Статья "Методические рекомендации к проведению итогового урока по роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в игровом формате"
статья по литературе (11 класс)

Смирнова Наталия Николаевна

Игра проводится в качестве подведения итогов изучения романа "Мастер и Маргарита".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_master_i_margarita.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый урок по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель:

Развивать познавательный интерес старшеклассников к творчеству М.А.Булгакова;

Расширять кругозор в ходе приобретения навыков постижения мира с помощью проектной методики;

Формировать ключевые компетенции старшеклассников;

Воспитывать вдумчивого читателя.

Учитель комментирует ход урока: урок-игра проводится как личное или командное первенство. За правильные ответы игроки получают жетоны. В конце урока жетоны подсчитываются. Победителем становится тот, кто набрал большее количество жетонов. Также будут отмечены самые активные ученики.

 

Ход урока.

Слово учителя. Дорогие ученики! Добро пожаловать в мир самого противоречивого и самого современного классика ХХ столетия – Михаила Афанасьевича Булгакова.

 Мы прочитали бессмертный роман «Мастер и Маргарита». Великое и мелкое, чудесное и обычное соединил Булгаков в этом произведении. Вот прокуратор Иудеи Понтий Пилат отправляет на казнь Иешуа Га-Ноцпи, а рядом живут, спешат, суетятся, совершают подлости, приспосабливаются, любят вполне земные граждане, населяющие Москву. Любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь соседствуют в романе Булгакова так же, как и в жизни. Здесь счастливая атмосфера творчества и фантазии, здесь правит великий бал Сатана, а вдохновлённый Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. «Рукописи не горят», -утверждает Воланд. Сегодня мы перелистаем страницы бессмертного произведения, чтобы убедиться в этом.

Первый раунд. «БЮРО ЛИТЕРАТУРНЫХ НАХОДОК»

Правила игры.

Учитель представляет участникам игры предметы из «Чёрного ящика». Участники игры рассказывают истории, связанные с этими предметами в романе, и отвечают на вопрос: «Каким действующим лицам романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» принадлежат эти предметы?».

  • Тридцать тетрадрахм («Гонорар» Иуды)
  • Колода карт (Фокус на сеансе в Варьете: «Атласная змея фыркнула, Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал»)
  • Платок с синей каёмкой (Фрида удушила своего ребёнка этим платком. Маргарита просит Воланда помиловать Фриду; «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребёнка».)
  • Половая щетка (На половой щётке летала Маргарита, став ведьмой: «половая щетка, щетиной вверх, танцуя, влетела в спальню. Концом своим она выбивала дробь на полу, лягалась и вралась в окно. Маргарита взвизгнула от восторга и вскочила на щетку верхом».)
  • Записка (Маргарита, улетая, оставила мужу записку: «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай. Маргарита».)
  • Баночка крема («Азазелло, вынув из кармана круглую золотую коробочку, протянул её Маргарите». Крем помог Маргарите стать ведьмой и отправиться на бал.)
  • Голова (Отрезанная трамваем голова Берлиоза, внезапно исчезнувшая с церемонии похорон; оторванная за вранье голова Бенгальского на сеансе в Варьете; голова кесаря, привидевшаяся Понтию Пилату в сцене допроса Иешуа.)
  • Червонцы (На сеансе чёрной магии в Варьете зрители получили волшебные червонцы, которые потом превратились в обычные этикетки от минеральной воды.)
  • Шапочка (Печальную чёрную шапочку с жёлтой буквой «М» Маргарита подарила Мастеру.)
  • Жёлтые цветы (Из рассказа Мастера о первой встрече с Маргаритой: «Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто… Нехороший цвет».)
  • Подсолнечное масло (Аннушка уже купила подсолнечное масло… даже и разлила».)
  • Афиша («На зеленых листах крупными красными буквами было напечатано: «Сегодня и ежедневно в театре Варьете сверх программа: Профессор Воланд. Сеансы чёрной магии с полным её разоблачением»)

Учитель. Мы внимательно ознакомились с романом и хорошо знаем, что последует за выступлением Воланда. Давайте вместе вспомним, чем занимался Воланд в Москве

           Эпиграф к роману:

 -Так кто же ты?

- Я – часть той силы,

Что вечно хочет зла и вечно

Совершает благо.        

И.В.Гете «Фауст»

Почему Булгаков взял такой эпиграф? Что он этим хотел сказать? («Воланд прибывает в Москву как ревизор и как наблюдатель. А отчасти и как судья.» Игорь Золотусский)

 «Дабы воздать каждому по делам его».

 «За какие пороки и как наказывает человечество Воланд?»

http://minevi.ru/nuda/urok--razmishlenie-celi-uroka-obuchayushie/2.gif

Какой грех у современного общества кажется Воланду непростительным, кого наказывает Воланд в романе?

Берлиоз- обречён на смерть, поскольку самонадеянно полагал, что его знания позволяют безоговорочно отрицать и Бога, и дьявола, и сами живые, не укладывающиеся в рамки теорий, основы жизни.

Барон Майгель-напросился на бал с целью подслушивать и шпионить (убил Азазелло по приказу Воланда, кровь слили в сосуд из головы Берлиоза)

 Вот 2 персонажа, которые были физически уничтожены Воландом за самые страшные с тзр Булгакова грехи: безверие и предательство.

Остальные герои(Варенуха, Римский, Стёпа Лиходиев, Николай Александрович, и др, хоть и пропадали на несколько дней из Москвы, но были возвращены обратно.

 Воланд делает вывод на сеансе в Варьете : ««Ну что ж, они – люди как люди, любят деньги, но ведь это всегда было … человечество любит деньги из чего бы они ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота… Ну, легкомысленны… Ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их»…

Тема москвичей очень актуальна и сейчас. Вечное противостояние добра и зла, милосердия и жестокости, войны и мира, светлого и тёмного в душе каждого человека – всё это рассматривает в своём романе автор.

Французский писатель,  лауреат Нобелевской премии Анатоль Франс утверждает: «Зло необходимо. Если бы его не существовало, то не было бы и добра. Зло – единственная причина существования добра»;

«Без гибели не было бы и смелости, без страдания – сострадания. На что бы годились самопожертвование и самоотверженность при всеобщем счастье? Разве можно понять добродетель, не зная порока, любовь и красоту, не зная ненависти и безобразия? Только злу и страданию обязаны мы тем, что наша земля может быть обитаема, и жизнь стоит того, чтобы её прожить. Поэтому не надо жаловаться на дьявола. Он создал, по крайней мере, половину Вселенной. И эта половина так плотно сливается с другой, что если затронуть первую, то удар причинит равный вред и другой. С каждым искоренённым пороком исчезает соответствующая ему добродетель».

РАУНД ТРЕТИЙ.  Викторина.

  1. Чем награжден Мастер? («Он не заслужил света, но награжден покоем». Булгаков переносит своего героя в иной ми, где с системой ценностей – полный порядок.)
  2. Как наказан в романе Понтий Пилат? («Бессмертие… пришло бессмертие… Чьё бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепёке».)
  3. Сколько языков знает Воланд? («О, я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков».)
  4. «Я не пьян, я болен, со с мной что-то случилось, я болен… Где я? Какой это город? – хрипло спросил Стёпа». («Ну, Ялта»)

  1. Во время погрома Маргарита отчаянно мстила за Мастера. Но в какой-то момент «неожиданно дикий разгром прекратился». Почему? (Маргарита увидела в одной из квартир мальчика лет четырёх. Он испугался; «Мама, я боюсь». Испуганный ребёнок остановил Маргариту. Тема милосердия)
  2. В каком качестве пригласили Маргариту на бал? («Мессир холост, как вы. Конечно, сами понимаете. Нужна хозяйка».)
  3. Почему именно Маргарита стала хозяйкой бала? («Установилась традиция: хозяйкой бала должны непременно носить имя Маргарита, во-первых, а во-вторых, она должна быть местной уроженкой. А мы… путешествуем и в данное время находимся в Москвы. Сто двадцать одну Маргариту обнаружили мы в Москве, и, верите ли, ни одна не подходит. И, наконец, счастливая судьба… Вы не откажитесь принять на себя эту обязанность?»)

  1. «И заметьте, ни один не заболел и ни один не отказался» играть на балу. А какие гости появляются на балу у Воланда? (Фальшивомонетчик, государственный изменник, алхимик, убийца, детоубийца, хозяйка публичного дома, короли, герцоги, шулеры, палачи, тюремщики, самоубийцы, висельники, безумцы, растлители, шпионы и пр.)
  2. Кто заболел шизофренией? (В романе шизофренией заболевает Иван Бездомный.)
  3. Ещё один медицинский термин – гемикрания. К кому из героев имеет отношение эта болезнь? («Непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От неё нет средств, нет никакого спасения.», - так думает Понтий Пилат, рассматривая в приступе болезни дело Иешуа Га-Ноцри. Интересно, что в современной медицине тоже нет действенных средств, чтобы вылечить мигрень. Это болезнь умных, сильных, волевых, очень ответственных людей. Мигренью страдал и Михаил Булгаков.)
  4. Назовите должность Понтия Пилата? (прокуратор, правитель Иудеи, выше него только император Тиберий) Как звали женщину, которая выманила Иуду за город? (Низа)
  5. Как звали собаку Понтия Пилата? (Банга)
  6. Запах каких цветов ненавидел Понтий Пилат?
  7. Кому принадлежат слова: «Все люди добры»? (Иешуа Га-Ноцри)
  8. Перечислите, кто входил в свиту Воланда? (Азазелло, Кот Бегемот, Фагот-Коровьев, Гелла)
  9. Как звали ученика Иешуа Га-Ноцри ( Левий Матвей)
  10. Кто написал донос на Иешуа? (Иуда)
  11. Как звали женщину, которая выманила Иуду за город? (Низа)

РАУНД ЧЕТВЕРТЫЙ «Узнай героя по его речи»

  1. «Истина, прежде всего, в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает». (Иешуа)
  2. «Да, человек смертен, но это было еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер». (Воланд)
  3. «Бегут минуты, и я… нахожусь на Лысой горе, а смерти всё нет!.. Бог! За что гневаешься на него? Пошли ему смерть!.. Ты не всемогущий бог. Ты чёрный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!» (Левий Матвей)
  4. «Я знаю, на что иду. Но иду на всё из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!» (Маргарита)
  5. «Я не пьян, я болен, со мной что-то случилось, я болен… Где я? Какой это город?» (Степа Лиходеев)
  6. Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу…» (Азазелло) 

  1. «трусость, несомненно, один из самых страшных пороков <…> Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок» (Понтий Пилат) 

РАУНД ПЯТЫЙ. «Что это за место?»

  1. Лысая Гора. (В романе так называется место казни Иешуа. В Библии это Голгофа.)
  2. Квартира №50. (Квартира неожиданно погружалась во тьму, появлялась бесконечная лестница. Так Маргарита попала на бал к Воланду.)
  3. «Дом Грибоедова». (Здесь располагается МАССОЛИТ, «членам которого завидует всякий посетитель»)
  4. Патриаршие пруды. (События романа начинаются «однажды весной, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах».)

РАУНД СЕДЬМОЙ. «Все дело в деталях»

Задание: определите героя по детали.

  1. «Белый плащ с кровавым подбоем». (Прокуратор Иудеи Понтий Пилат»)
  2. «На спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на зеркальном столике лежала длинная шпага с поблёскивающей золотой рукоятью…» (Воланд)
  3. «Теперь на шее у него оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы его были вызолочены». (Кот Бегемот)
  4. «Человек лет двадцати семи… был  одет в старенький и разорванный хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны…» (Иешуа Га-Ноцри)
  5. Говорят, глаза – зеркало души человека. О глазах одного героя в романе говорится следующее: «мученические глаза, оба больные глаза, в них появились всем знакомые искры». Какой герой в романе так смотрит на нас? (Понтий Пилат)

РАУНД ВОСЬМОЙ. «Подведем некоторые итоги»

                                                             

Первая публикация романа:

1966-1967 год в журнале «Москва» 

Варианты названий романа:

«Сатана»

«Инженер с копытом»

«Чёрный богослов»

Жанр романа:

  • Роман
  • Роман-миф
  • Роман-мистерия
  • Лирический роман
  • Фантастический роман
  • Бытовой роман

Композиция:

  • Роман в романе
  • Двойной роман

 

Сюжет

1. Философская линия ( Иешуа и Понтий Пилат)

2. Мистическая линия (Воланд и москвичи)    

3. Любовная линия (Мастер и Маргарита)

      = ВЕЧНОСТЬ

Вечные проблемы:

  • Человек и власть
  • Внутренняя свобода человека
  • Добро и зло
  • Верность и предательство
  • Милосердие и всепрощение
  • Что есть истина

ПРИЛОЖЕНИЕ: КРОССВОРД.

По горизонтали:

По вертикали:

4. Груня

6. Банга

7. Садовая

9. обезьяны

10. Латунский

11. Чума

17. Прасковья

1. Желдыбин

2. глобус

3. подкова

5. грач

8. пудель

12. Алоизий

13. петух

14. монокль

15. инженер

16. коньяк

18. галстук

РАУНД ДЕСЯТЫЙ. Подведение итогов.

Награждение победителей. Рефлексия.

КРОССВОРД.

2

8

3

1

7

13

15

9

6

18

5

4

17

11

14

10

12

16

1.Литератор, занимавшийся похоронами Берлиоза.

2. Что было у  Воланда «вместо радио».

3. Что получила в подарок Маргарита после бала.

4. Домработница Лиходеева и Берлиоза.

5. Он был за рулем машины, которая доставила Маргариту с приема на реке в Москву

6. Имя пса прокуратора

7. Улица, на которой был расположен дом с «нехорошей квартирой».

8. Это животное было изображено на медальоне, украшавшем Маргариту на балу.

9. Кто играл джаз на балу Воланда.

10. Ненавистный Маргарите критик.

11.  Прозвище Аннушки.

12. Имя «друга» Мастера, претендовавшего на его квартиру.

13. Кто спас финдиректора Римского от расправы.

14.На что Коровьев сменил треснувшее пенсне в честь бала.

15. Кем был муж Маргариты по должности.

16. Чем наполнил бассейн на балу Воланда Бегемот.

17. Имя добрейшей фельдшерицы знаменитой психиатрической клиники.

18. Без чего, по мнению Бегемота, неприлично появляться на балу даже коту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема урока:  Сатирическое изображение московского общества в романе  М. Булгакова  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...

Серия уроков по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Представлены разработки уроков по основным сюжетным линиям романа....

презентация к уроку по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"в 12 классе для слабослышащих детей

Материал дан учителем для краткого ознакомления с произведением,ввиду проблем со слухом дети обладают малым словарным запасом ,многое им неизвестно.Поэтому легче всего рассказать ,используя картинки с...

Открытый урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

ЗАДАЧА урока - вспомнить основные ТЕМЫ, МОТИВЫ, ОБРАЗЫ романа «Мастер и Маргарита», включить его в широкий литературный контекст, отработать на фрагменте из романа наш алгоритм экзаменационного ответа...

Урок по роману М . Булгакова "Мастер и Маргарита"

Урок- рассуждение по роману М.Булгакова...

Открытый урок по роману М.Булгакова " Мастер и Маргарита"

Трагическая судьба художника; соотношение таланта и бездарности; взаимосвязь литературы с другими видами искусства....