Рабочая программа
рабочая программа по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРА»
7 класс
Автор (составитель): Назимова Л.Г.
2020– 2021 учебный год
Планируемые результаты изучения предмета «Литература» 7 класс по ФГОС
УМК Чертова В.Ф.
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные | Личностные | |||
Ученик научится | Получит возможность научиться | Ученик научится | Получит возможность научиться | Ученик научится | Получит возможность научиться | |
Древнерусская литература | выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере; определять | выбирать произведения для самостоятельного чтения;выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»; пересказывать используя в своей речи художественные приёмы, характерные для жанра древнерусской литературы | владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); | перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями, справочниками;строить рассуждения. | понимать чувство прекрасного:умение чувство прекрасного – умение чувствовать красоту речи | стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; . |
Классические сюжеты в мировой литературе | понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства; | Видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; | владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным; перерабатывать и преобразовывать информацию | пользоваться словарями, справочниками;строить рассуждения. | понимать чувство прекрасного:умение чувство прекрасного умение чувствовать красоту речи | устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении |
Русская литература 18 века | самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; | осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, | перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицусхему); | работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; | понимать чувство прекрасного:умение чувство прекрасного – умение чувствовать красоту речи | потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. |
Практикумы | самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых; | самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;самостоятельно составлять план решения учебной проблемы | составлять план, таблицу,схему); | владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); | понимать чувство прекрасного:умение чувство прекрасного ;умение чувствовать красоту речи | устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении |
Русская литература 19 века | осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретироватьпрочитанное, отбирать произведения для чтения. | создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и еговоплощение в других искусствах; | владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); | перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую | понимать чувство прекрасного:умение чувство прекрасного – умение чувствовать красоту речи | создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание |
Русская литература 20 века | выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность произведений для читателей | создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; | владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); | формировать собственные ценностные ориентации; | понимать чувство прекрасного:умение чувство прекрасного:умение чувствовать красоту речи | создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание |
Сочинения | самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; | видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функциюсопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; | владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); перерабатывать и | преобразовывать информацию из одной формы в другую | понимать чувство прекрасного:умение чувство прекрасного ;умение чувствовать красоту речи | создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание |
Зарубежная литература | понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать. | отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства; определять для себя цели | владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным; | излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; | уметь формулировать собственное мнение контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; |
Календарно- тематическое планирование предмета «Литература» 68 часов. УМК. Чертова В.Ф. 7 класс
Тематическое планирование по литературе
ФГОС
7 класс. УМК Чертов В.Ф.
Разделы, темы | Количество часов | Календарные сроки | |
план | факт | ||
Введение | 1 | ||
Древнерусская литература | 1 | ||
Классические сюжеты в мировой литературе | 4 | ||
Русская литература XVIII века | 5 | ||
Русская литература XIX века | 28 | ||
Русская литература XX века | 19 | ||
Зарубежная литература | 11 | ||
Итоговый урок | 1 |
Содержание учебного предмета «Литература» по ФГОС
7 класс. УМК Чертов В.Ф.
Разделы.Темы | Количество часов | Краткое содержание |
Введение«СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ» | 1 | Образ события в литературном произведении. Историческая и биографическая основа художественного изображения события. Протособытие и сюжет. Реальные и фантастические сюжеты. «Вечные» сюжеты и «бродячие» сюжеты. Эпизоды (или сцены) как фрагменты общей картины жизни. Сюжетная линия как цепь эпизодов. Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Воссоздание в сюжете жизненных противоречий, устойчиво конфликтного состояния мира. |
Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха» | 1 | Художественный образ и личность Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и композиции «Поучения». События и размышления о жизни как отражение жизненной позиции правителя и человека. Конфликт Мономаха с братьями. Хроника дружинных походов. Письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Переплетение конкретно-исторического и общечеловеческого в сюжете «Поучения». Публицистический пафос произведения. Особенности языка. |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ | 4 |
|
М. СЕРВАНТЕС Роман «Дон Кихот» (фрагменты | «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. Конфликт иллюзии и реальной | |
У. ШЕКСПИР | Трагедия «Ромео и Джульетта». | |
Русская литература XIX века | 28 | |
А.С.Пушкин Слово о поэте. Повесть «Станционный смотритель» | Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы свободы и плена, добра и зла. Влияние фольклорной традиции. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей. Роль антитезы в композиции. Символические образы. Особенности ритмики, метрики и строфики стихотворений. | |
М.ЮЛермонтов Стихотворения «Три пальмы», «Тучи». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Своеобразие лирического сюжета. Пушкинские темы, мотивы и образы в стихотворениях. Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения. Событие в биографии поэта как основа создания художественной картины жизни. Образ дисгармоничного мира и образ лирического героя, утратившего душевную гармонию. Образы-символы в стихотворениях. | |
«ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТА И ЕГО СВЯЗИ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
| Обобщение сведений о сюжете как организующем начале в эпических, драматических и лироэпических произведениях. Своеобразие лирического сюжета. Традиционные и нетрадиционные сюжетные модели. «Вечные» и «бродячие» сюжеты. Проблематика произведения (философская, социальная, нравственная) и ее воплощение в сюжете. Примерный план характеристики сюжета литературного произведения. Подготовка к устным сообщениям об особенностях сюжета в одном из ранее изученных или самостоятельно прочитанных произведений. | |
Н. В. ГОГОЛЬ | Историческая основа повести. Картины природы и картины народной жизни. Изображение героического характера, сильных, мужественных защитников Отечества. Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести. Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев. Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характера. Смысл финала повести. | |
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
| Обобщение знаний об эпизоде как элементе сюжета. Закрепление навыка выделения основных эпизодов в произведении, выбора заглавия к ним. Примерный план анализа эпизода эпического произведения. Подготовка к написанию сочинения по анализу одного из кульминационных эпизодов в ранее изученном произведении | |
И. С. ТУРГЕНЕВ. | Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ охотника. Картины русской жизни и русской природы в рассказах. Мастерство пейзажной живописи. Сочетание эпического и лирического начал в произведениях. | |
Ф. И. ТЮТЧЕВ. | Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Природные образы и средства их создания. Особенности сюжета в лирических произведениях. | |
А. А. ФЕТ «Кот поет, глаза прищуря...», «На дворе не слышно вьюги...», «Вечер | Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. Традиции балладного сюжета в стихотворении «На дворе не слышно вьюги...». | |
«ПЕЙЗАЖ В ЭПИЧЕСКОМ И ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» | Обобщение знаний о функциях пейзажа в литературе. Пейзаж как неотъемлемая часть национального образа мира. Сюжетно-композиционная роль пейзажа. Разнообразие картин природы в эпических и лирических произведениях. Символическое значение природных образов. Средства создания пейзажных картин. Примерный план анализа литературного пейзажа (на материале ранее изученных эпических и лирических произведений). Подготовка к написанию сочинения по анализу пейзажа в одном из произведений. | |
Н. А. НЕКРАСОВ Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). | Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости. Образ русской крестьянки. Тема нелегкой судьбы русской женщины. Эпическое начало в лирике Некрасова. Особенности языка. Развитие фольклорных традиций в стихотворениях. | |
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве». | Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Сочетание фольклорных традиций и традиций литературной сказки. Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пороков. Проблема взаимоотношений народа и власти. Изображение народного характера. Авторская позиция и способы ее выражения. Художественная функция гротеска и эзопова языка. | |
А. П. ЧЕХОВ Слово о писателе.Рассказ «Смерть чиновника Маска». ». | Смысл названия рассказа. Особенности сюжета и композиции. Прием повтора. Способы выражения авторской позиции. Роль художественной детали в рассказе. Смысл финала. | |
«ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ | Обобщение сведений о трагическом и комическом. Трагический конфликт в эпических, лирических и драматических произведениях (на материале ранее изученного). Виды комического. Сатирический и несатирический комизм. Сочетание трагического и комического в литературном произведении как отражение противоречивой картины жизни. Подготовка сообщений о формах проявления комического (сатира, юмор, ирония, остроумие, каламбур, пародирование) в отдельных эпизодах драматических произведений (на материале классного и внеклассного чтения | |
Русская литература XX века | 19 | |
Жанр новеллы в зарубежной литературе П. Мериме «Маттео Фальконе»Э. А. По | 11 | Становление новеллы как жанра в европейской литературе. Жанровые признаки новеллы. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия и строгость построения. Новелла и рассказ как малые эпические жанры. |
СЮЖЕТ В ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ» | Использование научного метода в создании гипотетических ситуаций, картин «вероятностного мира», возможной действительности в произведениях научной фантастики. Традиции прогностической и социально-философской фантастики. Фэнтези как особый вид фантастической литературы. Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности. Сюжет как | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА | 19 | |
И. А. БУНИН Слово о писателе. | Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. Счастье и горе, праздники и будни в жизни главного героя. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Символический смысл названия. | |
А. И. КУПРИН Слово о писателе. | Особенности сюжета рассказа. Неожиданно возникший конфликт и остроумное его разрешение. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе. Авторская позиция. | |
В. В. МАЯКОВСКИЙ Слово о поэте. | Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения. Жизнеподобие и фантастика в произведении. Лирический герой и средства создания его образа. Смысл основной метафоры произведения. Особая функция необычного диалога. Ритмическая организация. Особенности языка. Словотворчество Маяковского. | |
А. А. АХМАТОВА Слово о поэте. | Историческая и биографическая основа стихотворений. События военного времени в восприятии поэта. Патриотическая тема в стихотворениях о войне. Фольклорные традиции. Особенности языка, строфики и ритмики. | |
Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ Слово о поэте. | Развитие традиций русской классической литературы в творчестве поэта. Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика стихотворений. Трагические события в истории человечества и их отражение в произведениях поэта. | |
ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» | Обобщение сведений об изобразительно-выразительных средствах. Выявление в поэтическом тексте тропов (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет и др.) и фигур (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос и др.) и объяснение их художественной функции. Анализ особенностей языка художественного произведения (на материале лирического стихотворения). | |
М. А. ШОЛОХОВ Слово о писателе. | Изображение трагедии народа в военные годы. Судьба народа и судьба отдельного человека. Смысл названия рассказа. Истории Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени. Образ простого русского человека, труженика и воина. Андрей Соколов как цельный характер. События в биографии героя. Проблема нравственного выбора в рассказе. Особенности композиции произведения. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин весенней природы. | |
В. М. ШУКШИН Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Чудик | Своеобразие шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей. Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного. Мастерство писателя в построении диалога. | |
РЕЦЕНЗИЯ | Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Виды рецензий. Чтение фрагментов из рецензий на известные учащимся литературные произведения, театральные постановки (или кинофильмы). Обсуждение примерного плана рецензии на одну из новинок художественной литературы. Подготовка к написанию рецензии. |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литература» 7 класс УМК Чертов В.Ф.
№ | Раздел. Тема урока Введение | Количество часов | Основные виды деятельности учащихся | Календарные сроки | |
План | Факт | ||||
1 | Вводный урок "Сюжет как метафора жизни". | 1 | Читать вступительную статью учебника. Размышлять о сюжете и особенностях его построения. Отвечать на вопросы. Приводить примеры из жизни и литературы на заданную тему. | ||
Древнерусская литература | 1 | ||||
2 | "Поучение" Владимира Мономаха. | 1 | Выразительно читать фрагменты памятника. | ||
Переплетение | Рассказывать о личности и | ||||
конкретно- | времени Владимира Мономаха. | ||||
исторического и | Повторять сведения по теории | ||||
общечеловеческого в | литературы. Объяснять | ||||
сюжете "Поучения". | значения устаревших слов. | ||||
Обсуждать в группах образ | |||||
Мономаха. Отвечать на вопросы | |||||
по тексту и на основе | |||||
иллюстраций к памятнику. | |||||
Классические сюжеты в мировой литературе | 4 | ||||
3 | Роман Сервантеса "Дон Кихот" | 1 | Готовить сообщения о фактах биографии и творчества. Читать | ||
(фрагменты). Роман | статью учебника. Отвечать на | ||||
Сервантеса и рыцарские | вопросы. Читать и | ||||
романы. "Вечный" | комментировать текст. | ||||
сюжет о подвиге во имя | Обмениваться впечатлениями о | ||||
прекрасной дамы. | прочитанном. Представлять | ||||
презентации, слайд-шоу, другой | |||||
иллюстративный материал. | |||||
4 | Дон Кихот как "вечный" образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. | 1 | Перечитывать и анализировать фрагменты текста. Обсуждать иллюстрации и комментарии к прочитанному. Рассказывать о герое с использованием цитат текста. Формулировать выводы в группах по заданной проблеме. Отвечать на вопросы. | ||
5 | Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта". "Вечная " тема любви в | 1 | Готовить сообщения о фактах биографии и творчества. Читать статью учебника. Отвечать на |
трагедии. Основной конфликт. | вопросы. Читать и комментировать текст. Обмениваться впечатлениями о прочитанном. Представлять презентации, слайд-шоу, другой иллюстративный материал. | ||||
6 | Образы Ромео и Джульетты как "вечные" образы. Смысл финала трагедии. | 1 | Перечитывать и анализировать фрагменты текста. Обсуждать иллюстрации и комментарии к прочитанному. Рассказывать о герое с использованием цитат текста. Формулировать выводы в группах по заданной проблеме. Отвечать на вопросы. | ||
Русская литература XVIII века | 5 | ||||
7 | Комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль". История создания комедии. Сатирическая направленность комедии. | 1 | Готовить сообщения о фактах биографии и творчества. Читать статью учебника. Отвечать на вопросы. Анализировать список действующих лиц. Читать и комментировать фрагменты комедии. | ||
8 | Положительные герои комедии и их конфликт с миром простаковых и скотининых. | 2 | Читать по ролям. Делать записи в тетрадях. Формулировать выводы об особенностях конфликта в пьесе. Устно рассказывать о персонаже. Составлять план рассказа о персонаже. Работать со справочной литературой и поисковыми системами в Интернете. | ||
9 | Социальная и нравственная проблематика комедии "Недоросль". Смысл финала комедии. | 1 | Выявлять характерные черты трагического и комического в литературе, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического и комического в искусстве. Работать в группах по заданной проблеме. Выполнять творческую работу. | ||
10 | Практикум. Конфликт в литературном произведении. | 1 | Делать записи в тетрадях (конспектировать). Работать с литературоведческими словарями. Читать статьи учебника. Работать в группе. Оформлять план характеристики конфликта в литературном произведении. Готовить устную и письменную характеристику конфликта по плану. Приводить примеры произведений с разными |
видами конфликта. | |||||
Русская литература XIX века | 28 | ||||
11 | А. С. Пушкин. Стихотворение "Туча". Своеобразие сюжета. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей. | 1 | Готовить презентацию о пушкинских местах. Подбирать примеры образов русской деревни, русской жизни из произведений поэта. | ||
12 | Стихотворения "Узник", "Анчар". Темы свободы и плена, добра и зла. Роль антитезы в композиции. | 1 | Выразительно читать и анализировать стихотворения. Описывать картины, изображенные в стихотворениях. Читать стихотворения наизусть. | ||
13 | Повесть А. С. Пушкина "Станционный смотритель". Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести. | 1 | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Отвечать на вопросы. Сопоставлять притчу и сюжет повести. | ||
14 | Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека" в русской литературе. Образ повествователя. | 1 | Перечитывать эпизоды. Писать работу исследовательского характера. Искать информацию в справочной литературе и на сайтах Интернета. Составлять план повести. | ||
15 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения "Три пальмы", "Тучи". Тема свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения. | 1 | Сравнивать биографии и судьбы двух поэтов. Готовить сообщение по биографическому материалу. Рассказывать о своих чувствах, навеянных произведениями. Обсуждать иллюстрации. Анализировать образы. Учить стихотворение наизусть. | ||
16 | М. Ю. Лермонтов. Поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Своеобразие сюжета, его историческая основа. Картины русского быта. | 1 | Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями. | ||
17 | Нравственная проблематика поэмы. Особенности конфликта в "Песне…" | 1 | Обращаться к истории и времени создания произведения. Письменно описывать портрет героя в поэме. Проводить сопоставительный анализ |
образов. Составлять план сочинения. | |||||
18 | Практикум. Характеристика сюжета и его связи с проблематикой произведения. | 1 | Выполнять практические задания, связанные с характеристикой сюжета. Выявлять проблематику произведений. Сопоставлять сюжеты различных видов. Читать разделы учебника. Делать записи в тетрадях. Готовить устную характеристику сюжета произведения. | ||
19 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Историческая основа повести "Тарас Бульба". | 1 | Готовить сообщения о фактах биографии и творчества. Читать статью учебника. Отвечать на вопросы. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. | ||
20 | Образ Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев. | 2 | Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке и решении существенно значимых проблем. Составлять сопоставительную характеристику героев повести. Характеризовать персонаж. | ||
21 | Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. | 1 | Обсуждать иллюстрации и цитатный план рассказа о герое. Работать в группах при обсуждении вариантов характеристики собирательного образа. Характеризовать персонаж. | ||
22 | Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести. | 1 | Выступать с отчетами о проделанной самостоятельной работе. Сопоставлять фрагменты повести и кинофрагменты. | ||
23 | Смысл финала повести "Тарас Бульба". Письменный ответ на вопрос об основном конфликте повести. | 1 | Устно пересказывать эпизоды. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос. Выполнять письменную работу. | ||
24 | Практикум. Анализ эпического произведения. | 1 | Обсуждать основные этапы анализа эпизода. Читать образцы анализа эпизода. Определять взаимосвязь сюжета и эпизода. Готовить письменный анализ одного из |
эпизодов стихотворения. | |||||
25 | И. С. Тургенев. Слово о писателе. Биографическая основа рассказов. История создания цикла "Записки охотника". Образ охотника. | 1 | Готовить сообщения о фактах биографии и творчества. Работать с учебником. Отвечать на вопросы. Читать фрагменты рассказа. Подбирать высказывания о писателе. Комментировать цитаты. Проводить обсуждение в группе. | ||
26 | Мастерство в изображении жизни народа. Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным. Рассказ "Живые мощи". | 1 | Наблюдать и анализировать чувства рассказчика. Готовить устный рассказ о героине. Выступать с сообщением на основе дополнительной литературы и ресурсов Интернета. Объяснять роль деталей и символов. | ||
27 | Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Лес и степь". Роль пейзажа в рассказе. | 1 | Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Формулировать художественную идею рассказа. Определять роль пейзажа в произведении. | ||
28 | Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения "Фонтан", "Еще земли печален вид…", "Неохотно и несмело…" Философская проблематика стихотворений. | 1 | Описывать образы, используя устное словесное рисование. Выразительно читать стихотворения. Обсуждать и комментировать иллюстрации. Учить стихотворение наизусть. | ||
29 | А. А. Фет. Слово о поэте. Стихотворения "Кот поет, глаза прищуря…", "На дворе не слышно вьюги...", "Вечер". Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. | 1 | Готовить устные сообщения. Отвечать на вопросы. Выразительно читать стихотворения. Обсуждать проблемные вопросы о назначении и роли поэзии, связи лирической поэзии философии. Учить стихотворение наизусть. | ||
30 | Практикум. Пейзаж в эпическом и лирическом произведении. | 1 | Объяснять значения терминов в литературоведении по заданной теме. Читать и анализировать фрагменты произведений. Составлять таблицу. Обсуждать план анализа пейзажа в литературном произведении. |
Приводить примеры пейзажных зарисовок, анализировать их. | |||||
31 | Н. А. Некрасов. | 1 | Конспектировать лекцию о | ||
Стихотворение "В | творчестве поэта, читать и | ||||
полном разгаре страда | комментировать стихотворение. | ||||
деревенская…" | Выделять изобразительно- | ||||
Изображение народных | выразительные средства языка. | ||||
характеров. Проблема | Отмечать близость | ||||
социальной | стихотворения поэта и | ||||
несправедливости. | фольклорных произведений. | ||||
Наблюдать за особенностями | |||||
лексики. Объяснять смысл | |||||
отдельных строк в | |||||
стихотворении. | |||||
32 | Поэма "Русские | 1 | Готовить устные сообщения об | ||
женщины" ("Княгиня | исторической основе поэмы, | ||||
Трубецкая"). | прототипе одной из её героинь. | ||||
Историческая основа | Выразительно читать | ||||
сюжета поэмы. Образ | фрагменты поэмы. Отвечать на | ||||
русской дворянки и | вопросы. Определять роль | ||||
средства его создания. | эпизода в поэме. Искать | ||||
Социальная и | описание героев в тексте. | ||||
нравственная | Составлять литературно- | ||||
проблематика | музыкальную композицию. | ||||
произведения. | |||||
33 | М. Е. Салтыков- | 1 | Готовить развернутый устный | ||
Щедрин. Сказка | ответ, подбирать необходимые | ||||
"Повесть о том, как | факты при рассказе о жизни и | ||||
один мужик двух | творчестве поэта, об истории | ||||
генералов прокормил". | создания произведения. Давать | ||||
Особенности | жанровую характеристику | ||||
сказочного сюжета. | изучаемого литературного | ||||
Социальная и | произведения. Читать и | ||||
нравственная | комментировать сказку. | ||||
проблематика сказок. | Отвечать на вопросы. Готовить | ||||
устные сообщения, | |||||
характеристики эпизодов. | |||||
Пересказывать эпизоды текста. | |||||
Выделять и объяснять роль | |||||
художественных деталей. | |||||
34 | Сказка "Премудрый | 1 | Читать и комментировать | ||
пискарь". Своеобразное | сказку. Отвечать на вопросы. | ||||
художественное | Готовить устные сообщения, | ||||
осмысление проблем | характеристики эпизодов. | ||||
российской | Пересказывать эпизоды текста. | ||||
действительности. | Выделять в иллюстрациях | ||||
Художественная | черты гротескного | ||||
функция гротеска и | изображения. Подбирать | ||||
эзопова языка. | примеры. Писать отзыв по | ||||
сказке. Комментировать | |||||
название. | |||||
35 | А. П. Чехов. Рассказ "Смерть чиновника". Смысл названия | 1 | Самостоятельно читать статью учебника. Записывать высказывания писателя. |
рассказа. Особенности сюжета и композиции. | Готовить презентацию о сюжетах и героях произведения. Читать рассказы. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | ||||
36 | А. П. Чехов. Рассказ "Смерть чиновника". Осмеяние трусости и угодничества. | 1 | Выявлять признаки комической ситуации. Делать выводы об идейно-художественном своеобразии рассказа. Уточнять значения слов и выражений. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Письменно отвечать на вопросы о смысле финала рассказа. | ||
37 | А. П. Чехов. Рассказ "Маска". Роль художественной детали в рассказе. Авторская позиция и юмор в рассказе (грустный юмор рассказа). | 1 | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно- эмоциональное содержание. Читать по ролям рассказы писателя. Смотреть и обсуждать фрагменты кинофильмов по рассказам. Комментировать фрагменты текста. Писать рецензию на экранизацию одного из рассказов. | ||
Русская литература XX века | 19 | ||||
38 | И. С. Шмелев "Страх". Образ исторического события в литературном произведении. Герои и прототипы. | 1 | Читать статьи учебника. Описывать репродукции картин. Читать и анализировать текст. Писать отзыв о писателе на основе документального фильма о нем. Формулировать проблемные вопросы по тексту. Самостоятельно комментировать текст. Делать выводы об авторской позиции и изображении исторического события в литературе. Составлять тезисы лекции. Сопоставлять творческую манеру писателей. Подбирать примеры репродукций, кинофильмов по теме. | ||
39 | Е. И. Замятин | 1 | Читать статьи учебника. |
"Дракон". Образ | Описывать репродукции | ||||
исторического события | картин. Читать и анализировать | ||||
в литературном | текст. Писать отзыв о писателе | ||||
произведении. | на основе документального | ||||
Соединение вымысла и | фильма о нем. Формулировать | ||||
правдоподобия, | проблемные вопросы по тексту. | ||||
достоверности и | Самостоятельно | ||||
художественной | комментировать текст. Делать | ||||
условности. | выводы об авторской позиции и | ||||
изображении исторического | |||||
события в литературе. | |||||
Составлять тезисы лекции. | |||||
Сопоставлять творческую | |||||
манеру писателей. Подбирать | |||||
примеры репродукций, | |||||
кинофильмов по теме. | |||||
40 | А. А. Фадеев "Разгром" | 1 | Читать статьи учебника. | ||
(фрагменты). Образ | Описывать репродукции | ||||
исторического события | картин. Читать и анализировать | ||||
в литературном | текст. Писать отзыв о писателе | ||||
произведении. История | на основе документального | ||||
в восприятии и оценке | фильма о нем. Формулировать | ||||
автора и героев. | проблемные вопросы по тексту. | ||||
Самостоятельно | |||||
комментировать текст. Делать | |||||
выводы об авторской позиции и | |||||
изображении исторического | |||||
события в литературе. | |||||
Составлять тезисы лекции. | |||||
Сопоставлять творческую | |||||
манеру писателей. Подбирать | |||||
примеры репродукций, | |||||
кинофильмов по теме. | |||||
41 | И. А. Бунин "Подснежник". | 1 | Сопоставлять историческую основу и сюжет рассказа. | ||
Историческая основа | Готовить устное сообщение о | ||||
произведения. Тема | биографии и творчестве | ||||
прошлого России в | писателя. Сравнивать | ||||
рассказе. | изображение в живописи и | ||||
литературе. Отвечать на | |||||
вопросы. Составлять | |||||
презентацию по теме. | |||||
Подбирать материал для | |||||
краткой и полной | |||||
характеристики героя. | |||||
Характеризовать героев. | |||||
42 | А. И. Куприн "Куст | 1 | Готовить сообщение на основе | ||
сирени". Особенности | использования дополнительного | ||||
сюжета рассказа. | материала. Выражать | ||||
Жизнерадостное | впечатление о прочитанном. | ||||
настроение и | Наблюдать за изменением в | ||||
жизнеутверждающее | настроениях героев. Соотносить | ||||
начало в рассказе. | название текста с его сюжетом. | ||||
Самостоятельно читать |
рассказы писателя. Выявлять признаки комического в тексте. Создавать письменную работу в жанре сочинения. | |||||
43 | В. В. Маяковский | 1 | Выразительно читать | ||
"Необычайное | стихотворение. Отвечать на | ||||
приключение, бывшее с | вопросы. Отмечать | ||||
Владимиром | художественное своеобразие | ||||
Маяковским летом на | текста. Выписывать из | ||||
даче". Своеобразное | стихотворения слова на | ||||
решение темы | заданную тему. Составлять | ||||
назначения поэта и | таблицу. Писать творческую | ||||
поэзии в сюжете и | работу о роли поэзии. Готовить | ||||
образно системе | собственные иллюстрации к | ||||
стихотворения. | стихотворению. Подбирать | ||||
примеры комических | |||||
фрагментов из стихотворений. | |||||
44 | А. А. Ахматова | 1 | Выступать с устными | ||
"Мужество", | сообщениями о поэте. Читать | ||||
"Постучись кулачком - | главы учебника. Выразительно | ||||
я | декламировать стихотворения. | ||||
открою…"Историческая | Наблюдать над особенностями | ||||
и биографическая | ритма в стихотворении. Читать | ||||
основа стихотворений. | стихотворение наизусть. | ||||
Патриотическая тема в | Выписывать изобразительно- | ||||
стихотворениях о | выразительные средства | ||||
войне. | поэтической речи. Описывать | ||||
чувства, эмоциональное | |||||
отношение к стихотворениям. | |||||
45 | Н. А. Заболоцкий. "Я | 1 | Читать статью учебника. | ||
не ищу гармонии в | Работать над выразительностью | ||||
природе…", "В этой | чтения. Отвечать на вопросы. | ||||
роще березовой…", | Подбирать музыкальные и | ||||
"Гроза идет". | живописные иллюстрации к | ||||
Параллелизм | стихотворениям. Работать со | ||||
изображения жизни | словарями синонимов и | ||||
природы и человека. | антонимов. | ||||
Философская | |||||
проблематика | |||||
стихотворений. | |||||
46 | Практикум. Тропы и поэтические фигуры. | 1 | Повторять знания о тропах и поэтических фигурах. Определять художественную функцию изобразительно- выразительных средств. Выполнять практические задания по анализу поэтической речи. Подбирать примеры по теме. Читать главы учебника. Готовить устный рассказ об особенностях использования тропов в лирическом тексте по плану. |
47 | М. А. Шолохов. Рассказ "Судьба человека". Роль портретной детали и картин весенней природы. Изображение трагедии народа в военные годы. | 1 | Подготовить материал заочной экскурсии на основе фотоальбома и ресурсов Интернета. Составлять таблицу по творчеству и биографии писателя. Читать эпизоды рассказа. | ||
48 | Образ простого русского человека, труженика, и воина. События в биографии героя. | 1 | Подбирать описания героя. Объяснять чувства героя. Отвечать на вопросы. Подготовить рассказ об образе. Пересказывать фрагменты рассказа. Составлять план характеристики персонажа. | ||
49 | Проблема нравственного выбора в рассказе "Судьба человека". | 1 | Рассматривать иллюстрации и фрагменты кинофильма. Готовить выразительное чтение и анализ эпизода рассказа. Выявлять авторскую самобытность в постановке общественно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. | ||
50 | Смысл названия рассказа. Истории Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени. | 1 | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно- эмоциональное содержание. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Комментировать композиционное построение рассказа. | ||
51 | Сочинение о биографии литературного героя. | 1 | Создавать творческую работу. Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную тему. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
52 | В. М. Шукшин "Чудик". Своеобразие шукшинских героев- "чудиков", правдоискателей. | 1 | Читать статью учебника. Представлять группой заочную экскурсию по творчеству и биографии писателя. Читать и анализировать фрагменты рассказа. Смотреть и обсуждать фрагменты кинофильмов. |
Отвечать на вопросы. | |||||
53 | В. М. Шукшин "Срезал". Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного. | 1 | Давать общую характеристику художественного мира произведения. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. | ||
54 | Практикум. Рецензия на самостоятельно прочитанное литературное произведение или театральную постановку. Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. | 1 | Анализировать определения рецензии. Читать и комментировать рецензии. Редактировать рецензии. Составлять план рецензии. Подбирать цитаты для рецензии. Создавать творческую работу в жанре рецензии. | ||
Зарубежная литература | 10 | ||||
55 | П. Мериме "Видение Карла XI". Жанровые признаки новеллы. | 1 | Читать статью учебника. Отвечать на вопросы. Читать новеллу. Делиться собственным впечатлением о прочитанном. Выделять черты новеллы как жанра. Прослушивать фрагменты новеллы в аудиформате. Работать со справочной литературой и Интернетом. Комментировать фрагменты новеллы. | ||
56 | Э. А. По "Низвержение Мальстрём". Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия, строгость построения новеллы | 1 | Читать статью учебника. Отвечать на вопросы. Читать новеллу. Делиться собственным впечатлением о прочитанном. Выделять черты новеллы как жанра. Прослушивать фрагменты новеллы в аудиформате. Работать со справочной литературой и Интернетом. Комментировать фрагменты новеллы. | ||
57 | О. Генри "Дары волхвов". Сила любви и преданности. | 1 | Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения. | ||
58 | М. Леблан "Солнечные | 1 | Отвечать на вопросы. Читать |
зайчики". Особый тип построения сюжета в детективах. | фрагменты рассказа, выражать впечатление о прочитанном. Устно пересказывать прочитанное. Смотреть и обсуждать кинофрагменты. Делать устные отзывы о прочитанном произведении. | ||||
59 | А. Кристи "Тайна египетской гробницы". Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий в благополучной развязке. | 1 | Отвечать на вопросы. Читать фрагменты рассказа, выражать впечатление о прочитанном. Устно пересказывать прочитанное. Смотреть и обсуждать кинофрагменты. Делать устные отзывы о прочитанном произведении. | ||
60 | Ж. Сименон. "Показания мальчика из церковного хора". Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. | 1 | Отвечать на вопросы. Читать фрагменты рассказа, выражать впечатление о прочитанном. Устно пересказывать прочитанное. Смотреть и обсуждать кинофрагменты. Делать устные отзывы о прочитанном произведении. | ||
61 | А. К. Дойл "Знак | 1 | Подбирать материал о | ||
четырех". Особый тип | биографии и творчестве | ||||
построения сюжета в | писателя, истории создания | ||||
детективах. Конфликт | произведения, прототипах с | ||||
добра и зла, | использованием справочной | ||||
разрешающийся | литературы и ресурсов | ||||
торжеством добра. | Интернета. Читать осознанно | ||||
художественное произведение, | |||||
эмоционально откликаться на | |||||
прочитанное, выражать личное | |||||
читательское отношение к | |||||
прочитанному. Характеризовать | |||||
отдельный персонаж и средства | |||||
создания его образа. Давать | |||||
жанровую характеристику | |||||
изучаемого литературного | |||||
произведения. | |||||
62 | Г. К. Честертон | 1 | Воспринимать художественную | ||
"Лиловый парик". | условность как специфическую | ||||
Особый тип | характеристику искусства в | ||||
построения сюжета в | различных формах – от | ||||
детективах. Конфликт | правдоподобия до фантастики. | ||||
добра и зла, | Читать осознанно | ||||
разрешающийся | художественное произведение, | ||||
торжеством добра. | эмоционально откликаться на | ||||
прочитанное, выражать личное | |||||
читательское отношение к | |||||
прочитанному. Характеризовать | |||||
сюжет произведения, его | |||||
тематику, проблематику, |
идейно-эмоциональное содержание. | |||||
63 | Дж. Р. Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности. | 1 | Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Характеризовать героев произведения. Составлять план произведения. | ||
64 | А. Азимов "Поющий колокольчик". Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности. | 1 | Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах. Уметь характеризовать идейно- эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов – образов безобразных и низменных. | ||
65 | Р. Шекли "Страж- птица". Фэнтези как особый вид фантастической литературы. Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. | 1 | Читать статьи учебника. Отвечать на вопросы. Читать фрагменты изучаемого произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Определять жанровые разновидности эпических произведений. Сопоставлять персонажей литературного произведения. | ||
66 | Итоговый урок. | 1 | Отвечать на вопросы. Делать записи. | ||
67 | Повторение | 1 | Осмыслять перспективы изучения литературы в следующем году. | ||
68 | Повторение | 1 | Знакомиться с рекомендациями книг для летнего чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...