…)

Я прочитала рассказ не до конца. Продолжите рассказ. Напишите ваши варианты дальнейших событий. Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось. (читают желающие).

А сейчас я прочитаю продолжение рассказа.  (Читаю до слов: «… думая, что больше она в Зуятах не появится».

Подберите наиболее точные слова, которые могли бы стать заголовком этой части. Карточки с заголовком прикрепляются на магнитную доску. Прочитайте заголовки, выберите тот, который больше подходит к этой части. ( «Сирота», «Беда», «Горе матери» и т.д.)

Теперь слева от заголовка запишите те слова, которые раскрывают поступки Белогрудки, а справа запишите слова, которые  выражают ваше отношение к ней. Третью заключительную часть допишите самостоятельно, используя слова из  левого и правого столбиков, которые характеризуют Белогрудку и ваше отношение к ней.

Прочитайте то, что вы написали. Как вы закончили рассказ?

А теперь выразите цветом чувства, испытанные вами в конце своего рассказа.

Листочки с обозначенным цветом прикрепляются на одной стороне доски.

А сейчас я прочитаю вам авторское заключение рассказа. (Дочитываю рассаз до конца).

А теперь передайте при помощи цвета те чувства, которые вы испытали, прослушав конец рассказа. (Эти листочки прикрепляются на другой стороне доски).

Объясните, почему вы выбрали именно этот цвет.

 Во всех работах звучит  призыв к бережному отношению к природе, к братьям нашим меньшим.

Завершаем урок:

Какие виды работ вам понравились? Почему?

Какое открытие вы сделали сегодня для себя?

Какой нравственный опыт вы приобрели?

Домашнее задание: написать письмо мальчишкам от имени Белогрудки.

- Подумайте и запишите название животного, которого можно назвать белогрудкой. ( кошка, лебедь, медведь, голубь, пингвин и т.д.) – работа в парах

- Прочитайте (выслушать всех желающих)

- Опишите вашу белогрудку в нескольких предложениях (работа в тетрадях в парах)

-Прочитайте.

- А хотите узнать, о каком животном написал В. Астафьев в своем рассказе? Белогрудкой он назвал куницу.( показать иллюстрацию этого животного и кратко рассказать о нем)

4. Знакомство с рассказом и работа над текстом

  • Чтение и анализ первой части рассказа

Учитель читает до слов “…Два или три лета прожила она в одиночестве…”. Первая остановка в чтении и беседа. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента.

– Кто же такая белогрудка? ( белогрудка – это куница)

– Куница – небольшой хищный зверек с ценным светло-коричневым пушистым мехом.

  • Словарная работа Работа в группах Соотнесите слова со значениями

Косогор склон горы или холма

Верста – русская мера длины чуть более одного километра (1,067 км), использовалась при определении расстояний между населенными пунктами России.

Густолесье - густой лес.

Валежник - упавшие на землю деревья или их части (сучья, ветви) сухие и гниющие.

Бузина - цветущий кустарник.

  • По древним поверьям бузина черная считалась целительным и магическим растением. Особенно она почиталась за способность исцелять многие недуги и продлевать жизнь. Бузину черную высаживали рядом с домом, поскольку считалось, что она отгоняет злых духов и защищает от колдовских чар. Люди в древности верили, что в ветвях бузины черной живут ангелы, охраняющие домашний очаг.

Крепь - сооружение для предотвращения обвалов.

  • Чтение и анализ второй части рассказа

- Послушайте, что же было дальше. ( чтение учителем второй части рассказа до слов "Отнесите в гнездо, пропадут" )

- Как вы думаете Белогрудку можно назвать заботливой матерью? Докажите. ( грела, облизывала, снабжала, петляла, вернулась, лизнула, напала, помчалась, выследила )

- Как вы думаете, как ребята отреагировали на совет охотника? Поразмышляйте и запишите в 2-3 предложения в тетради. (индивидуальная работа)

- Прочитайте ваши версии.

  • Чтение и анализ третей части рассказа

- Послушайте, что произошло дальше. ( до слов " Её обидели, осиротили, - и выпустил куницу на волю")

- Cейчас по этому отрывку вы поработаете в парах. Читая его, подчеркните слова, характеризующие действия белогрудки.( у каждого на парте текст этого отрывка)

-Будем читать только слова, которые вы подчеркнули и попробуем объяснить действия белогрудки.

- Посмотрите, как изменяется характер действий куницы: от заботливой мамы до свирепой мстительницы

- Скажите , какие чувства возникают у вас к белогрудке и её поступку. (сострадания, жалости и т.д.)

- Когда охотник выпустил куницу на волю, как вы думаете, что было дальше?

- Запишите 2-3 предложения.(выслушать всех желающих)

  • Чтение и анализ четвёртой части рассказа

- Послушайте как заканчивается рассказ.

- Почему автор заканчивает рассказ такими словами : «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов». О чём он хотел сказать?

- С какой целью автор написал этот рассказ?

- В. П. Астафьев своим рассказом показал нам пример губительного отношения к природе. Мы не оторваны от окружающего нас мира природы, мы в нём живём.

- Определите основную мысль рассказа. (Беречь и охранять животный мир)

5. Рефлексия

- С помощью цвета отметьте пережитые чувства при знакомстве с рассказом.

- Приготовьтесь, прокомментировать какое чувство выражает выбранный вами цвет.

6. Дом. задание

Написать письмо мальчишкам от имени Белогрудки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок по литературе 5 класс по рассказу "Васюткино озеро"

Данный урок разработан по программе В.Я.Коровиной....

Урок по литературе 7 класс по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"

В методической основе данного урока представлен системно-деятельностный подход, групповая работа....

Урок-мастерская в 7 классе по рассказу В.П. Астафьева «Тот самый Комаров». Беспамятство как проблема нравственной неполноценности человека

В последнее время противоборство памяти и беспамятства, в котором всё чаще побеждает второе, стало острой нравственной проблемой. От сегодняшних молодых людей зависит, кто же всё-таки победит в этой б...