Воспитание нравственности на уроках литературы
статья по литературе (8 класс)

Базарова Оюна Баторовна

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_nravstvennosti_na_urokah_literatury.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание нравственности на уроках литературы»

учитель русского языка и литературы,

учитель первой  категории

МБОУ « Удинская СОШ»

Хоринского района

Базарова Оюна Баторовна

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось идеологических, духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования. И как следствие, совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Воспитание не может выполнить своей основной задачи подготовки человека к жизни в данном обществе вне обучения. Данную закономерную связь обучения и воспитания в педагогической литературе называют принципом воспитывающего обучения. В современной школе возникает необходимость специально организованной деятельности учителя и ученика, для того, чтобы выполнить задачи воспитания в обучении. Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Безусловно, тема воспитания нравственности ненова, о ней говорили, говорят, и будут говорить – нравственность на все века!

Вызвать интерес у школьников к урокам литературы – задача, которую решает не одно поколение педагогов-словесников. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной? Наверное, не случайно профессию педагога сравнивают с профессией актера. И дело тут не только в том, что, как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков. Педагог-новатор Е.Н. Ильин советует: "Не бойтесь быть артистичными. Мы себя не демонстрируем. Мы себя передаем. Урок - это социальность, публичность, человечность.

Ведь с мировоззренческой позиции, урок литературы – это действительная жизнь, проживание и осмысление которой совершается «здесь и сейчас». По-моему, нравственность рождается здесь, когда мы читаем «Телеграмму» К.Г.Паустовского, «совершаем преступление» с Раскольниковым, выступаем против «тёмного царства» с Островским Н.А., учимся любить с Шекспиром… Можно долго продолжать список произведений, которые формируют характер воспитуемого нами ребёнка, воспитывают нравственность его души.

А.М.Панченко говорил: «Приращение знания, приращение добра». Этим чувством должен быть наполнен каждый урок, к этому я стремлюсь в своей работе. На мой взгляд, душа, духовность, нравственность, смысл жизни, любовь – основные концепты урока литературы. Безусловно, уроки литературы должны давать знания и истории и теории литературы, ведь без них невозможно глубокое постижение нравственных и философских идей, заложенных в ней.

Урок – это творчество, которое предполагает новизну, оригинальность. Урок как педагогическое явление имеет свой состав и структуру, т.е. форму. Умение правильно выбирать цели урока, продумывать его содержание, определять взаимосвязь учебной ситуации на уроке, выбрать приоритетные методы, приёмы, средства обучения, спрогнозировать конкретный результат занятия являются определяющими в формировании профессиональной деятельности словесника.

Чего я жду от детей: творчества, сотворчества или только воспроизведения? Этот вопрос я задала себе еще в начале своей педагогической деятельности – девятнадцать  лет назад. В мои руки попала статья С.Л. Штильмана «Живая вода интерпретации», в которой у автора рождаются вопросы, столь актуальные на сегодняшний день для учителей-словесников. «Для чего мы читаем классику и потом говорим о ней на уроках: для того, чтобы продемонстрировать филигранное мастерство разложения любой живой ткани на составляющие, или для того, чтобы «пропустить» литературный шедевр не только через разум, но и через сердце?!»- размышляет автор статьи. Действительно так! Мы разделяем мнение автора, ведь нам дана уникальная возможность на своих уроках через литературные шедевры «попасть» в сердца детей.

На своих уроках особое предпочтение я отдаю методу творческого чтения и эвристическому методу. Первый позволяет развить в детях наблюдательность, умение видеть и слышать явления жизни, умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий. Метод реализуется через приемы выразительного (художественного) чтения  учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен в исполнении актеров, обучение выразительному чтению учащихся, комментированное чтение. Важен прием беседы, где целью является выяснение впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляя их внимание на идейные и художественные особенности, постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения.

Эвристический метод обучения развивает в учащемся способности к продуцированию идей, формируют умения вести продуктивный диалог, развивают способности действовать в ситуации неопределенности, поставить учебную цель, составить план ее достижения, находить разные ракурсы решения проблем. Кроме того, в учащемся развиваются способности к самоанализу и рефлексии.

На своих уроках я уделяю большое внимание теме Родины, потому что глубоко убеждена, что воспитание патриотизма – воспитание чести, чувства долга, любви к Отечеству и своему народу, несомненно, одна из априори нравственного воспитания. Много лет назад, войдя в пятый класс, я поняла, что сердца этих учеников открыты нравственному воспитанию. Добру нас учили сказки, ведь именно в них добро обязательно побеждает зло, урок добра мои ученики усвоили, подтверждением тому творческие работы, которые они выполняют. Ребята признавались, что плакали, когда читали «Муму» И.С.Тургенева. Они учились сопереживать чужому несчастью, осуждать деспотизм и, что самое ценное, в своих еще не совсем организованных речах дети размышляли о нравственном превосходстве Герасима над барыней.

Любить освещённые солнцем сосны, зеркальную гладь лесной воды, звёздное небо – легко. Они сами по себе прекрасны. Любить размытые оттепелью дороги или деревенскую страду, как их любили Ф.Васильев, Н.Некрасов, Л.Толстой, Шолохов или Шукшин, - трудно. На своих уроках я стремлюсь этого достичь. Когда мы рассуждаем о доброте, человечности, милосердии, совести, о героизме и любви к Родине, об общечеловеческом идеале, мы побуждаем учащихся, не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.

Для активизации мыслительной деятельности на своих уроках я использую активные формы обучения: элементы диспута, исследовательские задания, проблемные вопросы, ролевые игры, творческие задания, уроки-аукционы, уроки-путешествия. В своей работе я использую ассоциативный метод мышления – синектика. Синектика - способ стимуляции воображения, формирования проницательности (методика была предложена американским психологом Уильямом Гордоном). Этот метод позволяет мне незнакомое для детей сделать знакомым, а привычное чуждым.

Формирование умения анализировать художественные произведения является одной из задач, поставленных мною, в вопросе нравственного воспитания. На уроках ведётся большая работа по формированию этого умения через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, опорных схем и таблиц, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам, соотнесение событий с определённой эпохой.

Формирование умения работать с книгой, дополнительными источниками , умение создавать письменные и устные сочинения помогают в организации уроков-семинаров, которые интересны учащимся ( «Проблема нравственного выбора в драме Островского «Гроза»»; «Проблема вечных человеческих ценностей в романе «Отцы и дети»», «Идеал человека в поэзии Некрасова»; «Образ Родины в поэзии А.Блока и С.Есенина» и др..).

В своей работе я опираюсь на методику системного руководства чтением и формирования читательской самостоятельности, которая позволяет знаниям перерастать в убеждения и превращать их в личностные вкусы, идеалы.

Творческие работы учеников я обязательно храню, чтобы затем можно было проследить их литературное развитие. Такие работы позволяют видеть внутренний рост ребёнка: от изменения ценностных ориентаций до овладения собственным стилем. Уроки не проходят даром, этому есть подтверждения. Воспитание нравственности не ограничивается уроками литературы, оно продолжается на уроках русского языка. Безусловно, для этого необходима подборка специальных текстов (для различных видов разбора, текстов изложений и др.), подбор предложений, чему я уделяю особое внимание при подготовке к учебному занятию. Воспитание продолжается во внеурочной деятельности по предмету: литературные гостиные , вечера памяти, работа в школьной газете. Свою работу я продолжаю в школьном музейном уголке, ведь у человека без истории, без знания своего прошлого нет будущего.

Организуя и реализуя свою деятельность в системе, продумывая каждый урок и используя эффективные методы обучения, каждый литератор обязательно «достучится» до детских сердец, научит их ставить и достигать цели, действовать в ситуациях неопределенности, которые потом поставит перед ними жизнь. Современный урок литературы заставляет находиться в постоянном поиске, самосовершенствоваться не только ученика, но и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка серии уроков по теме " Хулиганство" как способ воспитания нравственности человека методом от противного"

Основные цели уроков: знакомство учащихся с проблемой физического и психологического террора в отношении учащегося со стороны группы одноклассников в Британии,   воспитание моральных качеств, соч...

педсовет Воспитание нравственных качеств на уроках разных общеобразовательных областей

презентация к педсовету, обсуждение проблем воспитания нравственных качеств у детей на уроках...

Педагогический проект "Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности"

Нравственное воспитание современного школьника - фактически обусловленная необходимость. Как можно попытаться повлиять на формирование нравственного сознания......

Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств  в процессе трудового воспитания в семье»...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта у детей дошкольного возраста»

В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятие о добре, милосердии, справедливости, развивать духовность, любовь к ок...