Коммуникативная компетенция учителя, практическое применение на уроках
статья по литературе (9, 10, 11 класс)

Белова Людмила Ивановна

В статье отражен опыт применения коммуникативной компетенции учителя на уроке литературы в 10 классе и использования методов научения учащихся грамотной культурной коммуникации.
Открытый урок, продемонстрированный на площадке XI Петербургского  международного образовательного форума, позволил сформулировать несколько практических советов, как применять коммуникативную компетенцию на каждом уроке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная компетенция учителя,

практическое применение на уроках

Предлагаю Вашему вниманию опыт применения коммуникативной компетенции учителя на уроке литературы в 10 классе и использования методов научения учащихся грамотной культурной коммуникации. Открытый урок, продемонстрированный на площадке XI Петербургского  международного образовательного форума, позволил сформулировать несколько практических советов, как применять коммуникативную компетенцию на каждом уроке. 

Урок литературы в 10 классе. Количество учеников на уроке – 28.

Уровень подготовленности классного коллектива – высокий. Уровень изучения предмета  – углубленный.

Тема урока: В чём счастье Наташи Ростовой? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).  

Продолжительность: 2 часа,  уроки 12-13 (из 25-ти  по Программе изучения романа).

Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма: урок-диспут.

  1. Начало урока. Организационный этап. Этап целеполагания.

На этапе приветствия и целеполагания важен эмоциональный настрой, который исходит от учителя. Мы обсуждает (определяем) тему урока, подчеркиваем актуальность изучаемого, правила сотрудничества (урок-диспут, озвучиваются правила, готовность  к совместной исследовательской работе. Важно в самом начале продемонстрировать позитив  от первых успешных ответов.  

СОВЕТ: Создание благоприятной обстановки, настраивающей на работу – задача коммуникативной компетенции учителя.

  1.  Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Мы выбрали групповую работу по типу «Пила». Разделили роли. Каждый ученик – эксперт в своем эпизоде (2 том романа Толстого, выбранные эпизоды позволяют понять, была ли счастлива героиня в этот момент и почему).

СОВЕТ: успех коммуникации - в четкости поставленных задач, понимании каждым своей роли.  

  1. Этап актуализации, обобщения и систематизации знаний. В процессе обсуждения в группах учитель использует различные методики  коммуникативного взаимодействия с детьми:

 «Тренер» (вдохновитель групповых усилий – в группах с высокой и средней скоростью организации),

«Менеджер» (обсуждение с каждым смысла поставленной задачи - в группах с невысокой скоростью организации),

«Сократ» (провокатор дискуссии, подогревает спор наводящими вопросами – в группах с ярко выраженным лидером).

СОВЕТ: будьте  непосредственный участником диспута, так вы сможете предупредить  возможные конфликтные ситуации или произвести их рефлексию.

  1. Этап  применения знаний и умений в новой ситуации.

Здесь применен элемент работы малых групп (встретились эксперты из разных групп (принцип «найди своего» - у них одинаковые эпизоды) для обмена мнением по проблемному вопросу).

СОВЕТ: Учитель не должен забывать, что его обучающиеся - представители века высоких технологий, где основным инструментом общения является Интернет. Обратите внимание на позитивный настрой общения, уважительный тон, умение слушать и вовремя говорить. (После работы в больших группах дети лучше  выстраивают диалог, к ним приходит понимание, что без непосредственного живого общения жизнь невозможна).

  1. Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Группы подводят итоги работы, формируют собственный вывод, готовятся к выступлению и аргументации позиции, выступают.

СОВЕТ:  В рабочую карту учащихся надо заранее включить не только предметный результат, но и коммуникативный: уровень самостоятельности, уважения друг к другу, слаженности работы в больших и малых группах (доброжелательный тон обсуждения, негромкие голоса в процессе обсуждения и т.п.)  Это позволит учителю увидеть результат не только этой групповой работы, но и в целом состояние свой коммуникативной компетенции, а детям – контролировать эмоции, научиться культуре общения, важная часть которого – уважение друг к другу.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

В конце урока мы сформулировали ответ на вопрос, в чем счастье Наташи Ростовой, подвели итоги урока, я поставила отметки, с учётом анализа Рабочих карт. Последний этап работы в Рабочей карте назывался: «А напоследок я скажу». Школьникам предлагалось последовательно ответить на три вопроса: Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)? Что не оправдалось и почему? Мои и наши перспективы?

СОВЕТ: При подведении итогов, обсуждении и фиксации уровня достигнутых целей роль учителя – создать ситуацию для анализа, используя способы позитивного эмоционального воздействия на учащихся. Вооружитесь опытом педагогического сообщества или придумайте свой способ правильного подведения к ситуации анализа. Прекрасно настраивает на анализ интерактивный фон (так называемая эмоциональная рефлексия: изображения, игра рук, стихотворения, сигнальные карточки и т.д.).  На уроках литературы хорошо работает музыкальное сопровождение. Для романа Толстого «Война и мир» я беру отрывки из оперы Сергея Прокофьева.

Важность овладения учителем коммуникативной компетенции понимает каждый современный педагог. Мы готовим детей к жизни, поэтому сами должны в полной мере обладать навыками грамотного общения. Дети ещё до окончания школы должны осознать, что в основе коммуникативной культуры общества лежит культура каждой личности, отражающаяся в стиле поведения, деятельности и взаимодействии. Поэтому работа на уроках над коммуникативной культурой является необходимым условием успешной реализации личности.

Мы, учителя, можем научить детей главному – чувствовать радость от общения с другими людьми, понимать, что в приятное общество можно не только попасть, что оно и создается самими людьми. Прав был Антуан де Сент-Экзюпери, сказав: «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения».

Тёплого Вам общения в приятной компании Ваших образованных и талантливых учеников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование коммуникативной компетенции учеников среднего звена на уроках русского языка"

Внедрение коммуникативно-деятельностного подхода в обучении русскому языку. Учитель сотрудничает с учеником, но на первый план выдвигается ученик....

Формирование коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает  учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые ум...

Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка

Проектная деятельность - возможный вид деятельности , позволяющий оценить знания учащихся и рувидеть творческий потенциал....

Презентация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС"

Описываются технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС...

Развитие коммуникативной компетенции при обучении лексике на уроке иностранного языка

Аннотация: в статье описываются современные пути и способы развития коммуникативной компетенции при обучении лексике иностранного языка. Характеризуются основные упражнения на развитие языковой догадк...

Обобщение опыта по теме "Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через применение личностно-ориентированного подхода к обучению на занятиях по иностранному языку"

Для современной жизни, при убыстрении социальных ритмов и нарастании объёма информации, интенсификации социальных и профессиональных контактов между отдельными людьми, социальными группами и профессио...

Применение ПОПС метода для развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках английского языка

Обзор одного из интерактивных методов развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка...