Рабочая программа
рабочая программа по литературе (7 класс)

Назимова Людмила Георгиевна

Рабочая программа по литературе 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_7_literatura.docx684.52 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ЛИТЕРАТУРА»

7 класс

Автор (составитель): Назимова Л.Г.

2020– 2021  учебный год

Планируемые результаты изучения предмета «Литература» 7 класс по ФГОС

УМК Чертова В.Ф.

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные

Личностные

Ученик научится

Получит возможность научиться

Ученик научится

Получит возможность научиться

Ученик научится

Получит возможность научиться

Древнерусская литература

выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

определять

выбирать произведения для самостоятельного чтения;выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать  используя в своей речи художественные приёмы, характерные для жанра древнерусской литературы

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями, справочниками;строить рассуждения.

понимать чувство прекрасного:умение чувство прекрасного – умение чувствовать красоту речи

стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

.

Классические сюжеты в мировой литературе

понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

Видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным;

перерабатывать и преобразовывать информацию

пользоваться словарями, справочниками;строить рассуждения.

понимать чувство прекрасного:умение чувство прекрасного умение чувствовать красоту речи

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность

в чтении

Русская литература 18 века

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицусхему);

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

понимать чувство прекрасного:умение чувство прекрасного – умение чувствовать красоту речи

потребность в самовыражении через слово;

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Практикумы

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;самостоятельно составлять план решения учебной проблемы

составлять план, таблицу,схему);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

понимать чувство прекрасного:умение чувство прекрасного ;умение чувствовать красоту речи

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность

в чтении

Русская литература 19 века

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретироватьпрочитанное, отбирать произведения для чтения.

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и еговоплощение в других искусствах;

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

понимать чувство прекрасного:умение чувство прекрасного – умение чувствовать красоту речи

создавать

тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание

Русская литература 20 века

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

формировать собственные ценностные ориентации;

понимать чувство прекрасного:умение чувство прекрасного:умение чувствовать красоту речи

создавать

тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание

Сочинения

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функциюсопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и

преобразовывать информацию из одной формы в другую

понимать чувство прекрасного:умение чувство прекрасного ;умение чувствовать красоту речи

создавать

тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание

Зарубежная литература

понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать.

отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным;

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

уметь формулировать собственное мнение

        контроль        и        оказывать        в        сотрудничестве        необходимую взаимопомощь;осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

Календарно- тематическое планирование предмета «Литература» 68 часов. УМК. Чертова В.Ф. 7 класс

Раздел. Тема урока

Введение

Количество

часов

1

1.

Вводный урок "Сюжет как метафора жизни".

1

Древнерусская литература

1

2.

"Поучение" Владимира Мономаха. Переплетение конкретно-исторического и общечеловеческого в сюжете "Поучения".

1

Классические сюжеты в мировой литературе

4

3.

Роман  Сервантеса "Дон Кихот" (фрагменты). Роман Сервантеса и рыцарские романы. "Вечный" сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы.

1

4.

Дон Кихот как "вечный" образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала.

1

5.

Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта". "Вечная " тема любви в трагедии. Основной конфликт.

1

6.

Образы Ромео и Джульетты как "вечные" образы. Смысл финала трагедии.

1

Русская литература XVIII века

5

7.

Комедия

Д. И. Фонвизина "Недоросль". История создания комедии. Сатирическая направленность комедии.

1

8-9.

Положительные герои комедии

1

 Конфликт положительных героев с миром простаковых и скотининых.

1

10.

Социальная и нравственная проблематика комедии "Недоросль". Смысл финала комедии.

1

11.

Практикум. Конфликт в литературном произведении.

1

Русская литература XIX века

28

12.

А. С. Пушкин. Стихотворение "Туча". Своеобразие сюжета. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей.

1

13.

Стихотворения "Узник", "Анчар". Темы свободы и плена, добра и зла. Роль антитезы в композиции.

1

14.

Повесть А. С. Пушкина "Станционный смотритель". Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести.

1

15.

Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека" в русской литературе. Образ повествователя.

1

16.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения "Три пальмы", "Тучи". Тема свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения.

1

17.

М. Ю. Лермонтов. Поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Своеобразие сюжета, его историческая основа. Картины русского быта.

1

18.

Нравственная проблематика поэмы. Особенности конфликта в "Песне…"

1

19.

Практикум. Характеристика сюжета и его связи с проблематикой произведения.

1

20.

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Историческая основа повести "Тарас Бульба".

1

21-22.

Образ Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев.

2

23.

Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына.

1

24.

Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести.

1

25.

Смысл финала повести "Тарас Бульба". Письменный ответ на вопрос об основном конфликте повести.

1

26.

Практикум. Анализ эпического произведения.

1

27.

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Биографическая основа рассказов. История создания цикла "Записки охотника". Образ охотника.

1

28.

Мастерство в изображении жизни народа. Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным. Рассказ "Живые мощи".

1

29.

Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Лес и степь". Роль пейзажа в рассказе.

1

30.

Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения "Фонтан", "Еще земли печален вид…", "Неохотно и несмело…" Философская проблематика стихотворений.

1

31.

А. А. Фет. Слово о поэте. Стихотворения "Кот поет, глаза прищуря…", "На дворе не слышно вьюги...", "Вечер". Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека..

1

32.

Практикум. Пейзаж в эпическом и лирическом произведении.

1

33.

Н. А. Некрасов. Стихотворение "В полном разгаре страда деревенская…" Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости.

1

34.

Поэма "Русские женщины" ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Социальная и нравственная проблематика произведения.

1

35.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок.

1

36.

Сказка "Премудрый пискарь". Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Художественная функция гротеска и эзопова языка.

1

37.

А. П. Чехов. Рассказ "Смерть чиновника". Смысл названия рассказа. Особенности сюжета и композиции.

1

38.

А. П. Чехов. Рассказ "Смерть чиновника". Осмеяние трусости и угодничества.

1

39.

А. П. Чехов. Рассказ "Маска". Роль художественной детали в рассказе. Авторская позиция и юмор в рассказе (грустный юмор рассказа).

1

Русская литература XX века

19

40.

И. С. Шмелев "Страх". Образ исторического события в литературном произведении. Герои и прототипы.

1

41.

Е. И. Замятин "Дракон". Образ исторического события в литературном произведении. Соединение вымысла и правдоподобия, достоверности и художественной условности.

1

42.

А. А. Фадеев "Разгром" (фрагменты). Образ исторического события в литературном произведении. История в восприятии и оценке автора и героев.

1

43.

И. А. Бунин "Подснежник". Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе.

1

44-45.

А. И. Куприн "Куст сирени". Особенности сюжета рассказа. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе.

2

46.

В. В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче". Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образно системе стихотворения.

1

47.

А. А. Ахматова "Мужество", "Постучись кулачком - я открою…"Историческая и биографическая основа стихотворений. Патриотическая тема в стихотворениях о войне.

1

48.

Н. А. Заболоцкий. "Я не ищу гармонии в природе…", "В этой роще березовой…", "Гроза идет". Параллелизм  изображения жизни природы и человека. Философская проблематика стихотворений.

1

49.

Практикум. Тропы и поэтические фигуры.

1

50.

М. А. Шолохов. Рассказ "Судьба человека". Роль портретной детали и картин весенней природы. Изображение трагедии народа в военные годы.

1

51.

Образ простого русского человека, труженика, и воина. События в биографии героя.

1

52.

Проблема нравственного выбора в рассказе "Судьба человека".

1

53.

Смысл названия рассказа. Истории Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени.

1

54.

Сочинение о биографии литературного героя.

1

55.

В. М. Шукшин "Чудик". Своеобразие шукшинских героев-"чудиков", правдоискателей.

1

56.

В. М. Шукшин "Срезал". Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного.

1

57-58.

Практикум. Рецензия на самостоятельно прочитанное

1

Практикум на литературное произведение или театральную постановку..

1

Зарубежная литература

11

59.

П.Мериме "Видение Карла XI".  Жанровые признаки новеллы.

1

60.

Э. А. По "Низвержение Мальстрём". Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия, строгость построения новеллы

1

61.

О.Генри "Дары волхвов". Сила любви и преданности.

1

62.

М.Леблан "Солнечные зайчики". Особый тип построения сюжета в детективах.

1

63.

А. Кристи "Тайна египетской гробницы". Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий в благополучной развязке.

1

64.

Ж. Сименон. "Показания мальчика из церковного хора". Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта.

1

65.

А. К. Дойл "Знак четырех". Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра.

1

66.

Г. К. Честертон "Лиловый парик". Особый  тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра.

1

67.

Дж. Р. Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности.

1

А.Азимов "Поющий колокольчик". Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности. 

Р.Шекли. Страж-птица

1

68

Повторение

1

                                                     

                                  Тематическое  планирование по  литературе

ФГОС

7 класс. УМК Чертов В.Ф.

Разделы, темы

Количество часов

            Календарные сроки

план

факт

Введение

1

Древнерусская литература

1

Классические сюжеты в мировой

литературе

4

Русская литература XVIII века

5

Русская литература XIX века

28

Русская литература XX века

19

Зарубежная литература

11

Итоговый урок

1

Содержание учебного предмета «Литература» по ФГОС

7 класс. УМК Чертов В.Ф.

Разделы.Темы

Количество часов

Краткое содержание

Введение«СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ»

1

Образ события в литературном произведении. Историческая и биографическая основа художественного изображения события. Протособытие и сюжет. Реальные и фантастические сюжеты. «Вечные» сюжеты и «бродячие» сюжеты. Эпизоды (или сцены) как фрагменты общей картины жизни. Сюжетная линия как цепь эпизодов. Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Воссоздание в сюжете жизненных противоречий, устойчиво конфликтного состояния мира.

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха»

1

Художественный образ и личность Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и композиции «Поучения». События и размышления о жизни как отражение жизненной позиции правителя и человека. Конфликт Мономаха с братьями. Хроника дружинных походов. Письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Переплетение конкретно-исторического и общечеловеческого в сюжете «Поучения». Публицистический пафос произведения. Особенности языка.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

4


  

   

М. СЕРВАНТЕС Роман «Дон Кихот» (фрагменты

«Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. Конфликт иллюзии и реальной

У. ШЕКСПИР

 Трагедия «Ромео и Джульетта».
      «Вечная» тема любви в трагедии. Основной конфликт. Понятие о трагическом. Смысл начальных строк трагедии. Тема судьбы, трагической предопределенности. Судьба влюбленных в жестоком мире. Трагическая ошибка. Образы Ромео и Джульетты как «вечные» образы. Смысл финала трагедии.
      

Русская литература XIX века

 28

А.С.Пушкин Слово о поэте.
Стихотворения 
«Туча», «Узник», «Анчар».

Повесть «Станционный смотритель»

 Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы свободы и плена, добра и зла. Влияние фольклорной традиции. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей. Роль антитезы в композиции. Символические образы. Особенности ритмики, метрики и строфики стихотворений.
      
 Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести. Обращение к библейской истории о блудном сыне. Комическое и трагическое в произведении. Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе. Образ повествователя. Смысл финального эпизода. Гуманистическое звучание произведения.

М.ЮЛермонтов Стихотворения «Три пальмы», «Тучи».

 «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

       Своеобразие лирического сюжета. Пушкинские темы, мотивы и образы в стихотворениях. Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения. Событие в биографии поэта как основа создания художественной картины жизни. Образ дисгармоничного мира и образ лирического героя, утратившего душевную гармонию. Образы-символы в стихотворениях.
      
      Своеобразие сюжета поэмы, его историческая основа. Картины русского быта. Нравственная проблематика произведения. Особенности конфликта в «Песне...». Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича и средства их создания. Проблема героического характера. Эпизод поединка как кульминация сюжета. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти». Сопоставление зачина и концовки поэмы. Суд Божий, суд царя и мирской суд в поэме. Фольклорные источники и развитие традиций

«ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТА И ЕГО СВЯЗИ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ» 
(практикум)


      

Обобщение сведений о сюжете как организующем начале в эпических, драматических и лироэпических произведениях. Своеобразие лирического сюжета. Традиционные и нетрадиционные сюжетные модели. «Вечные» и «бродячие» сюжеты. Проблематика произведения (философская, социальная, нравственная) и ее воплощение в сюжете. Примерный план характеристики сюжета литературного произведения. Подготовка к устным сообщениям об особенностях сюжета в одном из ранее изученных или самостоятельно прочитанных произведений.

 Н. В. ГОГОЛЬ
  Повесть 
«Тарас Бульба».

 Историческая основа повести. Картины природы и картины народной жизни. Изображение героического характера, сильных, мужественных защитников Отечества. Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести. Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев. Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии

характера. Смысл финала повести.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)


      .

      Обобщение знаний об эпизоде как элементе сюжета. Закрепление навыка выделения основных эпизодов в произведении, выбора заглавия к ним. Примерный план анализа эпизода эпического произведения. Подготовка к написанию сочинения по анализу одного из кульминационных эпизодов в ранее изученном произведении

И. С. ТУРГЕНЕВ.
     
 Рассказы «Бирюк», «Лес и степь», «Живые мощи»

Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ охотника. Картины русской жизни и русской природы в рассказах. Мастерство пейзажной живописи. Сочетание эпического и лирического начал в произведениях.
      

Ф. И. ТЮТЧЕВ.
      Стихотворения 
«Фонтан», «Еще земли печален вид...», «Неохотно и несмело...».

      Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Природные образы и средства их создания. Особенности сюжета в лирических произведениях.
      

А. А. ФЕТ

   «Кот поет, глаза прищуря...», «На дворе не слышно вьюги...», «Вечер

Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. Традиции балладного сюжета в стихотворении «На дворе не слышно вьюги...».
      

«ПЕЙЗАЖ В ЭПИЧЕСКОМ И ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» 
(практикум

 Обобщение знаний о функциях пейзажа в литературе. Пейзаж как неотъемлемая часть национального образа мира. Сюжетно-композиционная роль пейзажа. Разнообразие картин природы в эпических и лирических произведениях. Символическое значение природных образов. Средства создания пейзажных картин. Примерный план анализа литературного пейзажа (на материале ранее изученных эпических и лирических произведений). Подготовка к написанию сочинения по анализу пейзажа в одном из произведений.

Н. А. НЕКРАСОВ
      Стихотворения 
«Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская...»

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).

      Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости. Образ русской крестьянки. Тема нелегкой судьбы русской женщины. Эпическое начало в лирике Некрасова. Особенности языка. Развитие фольклорных традиций в стихотворениях.
      
  Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Художественная функция диалога в поэме. Социальная и нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы ее выражения. Особенности строфики и ритмики.
      

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

   Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве».

   Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Сочетание фольклорных традиций и традиций литературной сказки. Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пороков. Проблема взаимоотношений народа и власти. Изображение народного характера. Авторская позиция и способы ее выражения. Художественная функция гротеска и эзопова языка.

А. П. ЧЕХОВ

      Слово о писателе.Рассказ «Смерть чиновника Маска».

».

Смысл названия рассказа. Особенности сюжета и композиции. Прием повтора. Способы выражения авторской позиции. Роль художественной детали в рассказе. Смысл финала.
      

«ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ
В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
 
(практикум

Обобщение сведений о трагическом и комическом. Трагический конфликт в эпических, лирических и драматических произведениях (на материале ранее изученного). Виды комического. Сатирический и несатирический комизм. Сочетание трагического и комического в литературном произведении как отражение противоречивой картины жизни. Подготовка сообщений о формах проявления комического (сатира, юмор, ирония, остроумие, каламбур, пародирование) в отдельных эпизодах драматических произведений (на материале классного и внеклассного чтения

Русская литература XX века

        19

Жанр новеллы в зарубежной литературе

П. Мериме  «Маттео Фальконе»Э. А. По
 «Низвержение в Мальстрем» О. Генри
      «Дары волхвов».

         11

      Становление новеллы как жанра в европейской литературе. Жанровые признаки новеллы. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия и строгость построения. Новелла и рассказ как малые эпические жанры.
      

СЮЖЕТ В ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ» 
(обзор) 
Р. Брэдбери
  «И грянул гром».  
Р. Шекли
      «Билет на планету Транай» 
А. Кларк
 «Остров дельфинов».
Дж. Р. Толкин
      «Хоббит, или Туда цепь испытаний.
            
Э. А. По
      «Убийство на улице Морг».
      
А. К. Дойл
      «Знак четырех».
      
Г. К. Честертон
      «Лиловый парик».Туда  и обратно

Использование научного метода в создании гипотетических ситуаций, картин «вероятностного мира», возможной действительности в произведениях научной фантастики. Традиции прогностической и социально-философской фантастики. Фэнтези как особый вид фантастической литературы. Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности. Сюжет как
      Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра. Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий (совершение преступления и раскрытие преступления) в благополучной развязке. Галерея ярких типов сыщиков (Шерлок Холмс, пастор Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ и др.).
      

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

19

И. А. БУНИН

      Слово о писателе.
      Рассказ 
«Подснежник».

Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. Счастье и горе, праздники и будни в жизни главного героя. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Символический смысл названия.
      

А. И. КУПРИН

      Слово о писателе.
      Рассказ 
«Куст сирени».
      

Особенности сюжета рассказа. Неожиданно возникший конфликт и остроумное его разрешение. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе. Авторская позиция.
      

В. В. МАЯКОВСКИЙ

 Слово о поэте.
   Стихотворение 
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

      Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения. Жизнеподобие и фантастика в произведении. Лирический герой и средства создания его образа. Смысл основной метафоры произведения. Особая функция необычного диалога. Ритмическая организация. Особенности языка. Словотворчество Маяковского.
      

А. А. АХМАТОВА

Слово о поэте.
 Стихотворения 
«Мужество», «Постучись кулачком — я открою...».

 Историческая и биографическая основа стихотворений. События военного времени в восприятии поэта. Патриотическая тема в стихотворениях о войне. Фольклорные традиции. Особенности языка, строфики и ритмики.

Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ

 Слово о поэте.
  Стихотворения 
«Я не ищу гармонии в природе...», «В этой роще березовой...», «Гроза идет».

      Развитие традиций русской классической литературы в творчестве поэта. Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика стихотворений. Трагические события в истории человечества и их отражение в произведениях поэта.
      

ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
(практикум)


   Обобщение сведений об изобразительно-выразительных средствах. Выявление в поэтическом тексте тропов (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет и др.) и фигур (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос и др.) и объяснение их художественной функции. Анализ особенностей языка художественного произведения (на материале лирического стихотворения).

М. А. ШОЛОХОВ

 Слово о писателе.
  Рассказ 
«Судьба человека».

      Изображение трагедии народа в военные годы. Судьба народа и судьба отдельного человека. Смысл названия рассказа. Истории Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени. Образ простого русского человека, труженика и воина. Андрей Соколов как цельный характер. События в биографии героя. Проблема нравственного выбора в рассказе. Особенности композиции произведения. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин весенней природы.
      

В. М. ШУКШИН

   Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Чудик

  Своеобразие шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей. Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного. Мастерство писателя в построении диалога.
      

 РЕЦЕНЗИЯ
НА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЛИ ТЕАТРАЛЬНУЮ ПОСТАНОВКУ

(практикум

Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Виды рецензий. Чтение фрагментов из рецензий на известные учащимся литературные произведения, театральные постановки (или кинофильмы). Обсуждение примерного плана рецензии на одну из новинок художественной литературы. Подготовка к написанию рецензии.



Календарно-тематическое планирование по предмету «Литература» 7 класс УМК Чертов В.Ф.

Раздел. Тема урока

Введение

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Календарные сроки

План

Факт

1

Вводный урок "Сюжет как метафора жизни".

1

Читать вступительную статью учебника. Размышлять о сюжете и особенностях его построения. Отвечать на вопросы. Приводить примеры из жизни и литературы на

заданную тему.

Древнерусская

литература

1

2

"Поучение"

Владимира Мономаха.

1

Выразительно читать

фрагменты памятника.

Переплетение

Рассказывать о личности и

конкретно-

времени Владимира Мономаха.

исторического и

Повторять сведения по теории

общечеловеческого в

литературы. Объяснять

сюжете "Поучения".

значения устаревших слов.

Обсуждать в группах образ

Мономаха. Отвечать на вопросы

по тексту и на основе

иллюстраций к памятнику.

Классические сюжеты

в мировой литературе

4

3

Роман Сервантеса

"Дон Кихот"

1

Готовить сообщения о фактах

биографии и творчества. Читать

(фрагменты). Роман

статью учебника. Отвечать на

Сервантеса и рыцарские

вопросы. Читать и

романы. "Вечный"

комментировать текст.

сюжет о подвиге во имя

Обмениваться впечатлениями о

прекрасной дамы.

прочитанном. Представлять

презентации, слайд-шоу, другой

иллюстративный материал.

4

Дон Кихот как "вечный" образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа.

Проблема выбора жизненного идеала.

1

Перечитывать и анализировать фрагменты текста. Обсуждать иллюстрации и комментарии к прочитанному. Рассказывать о герое с использованием цитат текста. Формулировать выводы

в группах по заданной проблеме. Отвечать на вопросы.

5

Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта". "Вечная " тема любви в

1

Готовить сообщения о фактах биографии и творчества. Читать

статью учебника. Отвечать на

трагедии. Основной

конфликт.

вопросы. Читать и

комментировать текст. Обмениваться впечатлениями о прочитанном. Представлять презентации, слайд-шоу, другой

иллюстративный материал.

6

Образы Ромео и

Джульетты как "вечные" образы. Смысл финала трагедии.

1

Перечитывать и анализировать

фрагменты текста. Обсуждать иллюстрации и комментарии к прочитанному. Рассказывать о герое с использованием цитат текста. Формулировать выводы в группах по заданной

проблеме. Отвечать на вопросы.

Русская литература

XVIII века

5

7

Комедия

Д. И. Фонвизина

"Недоросль". История создания комедии.

Сатирическая направленность

комедии.

1

Готовить сообщения о фактах биографии и творчества. Читать статью учебника. Отвечать на вопросы. Анализировать список действующих лиц. Читать и комментировать фрагменты

комедии.

8

Положительные герои

комедии и их конфликт с миром простаковых и скотининых.

2

Читать по ролям. Делать записи

в тетрадях. Формулировать выводы об особенностях конфликта в пьесе. Устно рассказывать о персонаже. Составлять план рассказа о персонаже. Работать со справочной литературой и поисковыми системами в

Интернете.

9

Социальная и

нравственная проблематика комедии "Недоросль". Смысл финала комедии.

1

Выявлять характерные черты

трагического и комического в литературе, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического и комического в искусстве. Работать в группах по заданной проблеме.

Выполнять творческую работу.

10

Практикум. Конфликт в литературном

произведении.

1

Делать записи в тетрадях (конспектировать). Работать с

литературоведческими словарями. Читать статьи учебника. Работать в группе. Оформлять план характеристики конфликта в литературном произведении. Готовить устную и письменную характеристику конфликта по плану. Приводить примеры произведений с разными

видами конфликта.

Русская литература

XIX века

28

11

А. С. Пушкин. Стихотворение "Туча". Своеобразие сюжета. Параллелизм в изображении мира

природы и мира людей.

1

Готовить презентацию о

пушкинских местах. Подбирать примеры образов русской деревни, русской жизни из произведений поэта.

12

Стихотворения "Узник",

"Анчар". Темы свободы и плена, добра и зла.

Роль антитезы в композиции.

1

Выразительно читать и

анализировать стихотворения. Описывать картины, изображенные в стихотворениях. Читать

стихотворения наизусть.

13

Повесть А. С. Пушкина

"Станционный смотритель". Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести.

1

Воспринимать текст

литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения.

Отвечать на вопросы. Сопоставлять притчу и сюжет повести.

14

Образ Самсона Вырина и тема "маленького

человека" в русской литературе. Образ повествователя.

1

Перечитывать эпизоды. Писать работу исследовательского

характера. Искать информацию в справочной литературе и на

сайтах Интернета. Составлять план повести.

15

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения "Три пальмы", "Тучи". Тема свободы и судьбы.

Мотивы одиночества и смирения.

1

Сравнивать биографии и судьбы двух поэтов. Готовить

сообщение по биографическому материалу. Рассказывать о своих чувствах, навеянных произведениями. Обсуждать иллюстрации. Анализировать образы. Учить стихотворение

наизусть.

16

М. Ю. Лермонтов.

Поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Своеобразие сюжета, его историческая основа. Картины русского быта.

1

Составлять план, в том числе

цитатный, литературного произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями.

17

Нравственная проблематика поэмы.

Особенности конфликта в "Песне…"

1

Обращаться к истории и времени создания

произведения. Письменно описывать портрет героя в поэме. Проводить

сопоставительный анализ

образов. Составлять план

сочинения.

18

Практикум. Характеристика сюжета и его связи с проблематикой произведения.

1

Выполнять практические

задания, связанные с характеристикой сюжета. Выявлять проблематику произведений. Сопоставлять сюжеты различных видов.

Читать разделы учебника. Делать записи в тетрадях. Готовить устную характеристику сюжета произведения.

19

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Историческая

основа повести "Тарас Бульба".

1

Готовить сообщения о фактах биографии и творчества. Читать

статью учебника. Отвечать на вопросы. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения с использованием справочной литературы и

ресурсов Интернета.

20

Образ Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев.

2

Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке и решении существенно значимых проблем. Составлять сопоставительную характеристику героев повести.

Характеризовать персонаж.

21

Образ Тараса Бульбы.

Трагизм конфликта отца и сына.

1

Обсуждать иллюстрации и

цитатный план рассказа о герое. Работать в группах при обсуждении вариантов характеристики собирательного образа. Характеризовать персонаж.

22

Прославление товарищества.

Патриотическая тема и тема предательства в

повести.

1

Выступать с отчетами о проделанной самостоятельной

работе. Сопоставлять фрагменты повести и

кинофрагменты.

23

Смысл финала повести

"Тарас Бульба". Письменный ответ на вопрос об основном

конфликте повести.

1

Устно пересказывать эпизоды.

Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос. Выполнять

письменную работу.

24

Практикум. Анализ эпического

произведения.

1

Обсуждать основные этапы анализа эпизода. Читать

образцы анализа эпизода. Определять взаимосвязь сюжета и эпизода. Готовить

письменный анализ одного из

эпизодов стихотворения.

25

И. С. Тургенев. Слово о писателе.

Биографическая основа рассказов. История создания цикла "Записки охотника".

Образ охотника.

1

Готовить сообщения о фактах биографии и творчества.

Работать с учебником. Отвечать на вопросы. Читать фрагменты рассказа. Подбирать высказывания о писателе.

Комментировать цитаты. Проводить обсуждение в

группе.

26

Мастерство в

изображении жизни народа. Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным. Рассказ "Живые мощи".

1

Наблюдать и анализировать

чувства рассказчика. Готовить устный рассказ о героине.

Выступать с сообщением на основе дополнительной литературы и ресурсов Интернета. Объяснять роль

деталей и символов.

27

Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Лес и степь". Роль пейзажа в рассказе.

1

Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Формулировать художественную идею рассказа. Определять роль пейзажа в

произведении.

28

Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения "Фонтан", "Еще земли печален вид…", "Неохотно и несмело…" Философская проблематика стихотворений.

1

Описывать образы, используя устное словесное рисование. Выразительно читать стихотворения. Обсуждать и комментировать иллюстрации. Учить стихотворение наизусть.

29

А. А. Фет. Слово о поэте. Стихотворения

"Кот поет, глаза прищуря…", "На дворе не слышно вьюги...", "Вечер". Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических

произведениях.

1

Готовить устные сообщения. Отвечать на вопросы.

Выразительно читать стихотворения. Обсуждать проблемные вопросы о назначении и роли поэзии, связи лирической поэзии философии. Учить стихотворение наизусть.

30

Практикум. Пейзаж в эпическом и лирическом

произведении.

1

Объяснять значения терминов в

литературоведении по заданной теме. Читать и анализировать фрагменты произведений.

Составлять таблицу. Обсуждать план анализа пейзажа в литературном произведении.

Приводить примеры пейзажных

зарисовок, анализировать их.

31

Н. А. Некрасов.

1

Конспектировать лекцию о

Стихотворение "В

творчестве поэта, читать и

полном разгаре страда

комментировать стихотворение.

деревенская…"

Выделять изобразительно-

Изображение народных

выразительные средства языка.

характеров. Проблема

Отмечать близость

социальной

стихотворения поэта и

несправедливости.

фольклорных произведений.

Наблюдать за особенностями

лексики. Объяснять смысл

отдельных строк в

стихотворении.

32

Поэма "Русские

1

Готовить устные сообщения об

женщины" ("Княгиня

исторической основе поэмы,

Трубецкая").

прототипе одной из её героинь.

Историческая основа

Выразительно читать

сюжета поэмы. Образ

фрагменты поэмы. Отвечать на

русской дворянки и

вопросы. Определять роль

средства его создания.

эпизода в поэме. Искать

Социальная и

описание героев в тексте.

нравственная

Составлять литературно-

проблематика

музыкальную композицию.

произведения.

33

М. Е. Салтыков-

1

Готовить развернутый устный

Щедрин. Сказка

ответ, подбирать необходимые

"Повесть о том, как

факты при рассказе о жизни и

один мужик двух

творчестве поэта, об истории

генералов прокормил".

создания произведения. Давать

Особенности

жанровую характеристику

сказочного сюжета.

изучаемого литературного

Социальная и

произведения. Читать и

нравственная

комментировать сказку.

проблематика сказок.

Отвечать на вопросы. Готовить

устные сообщения,

характеристики эпизодов.

Пересказывать эпизоды текста.

Выделять и объяснять роль

художественных деталей.

34

Сказка "Премудрый

1

Читать и комментировать

пискарь". Своеобразное

сказку. Отвечать на вопросы.

художественное

Готовить устные сообщения,

осмысление проблем

характеристики эпизодов.

российской

Пересказывать эпизоды текста.

действительности.

Выделять в иллюстрациях

Художественная

черты гротескного

функция гротеска и

изображения. Подбирать

эзопова языка.

примеры. Писать отзыв по

сказке. Комментировать

название.

35

А. П. Чехов. Рассказ

"Смерть чиновника". Смысл названия

1

Самостоятельно читать статью

учебника. Записывать высказывания писателя.

рассказа. Особенности

сюжета и композиции.

Готовить презентацию о

сюжетах и героях произведения. Читать рассказы.

Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

36

А. П. Чехов. Рассказ "Смерть чиновника".

Осмеяние трусости и угодничества.

1

Выявлять признаки комической ситуации. Делать выводы об

идейно-художественном своеобразии рассказа. Уточнять значения слов и выражений.

Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Письменно отвечать на вопросы о смысле финала рассказа.

37

А. П. Чехов. Рассказ "Маска". Роль

художественной детали в рассказе. Авторская позиция и юмор в рассказе (грустный юмор рассказа).

1

Характеризовать сюжет произведения, его тематику,

проблематику, идейно- эмоциональное содержание. Читать по ролям рассказы писателя. Смотреть и обсуждать фрагменты кинофильмов по рассказам. Комментировать фрагменты текста. Писать рецензию на экранизацию

одного из рассказов.

Русская литература

XX века

19

38

И. С. Шмелев "Страх". Образ исторического события в литературном произведении. Герои и прототипы.

1

Читать статьи учебника. Описывать репродукции картин. Читать и анализировать текст. Писать отзыв о писателе на основе документального фильма о нем. Формулировать проблемные вопросы по тексту. Самостоятельно комментировать текст. Делать выводы об авторской позиции и изображении исторического события в литературе.

Составлять тезисы лекции. Сопоставлять творческую манеру писателей. Подбирать примеры репродукций, кинофильмов по теме.

39

Е. И. Замятин

1

Читать статьи учебника.

"Дракон". Образ

Описывать репродукции

исторического события

картин. Читать и анализировать

в литературном

текст. Писать отзыв о писателе

произведении.

на основе документального

Соединение вымысла и

фильма о нем. Формулировать

правдоподобия,

проблемные вопросы по тексту.

достоверности и

Самостоятельно

художественной

комментировать текст. Делать

условности.

выводы об авторской позиции и

изображении исторического

события в литературе.

Составлять тезисы лекции.

Сопоставлять творческую

манеру писателей. Подбирать

примеры репродукций,

кинофильмов по теме.

40

А. А. Фадеев "Разгром"

1

Читать статьи учебника.

(фрагменты). Образ

Описывать репродукции

исторического события

картин. Читать и анализировать

в литературном

текст. Писать отзыв о писателе

произведении. История

на основе документального

в восприятии и оценке

фильма о нем. Формулировать

автора и героев.

проблемные вопросы по тексту.

Самостоятельно

комментировать текст. Делать

выводы об авторской позиции и

изображении исторического

события в литературе.

Составлять тезисы лекции.

Сопоставлять творческую

манеру писателей. Подбирать

примеры репродукций,

кинофильмов по теме.

41

И. А. Бунин

"Подснежник".

1

Сопоставлять историческую

основу и сюжет рассказа.

Историческая основа

Готовить устное сообщение о

произведения. Тема

биографии и творчестве

прошлого России в

писателя. Сравнивать

рассказе.

изображение в живописи и

литературе. Отвечать на

вопросы. Составлять

презентацию по теме.

Подбирать материал для

краткой и полной

характеристики героя.

Характеризовать героев.

42

А. И. Куприн "Куст

1

Готовить сообщение на основе

сирени". Особенности

использования дополнительного

сюжета рассказа.

материала. Выражать

Жизнерадостное

впечатление о прочитанном.

настроение и

Наблюдать за изменением в

жизнеутверждающее

настроениях героев. Соотносить

начало в рассказе.

название текста с его сюжетом.

Самостоятельно читать

рассказы писателя. Выявлять

признаки комического в тексте. Создавать письменную работу в

жанре сочинения.

43

В. В. Маяковский

1

Выразительно читать

"Необычайное

стихотворение. Отвечать на

приключение, бывшее с

вопросы. Отмечать

Владимиром

художественное своеобразие

Маяковским летом на

текста. Выписывать из

даче". Своеобразное

стихотворения слова на

решение темы

заданную тему. Составлять

назначения поэта и

таблицу. Писать творческую

поэзии в сюжете и

работу о роли поэзии. Готовить

образно системе

собственные иллюстрации к

стихотворения.

стихотворению. Подбирать

примеры комических

фрагментов из стихотворений.

44

А. А. Ахматова

1

Выступать с устными

"Мужество",

сообщениями о поэте. Читать

"Постучись кулачком -

главы учебника. Выразительно

я

декламировать стихотворения.

открою…"Историческая

Наблюдать над особенностями

и биографическая

ритма в стихотворении. Читать

основа стихотворений.

стихотворение наизусть.

Патриотическая тема в

Выписывать изобразительно-

стихотворениях о

выразительные средства

войне.

поэтической речи. Описывать

чувства, эмоциональное

отношение к стихотворениям.

45

Н. А. Заболоцкий. 

1

Читать статью учебника.

не ищу гармонии в

Работать над выразительностью

природе…", "В этой

чтения. Отвечать на вопросы.

роще березовой…",

Подбирать музыкальные и

"Гроза идет".

живописные иллюстрации к

Параллелизм

стихотворениям. Работать со

изображения жизни

словарями синонимов и

природы и человека.

антонимов.

Философская

проблематика

стихотворений.

46

Практикум. Тропы и поэтические фигуры.

1

Повторять знания о тропах и

поэтических фигурах. Определять художественную функцию изобразительно- выразительных средств.

Выполнять практические задания по анализу поэтической речи. Подбирать примеры по теме. Читать главы учебника.

Готовить устный рассказ об особенностях использования тропов в лирическом тексте по плану.

47

М. А. Шолохов. Рассказ "Судьба человека". Роль портретной детали и картин весенней природы. Изображение трагедии народа в

военные годы.

1

Подготовить материал заочной

экскурсии на основе фотоальбома и ресурсов Интернета. Составлять таблицу по творчеству и биографии писателя. Читать эпизоды рассказа.

48

Образ простого

русского человека, труженика, и воина. События в биографии героя.

1

Подбирать описания героя.

Объяснять чувства героя. Отвечать на вопросы.

Подготовить рассказ об образе. Пересказывать фрагменты рассказа. Составлять план характеристики персонажа.

49

Проблема нравственного выбора в

рассказе "Судьба человека".

1

Рассматривать иллюстрации и фрагменты кинофильма.

Готовить выразительное чтение и анализ эпизода рассказа.

Выявлять авторскую самобытность в постановке общественно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики.

50

Смысл названия рассказа. Истории

Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени.

1

Характеризовать сюжет произведения, его тематику,

проблематику, идейно- эмоциональное

содержание. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его

образа. Комментировать композиционное построение рассказа.

51

Сочинение о биографии литературного героя.

1

Создавать творческую работу.

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную тему.

Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать

черновые варианты собственных письменных работ.

52

В. М. Шукшин "Чудик". Своеобразие шукшинских героев- "чудиков", правдоискателей.

1

Читать статью учебника.

Представлять группой заочную экскурсию по творчеству и биографии писателя. Читать и анализировать фрагменты рассказа. Смотреть и обсуждать

фрагменты кинофильмов.

Отвечать на вопросы.

53

В. М. Шукшин "Срезал". Изображение

события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного.

1

Давать общую характеристику художественного мира

произведения. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.

Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.

54

Практикум. Рецензия на самостоятельно прочитанное литературное

произведение или театральную постановку. Рецензия как жанр литературной критики и

публицистики.

1

Анализировать определения рецензии. Читать и

комментировать рецензии. Редактировать рецензии. Составлять план рецензии. Подбирать цитаты для рецензии. Создавать творческую работу в жанре рецензии.

Зарубежная

литература

10

55

П. Мериме "Видение Карла XI". Жанровые признаки новеллы.

1

Читать статью учебника. Отвечать на вопросы. Читать новеллу. Делиться собственным впечатлением о прочитанном.

Выделять черты новеллы как жанра. Прослушивать фрагменты новеллы в аудиформате. Работать со справочной литературой и Интернетом. Комментировать

фрагменты новеллы.

56

Э. А. По "Низвержение

Мальстрём". Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия, строгость построения новеллы

1

Читать статью учебника.

Отвечать на вопросы. Читать новеллу. Делиться собственным впечатлением о прочитанном.

Выделять черты новеллы как жанра. Прослушивать фрагменты новеллы в аудиформате. Работать со справочной литературой и Интернетом. Комментировать фрагменты новеллы.

57

О. Генри "Дары волхвов". Сила любви и

преданности.

1

Составлять план, в том числе цитатный, литературного

произведения. Подбирать цитаты из текста литературного

произведения.

58

М. Леблан "Солнечные

1

Отвечать на вопросы. Читать

зайчики". Особый тип

построения сюжета в детективах.

фрагменты рассказа, выражать

впечатление о прочитанном. Устно пересказывать прочитанное. Смотреть и обсуждать кинофрагменты. Делать устные отзывы о прочитанном произведении.

59

А. Кристи "Тайна египетской гробницы".

Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий в благополучной

развязке.

1

Отвечать на вопросы. Читать фрагменты рассказа, выражать

впечатление о прочитанном. Устно пересказывать прочитанное. Смотреть и обсуждать кинофрагменты. Делать устные отзывы о прочитанном произведении.

60

Ж. Сименон. "Показания мальчика из церковного хора".

Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта.

1

Отвечать на вопросы. Читать

фрагменты рассказа, выражать впечатление о прочитанном.

Устно пересказывать прочитанное. Смотреть и обсуждать кинофрагменты. Делать устные отзывы о

прочитанном произведении.

61

А. К. Дойл "Знак

1

Подбирать материал о

четырех". Особый тип

биографии и творчестве

построения сюжета в

писателя, истории создания

детективах. Конфликт

произведения, прототипах с

добра и зла,

использованием справочной

разрешающийся

литературы и ресурсов

торжеством добра.

Интернета. Читать осознанно

художественное произведение,

эмоционально откликаться на

прочитанное, выражать личное

читательское отношение к

прочитанному. Характеризовать

отдельный персонаж и средства

создания его образа. Давать

жанровую характеристику

изучаемого литературного

произведения.

62

Г. К. Честертон

1

Воспринимать художественную

"Лиловый парик".

условность как специфическую

Особый тип

характеристику искусства в

построения сюжета в

различных формах – от

детективах. Конфликт

правдоподобия до фантастики.

добра и зла,

Читать осознанно

разрешающийся

художественное произведение,

торжеством добра.

эмоционально откликаться на

прочитанное, выражать личное

читательское отношение к

прочитанному. Характеризовать

сюжет произведения, его

тематику, проблематику,

идейно-эмоциональное

содержание.

63

Дж. Р. Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности.

1

Готовить развернутый устный

ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения.

Характеризовать героев произведения. Составлять план

произведения.

64

А. Азимов "Поющий

колокольчик". Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности.

1

Воспринимать художественную

условность как специфическую характеристику искусства в различных формах. Уметь характеризовать идейно- эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов – образов безобразных и

низменных.

65

Р. Шекли "Страж- птица". Фэнтези как особый вид фантастической литературы. Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа.

1

Читать статьи учебника. Отвечать на вопросы. Читать фрагменты изучаемого произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Определять жанровые разновидности эпических произведений.

Сопоставлять персонажей

литературного произведения.

66

Итоговый урок.

1

Отвечать на вопросы. Делать записи.

67

Повторение

1

Осмыслять перспективы изучения литературы в следующем году.  

68

Повторение

1

Знакомиться с рекомендациями книг для летнего чтения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...