Состраданию быть? Л.Н.Андреев. «Кусака»
план-конспект урока по литературе по теме

Конспект урока литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_kusaka_leonid_andreev.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата -

Класс -  7

Тема:  Состраданию быть? Л.Н.Андреев. «Кусака»

Цели: Воспитывать чуткость ко всему живому, ответственность за «братьев наших меньших»

Развивать операции логического мышления: анализ, умение делать выводы, сравнивать; связную речь, навыки просмотрового чтения.

Дать понятие «сострадания», познакомить с некоторыми биографическими фактами писателя, о его реалистическом методе в искусстве, проанализировать рассказ «Кусака», определить его тему, идею, образы героев, роль пейзажа.

Оборудование: карточки слова, раздаточные тексты, аудиозапись песенки.  

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Целеполагание:  работа с эпиграфом.

               Рассматривая отношения человека с животным миром, Л.Андреев так пояснял свою позицию:

« В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни» (Л.Андреев)

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (О сострадании, о чуткости, о сочувствии, об отзывчивости, об ответственности)

Запись темы в тетрадь.

  1. Словарная работа:  Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное горем, несчастьем другого человека. (Ушаков. Словарь современного русского языка. Т. 4. М., 2001)
  2. Проблемный вопрос – А нужно ли сострадание в жизни?
  3. Работа с литературным материалом.
  1. Обзор содержания произведения – пересказ по готовому плану «История Кусаки» 

а) Жизнь собаки до встречи с дачниками;

б) Как Кусака получила свое имя;

в) В жизни есть счастье: это Леля и другие дети, люди, которым можно служить!

г) Уезжают!

д) Снова одиночество.

(во время пересказа дается задание: составить цитатный план рассказа

- «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени…»

-« У нее отняли ее непримиримую злобу»

-«Всею своею собачьей душой расцвела Кусака»

-«Как же нам быть с Кусакой?»

-«Собака выла») -  коллективный разбор цитатного плана, оценивание более удачных работ.

2) Беседа по содержанию, элементы лингвистического анализа.  

- Если бы вам предложили нарисовать иллюстрацию к рассказу, то что бы вы изобразили?

- Вспомните самые трогательные эпизоды. Как менялась внешность Кусаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей: сначала «грязная и некрасивая», затем она «изменилась до неузнаваемости», и в конце – вновь «промокшая, грязная».  Как эти слова называют с точки зрения русского языка, лексики? (синонимы, антонимичные понятия, контекстуальные синонимы) Какова их роль?

- Какую роль в повествовании играет пейзаж, помогает ли он почувствовать настроение собаки?

- Как Кусака выражала свою любовь и ненависть?

-Как относились люди к Кусаке?

-Почему собаку не взяли с собой в город? Как вы думаете, кто будет больше скучать  и почему: Леля о Кусаке или Кусака о Леле?

-Какой еще пример жестокости людей можно найти в рассказе?

- Вспомните, кто еще из русских писателей создал образы четвероногих друзей? (А.П.Чехов «Каштанка», И.С.Тургенев «Му-му») и др.

- Кто виноват в одиночестве Кусаки?

-Если бы собака жила в других условиях, была ли у нее такая кличка?

- Нужно ли сострадание в жизни? И кому это надо в первую очередь?

3)  Теория литературы:  реалистический метод в искусстве

-Послушайте детскую песенку в исполнении Т.и С.Никитиных «Собака бывает кусачей». Определите интонацию песенки и рассказа. Отличаются ли они? Если да, то чем?

- Сопоставьте слова песни и отрывки из рассказа. (первый и последний абзац рассказа)

Собака хватает прохожих за пятку

Собака съедает гражданку лошадку

А с ней – гражданина кота,

Когда проживает собака не в будке,

Когда у нее завывает в желудке.

И каждому ясно, что эта собака

Круглая сирота.

(Определяется, что в детской песенке страдания собаки передаются схематично,  с некоторой шутливой интонацией. А в рассказе Андреева – мы вместе с героиней переживаем тоже, что и она. И наши чувства более определенны. Так бывает, когда произведение носит реалистический характер.)

Вывод: (запись в тетрадь) Рассказ Л.Андреева «Кусака» можно считать одним из примеров реалистического метода в искусстве, т. к. мы вместе с героиней переживаем то же, что и она, и наши чувства точно определяются.

  1. Личность писателя. Беседа. Самостоятельная работа.

 - Кто же был автор, который создал этот  замечательный рассказ?

       Книга К.И.Чуковского «Из воспоминаний» рассказывает о множестве его современников-писателей. В очерке «Люди и книги» Л.Андреев предстает как необычайно интересный человек.

- Посмотрите на портрет, приведенный в учебнике. Какие черты характера вы могли бы предположить в нем, судя по этому портрету?

ЗАДАНИЕ. Прочитайте очерк в учебнике и ответьте на вопросы:

1 Совпало ли ваше впечатление от портрета с рассказом Чуковского?

2 Какие черты характера Андреева вам симпатичны?

3 Как он работал?

  1. Итог урока. Оценка самостоятельных работ по желанию  обучающихся.

- Может ли такой человек, как Андреев сострадать? Можно ли брать с Андреева пример?

8. Домашнее задание.

1. Написать рассказ о любимом животном: своем, бездомном «Имя моего любимца»

2. Прочитать рассказ А.Платонова «Юшка»

3. Дополнительно. Прочитать рассказ Л.Толстого «Бешеная собака». Определите, в чем сходство этого рассказа и рассказа Л.Андреева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОСТРАДАНИЕ. По рассказам Л.Андреева «Кусака» и А.Платонова «Юшка». 8 класс

УРОК-МАСТЕРСКАЯ  в  8  классе.    СЛОВЕСНОСТЬ:  ЛИТЕРАТУРА-РУССКИЙ.Цели урока.1. Обеспечить усвоение роли художественного текста в процессе обучения по техноло...

Л.Н. Андреев "Кусака". Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека

Урок знакомит с личностью Л. Андреева, "этапными" произведениями, определившими эволюцию писателя, позволяет заложить основы воспитания чувства сострадания и любви ко всему живому у детей....

Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.

Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...

«Л.Н.Андреев «Кусака»». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. 7-й класс

Вид: рассказ учителя, беседа.Цели урока:Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев.Развивающие: развивать мыслительную деятельность уча...

"Л. Н. Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим".

Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, использовать  устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды;  учить создавать...