А.С.Грибоедов. История создания «Горе от ума».
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Дорофеева Ольга Владимировна

Открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03                                        e-mail:cenreab@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

Открытый урок по литературе по теме:

 «А.С.Грибоедов. История создания «Горе от ума».

Урок проведен 02.10.2020 в 9- А классе.

Учитель: Дорофеева О.В.

Руководитель ШМО: Кольченко Е.А.

Тема: «А. С. Грибоедов. История создания «Горе от ума».

Цель: проследить историю создания комедии; познакомиться с галереей образов пьесы; проанализировать, как завязываются в комедии любовный и общественный конфликты.

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Проверка д/з

- Опрос учащихся

Новая тема

1) Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начинаем знакомство с замечательным, великолепным по замыслу и исполнению произведению А.С.Грибоедова «Горе от ума». Эта пьеса относится к ряду произведений «на все времена». В течение почти двухсот лет оно является бессменным в репертуарах разных театров. Почему? Чем оно привлекает зрителя и читателя? Почему до сих пор никто из критиков не даёт полного и цельного анализа этого произведения? Эти и другие вопросы будут стоять перед нами на протяжении нескольких уроков изучения бессмертной комедии.

Ну что, в добрый путь?!

 2) Теория литературы.

- Вспомните, чем драматические произведения отличаются от других жанров? (от лирики и эпоса)?

(Они предназначены для исполнения на сцене)

- Что представляет собой содержание драматического произведения?

(Содержание составляют реплики действующих лиц в форме диалога и монолога. Реплики героев сопровождаются ремарками и актёрской игрой. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, музыка) усиливают впечатление от спектакля.

- Что такое диалог и монолог? Ремарка?

- Назовите виды драмы.

( Трагедия, драма, комедия)

- Каковы отличительные признаки комедии?

( В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей)

Драматические произведения отличаются от лирики и эпоса прежде всего тем, что предназначены для исполнения на сцене. Их содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога и монолога. Речи действующих лиц сопровождаются ремарками, т.е. авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах.

Учитель.

Грибоедов создал комедию. Какие стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей в ней осмеиваются, мы узнаем в ходе анализа произведения, а вот какова история её создания.

3) История создания комедии «Горе от ума».

Комедия задумана ещё в Петербурге около 1816 года. Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из светских вечеров и был поражён тем, как вся публика раболепствует перед всем иностранным. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то болтливого француза. Грибоедов не выдержал и сказал пламенную обличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.

Существует и такая версия, что сюжет комедии приснился Грибоедову. Причём сам автор подтверждает её в одном из писем: «Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал её с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла моё беспамятство, сажусь писать и живо помню моё обещание: ВО СНЕ ДАНО, НАЯВУ ИСПОЛНИТСЯ!»

 Комедия была завершена к осени 1824 года. Грибоедов очень хотел увидеть комедию…Комедия произвела неописуемое действие… Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году. Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума».

4) Галерея образов пьесы.

- Назовите действующих лиц комедии.

Одной из характерных особенностей данной пьесы являются «говорящие фамилии».

ФАМУСОВ (от лат. Fama – «молва»). Его зависимость от общественного мнения, молвы подчёркивает его «говорящая фамилия».

МОЛЧАЛИН – он робок и молчалив с Софьей и Фамусовым, но с Лизой и Чацким он превращается в «говоруна». Очевидно, его фамилия несёт намёк на скрытые и важные свойства натуры.

ЧАЦКИЙ – несёт намёк на имя интереснейшего человека той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Его взгляды, идеалы, убеждения – словом, все его мировоззрения оказались неприемлемы для царской России, поэтому его постигло небывалое и страшное наказание. Высочайшим (императорским) указом он был объявлен сумасшедшим. Так получилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал её.

Софья, Фамусов и Молчалин. Фамусов и Чацкий. Скалозуб.

Фамусов, Чацкий и Скалозуб.

Завязка любовного и общественного конфликтов в комедии.

Сюжетную основу пьесы составляет драматический конфликт.

- Что такое конфликт драматического произведения?

(острое противоречие, столкновение противоположных взглядов, мировоззрений)

Учитель. Конфликт является основной пружиной, источником напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.

Беседа с учащимися:

- Почему Софья находится в замешательстве?

(Она не ждала Чацкого. За три года его отсутствия увлеклась другим)

- Что Чацкий вспоминает из детства?

(игры, детские шалости с Софьей в доме Фамусова)

- Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта?

(задели насмешки над Молчалиным. Образовался любовный треугольник: Чацкий – Софья – Молчалин)

- Кого ставит в пример Фамусов?

- Могут ли Фамусов и Чацкий найти общий язык?

(Нет. У них противоположные взгляды на службу, образование, воспитание и т.д. Поэтому между ними возникает противоречие, а следовательно – конфликт)

4. Рефлексия

- Сегодня на уроке я узнал…

-Сегодня на уроке я понял…

- Я хотел бы узнать на следующем уроке…

5. Домашнее задание 

1) Прочитать 1 и 2 действия комедии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания комедии "Горе от ума". Презентация к уроку

Презентация, хорошо подходящая для урока, начинающего изучение с классом комедии "Горе от ума"...

Урок по литературе в 9 классе «Горе от ума» и его творец. История создания комедии»

Первый урок по творчеству А. С. Грибоедова. Дает краткий обзор биографии поэта, знакомит с историей создания пьесы "Горе от ума"...

Открытый урок: А. С.Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума».

На уроке ученики 9 класса изучили биографию Грибоедова, узнали много интересных фактов о его жизни и творчестве, подготовили презентации и доклады. Прочитали дополнительную литературу, написали развёр...

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. А.С.Грибоедов. Горе от ума. История создания. 9 класс

Цель урока: познакомить учащихся с комедией «Горе от ума», историей ее создания, показать особенности композиции.Задачи:продолжить знакомство с творчеством А.С. Грибоедова; познакомить уча...

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык.

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык....

История создания пьесы Горе от ума

Посмотри видео по ссылке, запиши в тетрадь вопросы и ответы к ним....

Творчество А.С. Грибоедова, история создания комедии "Горе от ума"

Биография А.С. Грибоедова, истопия создания комедии "Горе от ума"...