Урок с ИКТ
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Колосова Полина Олеговна

Технологическая карта к уроку в 7 классе по произведению "Юшка" (презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.68 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta_yushka.docx36.08 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku.docx12.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. П. Платонов. «Побеждай зло добром…»

Слайд 2

Платонов Андрей Платонович 1899 – 1951

Слайд 5

«Юшка»

Слайд 9

Что это за сцена? Можно ли ее считать ключевой к рассказе? Почему ?

Слайд 10

СОВЕСТЬ чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом Со-чувствовать Со-страдать Со-переживать , Как велит со-весть !

Слайд 13

Юшка Добрый, смиренный Живёт, работает, любит Не видит того зла, которое ему делают Юродивый

Слайд 15

Вам нужно написать сочинение-рассуждение не менее 50 слов: - Как вы думаете, была ли жизнь Юшки бесполезной, бессмысленной? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 16

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока
Тема: «А. П. Платонов «Юшка»»

Учитель русского языка и литературы: Колосова П.О.                                                                                                                                                                          

Класс: 7

УМК: В.Я.Коровина, В.И.Коровин. В.П.Журавлёв,  «Литература 7 класс» - М.: «Просвещение», 2020 г.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:
Воспитывающие:

  • через прочтение и изучение произведения способствовать воспитанию в учащихся сострадания, милосердия и любви к людям;
  • воспитывать интерес к изучению литературы;
  • способствовать развитию интереса к литературе, а так же к её бережному отношению;
  • формировать положительную мотивацию обучения;
  •  создавать условия для приобщения обучающихся к высокому нравственному и духовному миру литературы и искусства;
  • способствовать формированию художественного вкуса, и интереса к творчеству  А. П. Платонова.

Обучающие:

  • создать условия для ознакомления учащихся с биографией А. П. Платонова;
  • создать условия для ознакомления учащихся  с рассказом А. П. Платонова  «Юшка»;
  • создать условия для анализа  рассказа «Юшка» с точки зрения её идейного и художественного своеобразия.

Развивающие:

  • способствовать развитию эмоционально-образного мышления;
  • способствовать формированию умений детей работать с информацией;
  • способствовать развитию связной устной диалогической речи обучающихся;
  • развитие навыков критического мышления;
  • способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;
  • развивать читательские умения и навыки работы с текстом, активизировать аналитическую работу с текстом, умение определять границы смысловых отрывков произведения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

  • имеют представление о личности А. П. Платонова;
  • умеют интерпретировать произведение А. П. Платонова «Юшка»;
  • умеют извлекать из текста нужную информацию, анализировать прозаический текст.

 Метапредметные:

  • способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;
  • умение поставить цель и организовать её достижение;
  •  владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.

Личностные:

  • осознание потребности в развитии и саморазвитии;
  • осознание ответственности за результаты своей учебы;
  • осознание литературы  как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентационный материал.

Опорные понятия: добро, зло, жестокость, милосердие, сострадание, рассказ, добро, юрод, юродивый, юшка.

Этапы урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Формируемые УУД:

Используемые методы, приемы и формы

I. Организационно-мотивационный этап

Цель этапа: подготовить обучающихся к уроку, заинтересовать к работе на уроке.  

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами на уроке будем говорить об актуальных для нашего времени вечных проблемах. А о каких именно, предстоит догадаться вам самим. Желаю удачи. Итак, начинаем.

        

Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя.

 

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

 Личностные: нравственно-этическая ориентация; любовь и уважение к своему языку;

Регулятивные: самоконтроль.

Словесный, приём – слово учителя.

 

II.        Открытие нового знания.  

Цель этапа: познакомить детей с биографией автора, с

Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла. Что такое добро? Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям. А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет из чрева матери чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие? И я приглашаю вас к серьезному разговору о добре и зле, о нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях. И помогут нам раскрыть истинный смысл этих понятий небольшой рассказ Андрея Платонова с таким негромким и коротким названием «Юшка».
Давайте с вами обратимся к личности писателя.  

Приложение 1.

Далее давайте обратимся к произведению «Юшка».

- Кто главный герой  произведения?

- Как звали Юшку?


- Как люди называли Юшку ? Найдите в тексте.


- Как жил Юшка? Найдите в тексте.

- Почему автор выделяет глаза Юшки?

- Как относятся взрослые и дети к Юшке? Найдите в тексте.

- Как вы думаете, имеет ли право кто-то вымещать свою злобу и гнев на другом человеке?

 - Почему люди обижали Юшку?

- Куда уходил Юшка раз в год летом?

- Почему Юшка был беден? Докажите текстом.

- Где работал Юшка?

- Что в рассказе символизирует сытую жизнь?

- Почему Юшка не злился на людей, которые его обижали?

- Чем болел Юшка?

- Отчего умер Юшка?

- Как изменились люди после смерти Юшки?

- Как вы думаете, была ли жизнь Юшки бесполезной, бессмысленной?

- В чем смысл жизни Юшки?
(В самоотречении, самопожертвовании, в любви к сиротке).

- Что же на ваш взгляд является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые поступки, добрые дела.)

- Какие качества сегодня мы затрагивали в течение урока?

Чтобы жизнь имела смысл, нужно научиться четырём Со:

Со-чувствовать

Со-страдать

Со-переживать,

Как велит со-весть!

 - Какие выводы мы с вами можем сделать  после нашей с вами беседы?

Дети слушают учителя, так же смотрят на презентационный материал.

После чего открывают  тетради, записывают число, тему урока и фиксируют некоторые факты из биографии автора.

Просмотр видеоматериала по биографии автора.

Юшка – кровь.

Ефим Дмитриевич.

Ефим – «благочестивый»

              «священный»

              «благословенный»

Дмитриевич –

с греч. Дмитрий –

                «земледелец».

ЮРОДИВЫЙ – безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший. Народ считает юродивых божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже ПРЕДчувствование или ПРЕДведенье.

«Юшка», «блажной», «непохожий», «животное такое», «божье чучело», «юрод негодный», «добрый Юшка».

Глаза зеркало души.

Он был блажной, непохожий на всех.

Иногда «ущербные», юродивые, гораздо более человечны, чем наши с вами современники. Нужно учиться видеть в людях хорошее, даже если прекрасные качества скрыты под непривлекательной внешностью.

Познавательные: дети знакомятся с биографией А. П. Платонова, с историей написания рассказа «Юшка», проникают и занимаются исследованием по данному рассказа, ища ответ на вопрос: «Что такое милосердие, сострадание, добро, юродивый, юрод?», «что такое любовь к ближнему своему?»;

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее, задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности в сотрудничестве с партнером и коллективом;

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; осознают возникающие трудности, умеют находить их причины и пути преодоления;

Личностные: нравственно - этическая ориентация; любовь и уважение к языку.

Словесный метод

Наглядный метод

Презентационный материал

Слово учителя

Видео материалы

Работа с учебником

Презентационный материал

Фронтальный опрос

III .        Этап рефлексии.

Цель этапа: подведение итога, оценивание своей работы на уроке, создание условий для совершенствования коммуникативных умений.

На этом наш урок подходит к концу. Давайте оценим с вами  вашу работу на уроке:

- Я узнал...
- Мне понравилось...
- Мне показалось сложным...
- Больше всего я запомнил(а)…
- Мое настроение..., потому что…

Синквейн – тема Юшка.

Предлагаю вашему  вниманию просмотр видео трейлера к фильму «Юшка» снятого по рассказу А.П. Платонова.

Ребята отвечают на вопросы.
Обучающиеся анализируют, как усвоили материал, что получилось, и чего не получилось, почему не получилось. Формируют конечный результат своей работы на уроке.

Юшка

Добрый, смиренный

Живёт, работает, любит

Не видит того зла, которое ему делают

Юродивый

Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: самооценка и самоконтроль;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развитие умения извлечь главное, подвести итог.

Словесный метод (обобщающая беседа)

Презентационный материал

IV.        Домашняя работа.

Цель этапа: продолжение работы по закреплению изученного материала дома, формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Записываем домашнее задание. Вам нужно написать сочинение-рассуждение не менее 50 слов:

- Как вы думаете, была ли жизнь Юшки бесполезной, бессмысленной?

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы, которые у них возникают.  

Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения.;

Регулятивные: самоконтроль.

Словесный метод

Репродуктивный

Презентационный материал



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Писатель Андрей Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюбленным в свое дело, и очень ярким писателем. «Платонов» — это псевдоним. Настоящая фамилия писателя —Климентов. Может быть, он взял этот псевдоним от имени отца, от которого он унаследовал любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и вообще машин. Как старший сын в семье из 12 детей, он с 14 лет начал работать: рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Также очень рано начал писать стихи, которые печатались в воронежских газетах, он был известным журналистом и писателем в родном городе Жизнь Андрея Платонова (Климентова Андрея Платоновича) была недолгой и нелегкой. Платонов в годы революции работал на воронежском паровозоремонтном заводе.

Его учеба в железнодорожном политехникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжалась. До середины 1926 года Платонов живет в Воронеже.

 На писателя обрушилась резкая несправедливая критика. На имя Платонова ложится печать запрета, отчуждения. Были обыски; добавилась еще и болезнь. Во время войны был военкором «Красной звезды», отправлялся в самые трудные экспедиции.

Платонов умер в безвестности и одиночестве 5 января 1951 года. И только после смерти пришло признание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...