Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Черкасова Людмила Валентиновна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ « Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

Программа курса внеурочной деятельности «Мир литературы и искусства»

Учитель высшей категории

Черкасова Л. В.

Смоленск 2019 г.

                                                       Годы детства – это, прежде всего, -

                                                       воспитание сердца. Воспитание – не сумма

                                                 мероприятий и приёмов, а мудрое общение

                                                   взрослого с душой человека.    

В.А. Сухомлинский

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социально-культурных потребностей. «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно», - писал Л.С. Выготский.

Цели внеурочной деятельности связаны с созданием условий для:

  • проявления и развития интересов ученика на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
  • позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, проявления инициативы и самостоятельности, ответственности в реальных жизненных ситуациях.

Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ученика; учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся; накопить опыт творческой деятельности.

Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях осуществляется через дополнительные образовательные программы.

Школа после уроков подобна творческой лаборатории, где ученики проявляют творчество, раскрывают интересы, увлечения.

Внеурочная деятельность по новым стандартам предусматривает работу по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно- эстетическое, научно-познавательное и военно-патриотическое, проектная деятельность и общественно полезный труд.

В процессе освоения материалов учебных программ ребенок получает знания о характере взаимоотношений с людьми (что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям), эмоциональной отзывчивости, сопереживании, сочувствии, толерантности.

Знакомясь с нравственным смыслом пословиц о доброте, труде, умении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, анализ произведений художественной литературы – всё нацелено на формирование этических представлений обучаемых, связанных с понятиями добра и зла, пониманием смысла вежливых слов, правил вежливого поведения, развитием их эмоционального воспитания.

Участие каждого школьника в литературных постановках дает ему возможность попробовать свои силы в роли артиста, развивать речь, увеличивает словарный запас, делает более уверенным в жизни, раскованным, умеющим держаться перед зрительской аудиторией (и не только на сцене).

Всё это было бы невозможно без взаимосвязи с родителями, которые вместе с детьми готовят костюмы, украшают помещение, сопровождают учеников в поездках в театры и музеи, участвуют в инсценировках. Только действуя сообща, мы получаем положительный эффект и радость от совместного времяпрепровождения, наполняемся гордостью за свой успех.

Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности – это долг и обязанность каждого педагога. Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Способствуя раскрытию человеком собственной индивидуальности, мы помогаем проявлению его креативности, решая тем самым проблемы развития творческой личности.

Важно, что внеурочная деятельность, будь то танцы, песни, живопись или театрализация, приносит учащимся истинную радость и даёт возможность проявить себя в творчестве. Задатки творческой личности есть у каждого ученика. Учителю надо с помощью разнообразных методов и приёмов работы во внеурочной деятельности обнаружить их и, исходя из них, сформировать неповторимую творческую личность.

Искусство оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека, формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях является неотъемлемой частью образовательного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Программа курса внеурочной деятельности «Мир  литературы и искусства» является целостным курсом, который включает знакомство с основными видами искусства: музыкальное искусство, живопись и народные декоративные искусства, зрелищные и экранные искусства (театр и кино). Они изучаются в контексте взаимодействия различных видов искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Данный курс способствует развитию у умственно отсталых учащихся познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости на эстетические явления в природе и деятельности человека.

Цель курса внеурочной деятельности: воспитание у учащихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи курса:

1. Приобретение обучающимися первичных навыков художественного восприятия различных видов искусства, понимания особенностей образного языка разных видов искусства и их значения в жизни общества.

2. Освоение обучающимися знаний о музыкальной и изобразительной грамоте.

3. Овладение обучающимися начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также навыками коллективного творчества, умения взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

4. Развитие у обучающихся нравственных качеств посредством восприятия произведений русских мастеров изобразительного, музыкального и декоративно-прикладного искусства.

5. Коррекция недостатков психофизического развития у умственно отсталых учащихся средствами музыкального и изобразительного искусства.

Программа курса внеурочной деятельности «Мир литературы и искусства» разработана для организации занятий с учащимися с умеренной умственной отсталостью, обучающихся при специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида.

Программа внеурочной деятельности «Мир литературы и искусства» включает в себя четыре раздела.

Первый раздел «Музыка» предполагает знакомство учащихся с романсами на стихи русских поэтов, слушание музыки, пение детских, народных и эстрадных песен.

Второй раздел «Кино» направлен на расширение словаря учащихся за счет изучения понятий, используемых в области кинематографии, овладение моделями поведения при проигрывании жизненных ситуаций.

Третий раздел «Изобразительное искусство» знакомит учащихся с живописью и декоративно-прикладным искусством, позволяет создать условия для развития учащихся и коррекции их психофизических недостатков средствами искусства.

Четвертый раздел «Театр» предполагает знакомство с драматическим  театром, театром кукол, участие в инсценировке знакомых сюжетов.

Программа курса внеурочной деятельности «Мир литературы и искусства» рассчитана на 3года обучения (по 35 часов) и предполагает проведение 1 часа занятий в неделю.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса внеурочной деятельности «Мир литературы и искусства»

Учащиеся, освоившие курс:

знают жанры искусства и понимают значение искусства в жизни человека и общества;

владеют элементами изобразительной и музыкальной грамоты;

умеют воспроизводить элементарные танцевальные движения;

проявляют интерес к музыкальному и изобразительному искусству;

имеют потребность участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств  произведений искусства;

умеют взаимодействовать со сверстниками в процессе решения различных творческих задач.

 Учебно-тематический план

№ Раздел, темы занятий  

                                                                                             Кол-во часов

Раздел 1. Музыка                                                           9

   1. Сокровища музыки        1

   2. Кто такой композитор?        1

   3. Да здравствует оркестр!        1

   4. Пора нам в филармонию.        2

   5. Средства музыкальной выразительности        1

   6. Что такое фольклорное пение?        1

   7. Романсиада.        1

         

                                                                 

Раздел 2. Кино        7

  1. Сколько лет кино?        1

  2. «Великий немой»        1

  3. Звук и цвет в кино        1

  4. У киноафиши разных лет        1

  5. Мультипликация        1

  6. Фильм, фильм, фильм        2

                                                                           

Раздел 3. Изобразительное искусство                                            10

  1. Виды изобразительного искусства                                             2

  2. Живопись и ее жанры                                                                  2

  3. Декоративно-прикладное искусство                                            2

  4. Природа в изобразительном искусстве                                       2

  5. Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве                      2

                                                                 

Раздел 4. Театр        9

  1. Почему театр называется театром?                                              1

  2. Кто участвует в создании театрального спектакля.

    Экскурсия в театр.        2

  3. Посещение спектаклей        6                                        

         

Раздел 5. Литература.                                                                         3

1Клуб семейного чтения.                                                           1

2.Знакомство с японской поэзией                                                     1

3.Детское творчество                                                                                1                                                                                  

Раздел 1. Музыка.                                                                                       9

Тема 1. Сокровища музыки                                                                 1

Беседа. Введение новых понятий. Рассказ учителя. Слушание музыки. Пение знакомых песен из мультфильмов.

Тема 2. Кто такой композитор?                                                            1

Беседа. Введение новых понятий: композитор и др. Рассказ учителя о М.И. Глинке. Слушание музыки.

Тема 3. Да здравствует оркестр!                                                             1

Беседа. Введение новых понятий: оркестр, музыкальные инструменты, наименования музыкальных инструментов. Рассказ учителя о русском народном оркестре им. Дубровского. Слушание музыки. Пение знакомых детских песен.

Тема 4. Пора нам в филармонию.                                                            2

Беседа. Просмотр музыкального спектакля.

Тема 5. Что такое фольклорное пение?                                                    1

Беседа. Введение новых понятий: фольклор и др. Рассказ учителя. Слушание музыки. Пение знакомых русских народных песен.

Тема 6. Романсиада                                                                                     1

Беседа. Введение новых понятий: романс. Рассказ учителя. Слушание музыки.

Раздел 2. Кино                                                                                            7

Тема 1.Сколько лет кино?                                                                           1

Беседа. Введение новых понятий: кино, кинотеатр и др. Рассказ учителя. Рассматривание плёнки, фотографирование.

Тема 2. «Великий немой»                                                                             1

Беседа. Введение новых понятий. Рассказ учителя. Инсценировка различных жизненных ситуаций под музыкальное сопровождение.

Тема 3. Звук и цвет в кино                                                                             1

Беседа. Введение новых понятий. Рассказ учителя. Практические упражнения на тему: «Как записывают в кино естественные звуки?».

Тема 4. У киноафиши разных лет                                                                   1

Беседа. Рассказ учителя. Рассматривание фотографий, портретов. Просмотр фрагмента художественного фильма. Смоленский фестиваль «Киномай», Аллея славы киноактеров.

Тема 5. Мультипликация                                                                                   1

Введение новых понятий: мультипликация, мультипликационный фильм и др. Рассказ учителя. Рассматривание иллюстраций. Пение песен из мультфильмов.

Тема 6. Фильм, фильм, фильм…                                                                        1

Беседа. Введение новых понятий. Рассказ учителя. Просмотр и обсуждение кинофильма.

Раздел 3. Изобразительное искусство                                                                        10

Тема 1. Виды изобразительного искусства                                                           2

Беседа. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин. Выполнение набросков карандашом и красками.

Тема 2. Живопись и ее жанры                                                                               2

Беседа. Введение новых понятий: живопись, репродукция, пейзаж, натюрморт. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, пейзажа за окном, формирование натюрморта из натуральных овощей и фруктов, предметов домашнего обихода. Экскурсия в художественную галерею.

Тема 3. Декоративно-прикладное искусства                                                          2

Беседа. Введение новых понятий. Рассказ учителя. Рассматривание иллюстраций и предметов, украшенных в технике декоративно-прикладного искусства, выполненных в технике гжель, хохлома, дымка.

Тема 4. Природа в изобразительном искусстве                                                    2

Беседа. Введение новых названий, понятий, терминов. Рассказ учителя. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин.

Практическая работа в альбоме: иллюстрации к прочитанным на уроках чтения произведениям.  Экскурсия в художественную галерею.

Тема 5. Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве                                   2

Беседа. Рассматривание иллюстраций И. Билибина к сказкам и репродукций картин В. Васнецова. Беседа. Введение новых названий, понятий, терминов.

Практическая работа в альбоме: рисование иллюстрации к любимой сказке (предварительное чтение, объяснения учителем хода построения изображения, поэтапная проработка построения рисунка, его практическое выполнение).

Раздел 4. Театр                                                                                                              9

Тема 1. Почему театр называется театром?                                                           1

Беседа. Введение новых понятий. Рассказ учителя. Рассматривание иллюстраций.

Тема 2. Кто участвует в создании театрального спектакля.                                  2

Экскурсия в театр. Выявление знаний учащихся. Введение названий профессий – сценарист, режиссер, актеры. Театральная афиша, репертуар, программа. Посещение спектаклей в четверг 1 раз в месяц.                                                           6  

                                                       

Раздел 5. Литература.                                                                                             3

Тема 1 . Клуб семейного чтения  (по отдельной программе)                               1

Тема 2 . Знакомство с японским стихосложением хайку                                      1

Беседа. Введение новых понятий: хайку, хокку. Рассказ учителя, чтение стихов.

Практические занятия: иллюстрация стихов, проба пера.

Тема 3. Детское творчество.                                                                                  1                                                                          

Беседа: тема, план, словарь.

Практические занятия: заметка в стенгазету, рассказ, мини-сочинение.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

1. Сюжетные и предметные картинки с изображением природного ландшафта, иллюстрации к музыкальным произведениям, портреты композиторов, репродукции картин, фотографии.

2. Произведения детской литературы этического содержания, русские народные сказки.

3. Символы-схемы эмоций человека, основных положений и движений туловища и др.

4. Карточки с заданиями и личностными характеристиками, вопросами по теме, правилами игр, музыкальными терминами, названиями, понятиями, музыкальными символами.

5. Оборудование: маски животных, музыкальный центр, карандаш, резинка, альбом, кисточки, краски (акварель и гуашь), восковые мелки, трафареты, натуральные овощи и фрукты, кукольный театр, фотоплёнка, фотоаппарат.

6. Видеозаписи с фрагментами оперы и балета, фонограммы детских, эстрадных, русских народных песен.

7. Записи произведений композиторов, звучания оркестров.

Список литературы

1. Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству / М. А. Абрамова. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 58 с.

2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – М. : Владос, 2000. – 96 с.

3. Васильченко, К. В. Путешествие в страну «Я» / К. В. Васильченко. – М. : Д – Сталкер, 2000. – 102 с.

4. Внеурочная деятельность школьников. М., 2010.

5. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучение: Сб. ст. М.; Л., 1935.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М., 2009.

7. Зеленина, Е. Л. Играем, познаём, рисуем / Е. Л. Зеленина. – М. : Просвещение, 1996. – 36 с.

8. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. – М. : Советский композитор, 1977. – 74 с.

9. Катханова, Ю. Ф. Изобразительное искусство / Ю. Ф. Катханова. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 82 с.

10. Кулагина И.Ю. Личность школьника. М., 1999.

11. Куприянова, Л. Русский фольклор. Учебники с 1 по 4 классы / Л. Куприянова. – М. : Мнемозина, 2006.

12. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. URL.

13. Оганесян, А. В. Что такое театр? / А. В.Оганесян. – М. : ЛИНКА- ПРЕСС, 1997. – 48 с.

14. Примерные программы внеурочной деятельности. М., 2010.

15. Проектные задачи в начальной школе. М., 2010.

16. Романенко, А. Мир сказочный и мир реальный / А. Романенко. – М.: Искусство, 1987. – 62 с.

17. Семенака, С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия / С. И. Семенака. – М. : Аркти, 2003. – 74 с.

18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.

19. Юдина, Е. И. Первые уроки музыки и творчества / Е. И.Юдина. – М. : Аквариум, 1999. – 44 с.

20. Финкельштейн, Э. И. Музыка от А до Я / Э. И. Финкельштейн.

Р О М А Н С И А Д А

Система  внеклассных мероприятий по изучению романсов на стихи    русских  поэтов

Задачи:- дать понятие «романс»;

        - ознакомить воспитанников с выразительной сущностью музыкальной

          интонации романса ;

        - научить выделять романс из музыкального ряда;

        - коррекция слухового восприятия романса;

        - воспитание мотивации к познанию нового.

Методы: - заучивание стихов русских поэтов;

          - прослушивание романсов;

          - подбор иллюстраций;

          - экскурсии в выставочные залы;

          - посещение филармонии.

Периодичность: ежемесячно.

         

ПЛАН    МЕРОПРИЯТИЙ

5 класс

Сентябрь    Введение в романс.   М. Лермонтов и А. Варламов «Горные

                                                                                         вершины»

Октябрь     Филармония

Ноябрь      Элементарное постижение выразительной сущности музыкальной

                  интонации на основе романса А. Толстого и П. Булахова

                 «Колокольчики мои»

Декабрь     Посещение Картинной галереи

Январь      Стихи А. С. Пушкина как основа в музыке и живописи

Февраль     Принципы передачи движения в романсе М. Глинки

              «Попутная песня»

Март        Сравнительная характеристика стихотворения В. Жуковского

                «Жаворонок» и романса К. Кукольника на музыку М. Глинки

Апрель      Признаки весны и ее восприятие через романс на слова Ф. Тютчева

                 «Весенние воды»

Май         Филармония

6 класс

Сентябрь    Известные исполнители русских романсов: С. Лемешев, Б. Штоко-

                   лов, Н. Козин, Н.Брегвадзе, В. Пономарева

Октябрь     Филармония

Ноябрь      Состояние природы, переданные стихами А. Плещеева и музыкой

                  П. Чайковского в романсе «Осень»

Декабрь     Посещение Картинной галереи

Январь      Дорожные мотивы в романсе «Колокольчик», слова И. Макарова,

                  музыка А. Гурилева

Февраль     Состояние человека и его переживания в романсе «Песня ямщика»

                  Музыка А. Гурилева, слова К. Бахтурина

Март        Городской романс, его особенности на примере романса «Улыб-

                 нись», слова П. Германа, музыка Донаса

Апрель      Песня соловья и романс А. Алябьева на стихи А. Дельвига

                 «Соловей»

Май         Филармония

7 класс

Сентябрь     Исполнительская манера певцов 19 века на примере  романса

                    «Гитара ты моя»

Октябрь      Филармония

Ноябрь       Передача переживаний человека через образ цветов в романсе

                  «Хризантемы», музыка Н. Харито, слова В. Шумского

Декабрь      Посещение Картинной галереи

Январь       Способы передачи состояния природы и чувств человека в ро-

                   мансах на стихи А. Пушкина «Буря мглою небо кроет» и

                  «Зимний вечер»

Февраль      Современный романс А. Петрова и Б. Ахмадулиной

                   «Романс о романсе»

Март         Состояние природы и человека в романсе М. Шишкина на

                 слова М. Языкова «Ночь светла»

Апрель       Отображение личностных переживаний в романсе на слова

                  Ф. Глинки «Вот мчится тройка удалая» (музыка неизвестного)

Май          Филармония

8 класс

Сентябрь     Современное прочтение стихотворения А. Пушкина «Во

                     глубине сибирских руд» в романсе А. Пахмутовой

Октябрь      Филармония

Ноябрь        Передача чувства мятежности, одиночества в романсе на стихи

                    М. Лермонтова «Парус»

Декабрь       Посещение Картинной галереи

Январь        Выразительная сущность романсов Г. Пономаренко на слова

                   С. Есенина

Февраль      Любовная лирика в романсе Ф. Тютчева «Я встретил Вас»

                   (музыка неизвестна)

Март         Романс А. Пушкина  «Я Вас любил» музыка Б. Шереметева

Апрель      Трели майского соловья и состояние героя в романсе

                  М. Булахова на стихи А.Фета «Шепот, робкое дыханье»

Май          Филармония

9 класс

Сентябрь - май      Романсы на слова С. Есенина  с посещением в

                             октябре и мае Филармонии, а в декабре – Картинной

                             галереи

10 класс

Сентябрь          Мотивы дороги, воспоминаний о прошедшей жизни, о

                         грусти и надежде в романсе В.Абаза на слова И. Турге-

                         нева «Утро туманное»

Октябрь           Филармония

Ноябрь            Мотивы дороги, воспоминания о прошедшем в романсе

                        П. Булахова на слова П. Вяземского «Тройка»

Декабрь           Посещение Картинной галереи

Январь          Передача чувств лирического героя через состояние

                     природы в романсе Н. Листова «Я помню вальса

                     звук прелестный»

Февраль           Образ березы в романсах на слова А. Фета, С. Есенина,

                         Б. Курочкина

Март             Мотив веры в высшие силы, духовное обновление человека

Апрель         в романсах Е. Шашина на слова М. Лермонтова «Выхожу

                    один я на дорогу» и П. Булахова на слова П. Чуевского

                    «Гори, гори, моя звезда»

Май               Филармония

11 класс

Сентябрь          Знакомство с творчеством А. Вертинского.

                          Романс на слова А. Ахматовой «Сероглазый король»

Октябрь          Филармония

Декабрь           Посещение Картинной галереи

Ноябрь           Романсы М. Глинки на слова А. Пушкина

Январь           в системе мероприятий «Школьная пушкиниана»

Февраль          по отдельному плану

Март                   ---*-----*-----*----

Апрель          Современный романс.

Май             Заключительное мероприятие «Пока горит свеча»

               Примечание: в условиях карантина посещение филармонии и картинной  осуществляется через онлайн - трансляцию

ТВОРЧЕСКАЯ  САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

УЧАЩИХСЯ  В  ПРОЦЕССЕ  ЗНАКОМСТВА  С ЯПОНСКОЙ

ПОЭЗИЕЙ

Цели: - познакомить учащихся с японским стихосложением, с бытом Японии;

          - коррекция слуховых и зрительных анализаторов;

          - мотивация к обучению (открытие нового)

Оборудование: видеофильм про Японию, музыкальное сопровождение,

                           сборник хайку  «Одинокий сверчок»

Предполагаемые результаты: изготовление композиций по мотивам стихов,

                                «проба пера» - подражание хайку.

       

Справочные  материалы

Японский поэт «рисует» немногими словами то, что вы должны домыслить и дорисовать своим воображением.

Хайку – три строчки, без рифмы. Это – стихи-картинки.

Часто поэты собирались за чашечкой чая и читали свои трехстишия. О чем эти стихи?

О времени года, о жизни человека, обо всем живом. Японские поэты учат нас беречь все живое, жалеть все живое, потому что жалость – великое чувство. Люди жалеют и становятся добрее,

Всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое.

Всматривайтесь в частицы – и увидите целое.

Всматривайтесь в малое – и увидите великое.

Примерная тематика мероприятий

  1. Знакомство с бытом и традициями Японии.
  2. Знакомство с искусством Японии.
  3. Посещение выставки «Страна восходящего солнца»
  4. Чтение сборника хайку «Одинокий сверчок»
  5. Устное рисование сюжетов стихов
  6. Изготовление композиций к сюжетам хайку
  7. Подражание хайку – «проба пера»

                      ПОДРАЖАНИЕ  ХАЙКУ

Как дорога мне

сельская картина:

в высокой траве снуют куры           (Елена М.)

                    Грустно…

                    Ушла любовь –

                    И не обернулась    (Елена М.)

Тихо речка бежит

сквозь ракиты…

Покой на душе     (Кристина Я.)

                   Буква за буквой –

                    письмо пишу…

                   Ноет сердце      (Кристина Я.)

Вся поляна

усыпана подснежниками –

яркие звездочки в тени             (Евгения К.)

                Над высокой горой

                показалось солнце.

                День будет жарким  (Евгения К.)

Какое раздолье кругом!

Днепра не видно берегов –

половодье весеннее        (Людмила К.)

                Столько рыбы в реке,

                что просится в сети!

                Довольны рыбаки  (Людмила К.)

Буквы не поддаются

моей руке…

Как рассказать о своей любви?   (Людмила К.)

           

               Весна наступила.

               Хочется и мне обновления –

               куплю красивую сумку  ( Марина Л.)

Весна дразнит меня:

«На волю, на волю из дома!»

Буду гулять под дождем         (Марина Л.)

                      Ночная рыбалка.

                      Мы с дедом на равных –

                      Душа отдыхает         (Владислав В.)

Качаю бицепсы –

все плохое забывается,

настроение отличное                          (Владислав В.)

                     В саду зацветают яблони –

                     весь сад кружевной…

                     Радость для взора          (Юлия К.)

После дождя возле березки

любопытные малыши –

первые грибы                                     (Юлия К.)

                       На березе набухли почки,

                       ароматом полон сад –

                       кружится голова             (Николай М.)

Над скалой кружит орел,

высматривает добычу –

птенцы в гнезде                (Николай М.)

                                 

                         В траве ползет змея,

                         отогрелась на солнце –

                         снова весна      (Денис Б.)

В саду расцвели тюльпаны –

сияют на солнце…

Вот и пчела прилетела           (Денис Б.)

                        Одуванчики на припеке _-

                        Желтое платье полей…

                         Медом полнится округа   (Кристина К.)  

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...