Рабочая программа по литературе для обучающихся 10-11 классов.
рабочая программа по литературе

Рабочая программа разработана на основе программно-методического обеспечения для обучающихся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовской в специальных коррекционных образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p.po_literature_dlya_10-11_kl.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                     «Утверждаю».

                                                                                                                                                                             Директор:________     /                             /                

                                                                                                                                                                                                                                                                                             Приказ №_____ от «___»________2020г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по литературе

IV уровень  общего образования

10-11  классы

Количество часов 68 часов.

Составители:

-учитель высшей категории Землянская Л.Г.;

- учитель первой категории Ярославцева В.Г.

  1. Пояснительная записка.

  1. Рабочая программа по литературе для Х-XI классов создана на основе программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой.  Москва.  ВЛАДОС.  2006г. и в соответствии с:
  • Федеральным  законом  от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599.
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015. №4/15.
  • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26.
  • Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" (С изменениями и дополнениями от:16 декабря 2013 г., 28 марта, 27 июня 2014 г., 3 февраля 2017 г.), зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2013г.;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения. Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 мая 2013 г. Регистрационный № 28395.
  • Законом «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
  • Примерным региональным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений        Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.2002г. №1277).
  • Учебным планом государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2020-2021уч.г.
  •   Адаптированной образовательной программой профессионального обучения - программой профессиональной подготовки по профессии рабочего на 2020-2021 учебный год.
  • Годовым  календарным  учебным графиком ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2020-2021 учебный год.
  • Расписанием учебных занятий ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2020-2021 учебный год.

Цель обучения литературному чтению в 10-11 классах:

-развитие речевой деятельности обучающихся;

-знакомство с литературными  произведениями,  способствующими нравственному, психическому и социальному развитию умственно отсталых обучающихся.

Задачи:

- формировать общий интерес к чтению;

- выявлять интересы обучающихся, их литературные предпочтения;

         - совершенствовать технику чтения;

- повышать способность осознанного восприятия прочитанного;

- развивать у обучающихся правильные речевые  потребности;

-способствовать пониманию значения навыка чтения

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи:

  • Развитие основных мыслительных операций;
  • Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Литературное чтение и развитие устной речи в 10-11 классах имеет целью подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни на основе усвоения социально ориентированных общеобразовательных предметов. Подчиняясь общей цели образования умственно отсталых обучающихся юношеского возраста, такой предмет имеет и свою собственную цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного им содержания и уровня сложности. Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах, полученные обучающимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей.  

        Особенности восприятия умственно отсталых учащихся таковы, что они значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета. Чтобы поддерживать интерес учащихся к произведению целесообразно устанавливать соответствие между событиями личной жизни учащихся и теми событиями, которые являются предметом литературного или публицистического изложения. Известно, что умственно отсталые учащиеся затрудняются в выявлении смысловых связей, установлении причинно-следственных зависимостей. Это касается даже несложных текстов. С еще большими проблемами старшеклассники сталкиваются, читая неадаптированные литературные произведения.

        На первом этапе знакомства с произведением рекомендуется краткий пересказ учителем (чтение, если это небольшой объем текста) его содержания или целиком, или до того фрагмента, с которого начинается чтение самими обучающимися, с тем, чтобы прочитанные в дальнейшем эпизоды понимались ими исходя из общего смыслового контекста.

        При обсуждении содержания прочитанного текста, характеристик образов продуктивно привлечение личного опыта старшеклассников, использование средств наглядности (иллюстрации, фотографии, фрагменты кино- и видеоматериалов), обращение к приему драматизации.

Юноши и девушки, знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный эмоциональный интерес и соотносятся с их личным опытом, получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности — самостоятельному чтению.

        Большое внимание на уроках литературы уделяется развитию устной речи. Этому процессу способствует обогащение пассивного и активного словаря учащихся в процессе работы над литературным произведением; умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового или фразеологического словаря; участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающее у учащихся правильные эмоциональные интонации в устной речи; участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога учащимися (не перебивать собеседника, продумывать свой ответ и строить его в зависимости от сказанного собеседником); заучивание стихотворных произведений, прозаических отрывков; использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных статей и др.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

 Учебный предмет  литература находится в инвариативной части учебного плана.

 В соответствии с учебным планом рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

4.Содержание учебного предмета.

10 класс.

п/п

Наименование    разделов   учебной    программы  

Кол-во часов

Характеристика
основных содержательных линий

1.

Введение

1

Образное отражение жизни в литературе. Жанры литературы. О книге и чтении.

2

Устное народное творчество

2

Песни, частушки, пословицы, поговорки, пестушки и потешки, скороговорки, загадки.

Русские  народные сказки. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Литературные приемы.

 Красота и доброта народных песен. Юмор частушек. Народная мудрость пословиц и поговорок, их меткость и точность, краткость и выразительность. Прямой и переносный

смысл.

3

Литературные сказки

1

Литературные сказки (Г.Х. Андерсен, П.П. Бажов, А.С. Пушкин, Ю.К. Олеша)

4

Из произведений русской литературы Х1Х  века

8

И. А. Крылов. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Басни. Содержание басен. Мастерство диалога в басне. Мораль басен (басни по выбору).

А.С. Пушкин. Жизненный путь (основные этапы). Лирика: «Я помню чудное мгновенье...», «Осень», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др. Осмысление жизни, творчества, любви, природы.

М.Ю.Лермонтов. Жизненный путь (основные этапы).

Лирика: «Выхожу один я на дорогу», «Кавказ», «Нищий» и др. Осмысление жизни, творчества, любви, природы.

И.С. Тургенев. Жизненный путь (основные этапы).

Повесть «Ася». Историко-бытовой комментарий к повести.

Образ тургеневской девушки как изображение нравственной красоты и душевных качеств: скромность, обаяние, решительность

А.П.Чехов. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Сатира и юмор произведений А.П. Чехова. Историко-бытовой комментарий к рассказам. «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия»

5

Из произведений русской литературы ХХ века

11

С.А.Есенин. Слово о поэте: жизненный путь (основные этапы). Лирика: «Отговорила роща золотая …», «Собаке Качалова», «Край любимый. Сердцу снятся …» и др. Тема Родины

и русской природы в произведениях. Нежность «ко всему живому».

К. Симонов. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к произведениям «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня»,

«Родина». Художественная правда о человеке на войне, о сражающемся народе, о всепобеждающей силе любви.

В.В. Маяковский. ЛирикаСлово о поэте: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к произведениям «Стихи о советском паспорте», «Рассказ о вселении литейщика Козырева в новую квартиру». Гордость за свое отечество, патриотизм. Оценка событий текущей жизни с позиций грядущего будущего.

М.А.Шолохов. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к рассказу «Судьба человека». Судьба человека на войне, проявление

твердости духа, мужества, чувства собственного достоинства, доброты. Торжество добра над жестокостью жизни.

В.П.Астафьев. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к повести «Где-то гремит война». Художественная правда о «сражениях»

человека в тылу, о трудной победе.

К. Симонов. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к произведению «Жди меня», «Художественная правда о человеке на войне,

 о сражающемся народе, о всепобеждающей силе любви.

В.М. Шукшин. Слово о писателе: жизненный путь (основные этапы). Историко-бытовой комментарий к рассказу «Микроскоп». Тяга героя к знаниям. Юмор в рассказе.

6

Зарубежная литература

3

Р.Л. Стивенсон.

Джек Лондон.

7

Внеклассное чтение

6

А.С. Пушкин.

Н.Ф. Дик. Легенды Тихого Дона.

Современные СМИ.

8

Техника чтения

1

9

Повторение изученного

2

Итого

35 часа

11 класс

п/п

Наименование    разделов   учебной    программы  

Кол-во часов

Характеристика
основных содержательных линий

1.

Введение

1

Образное отражение жизни в литературе. Жанры литературы.  Отражение культурных и этических ценностей народа.

2

Устное народное творчество

3

Пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. Песни, частушки, пестушки, потешки.

Произведения донского фольклора. Литературные приемы.

 Красота и доброта народных песен. Юмор частушек. Народная мудрость пословиц и поговорок, их меткость и точность, краткость и выразительность. Прямой и переносный

смысл.

Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».  Понятие  «БЫЛИНА», структура былины.

3

Литературные сказки

2

Литературные сказки (П.П. Бажов, В.Гауф, А.С.) Составление отзыва о прочитанном.

4

Из произведений русской литературы Х1Х  века

10

 И.А. Крылов . Жизненный путь. Басни.

А.С.Пушкин. Лирика. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»,  М.Ю.Лермонтов. Жизненный путь (основные этапы). Лирика. «Выхожу один я на дорогу». «Нищий»,

Лирика поэтов Тарасовского района,

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Жалобная книга». «Налим»,

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»,

А.М.Горький.   «Старуха Изергиль»,

5

Из произведений русской литературы ХХ века

9

А И. Куприн. Слово о писателе. «Чудесный доктор»,

  В.В. Маяковский. Слово о писателе. « Стихи о советском паспорте»,  С.А.Есенин. Основные этапы жизненного пути. Лирика. «Отговорила роща золотая»,  

  Н.Н. Заболоцкий. Слово о поэте. «Не позволяй душе лениться». «Журавли»,  В.М.Шукшин .Слово о писателе. «Микроскоп»,  

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Пассажир».  «Встреча»,

Стихи Н.Н.Туроверова.

6

Советские писатели о войне

3

М.В.Шолохов. Жизненный путь.(основные этапы). «Судьба человека»,  Б.Ш.Окуджава .Слово о поэте. «Мы за ценой не постоим». «Песенка об Арбате».

7

Внеклассное чтение

2

«Мир вокруг нас» ( по страницам газет)

8

Обобщение

3

Мое любимое произведение. Обзор изученных произведений.

Итоговое повторение

2

Итого

35 часов

5.Учебно-методическое  и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

На уроках используется ТСО:  компьютер, проектор, мультимедийная доска StarBoard

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)

           

Программа обеспечивается УМК:

Сборник «Программно – методическое обеспечение для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 г;

Чтение 8 класс, автор-составитель З.Ф.Малышева, учебник для    общеобразовательных организаций, реализующих АООП. – М.: Просвещение, 2017 г. 

Чтение 9 класс,  авторы-составители  А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова, учебник для    общеобразовательных организаций, реализующих АООП. – М.: Просвещение, 2017 г. 

М.И. Шишкова. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога. Издательство: Владос, 2010

А. Ц. Цыбикова. Система работы над литературными персонажами в старших классах специальной коррекционной школы VIII вида. – М., 1999г.;

Русский фольклор. Москва «Художественная литература»  2003г.

Демонстрационные пособия

Наборы иллюстраций:

 -М.Ю.Лермонтов №1(1)

-А.С.Пушкин №1(2)

Комплекты портретов:

- Комплект портретов для кабинета литературы «Русские писатели XX века». №2 (1)

- Комплект портретов для кабинета литературы «Русские писатели XVIII-XIX в.» №2 (1)

Интернет ресурсы:

1. http://www.proshkolu.ru

2. http://nsportal.ru

3. http://pedsovet.su

4. http://www.zavuch.ru

Презентации  к урокам чтения по темам.

Электронные физминутки для снятия напряжения с глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса.Авт. В.П. Полухина. Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. - М.:Просвещение, 20

Рабочая программа по литературе  для обучающихся 6    класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе (базовый уровень)...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по литературе для 8 класса,учителя  русского языка и литературыМКОУ «Новослободская  средняя общеобразовательная школа»Домниной Ирины Хабибуловны....

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая программа по литературе 5-11 класс, КТП по литературе 6 класс

Разработана на основе  авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией В.Я.Коровиной (Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Беляева Н. В. Литерат...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год

Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...

Рабочая программа "Родной язык" 10 класс.Рабочая программа "Родная литература" 10-11 класс.

Рабочая программа "Родной язык" 10 классРабочая программа "Родная литература" 10-11 класс...