Урок литературы в 7 классе "Письмо с фронта"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Лебедева Наталья Сергеевна

Урок литературы в 7 классе на тему "Письмо с фронта" с использованием проектной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературы в 7 классе20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Тема урока: Письмо с фронта

Вид урока: урок-исследование

Цели урока:

Познавательные:

- познакомить с историей бурятской литературы в годы Великой Отечественной войны.

- познакомить с поэзией бурятских писателей в годы войны.

- провести исследовательскую работу по поиску писем с фронта родных и близких.

Развивающие:

- развивать познавательные интересы учащихся.

- формировать культуру общения.

- формировать навыки проектной деятельности.

- формировать навыки групповой работы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к своему народу, семейным духовно-нравственным ценностям.

- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому.

Оборудование:

- видеопроектор, презентации учащихся.

- портреты бурятских поэтов.

- музыкальное сопровождение (К. Симонов, муз. Блантера «Жди меня». М. Садовский, муз. Р. Бойко «Память войны»).

Ход урока:

Во все времена помните…

(А.Т. Твардовский)

Моим землякам посвящается

  1. Слово учителя:

Народ силен памятью. Памятью о своем историческом прошлом, о своих предках, о героях, их подвигах.

Многие из наших земляков вписали яркие страницы в историю нашей страны. Никогда не забудем их мужество, стойкость и героизм в боях за победу в Великой Отечественной войне. Героями Советского Союза стали 39 человек, 11 из них стали полными Кавалерами орденов Славы.

(звучит песня «Память войны»)

В канун 9 МАЯ мы решили вспомнить наших земляков, наших прадедов, прошедших войну.

  1. Презентация учащихся

1 группа:

В грозные годы войны многие писатели Бурятии ушли на фронт защищать свою Родину. Один из них – поэт Цокто Номтоевич Номтоев.

Ц.Н. Номтоев родился В Кижингинском районе Бурятии в 1910 году. В годы войны воевал на западном и восточном фронтах. Был участником обороны Сталинграда.

2 группа: Г.В. Дагуров родился в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области. Сталинградскую, Курскую битвы прошел рядовым противотанковой дивизии. Закончил войну в звании капитана.

  1. Актуализация:

Писем белые стаи

  Прилетали на Русь.

         Их с волненьем читали

                                                                     Знали их наизусть.

  Эти письма поныне

Не теряют, не жгут

        Как большую святыню

 Сыновьям берегут.

- О чем будем говорить на уроке?

Тема нашего урока: Письмо с фронта

Мы познакомимся с письмами бурятских поэтов, ваших прадедов, писавших с фронта домой. Попытаемся сами написать поздравительное письмо ко Дню Победы.

-Единственной весточкой с фронта было редкое, но долгожданное письмо с передовой. Его свято хранили как память.

Это был простой лист бумаги, свернутый в форме треугольника. Чернила выцвели, поблекла типографская краска, но память осталась.

(В руках у учителя старое письмо без конверта, свернутое треугольником. Это письмо написано в 1943 году прадедом одного из учеников.)

- Как вы думаете, о чем писали с передовой?

  1. Чтение и анализ стихотворений

Давайте послушаем, о чем писал с фронта Ц.Н. Номтоев своим землякам:

                                                 Шлем солдата – могучие скалы

                                                 Белоснежных Саянских вершин,

                                                  А кольчуга – глубины Байкала

                                                  И просторы тайги и равнин.

                                                  Окрыленный высокою верой,

                                                  Ты разишь, словно батор, врага.

                                                  И отважным потомком Гэсэра

                                                  Называют не зря земляка.

- О чем стихотворение поэта?

Поэт пишет о силе и мужестве бурятского воина-освободителя, уверенного в своей победе.

Когда получали долгожданную весточку с фронта, плакали от радости. Письмо от родного человека поддерживало людей, придавало им сил. Особенно ждали и молились матери и жены.

(Звучит песня на слова К. Симонова «Жди меня», музыка М. Блантера)

- В 1942 году Геннадий Дагуров писал жене:

                          Коль смерть возьмет меня не вдруг,

            В атаки час прервав мой бег,

        И проживу я миг – другой,

                                                                 Прощусь с тобой,

                                                                 Мой верный друг:

       Махну бескровною рукой

                                                                 И уроню ее на снег,

               Хоть будет бой греметь вокруг.

                                                                 Жаль, не узнаешь,

                                                                 В миг какой

        С тобой простился я навек.

- Что чувствует герой стихотворения?

Боль утраты.

Эти трогательные строки прощания с любимой никого не могут оставить равнодушными.

Получали не только письма надежды, многие получали похоронки.

(Зачитывается отрывок из воспоминаний нашей землячки об отце, Иринчее Матханове)

…Ребятишки всегда ждали почтальона у ворот. Отец писал часто, в любую свободную минуту, скучая по жене и детям. Но в этот раз пришло не треугольное письмо, на котором папа писал адрес неизменно твердым каллиграфическим почерком учителя, а похоронка.

Сколько слез было пролито…а через три дня пришел почтальон с треугольным письмом. «Ошибка,- писал отец, - посчитали меня убитым». Мать так и села на пол, не веря своему счастью. Ее облепили дети, которые смеялись, кричали, радовались: «Папа вернется!»

  1. Проекты учащихся:

- Фронтовые письма до сих пор свято хранятся почти в каждой семье. Для многих они стали реликвией, единственной памятью о близких, погибших в той страшной войне.

- Что вы знаете о своих прадедах, защищавших родину во время Великой Отечественной войны?

- Сохранились ли письма с фронта в вашей семье?

(ученик рассказывает о своем прадеде Максимове Владимире Федоровиче, зачитывает его письмо)

Когда началась Великая Отечественная война, моему прадедушке было 15 лет. А в 1943 году он попал на 2-й Белорусский фронт. Сначала был связистом, потом разведчиком. Дважды был ранен. Ранение в голову он получил при штурме Кенигсберга, сейчас Калининграда. Был контужен. За отвагу, проявленную при взятии этого города, был награжден медалью «За отвагу». У дедушки было много наград: орден «Славы» третьей степени за форсирование Днепра, медаль «За боевые заслуги», орден «Отечественной войны» третьей степени и медаль «За победу над Германией». Мой прадедушка был настоящим героем.

В 1945 году война для него не закончилась. Поправившись после ранения, он попал на Восточный фронт. Там он был награжден медалью «За победу над Японией». Домой он вернулся только в 1946 году.

Мой прадедушка прожил трудную, но интересную жизнь. Я горжусь им и буду всегда помнить о нем.

В нашей семье как реликвию хранят письмо с фронта, написанное прадедушкой в октябре 1943 года.

Здравствуй, дорогая мама!

Получил твое письмо, за которое большое спасибо. Как дела? Как твое здоровье? Я жив и здоров, чего и тебе желаю.

На днях мы совершили большой переход, примерно 115 км., теперь наступаем в другом направлении и с другой армией. Местность очень болотистая. Ну ничего, мы и здесь повоюем. Побьем проклятых гадов, чтобы им тошно было.

Передавай всем привет, жду ответа. Крепко целую!

Твой сын Владимир.

23 октября 1943 г.

  1. Рефлексия:

- О чем рассказывают нам фронтовые письма?

Солдаты писали письма домой, чтобы поделиться своими горестями и радостями, спешили рассказать о своей жизни. А главное – успокоить родных и близких.

О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат: как жить, как трудиться, как беречь доброе имя.

(чтение стихотворения учащимся)

                                          Прошу вас, храните солдатские письма.

                                          Они и просты, и порою грустны

                                          В них столько надежды и вечного смысла,

                                          Прошу вас: храните солдатские письма,

                                          Тревожную память людской доброты!

(М. Львов)

Практическая работа «Письмо моему прадедушке»

- Сегодня мы редко пишем письма, потому что общаемся по телефону или Интернету. А ведь письмо – это один из самых древних способов общения людей. Именно эпистолярный жанр стал одним из излюбленных жанров литературы 18-19 веков. Образцом были «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина.

- Нужны ли письма в наше время?

Сегодня на уроке мы сами попытаемся написать письмо. Это будет поздравительное письмо ко Дню Победы. Пусть оно будет искренним и теплым. Выразите свои чувства признательности, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

(Письмо ученицы, адресованное прабабушке и прадедушке)

Здравствуйте, дорогие мои!

Я всегда помню о вас и очень люблю! Хочу поздравить Вас с Днем Победы! Спасибо, что вы есть рядом с нами. Спасибо за Победу, которую вы нам подарили. Я всегда буду свято хранить в памяти воспоминания о тяжелой жизни, которую вы прожили, о подвигах, которые вы совершили во имя родины.

Здоровья Вам и долголетия, любимые мои!

Целую вас крепко, ваша правнучка Марина.

  1. Итог урока:

Не забывайте о ваших близких и земляках, будьте горды их подвигами, расскажите о них своим детям. Память о прошлом нельзя стереть, пусть об этом напоминают письма той страшной войны.

Список использованной литературы:

  1. Дугаров Б. Они защищали Сталинград (Триптих о воинах Бурятии)// Новая Бурятия. -–2013.-3 февр.
  2. Лицом к победе: Сборник стихов.-М; Современник, 1985.
  3. Книга Памяти Республики Бурятия: Т, 1-2-Улан-Удэ: Бурят.кн. изд-во, 1995.
  4. Во все времена – помните: Сборник методико-библиографических материалов.- Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 2000.
  5. Говорят погибшие герои. 7-е изд.- М.: Политиздат, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Письма с фронта" (презентация к уроку литературы в 5 классе)

Урок, посвященный полевой почте времен Великой Отечественной войны. Стихи, которые ребята разбирали на уроке: В.И. Лебедев-Кумач "Вместо письма", И.П. Уткин "Ты пишешь письмо мне", Л. Кириевская "Пись...

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»...

Технологическая карта урока "Воздушные массы и атмосферные фронты." 8 класс

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний на основе технологии смешанного обучения...