Методический материал для учителя (к уроку по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
методическая разработка по литературе (10 класс)

Ермилова Светлана Александровна

Дополнительный материал для учителя к уроку

«Преступление Раскольникова. Трагедия отчужденности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_material_dostoevskiy.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительный материал для учителя к уроку

«Преступление Раскольникова. Трагедия отчужденности».

     Поднималась ли проблема «маленького человека» в произведениях писателей XIX века. Предлагаю проследить развитие данной темы. (Выступление учеников от 1 и 2 группы). 

       Сам Достоевский писал: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя".

Социальная тема,  тема "бедных людей", "униженных и оскорбленных",  была продолжена автором в "Преступлении и наказании". Здесь она прозвучала еще сильнее.  Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. И на фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых.

 «Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!», «Решился все косить – валяй и себе по ногам!..», «Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему и в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость…», «Мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь», «Ситниковы нам необходимы…мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать!.. «Эге,ге!.. – подумал Аркадий про себя , и тут только  открылась ему вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. – Мы, стало быть, с тобой боги? то есть – ты бог, а олух уж не я ли?»

  1. Работа по аспекту 2. Обобщение по вопросам:

К какому жанру относится роман. Докажите свою точку зрения:

а) роман-трагедия;

б) любовно-психологический;

в) социально – бытовой;

                   г) ваш вариант. (Жанр. Почти все писавшие о Достоевском отмечали особую драматическую или трагедийную форму его романов (это оспаривают лишь М. Бахтин и В. Шкловский - В.Л.). На наш взгляд, полную характеристику "Преступления и наказания" привел В.Я. Кирпотин, доказав, что это - роман-трагедия, "потому что в нем, как в трагедии древних или в трагедии Шекспира, царствует все подчиняющий себе конфликт волюнтаристического дерзания и закономерной необходимости". Роман-трагедия создается органическим внесением трагического конфликта в эпическое повествование. Поединок между следователем Порфирием Петровичем и Раскольниковым - одна из самых напряженных сюжетных линий в повествовательной канве романа. С этой точки зрения "Преступление и наказание" представляет элементы уголовно-авантюрного романа. Через все произведение проходит история любви Сони и Раскольникова. В этом смысле "Преступление и наказание" может быть отнесено к жанру любовно-психологического романа. Действие его развертывается на фоне ужасающей бедности обитателей чердаков и подвалов аристократа-Петербурга. Общественная среда, описанная художником, дает основание назвать "Преступление и наказание" социально-бытовым романом).

Какова суть теории Раскольникова? (На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольни-

кова,  которая  привела его в жизненный тупик.  Теория эта стара,  как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели,  исследовались давно. Иезуиты придумали для себя лозунг:  "Цель оправдывает средства".  Собственно говоря, это высказывание является квинтэссенцией теории Раскольникова.  Не обладая необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху Алену Ивановну,  ограбить ее и получить средства для достижения своих целей.  При этом, однако, он постоянно мучается одним вопросом: имеет ли он право на преступление юридических законов?  Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия,  если  исполнение  его

идеи ("спасительной, может быть, для человечества") того потребует. Раскольников излагает ее Порфирию: "...люди по закону природы разделяются, вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово".

Предположительно Раскольников печется о человеческом счастье: "...если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия, вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право и даже был бы обязан...устранить этих десять или сто человек."

В чем заключалась оригинальность идеи Раскольникова? Уголовная по своей сути, она была продиктована жалостью к людям. Но, отказавшись от наполеоновских злых целей, Раскольников принял его злые средства. Исключительность идеи Раскольникова лучше других уловил Разумихин: "В этом, стало быть, главная мысль твоей статьи заключается. Ведь это разрешение крови по совести, это...это, по-моему, страшнее, чем бы специальное разрешение кровь проливать..."

Был ли Раскольников безбожником?  На каторге осужденные чуть не убили его у входа в церковь: "Ты безбожник! Ты в Бога не веришь! - кричали ему. - Убить тебя надо".

Сам Раскольников только однажды сомневается в своем неверии:

"Да я в Бога-то, может, и не верую". А на вопрос следователя отвечает твердо: "Верую". Нерешимость, как основное состояние Раскольникова, связана с неуверенностью: есть ли Бог, всемогущ ли он? Справедлив ли?

Сравните нигилизм Базарова и Раскольникова. Для понимания идейной направленности романа весьма важно значение образа Лебезятникова. До 1862 года Достоевский видел в "нигилистах" "дохленьких недоносков", обвинял их в корысти, карьеризме, придумал им кличку "хлебных свистунов". Лебезятников был задуман как пародия на нигилизм. К 1863 году он увидел, насколько тернист путь революционной демократии к реализации их идеи. Поэтому в окончательной редакции романа Лебезятников становится "нигилистом" по убеждению. Вместо сатиры на нигилизм Достоевский сбивается на карикатуру. Это сказывается уже в портретной характеристике.

Вывод:   Отчужденность, одиночество приводят Родиона Раскольникова к тому, что он всюду видит подтверждение своей теории.

              Мир, в котором живет герой, в котором созревает трагический конфликт его, характеризуется как "безобразный". Мечта его зародилась в каморке, похожей на гроб. Безобразен Петербург с его "странной летней жарой", "духотой", "вонью из распивочных", безобразны пьяные люди, "поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время", и самая отвратительная из людей - старуха-процентщица, "с вострыми и злыми глазками", "с тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу". Это безобразие отталкивает от себя гордого и красивого Раскольникова и вызывает в душе "чувство глубочайшего омерзения" и "злобное презрение". Из этих чувств рождается "безобразная мечта". Итак: истоки преступления кроются в безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова разнообразные отвратительные чувства, из разнообразия чувств рождаются самые разные мысли (концепция "многослойности"); разноплановые идеи тяготеют либо к доброму началу, либо к злому (идея двойственности мотивов); в результате борьбы двух противоположных идей побеждает идея власти (наполеонизма). Грех убийства,  по Достоевскому,  вторичен.  Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей,  а человек, который в своей гордыне сумел преступить, по религиозным понятиям способен на все.  Итак,  по Достоевскому,  Раскольников  совершает  первое, главное  преступление  перед Богом,  второе - убийство - перед людьми, причем как следствие первого. Раскольников любил невидимое человечество, но ненавидел отдельных людей. Опуская топор на голову Алены Ивановны, он мог тешиться надеждой на то, что такие, как Лизавета, Соня, признают его правоту, сделают своим владыкой. Совершив убийство, Раскольников стал не вождем угнетенных, а отторгнутым обществом, ради которого, собственно, он и пошел на преступление. Убедившись в неправедности "верхов", он не захотел им подчиняться, взбунтовался против них, чтобы "стать полезным людям", какие бы последствия ни ожидали его самого, но, считая других "подлецами", вышел из рядов и оказался один.

  1. Почему именно в середине XIX века появляется новый тип в литературе «лишний человек»? Какие исторические события отразились в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?  (2 группа)Действие "Преступления и наказания" происходит, когда волна "шестидесятников" уже обессилела. Разумихин говорит о трех годах надоевшей ему "прогрессивной" трескотни, скорее всего, речь идет о крушении революционной ситуации - с 1859 по 1862 год. "Приметы времени", разбросанные по страницам романа, все отнесены к этому трехлетию: это и ссылка на коммуны "нигилистов", и упоминание о полемике, разгоревшейся по поводу публичного исполнения отрывка из "Египетских ночей". Следователь Порфирий говорит о судебной реформе, которая еще идет. В трактирной сцене с Заметовым обыгрывается тема пожаров 1862 года. Исторические сроки, социальная точность нужны были Достоевскому потому, что он писал не детективный, а историко-философский и социально-нравственный роман. Раскольников и окружающие его персонажи обсуждают те самые проблемы, над которыми бились русские мыслители. Средние люди", "маленький человек", пришедшие в роман из социальных низов, гибнут под поступью капиталистической цивилизации: несчастный носитель бесхребетной и студенисто-сладкой фамилии был нещадно раздавлен на мостовой "щегольской и барской" коляской, социально раздавлена вся семья Мармеладовых, несмотря на безрезультативную жертвенность Сони. Такие люди особо остро чувствуют несправедливость отношения к ним "чистых", сытых, благополучных ровно на столько, на сколько можно не навредить себе: "...один господин в вицмундире и в шинели, солидный чиновник лет 50, с орденом на шее... приблизился и молча подал Катерине Ивановне трехрублевую зелененькую кредитку". Символическая плата за катастрофу в семье Мармеладовых является образным аналогом политических и социальных событий 1862-1863 годов.
  2. Лужин писал кляузным слогом, но понимал, что надо искать "идеологию" в современной науке, в политической экономии, утилитарной философии, которые каждый употреблял с позиций разменной монеты: "Наука же говорит: возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, но и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем..." В философском плане решаются такие вопросы, как о правах и назначении человека;

о роли личности в обществе;

о жалости и сострадании;

о долге и самопожертвовании;

о неизменной природе человека и его личной ответственности.

Ответы на поставленные философские вопросы находим в тексте. Раскольников полагает, что "люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

Назначение "обыкновенных", по мысли Достоевского, - жить в послушании

. Второй разряд составляют те, которые "преступают закон, разрушители". Если "второразряднику" для своей идеи надо "перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может... дать себе разрешение перешагнуть через кровь".

Рассуждения Раскольникова ничто иное, как философское обоснование преступления. По его словам, в нем "нет ничего особенно нового", кроме одного: разрешения крови по совести. Теория Раскольникова - результат действия законов и проявления морали в человеконенавистническом обществе, где человек человеку враг. Не случайно на реплику сестры: "Но ведь ты кровь пролил!" - Раскольников отвечает: "которую льют, как шампанское".

В философском плане ставится вопрос о возможности спасти человека любовью. Он возникает в связи с исповедью Мармеладова, судьбой Сони, письмом матери Родиона и согласием Дуни выйти замуж за Лужина. Назовем и политические вопросы, поставленные писателем.

У Достоевского звучит призыв "страдания принять", чтобы обрести душевный покой: "...покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием".

Разумихин.

В романе ведется неприкрытая полемика со взглядами Чернышевского. По авторскому замыслу Разумихин должен был явиться тем спасительным героем, каким в "Что делать?" выступает Рахметов. Они схожи в проявлении силушки, оба студенты. "Разумихин был все тот же: добрый, высокий...был еще тем замечателен, что мог неизвестно поскольку времени совсем не есть и терпеть необыкновенный холод..."

Рахметов ограничивает свои потребности и мучает себя из эксперимента (он богат). Разумихин - по нужде (беден).

В отличие от Рахметова Разумихин враг всякой теории, легко заводит романы, ходит в заведение к "Лавизе". Он критически относится к дореформенным порядкам, любит новую молодежь. Разумихин считает, что материалисты убивают жизнь, умерщвляют человеческую душу.

Философия малых дел Разумихина противопоставлена философии Дела Раскольникова, в ней чувствуется и полемика с "особенным" назначением Рахметова. Разумихин - русский богатырь, "снизошедший до мальчика", тратящий исполинские силы для поддержки ближнего своего. Он смотрит в душу каждого человека, и видит, что Лужин безнадежен, но что такого убийцу, как Раскольников, можно "реставрировать" и ввести снова в круг человеческого братства. Он всегда приходит на помощь в трудную минуту. И всегда с разумом. Чтобы создать первоначальный капитал, Разумихин соединяет свои деньги с Луниными: "И зачем, зачем мимо рта кусок проносить! Помаленьку начнем, до большого дойдем, по крайней мере прокормиться чем будет, и уж во всяком случае свое вернем", Разумихин может стать мужем и верным другом. Но, скорее всего, романтик-полуславянин превратится в капиталиста, отдающегося своему растущему "делу". Достоевский оттеснил Разумихина на задний план. Раскольников не мог помогать Разумихиным продавать книги, это слишком пустое занятие для него.

Мир, в котором жил Раскольников, был несправедлив и враждебен. Уйти из него - означало сдаться. Чтобы изменить свою судьбу, облегчить участь сестры, матери, Сони, ему надо изменить весь существующий миропорядок. Чувство протеста не давало ему примириться, и Раскольников восстал против мира по своей собственной, теоретически продуманной программе.

Раскольников прошел через школу сороковых годов, в шестидесятых он разочаровался и ищет иного пути, иных средств осуществления идеала. Он отказался от демократических социально-утопических мечтаний, признал своих прежних товарищей бессильными перед мировым злом. Боль за человека осталась, но покрылась налетом недоверия к человеку.

Отличие Раскольникова от всех "разочарованных" и скатившихся после 1862-1863 г. к вульгарному либерализму состояло в том, что он не способен был примириться с действительностью, вытравить из своей души обаяния прежних убеждений. Махнув рукой на движение в целом, он вознамерился единолично решить задачу, не решенную его поколением или даже несколькими поколениями.

Разочарование не могло вытеснить из сознания Раскольникова всего того, что было воспитано идеологией освободительного движения. Он в иные минуты переживает настроения, выраженные в лирике Некрасова. Например, в основе трагического сна Раскольникова лежит стихотворение поэта "До сумерек":

"Ну!" - погонщик полено схватил

(Показалось кнута ему мало) -

И уж бил ее, бил ее, бил!

Ноги как-то расставив широко,

Вся дымясь, оседая назад,

Лошадь только вздыхала глубоко

И глядела...(так люди глядят,

Покоряясь неправым нападкам).

Он опять: по спине, по бокам,

И, вперед забежав, по лопаткам

И по плачущим кротким глазам...

            * * *

Это праздных прохожих смешило,

Каждый вставил словечко свое...

Действительность мучила Раскольникова, он решил с ней разделаться в одиночку, хотя не уверен, правильно ли он замышляет: "Ну мне ль помогать? Имею ли я право помогать?"

Раскольников потерял надежду на "светлое будущее", не смог заглушить голос совести, взывающий к справедливости

Выводы по каждому пункту таблицы:

  1. Черты характера героя и душевное состояние героя: Болезненно горд, самолюбив, необщителен, считает себя исключительной личностью, поглощен идеей самостоятельно найти выход из социальных и духовных тупиков общества. Вместе с этим обостренно воспринимает страдания других людей, что тоже является причиной того, что он не желает встреч с людьми.
  2. Рассказ Мармеладова в трактире.        Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого "маленького человека" и открыл в нем  залежи  огромного духовного богатства,  душевной щедрости и красоты,  несломленных тяжелейшими условиями жизни.  И это было  новым  словом  не только в русской, но и во всей мировой литературе. - Способен ли Мармеладов воспротивиться против безнадежности? Ведь даже бессловесный Акакий Акакиевич Башмачкин в предсмертном бреду начинает "сквернохульничать, произнося самые страшные слова", которые следовали за обращением "ваше превосходительство ".

- Нет. В нем созревает утопическая мечта, что всем воздается по заслугам. Должно быть на земле место, куда можно пойти несчастному Мармеладову, должен быть и тот, кто поймет, пожалеет всех "пьяненьких, слабеньких, соромников". "Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти".

  1. Письмо матери.        Тяжела судьба  и семьи Раскольникова.  Его сестра Дуня,  желая помочь брату,  готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение. Раскольников понимает,  что  жестокая сила,  создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий,  - это деньги. И чтобы их  раздобыть,  он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о "необыкновенных личностях". "Маленькие" Мармеладовы находятся в тупике. Им "некуда больше идти". Некуда идти не только им, но и Дуне, и матери Раскольникова. Дуня - умная и гордая, великодушная и отзывчивая, терпеливая и благородная, с твердым характером и пылким сердцем "осуждена", по словам Раскольникова, "таскаться в гувернантках". Она вынуждена сносить оскорбления "глупой и взбаламошной жены Свидригайлова, страдать от притеснений ее мужа, переживать "дурную славу", распространенную о ней "во всех домах".
  2. Встреча с пьяной девочкой. (Истоки преступления кроются в безобразном состоянии мира).
  3. Разговор студента и офицера в трактире. Теория эта стара,  как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели,  исследовались давно. Иезуиты придумали для себя лозунг:  "Цель оправдывает средства".
  4. Сон Раскольникова. Сны Раскольникова больше похожи на явь. Не слышится ли в этой адовой музыке, в этом перезвоне набата звучание «струны» в душе юноши, замыслившего статью с энтузиазмом подавленным и опасным? Не видятся ли среди копошащихся в свалке миллионов и Раскольниковы со «статьей» в одной  руке и топором в другой? И каждый убивает свою процентщицу, свою Лизавету, свою мать. Каждый пробивается в «высший» разряд, загоняя других в «низший»? По мнению К. Мочульского, "сон о детстве воскрешает детскую веру и возвращает к Богу". В последней надежде Раскольников молится: "Господи! Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей".
  5. Голос совести. Неожиданно для него заговорила совесть: он не возвысится над муравейником, не сумеет помочь близким. Раскольников двойственен: с одной стороны, убийство противно ему, но с другой - он разрешает себе пролить "кровь по совести". А совесть успокоить нечем.

Вывод по таблице:  Каковы причины преступления Раскольникова? (вывод по таблице)

В первой же главе мы узнаем о времени действия ("В начале июля, в чрезвычайно жаркое время..."), месте действия (Петербург), главном герое ("один молодой человек") и его состоянии ("нерешимость"): "И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился". Это "болезненное и трусливое ощущение" - подсознательный голос совести: "он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться". Достоевский сообщает читателям о том, что проявление бессознательной совести, свойственной Раскольникову от природы, - это проявление в нем доброго начала. Но от природы в нем много и гордыни. Совесть и гордыня в столкновении порождают конфликт между природой человека и его умом: "На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь". В этой мучительной внутренней борьбе героя и проявляется одна из причин преступления - нравственная.

Вторая причина - психологическая. "Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой".

Третья - социальная. "Он был задавлен бедностью". Но есть еще одна причина, главная, - философская. "Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся".

Раскольников сам по себе человечен и добр, но за мать, за честь сестры, охраняя подростка, за идеи - убил. Ему нужно, чтобы его поняли, оправдали. Но его собеседники стоят на разных интеллектуальных уровнях, герою приходится приноравливаться, опускать идею вниз, отрывать от общих целей. Каждый раз при этом он находит звено, зацепившись за которое, он снова поднимает свою идею до всеобщих обоснований.

Противоположные чувства - жалость к страдающим и презрение к слабым - толкают Раскольникова на преступление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал «Современные требования к уроку информатики»

Все, кто так или иначе сделал информатику областью своей практической деятельности, имеют уникальную возможность ви­деть становление новой научной области.Практика обучения информатике и тенденции раз...

Учебно - методический материал "Проектная методика на уроках иностранного языка"

Предлагается теоретический и практический материал, используемый на уроках немецкого языка по методу проектов...

Методический материал "Интеллектуальные карты на уроках технологии"

У интеллект -  карт есть множество плюсов, одним из главнейших плюсов можно назвать то, что интеллект- карты создаются по принципу работы нашего мышления, что способствует скорейшему запоминанию ...

Методический материал для учителя географии

Данный методический материал содержит рабочую программу, тематическое планирование, методитеские рекомендации,  разработки уроков и мероприятий по географии за курс основной школы 6 класс к учебн...

Методический материал для учителя физкультуры «Подготовка волейболистов. Обучение и тренировка».

Материал представлен для учителей физ.культуры при подготовки и тренировки волейболистов....