Художественный текст и особенности его создания
статья по литературе

Еременко Виктория Михайловна

Художественный текст и особенности его создания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennyy_tekst_i_osobennosti_ego_sozdaniya.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Художественный текст и особенности его создания

Создание художественного текста – активная коммуникативно и эстетически направленная речевая деятельность. Текст, являясь способом художественного отображения действительности, одновременно выступает и как специфический способ познания мира, и как инструмент такого познания, и как форма предъявления и интерпретации авторского понимания, именно в тексте раскрывается мысль автора, воплощен его творческий замысел, переданы знания и представления о человеке и мире. Текст не автономен и не самодостаточен; он основной, но не единственный компонент текстовой (речемыслительной) деятельности. Важнейшими составляющими ее структуры, помимо собственно текста, являются автор (адресант текста), читатель (адресат), сама отображаемая действительность, знания о которой передаются в тексте, и та языковая система, из которой автор выбирает единицы, позволяющие ему адекватно воплотить свой творческий замысел.

Таким образом, речевое действие как элемент художественного текста, представленное единицами языка, как процесс, подчиненный сознательно поставленной автором цели, является связующим звеном между автором и читателем, а сам художественный текст можно рассматривать как совокупность фиксированных целенаправленных речевых действий. С этих позиций языковые элементы в тексте не являются просто «изобразительно-выразительными». Их назначение – предъявление авторских субъективных смыслов и эмоциональных состояний, и художественный текст становится своеобразным кодом, представленным последовательностью дискретных единиц. При чтении текста происходит перекодирование сообщения читателем. Отсюда вытекает важность исследования взаимоотношений языковых выражений, передающих авторский замысел.

В отечественной и мировой научной литературе имеется не поддающееся обозрению количество публикаций, так или иначе связанных с проблемами текста и его понимания, однако нет единства мнений относительно того, что именно можно квалифицировать как текст, каковы его специфические особенности. Еще более дискуссионными являются вопросы, связанные с пониманием текста, приемами его стилизации.

Много определений текста построено на выдвижении в качестве доминанты его коммуникативной природы. При этом подчеркиваются разные свойства текста: «Художественный текст можно определить как коммуникативно направленное вербальное произведение, обладающее эстетической ценностью, выявленной в процессе его восприятия» [Пищальникова, 1984, с. 3]. «Текст представляет собой основную единицу коммуникации, способ хранения и передачи информации, форму существования культуры, продукт определенной исторической эпохи, отражение психической жизни индивида и т.д.» [Белянин, 1988, с. 6].

По мнению Л.М. Лосевой, «текст – 1) это сообщение (то, что сообщается) в письменной форме; 2) текст характеризуется содержательной и структурной завершенностью; 3) в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка). На основе приведенных признаков текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью и определенным отношением автора к сообщаемому» [Лосева, 1980, с. 4]. И.Г. Гальперин считает, что текст – «это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин, 1981, с.18].

Следует отметить, что в последнее время ученых привлекают не столько формальные признаки текста, сколько его сущностные характеристики и свойства. Мы исходим из того, что художественное произведение – это мир, преломленный через личность творца, которая необходимо присутствует в структуре самого произведения, в структуре художественного образа. Именно личность художника, а не тот фрагмент действительности, который он избрал предметом отображения на бумаге, является основным содержанием художественного произведения. «Художественный текст– продукт речетворческой деятельности, символическое по своей природе речевое произведение, созданное в рамках авторского замысла, реализованного через систему взаимосвязанных и взаимообусловленных образов, возбуждающих в читателях эстетические эмоции»[Пономарева, 2004, с. 106]. Образы значимых объектов и явлений трансформируются в сознании в зависимости от их личностного смысла. Однако эти трансформации существуют уже на этапе, предшествующем собственно созданию художественного произведения, в процессе которого образ мира художника преломляется далее через доступную ему и выбранную им систему изобразительных средств, приемов, канонов и традиций. Собственно текст предстает уже не как образ мира и не как изображение мира, а как изображение образа мира, которое может быть проанализировано в разных аспектах и, в частности, в соотношении с внутренним миром осмысляющего эту реальность автора, ее смыслов для него, под углом зрения «самовыражения», «самораскрытия», а также в аспекте собственно изображения особенностей художественного воплощения автором своего видения мира.

Рассматривая психологические механизмы присутствия личности автора в структуре художественного образа, еще раз отметим, что объекты и явления действительности воспринимаются индивидом не просто в их объективной безличной сущности, раскрытой общественной практикой. Образ любой реалии содержит психологическую составляющую, в которой отражается жизненный смысл для индивида этого объекта или явления, место, которое он занимает в его жизнедеятельности, в системе его отношений с миром. Этой психологической составляющей является личностный смысл реалии, вызвавшей некогда в силу своей значимости для индивида определенное эмоциональное переживание[Четверикова, 2005, с. 106].

Художественный текст – всегда адресованное сообщение: автор обязательно предполагает наличие читателя; таким образом, текст – особая форма коммуникации «автор-читатель». Мы в работе вслед за Бабенко придерживаемся такого следующего понимания: «Текст – это словесное художественное произведение, представляющее реализацию концепции автора, созданную его творческим воображением индивидуальную картину мира, воплощенную в ткани художественного текста при помощи целенаправленно отобранных в соответствии с замыслом языковых средств и адресованное читателю, который интерпретирует его в соответствии с собственной социально-культурной компетенцией» [Бабенко, 2004, с. 46].

Сказанное позволяет сделать некоторые выводы.

1. Художественный текст – это сложная по организации система. С одной стороны, это частная система средств общенационального языка, с другой стороны, в художественной речи возникает индивидуальная, авторская кодовая система, которую адресат должен расшифровать, чтобы понять смысл текста.

2. Художественный текст в отношениях автор – читатель является объектом, структурирующим и представляющим авторские смыслы. В отношениях читатель – автор текст выступает объектом воспроизводимым, интерпретируемым в смысловом плане.

3. Единицы языка приобретают в тексте дополнительные «приращения смысла», или «обертоны смысла», чем и определяется целостность художественного текста [Ларин, 1974] и его прагматическая направленность.