Л. Андреев "Кусака"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Колосова Полина Олеговна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Историко-филологический факультет
Кафедра литературы и методики ее преподавания

МБОУ СОШ №42 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя

Технологическая карта урока
Тема: «Л. Н. Андреев «Кусака»»

                                                                                                                                                                               Разработала:
                                                                                                                                                                              студентка 4 курса
                                                                                                                                                                              историко-филологического факультета
                                                                                                                                                                              Колосова Полина Олеговна
                                                                                                                                                                               Проверили:
                                                                                                                                                                               учитель русского языка и литературы
                                                                                                                                                                              Добарина Ирина Викторовна
                                                                                                                                                                              Групповой руководитель:
                                                                                                                                                                              Санькова Алёна Александровна
                                                                                                                                                                              Оценка за урок «
                                   »                         

                                    (подпись учителя)
                                     (подпись гр.рук.)                    

г. Ставрополь, 2018 г.

Дата проведения: 26.02.2018

Класс: 7 «В», МБОУ СОШ №42 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя.

УМК: В.Я.Коровина, В.И.Коровин. В.П.Журавлёв,  «Литература 7 класс» - М.: «Просвещение», 2013 г.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:
Воспитывающие:

  • через прочтение и изучение произведения способствовать воспитанию в учащихся сострадания, милосердия «к братьям нашим меньшим»;
  • воспитывать интерес к изучению литературы;
  • способствовать развитию интереса к литературе, а так же к её бережному отношению;
  • формировать положительную мотивацию обучения;
  •  создавать условия для приобщения обучающихся к высокому нравственному и духовному миру литературы и искусства;
  • способствовать формированию художественного вкуса, и интереса к творчеству Л. Н. Андреева.

Обучающие:

  • создать условия для ознакомления учащихся с биографией Л. Н. Андреева;
  • создать условия для ознакомления учащихся  с рассказом Л. Н. Андреева «Кусака»;
  • создать условия для анализа  рассказа «Кусака» с точки зрения её идейного и художественного своеобразия.

Развивающие:

  • способствовать развитию эмоционально-образного мышления;
  • способствовать формированию умений детей работать с информацией;
  • способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи обучающихся;
  • развитие навыков критического мышления;
  • способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;
  • развивать читательские умения и навыки работы с текстом, активизировать аналитическую работу с текстом, умение определять границы смысловых отрывков произведения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

  • имеют представление о личности Л. Н. Андреева;
  • умеют интерпретировать произведение Л. Н. Андреева «Кусака»;
  • умеют извлекать из текста нужную информацию, анализировать прозаический текст.

 Метапредметные:

  • способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;
  • умение поставить цель и организовать её достижение;
  •  владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.

Личностные:

  • осознание потребности в развитии и саморазвитии;
  • осознание ответственности за результаты своей учебы;
  • осознание литературы  как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентационный материал.

Ход урока:

  1. Организационно - мотивационный этап (3 мин.);
  2. Проверка домашнего задания ( 10 мин.);
  3. Открытие нового знания  (20 мин.);
  4.         Этап рефлексии (4 мин.);
  5. Домашняя работа (3 мин).

Опорные понятия: жестокость, милосердие, сострадание, рассказ.

Этапы урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Формируемые УУД:

Используемые методы, приемы и формы

I. Организационно-мотивационный этап

Цель этапа: подготовить обучающихся к уроку, заинтересовать к работе на уроке.  Сформулировать тему и  определить цель урока.

Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть.  Присаживайтесь. Я надеюсь, что вы настроились на работу, все приготовили к уроку. Если вы будете внимательны, сосредоточены, то у нас все получится.

Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя.

 

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

Личностные: нравственно-этическая ориентация; любовь и уважение к своему языку;

Регулятивные: самоконтроль.

Словесный, приём – слово учителя.

 

II. Проверка домашнего задания.

 Цель этапа: актуализация и проверка знаний по прошлой теме урока, рассказ «Старуха Изергиль»(Легенда о Данко).

Сейчас мы проверим выполнение вашего домашнего задания.
Вам было задано выучить наизусть отрывок из легенды «О Данко». У вас 3 минуты на повторение (выставление оценок сразу после ответа учащегося).

Дети повторяют домашнее задание. И отвечают наизусть отрывок из легенды.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Личностные: нравственно-этическая ориентация; любовь и уважение к своему языку;

Регулятивные: самооценка и самоконтроль.

Словесный прием

Слово учителя и ученика

III. Открытие нового знания.  

Цель этапа: познакомить детей с биографией Л. Н. Андреева, содержанием рассказа «Кусака».

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Л. Н. Андреева. Открываем тетради, записываем число, фамилию автора и делаем пометки по ходу изучения биографии автора.

Приложение 1.

Сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным рассказом этого автора. Но перед этим мне бы хотелось зачитать вам стихотворение Э.Асадова «Покинутая собака».
Приложение 2.

Как вы думаете, почему я взяла именно это стихотворение?

А какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

 Рассказ «Кусака»  был написан в 1901 году и опубликован тогда же. 


Краткий пересказ содержания рассказа.
Приложение 3.

Тема произведения – история собаки, у которой не было дома.
Автор данным произведением заставляет нас задуматься о жестокости, милосердии и сострадании.
- Как вы думаете ,что такое милосердие, сострадание и жестокость?


- Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ?

- Как Вы думаете, кто больше будет скучать и почему: Кусака о Лёле или Лёля о Кусаке?

- Как бы Вы поступили в этом случае?

- В какие моменты рассказа мы с вами прослеживаем жестокость, милосердие и сострадание?

Давайте с вами напишем синквейн.
Это небольшое стихотворение, которое состоит из 5 строк.


1 строка – тема.
2 строка – два прилагательных связанных с темой.
3 строка – три глагола вязанных с темой.
4 строка – фраза или словосочетание, которое характеризует тему.
5 строка – синоним к теме.

Тема: Кусака.

Записываем их в своих тетрадях. У вас три минуты.

Записывают в тетрадях число, тему урока. И делают пометки походу прослушивания биографии автора.

Слушаю стихотворение.

Потому что произведение, которое мы сегодня будем изучать тоже про собаку.

(Жалость к собаке, желание ей помочь, чувство ответственности за того кого приручил).

Записывают и слушают учителя.

Сострадание – это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям.

Милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Жестокость – бесчеловечное, грубое, оскорбительное отношение к другим, причинение им боли.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Кусака.
Одинокая, печальная, голодная.
Страдает, скитается, воет.
Боится и сторонится всех людей.
Дворняжка.

Дети озвучивают свои варианты синквейнов.

Познавательные: дети знакомятся с биографией Л. Н. Андреева, с историей написания рассказа «Кусака», проникают и занимаются исследованием по данному рассказа, ища ответ на вопрос: «Что такое сострадание и милосердие?»;

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее, задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности в сотрудничестве с партнером и коллективом;

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; осознают возникающие трудности, умеют находить их причины и пути преодоления;

Личностные: нравственно - этическая ориентация; любовь и уважение к языку.

IV.        Этап рефлексии.

Цель этапа: подведение итога, оценивание своей работы на уроке, создание условий для совершенствования коммуникативных умений.

На этом наш урок подходит к концу. Давайте оценим с вами  вашу работу на уроке:

- Я узнал...
- Мне понравилось...
- Мне показалось сложным...
- Больше всего я запомнил(а)…
- Мое настроение...

Ребята отвечают на вопросы.


Обучающиеся анализируют, как усвоили материал, что получилось, и чего не получилось, почему не получилось. Формируют конечный результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: самооценка и самоконтроль;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развитие умения извлечь главное, подвести итог.

Словесный метод (обобщающая беседа)

V.        Домашняя работа.

Цель этапа: продолжение работы по закреплению изученного материала дома, формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Записываем домашнее задание. Вам нужно:

- Прочитать рассказ;

Ответить письменно на вопрос:


 О чем заставил меня

задуматься рассказ «Кусака»?

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы, которые у них возникают.  

Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения.;

Регулятивные: самоконтроль.

Словесный метод

Репродуктивный

Приложение 1. 

Леонид Николаевич Андреева, родился в 1871 году в Орле. Семья его была вполне состоятельна, и юноша получил хорошее образование. Сначала обучался в орловской гимназии, потом поступил в Петербургский университет. Уже в то время Андреев увлекался литературой. Через некоторое время умер отец юноши, и материальное положение семьи пошатнулось. В конце концов юношу отчислили из университета, и он поступил на Юридический факультет Московского университета. Юноша был вынужден учиться и работать, так как ему приходилось содержать семью: мать, братьев и сестер, которые переехали к нему в Москву. Материальное положение опять ухудшилось. В это же время он начинает писать, но его рассказы не интересовали издателей, публиковать их они отказывались.

В 1897 году Андреев закончил университет и занялся адвокатской практикой. В это же время он смог опубликовать свой первый рассказ «Баргамот и Гараська», который был отмечен самим М. Горьким, который пригласил молодого писателя в  книгоиздательское товарищество «Знание».

В 1902 году в жизни писателя произошло сразу несколько знаковых событий. Во-первых, он женился. Во-вторых, при помощи М. Горького опубликовал первый сборник своих сочинений. В-третьих, стал «невыездным», так как полиция небезосновательно предполагала, что он связан с революционерами. Во время первой русской революции, в 1905 году, Андреев поддерживал революционеров, скрывал у себя в доме членов РСДРП, за что был арестован и посажен  тюрьму,  потом выпущен под залог, который оплатил Савва Морозов.

С 1906 года писатель находился в эмиграции. Он жил какое-то время в  Германии, потом на даче у М. Горького. В это время писатель постепенно разочаровывается в идеях революции и постепенно отходит от всех политических дел. Он переехал в Бельгию, а потом –  в Финляндию. В 1909 году он совершил большое путешествие по Африке, начал писать драматические, философские произведения. В это время его произведения выходили на родине в альманахе «Шиповник».

На родину писатель так и не вернулся. Остался в Финляндии, где и умер от порока сердца в  1919  году.

 Приложение 2.

 Эдуард Асадов «ПОКИНУТАЯ СОБАКА»

Глаза покинутой сoбаки

Мне снятся ночью...как тут быть?

Ее обидеть может всякий

И даже попросту убить.

Для комнатных нужна порода,

А для дворовых - злобный нрав

Ее обидела природа

Достоинств этих ей не дав

Хозяева прогнали прочь,

И я не в силах ей помочь!

В моей квартире коммунальной

Она помехой будет всем.

Но плач ее призывный, дальний

Мне душу вымотал совсем!

И вот, настойчиво и глупо

Я всех прошу, покой забыв

Плесните ей немного супу!

Погладте ласковой рукой.

Хоть на часок пустите в сени!

Пускай погреется она!

Она поймет, она оценит,

До смерти будет вам верна!

О, одиночество огромность

И невозможно потерять

Собачью вечную готовность

Любить, служить и доверять

Пусть человек добрее будет!

Не прихоть это, не пустяк

Внимательно вглядитесь люди

В глаза покинутых собак!

Приложение 3.

Собака, живущая на пустующей даче, всю жизнь видит от людей только плохое. На дачу приезжают хозяева. Собака привыкает к ним, но осенью они уезжают, вновь оставив её в одиночестве.

Собака всю жизнь копит злобу на мир, где её обижают и люди, и другие собаки. Зимой она находит пустующую дачу, поселяется под её террасой и бескорыстно её сторожит.

Весной приезжают дачники. Первой собака знакомится с девушкой, гимназисткой Лёлей. При первой встрече собака её пугает, выпрыгивает из-за кустов и отрывает кусок от платья. Со временем люди привыкают к ней и дают ей кличку Кусака. Добрые дачники подкармливают собаку, а Кусака с каждым днём уменьшает на один шаг расстояние между собой и людьми, но подойти поближе всё ещё боится. Лёля всё-таки подходит к Кусаке и гладит её. Так второй раз в жизни собака доверилась человеку. С этого момента Кусака преображается, теперь она принадлежит людям и по праву служит им.

Осенью Лёля вместе с семьёй уезжает в город. Кусаку жалко, но с собой в квартиру собаку брать нельзя. Перед отъездом девушка приходит в сад, находит собаку. Вместе они выходят на шоссе. «Скучно» — говорит Лёля, и идёт назад, а о собаке вспоминает только на вокзале.

Собака долго мечется по следам уехавших людей. Вернувшись на дачу и осознав, что снова осталась одна, она громко воет от одиночества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"

План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...

Л.Н. Андреев "Кусака". Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека

Урок знакомит с личностью Л. Андреева, "этапными" произведениями, определившими эволюцию писателя, позволяет заложить основы воспитания чувства сострадания и любви ко всему живому у детей....

Леонид Андреев "Кусака"

На примере рассказа Л. Андреева "Кусака" показать, что люди порой беспощадны не только к животным, но и по отношению друг к другу....

Состраданию быть? Л.Н.Андреев. «Кусака»

Конспект урока литературы....

Л.Н. Андреев "Кусака"

Данный тест рассчитан на развитие умения работать с текстом, определять жанр произведения и находить художественно- выразительные средства...

«Л.Н.Андреев «Кусака»». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. 7-й класс

Вид: рассказ учителя, беседа.Цели урока:Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев.Развивающие: развивать мыслительную деятельность уча...