Из опыта работы. "Не хочу читать! Почему?"
занимательные факты по литературе

Пронин Дмитрий Михайлович

Знакомство с прототипом литературного героя - один из возможных путей пробудить интерес современного школьника к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_hochu_chitat_pochemu.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Не хочу читать. Почему?»

Важным событием в моей педагогической жизни была встреча с Татьяной Ивановной Богомоловой. Очень много интересного дала она нам, вдохновила на много лет. Одной из главных своих задач замечательный учитель видела в воспитании любви к чтению. Её книжка называлась так: «Не хочу читать. Почему?». Этот вопрос занимал Татьяну Ивановну. А сегодня он приобрёл особую остроту.

Почти невозможно встретить книгочея среди наших учеников. Но мы, учителя литературы, не можем, не должны и не будем опускать руки и прятаться от решения этой сложной задачи – заинтересовать современного школьника книгой.

Одним из возможных путей приближения её к сознанию юного читателя, на мой взгляд, является его знакомство с прототипом литературного героя. Это делает художественный образ более достоверным и рельефным, а – главное!– показывает, что классическая художественная литература – явление вечно актуальное. Вся великая литература круто замешана на невидимых миру слезах прототипов.

Отличный материал об этом я нашёл в журнале «Родина». Особенно впечатлила меня статья о прототипе Плюшкина, профессореПогодине. Погодин был страстным коллекционером предметов старины. Стороннему наблюдателю казались они не стоящим внимания хламом. Многие не понимали профессора, хотя, по-моему, важно быть внимательным и чутким ко всем людям, в том числе и «странным». С неожиданной стороны открылся мне и Гоголь. Как жестоко обошёлся он с «жизненным материалом», создавая образ «прорехи на человечестве»! Ведь профессор много лет давал приют автору поэмы…

Таким образом, знакомство с прототипом помогает нам глубже понять образ героя, воспринимать его как живого человека.Этот материал можно использовать не только при изучении «Мёртвых душ», но как пример в сочинении про гуманизм. О каком же гуманизме может идти речь?! А о таком, что Плюшкина-то пожалеть надо! Ведь когда-то он был крепким, умелым хозяйственником, любящим мужем и заботливым отцом. Смерть жены полностью изменила его мироощущение, перевернула его представление о жизни и привела к такому печальному финалу. Мы привыкли соглашаться с позицией автора, а здесь, наверное, осмелимся сказать Гоголю, что он зло осудил героя поэмы, как проявил неблагодарность по отношению к профессору. Опять же, с пониманием отнестись и к великому писателю: его личная жизнь не была устроенной. Может быть, отсюда эта сатира на помещиков?!

Совершенно по-новому прозвучал для меня один из любимых чеховских рассказов «Попрыгунья».  На примере этого произведения можно проследить, как причудливо писатель преображает историю жизни своего персонажа. Софью Петровну Кувшинниковузнают как хозяйку популярного салона, в котором собиралось пол-Москвы. Имя Софьи Петровны хорошо знакомо почитателям творчества И.И. Левитана. Восемь лет Кувшинникова была его ученицей, соратницей, возлюбленной. Но все же в Историю эта незаурядная женщина вошла не иначе как "Попрыгунья" - этот ярлык, невольно навешенный гениальной чеховской рукой, она пронесла до конца своих дней. Образ был схвачен настолько точно, что, повстречавшись с прототипом в обычной жизни, читатели безошибочно узнавали в ней героиню Чехова.

Софья Кувшинникова прожила лёгкую жизнь, а умерла как настоящая героиня, ухаживая за больной в разгар эпидемии. Но Чехов умер за 3 года до этого события и не узнал всей глубины личности своей «попрыгуньи».

Этот материал можно использовать, сообразуясь с современными ФГОС. В сильном классе уместно предложить вопрос, прототипом героини какого рассказа Чехова явилась Софья Кувшинникова. В другом классе, чтобы заинтересовать учеников чтением рассказа, скажем, что это «Попрыгунья», попросим сравнить Ольгу Дымову и Софью Кувшинникову.

Много нового можно узнать и о личности автора из жизненных историй его героев. Так, благополучный Тургенев раскроет свою долго не заживавшую сердечную рану – девушку «с тонким профилем беленького лица» и неблагозвучным именем Феоктиста. Образ Фенечки в романе «Отцы и дети» во многом срисован с неё. История их отношений помогает нам приблизить автора, глубже понять и, естественно, заинтересовать ученика. Это не будут «жареные факты», нет! – это будет проникновение в судьбу и даже в душу великого писателя, который любил и страдал, как обыкновенный человек.

Иногда (конечно, в редких случаях) мы находим истоки лучших художественных образов в жизни самого автора. А.Р.Беляев– одиниз самых популярных писателей-фантастов. Жестокая болезнь на долгие годы приковала его к постели, невыносимые муки испытывал он днём и ночью. А пережить всё это помогли его фантазия, его талант: чтобы обрести силу жить, он создал образы четырёхлетнего мальчика Ариэля и хозяина морских глубин Ихтиандра, и умеющего проходить сквозь стену профессора Вагнера, и многих других замечательных персонажей, способных совершать так необходимые человечеству чудеса.

С большим интересом прочитал я книжку журналиста Романа Белоусова «Герои до встречи с писателем». Особенно ценным оказался материал о Даниэле Дефо. Очень обидно, что любимая многими поколениями история Робинзона Крузо сегодняшнему юному читателю кажется скучной. Пробую оживить её сопоставлением с жизненной основой – судьбойАлександераСéлькирка. Он прожил на необитаемом острове всего 4 года – ане 28, как Робинзон, – но сколько страданий он перенёс! Самое страшное – тоскупо человеческому общению – онсумел победить благодаря терпению, трудолюбию, предприимчивости. И вот вечно верный урок: не отчаиваться ни в какой ситуации, помнить о своём достоинстве и о великой роли труда. Ведь когда-то необитаемый, а потом обжитый, приспособленный к нуждам человека остров – этои есть вся наша Земля.

Я думаю, что очень важная составляющая в воспитании любви к чтению – это моя собственная к нему любовь. Она не может не ощущаться учениками. Художественное совершенство и глубина содержания наших программных произведений восхищают меня сейчас, не меньше чем в юности. Много раз перечитанные, эти книги становятся всё дороже, мудрее, полезней. А знакомство с прототипами героев делает их интересней, ближе к истории страны и к судьбам авторов.

Замечательное это дело – чтение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы МБОУ «СОШ № 33» города Читы по развитию социального партнёрства

В статье рассматривается вопрос о том, что в условиях изменившихся требований к качеству подготовки выпускников, образовательные учреждения оказываются вовлечёнными в новый характер отношений учрежден...

Я хочу быть полезен тебе – мой город!( из опыта работы)

Многие люди порой даже не задумываются о проблемах инвалидов. Гораздо легче пройти мимо, не задумываясь о том, как они живут, работают ли? С какими проблемами сталкиваются в семье и обществе? Возможно...

Зачетные формы организации тематического контроля знаний учащихся. ( Хочу поделиться опытом работы) Учитель МОУ « ООШ № 10» Шепелева А.Б.

Важное звено учебного процесса в проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся – тематический  зачет....

Обобщение опыта работы по литературе УМК под редакцией Р.Н. Бунеева " Школа 2100" статья "Читать значит мыслить"

Статья из опыта работы  опубликована  в сборнике материалов региональной научно-практической  конференции ВИПКРО  по теме:  "Профилизация школьного языкового и литератур...

Работа по проекту «Читаем книги на языке оригинала» (из опыта работы)

В данной статье речь пойдёт об опыте работы над интегрированным проектом "Читаем книги на языке оригинала",в ходе которого учащиеся не только знакомились с литературой англоязычных стран и у...