Олимпиада по литературе 10,11 класс
олимпиадные задания по литературе (10, 11 класс)
Олимпиада по литературе 10,11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_literature_10_kl.doc | 93 КБ |
olimpiada_po_literature_11_kl.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада школьников по литературе
Школьный этап 10 класс
Задание №1
Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведённом далее стихотворении Вероники Тушновой? Объясните художественное назначение (функции) этих приёмов в данном произведении.
(По 1 баллу даётся за верно указанный термин, по 2 балла- за точное, обоснованное описание функции обозначенного этим термином явления в предложенном произведении. Итого: максимальный балл- 10 баллов.)
1.1. ...........................................-перенос значения по смежности.
1.2. ...........................................-образное, выразительное определение.
1.3. ...........................................-сочетание несочетаемого.
1.4. ...........................................-противопоставление, противоположность.
Задание №2
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
(Максимальный балл- 60 баллов.)
Вот говорят: Россия...
Реченьки да берёзки...
А я твои руки вижу,
узловатые руки,
жёсткие.
Руки от стирки сморщенные,
слезами горькими смоченные,
качавшие, пеленавшие,
на победу благословлявшие.
Вижу пальцы твои сведённые,-
все заботы твои счастливые,
все труды твои обыденные,
все потери неисчислимые...
Отдохнуть бы, да нет привычки
на коленях лежать им праздно...
Я куплю тебе рукавички,
Хочешь- синие, хочешь- красные?
Не говори "не надо",-
мол, на что красота старухе?
Я на сердце согреть бы рада
натруженные твои руки.
Как спасенье своё держу их,
волнения не осиля.
Добрые твои руки,
прекрасные твои руки,
матерь моя, Россия!
Опорные вопросы:
1. Какова тема стихотворения?
2. Какой стилистический приём использует автор для того, чтобы обозначить тему произведения?
3. Какими приёмами В. Тушнова вводит центральный ключевой образ стихотворения?
4. На основе какого поэтического выражения родился этот образ?
5. Почему центральной деталью образа стали руки?
6. Какая смысловая задача решается автором с помощью этой детали?
7.Какими художественно- выразительными и языковыми средствами подчёркиваются в ключевом образе земные, реалистические черты и черты нравственно- философские?
8.Какова авторская позиция?
9.Найдите в стихотворении строки, которыми эмоционально ярко и ёмко выражена идея произведения.
Творческое задание
Представьте, что вы корреспондент местной газеты. Вам необходимо поместить статью "Топ-3 -лучшие стихотворения о любви". Сопоставьте предложенные стихотворения. Вам нужно отобрать одно-два- не более (поэтическая рубрика ограничена по объёму; тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений. Ваше выступление, служебная записка, внутренняя рецензия должна/о уложиться примерно в 300- 350 слов. (Максимальный балл- 30 баллов.)
Тексты для сопоставительного анализа стихотворений
"Сожжённое письмо" А. С. Пушкина, "Горящие письма" Н. А. Некрасова, "Лишь теперь мне понятно стало..." В. Озерова.
При написании работы можно опираться на следующие вопросы:
1. Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения?
2. Как вы представляете себе внутренний мир лирического героя в предложенных стихотворениях?
3. Какое из стихотворений гармоничнее, какое- драматичнее в передаче авторского чувства и в изображении происходящего?
4. Как связаны начало и конец стихотворений?
5. Как реализуются в стихотворениях основные формообразующие элементы трагедии (тема рока)?
6. Как относятся к "своей возлюбленной" лирический герой Пушкина, Некрасова, Озерова?
7. В чём разница в названиях стихотворений?
8. Можно ли, сравнивая эти стихотворения о любви, судить о характере эпохи, в которую они были написаны?
Итого: максимальный балл- 100 баллов.
Ключи к олимпиадным заданиям по литературе
10 класс
Задание №1. Максимальный балл-10 баллов.
Термины | Баллы | Определения | Функции | Баллы |
1.1.Метонимия | 1б | -перенос значения по смежности | Как эпитеты, метонимии обращают внимание читателя на те или иные признаки и качества предметов. Делают речь выразительной, яркой, динамичной. | 2б |
1.2.Эпитет | 1б | -образное, выразительное определение | Усиливают выразительность и образность языка в произведении, придают художественную поэтическую яркость речи, обогащают содержание высказывания, выделяют характерную черту или качество предмета, вызывают определённое эмоциональное отношение, помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру. | 2б |
1.3.Оксюморон | 1б | -сочетание несочетаемого | Нет в тексте | 0б |
1.4.Антитеза | 1б | противопоставление, противоположность | Служит средством контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств, положений и т. д. | 2б |
Задание №2. Максимальный балл- 60 баллов.
Примерный текст ответа.
Тема Родины, Росии- одна из самых значимых в русской поэзии. Именно её обозначила В. Тушнова с помощью приёма стилистического кольца, сильной позицией конца строк, выразительностью знаков препинания: Россия... в первой строке и Россия!- в последней. От размышления до яркого утверждения. Обращение "матерь моя, Россия!" позволяет понять, почему поэт делает ключевым образом стихотворения руки.
Образ Родины, России у поэта сливается, как в устном народном творчестве, с самым дорогим для человека- с образом матери (Мать-земля, Родина- мать, Россия-мать). Не абстрактные картины окружающего мира- не реченька да берёзки, хотя и это дорого поэту,- а живой, реальный образ русской женщины- матери, с её нелёгкой судьбой, неутомимым трудом, неисчислимыми потерями заставляет думать читателя и делать выводы.
Метонимический образ- обобщение "руки" (не вообще, а "твои") вводится автором приёмом глубоко продуманной антитезы:
Вот говорят: Россия...
Реченьки да берёзки...
А я твои руки вижу,
узловатые руки,
жёсткие.
Сторонне- неопределённому "говорят" противопоставлено конкретно- личное "вижу", многоточиям первых строк противопоставлена твёрдая точка в пятой строке.
Ключевой образ "руки" проходит через весь текст, повторяясь шесть раз. Этот повтор усиливается и эмоционально- личностно поддерживается теплотой местоименного атрибутика "твои". Сильная позиция начала и конца строк, интенсивное употребление делают его смысловой акцент более ярким. В. Тушнова не забывает напомнить о реальности образа, земной его притягательности, повторив ещё раз глагол "вижу" в начале девятой строки, введя прямую речь в поэтическое пространство текста:
Я куплю тебе рукавички,
Хочешь- синие, хочешь- красные?
Монолог- оценка автора правдиво продолжает внутренний диалог с матерью:
Я на сердце согреть бы рада
натруженные твои руки.
Как спасенье своё держу их,
волнения не осиля.
Это подготавливается той характеристикой, которую поэт даёт ключевому образу. Продумано синонимическое поле авторских определений- эпитетов рук матери. Их употребление культурно- исторически и причинно- следственно обусловлено. При всей номинативной значимости- "узловатые, жёсткие, сморщенные, качавшие, пеленавшие, благословлявшие, натруженные, добрые, прекрасные"- они не теряют своей красоты и нравственной значимости. За ними угадывается нелёгкая судьба матери- Родины.
Не глаза, не рот видит автор. Руки! Руки труженицы, знавшие заботы счастливые, потери неисчислимые, на победу благословлявшие своих мужей, сыновей, братьев. Для В. Тушновой руки матери - самый высокий символ Родины, России, потому что не бывает Родины без человека.
Можно с полным правом сказать о том, что стихотворение В. Тушновой- гимн в честь рук человека- созидателя, человека- труженика.
Идейная значимость ключевого образа несомненна. Три последние строки стихотворения поэтически обобщили идею:
Добрые твои руки,
прекрасные твои руки,
матерь моя, Россия!
Критерии проверки ответа:
С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной четырёхбалльной системе: первая оценка- условная "двойка", вторая- условная "тройка", третья- условная "четвёрка", четвёртая- условная "пятёрка".
Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр- оценок по каждому критерию, а затем в виде итоговой суммы баллов.
Критерии:
1. Понимание произведения как "сложно построенного смысла" (Ю. М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в "лабиринте сцеплений", через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 30 баллов. Шкала оценок:0-10-20-30
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.
Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0-5-10-15
3. Владение теоретико- литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5
4.Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5
5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения ( в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5
Итого: максимальный балл- 60 баллов
Творческое задание.
Модель ответа:
Тексты для сопоставительного анализа стихотворений
"Сожжённое письмо" А. С. Пушкина, "Горящие письма" Н. А. Некрасова, "Лишь теперь мне понятно стало..." В. Озерова.
«Сожженное письмо» Александр Пушкин Прощай, письмо любви! прощай: она велела… 1825г. |
| Владимир Озеров Лишь теперь мне понятно стало то, что вместе нам быть не судьба. На деревьях листва опала с той поры, как я встретил тебя. Да и год пролетел незаметно, -промелькнули короткие дни. Почему же опять безответными Мои письма к тебе быть должны? Но понятно мне всё до малости. -не обязана ты отвечать, ведь нельзя же просто из жалости постоянно письма писать. Ведь нельзя же писать без темы и, когда не знаешь о чём, -я об этой твоей проблеме в самом первом письме прочёл. Но по- прежнему сердце плачет, вспоминаю тебя вновь и вновь. Я не знаю, что всё это значит, но, наверно, это любовь. 4.09. 2014г. (Украинский портал поэзии) |
Вопросы | "Сожжённое письмо" А. С. Пушкина | "Горящие письма " Н. А. Некрасова | "Лишь теперь мне понятно стало..." В. Озерова |
1. Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения? | Грусть, печаль о прошедшей любви, боль, но чувствуется и надежда на возможное счастье в жизни человека. | Боль утраты, обида на любимую, горечь от того что невозможно ничего изменить. | Грусть, печаль о неразделённой любви, но чувствуется, что ЛГ будет продолжать писать возлюбленной, надеется на взаимность. |
2.Как вы представляете себе внутренний мир лирического героя в предложенных стихотворениях? | Внутренний мир ЛГ полон разлада, но успокоение ЛГ находит в прошлом, в осознании того, что любовь была, и она в душе ЛГ сохранится всю жизнь. Сожалеет об утраченной любви. | ЛГ под властью своей обиды, он не может смириться с утратой любви, в своих оценках он более резок. Сожалеет об утраченной любви. | ЛГ пишет письма "...вновь и вновь...". Объяснение своей настойчивости находит в трепетном чувстве- любви. Сожалеет о неразделённой любви. |
3.Какое из стихотворений гармоничнее, какое- драматичнее в передаче авторского чувства и в изображении происходящего? | Гармоничнее, т.к. боль утраты любви уравновешена, сглажена уверенность ЛГ, что любовь сохранится в его душе. | Драматичнее, т. к. накал эмоций ощущается в самом начале стихотворения. Динамичность, резкость в характеристиках. ("...со злобой их сожгла...", ""...Безумный шаг!..."). Слышим негодование ЛГ, вызванное поступком любимой женщины. И подсознательно возникает вопрос: "А была ли любовь?" | Гармоничнее, т. к. нет накала эмоций. ЛГ понимает, что "...вместе...быть не судьба...", но продолжает вспоминать возлюбленную и пишет ей об этом. |
4. Как связаны начало и конец стихотворений? | Начинается с образа горящих писем. В начале стихотворения ЛГ смиряется с действительностью ( "Она велела...", "Готов я..."). В конце- пепел становится олицетворением любви, и мы понимаем- она жива. | Начинается с образа горящих писем. В начале ЛГ чувствует утрату любви, утрату безвозвратную ("Уж не горит ли с ними и любовь...?"). В конце- любовь ушла из-за "безумного", "рокового" шага любимой. | Начинается с понимания ЛГ того, "...вместе...быть не судьба...". В конце стихотворения ЛГ убеждает в том, что любовь, хотя она и безответная, жива в его сердце. Он продолжает вспоминать возлюбленную. |
5. Как реализуются в стихотворениях основные формообразующие элементы трагедии (тема рока)? | Ощущение трагизма сильно. Рок, судьба, нависшая над влюблёнными, проявляется в первых же строчках. Любовь уходит... Появляется высшая сила ("О, провиденье!"), которая даровала любовь, и она же её отнимает ("...час настал..."). Таким образом, любовь- это дар свыше, и человек должен быть благодарен высшим силам только за то, что любовь была ему дарована, пусть даже на короткий срок. | Ощущение трагизма сильно. Рок, судьба, нависшая над влюблёнными, проявляется в первых же строчках. Любовь уходит... Любовь- выбор человека. Человек сам вершит свою судьбу, находя, обретая любовь. И только утрата любви зависит от высших сил ("Безумный шаг!..быть может, роковой..."). Таким образом, судьба властна над человеком, и она несёт ему лишь горечь. | Судьба, нависшая над влюблёнными, проявляется в первых строчках " Лишь теперь мне понятно стало то, что вместе нам быть не судьба". Сколько бы он ни старался писать, письма остаются безответными. ЛГ находит объяснение тому, что не получает ответа:" Ведь нельзя же писать без темы и, когда не знаешь о чём, -я об этой твоей проблеме в самом первом письме прочёл." |
6. Как относятся к "своей возлюбленной" лирический герой Пушкина, Некрасова, Озерова? | ЛГ боготворит свою возлюбленную, он дорожит её письмом, её любовью. Любя её готов следовать указаниям ("Она велела..."), желает возлюбленной счастья и верит, что истинная любовь не горит. | ЛГ тоже любит, но его любовь рассудочна, немного эгоистична. Отношение к возлюбленной сложное: осуждает её решение, пытается остановить, взывает к разуму. И только к концу стихотворения ЛГ начинает понимать, что не всё зависит от человека. | ЛГ любит. Любя, испытывает глубокие чувства( "...сердце плачет..."), ("...вспоминаю тебя вновь и вновь..."). |
7. В чём разница в названиях стихотворений? | 1. Законченное действие. 2. Одно письмо: может быть это было случайное признание, написанное героиней в порыве страсти, а теперь оно её может скомпрометировать, она сожалеет о своём порыве. | 1. Незавершённый процесс. 2. Писем много. их горение- финал любви. Огонь разделяет двух возлюбленных, освобождает их, возможно, очищает их души и жизни для новых отношений. | 1. Незавершённый процесс. 2. Писем ЛГ к возлюбленной много, но она не отвечает ему. |
8. Можно ли, сравнивая стихотворения о любви, судить о характере эпохи, в которую они были написаны? | Можно. 1825год. Героиня более женственна, она действует не напролом, а мягко, пользуясь своей слабостью. | Можно. 1877 год. Эмансипация достигает своей цели Женщина начинает ощущать себя равной мужчине, считает, что может принимать решение, диктовать свою волю. | Можно. 21 век. Современная женщина- это самодостаточная в себе личность, которая может постоять за себя в любых обстоятельствах. Современная женщина умна, разборчива, найдёт выход из любых сложных ситуаций. В любви ищет родственную душу, излучающую свет, которой нельзя противиться. Радость она видит в том, что живёт в 21 веке и дискриминация давно позади. |
Критерии оценки творческого задания.
1. Уместность выбора стихотворений и обоснованность аргументации (приводятся наблюдения над художественными особенностями и содержанием выбранных текстов).
Максимально 15 баллов.
2. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно- стилистическому воплощению текста.
Максимально 5 баллов.
3. Знакомство с историко- культурным контекстом, умение вписать выбранные стихотворения в определённый фон, соотнести с литературной традицией ( в том числе оценивается наличие/отсутствие фактических ошибок в историко- литературном материале).
Максимально 5 баллов.
4. Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций.
Максимально 5 баллов.
Итого: максимальный балл- 30 баллов.
Итого: максимальный балл за всю работу- 100 баллов.
Предварительный просмотр:
Школьная олимпиада по литературе
11 класс
Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.
Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! - Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.
Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры.
Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь.
И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить...
Колокол Углича
Кто из нас не наслышан об этом колоколе, в диковинное наказание лишённом и языка и одной проушины, чтоб никогда уже не висел в колокольном достоинстве; мало того — битом плетьми, а ещё и сосланном за две тысячи вёрст, в Тобольск, на колымаге, — и во всю, и во всю эту даль не лошади везли заклятую клажу, но тянули на себе наказанные угличане — сверх тех двухсот, уже казнённых за растерзанье государевых людей (убийц малого царевича), и те — с языками урезанными, дабы не изъясняли по-своему происшедшее в городе.
Возвращаясь Сибирью, пересёкся я в Тобольском кремле с опустелым следом изгнанника — в часовенке-одиночке, где отбывал он свой тристалетний срок, пока не был помилован к возврату. А вот — я и в Угличе, в храме Димитрия-на-крови. И колокол, хоть и двадцати пудовый, а всего-то в полчеловеческих роста, укреплен тут в почёте. Бронза его потускла до выстраданной серизны. Било его свисает недвижно. И мне предлагают — ударить.
Я — бью, единожды. И какой же дивный гул возникает в храме, сколь многозначно это слитие глубоких тонов, из старины — к нам, неразумно поспешливым и замутнённым душам. Всего один удар, но длится полминуты, а додлевается минуту полную, лишь медленно-медленно величественно угасая — и до самого умолка не теряя красочного многозвучья. Знали предки тайны металлов.
В первые же миги по известью, что царевич зарезан, пономарь соборной церкви кинулся на колокольню, догадливо заперев за собою дверь, и, сколько в неё ни ломились недруги, бил и бил набат вот в этот самый колокол. Вознёсся вопль и ужас угличского народа — то колокол возвещал общий страх за Русь.
Те раскатные колокольные удары — клич великой Беды — и предвестили Смуту Первую. Досталось и мне, вот, сейчас ударить в страдальный колокол — где-то в длении, в тлении Смуты Третьей. И как избавиться от сравненья: провидческая тревога народная — лишь досадная помеха трону и непробивной боярщине, что четыреста лет назад, что теперь.
- Вы прочитали произведения А.И.Солженицына, написанные в 90-х годах ХХ века. Назовите жанр, к которому они относятся. Кто из русских писателей ХIХ века также обращался к этому жанру? (3б.)
- Сопоставьте систему образов и художественное пространство предложенных произведений А.И.Солженицына(10б.).
- Какими средствами выразительности создаются ключевые образы? (8б.)
- Как композиция произведений помогает раскрыть авторский замысел (6б.)
- Выразите своё отношение к проблеме, которая волнует автора (3б.)
- Какие литературно-критические статьи посвящены следующим произведениям? Укажите авторов и написанные ими статьи (по 1 б. за фамилию и по 1 б. за название статьи)
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
А.Н.Островский «Гроза»
- Каким произведениям предпосланы эпиграфы? Назовите авторов.
1) Чудище обло, озорно,огромно,стозевно и лаяй
2) Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю
3) Во всех ты, душенька, нарядах хороша…
4) Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор.
5) Первую песенку зардевшись спеть.
6) Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
— Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран! (по 0,5б + 0,5б.)
- Три произведения А.П.Чехова называют «маленькой трилогией». Назовите, какие рассказы входят в этот цикл, расположите их в порядке следования в цикле и докажите их идейную общность. (Ответ не более 10 предложений) (3б. + 5б.)
- К. Бальмонт
Завет бытия
Я спросил у свободного ветра,
Что мне сделать, чтоб быть молодым.
Мне ответил играющий ветер:
“Будь воздушным, как ветер, как дым!”
Я спросил у могучего моря,
В чем великий завет бытия.
Мне ответило звучное море:
“Будь всегда полнозвучным, как я!”
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: “Гори!”
1902 г.
- Объясните смысл названия стихотворения. (2 б)
- Сформулируйте свой завет бытия, используя изобразительно-выразительные средства языка (8б.)
- «И пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния»…» - так говорится в предисловии к циклу «Праведники» Н.С. Лескова. Напишите рассуждение на тему «Образы праведников в русской литературе ХIХ – ХХ веков». (Ответ на 10-15 предложений) (15б.)
Маx.77 б.
Ответы
- 1)Лирический рассказ.
И.С.Тургенев.
2) Общими для двух рассказов являются образы автора, России, русского народа и колокола (колокольни). Образ лирического героя совпадает с образом автора, который, являясь патриотом, выступает здесь в качестве историка. Из настоящего мы переносимся не просто в дореволюционное время, но даже в период Смуты. Перед нами возникают образы русских городов, Калязина и Углича, а также образы Атлантиды и мифических городов: Мологи и Китежа.
3) Эпитеты: «изобильный город», «разорения жестокие», «диковинное наказание», «заклятая клажа». Рассказ «Колокольня» начинается с гиперболы. Сравнение: «даже вовсе не тронули, как заповедную бы». Оценочная лексика: «непробивной боярщине», «глазеют советские пассажиры». Образы колокола и колокольни создаются с помощью олицетворения. В основе рассказов лежит аллегория (колокол – русский народ, колокольня – Россия). В рассказе «Колокольня» используются риторические фигуры.
4) Композиция схожая, четырёхчастная. Оба рассказа начинаются с риторического вопроса-утверждения, а заканчиваются мыслями о современной России и о её будущем.
2. 1.А.С.Грибоедов «Горе от ума» - И.А.Гончаров «Мильон терзаний»
2.Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» - Д.И.Писарев «Борьба за жизнь»
3.И.С.Тургенев «Отцы и дети» - Д.И. Писарев «Базаров»
4. А.Н.Островский «Гроза» - Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве» (Д. И. Писарев “Мотивы русской драмы”)
3. 1) Чудище обло, озорно,огромно,стозевно и лаяй (А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)
2) Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю (М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)
3) Во всех ты, душенька, нарядах хороша… (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»)
4) Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор. (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)
5) Первую песенку зардевшись спеть. ( Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»)
6) Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
— Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран! (М.А.Булгаков «Белая гвардия»)
4. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Идейная общность связана с понятием «футляра». Мечту о крыжовнике можно назвать футляром, в который втиснута вся человеческая жизнь. Таким же футляром можно назвать и те рассуждения о «грехе и добродетели в их ходячем смысле», в которые герои рассказа «О любви» старались упрятать своё чувство. Только в гробу вполне «достиг своего идеала» человек в футляре Беликов. В каждом случае это то, что позволило бы герою строить жизнь по шаблону, иметь единый ответ на все возможные жизненные «вопросы». «Действительная жизнь» торжествует, и довольно жестоко, над любым из «футляров», в который её пытаются заключить.
5. Название стихотворения отражает желание автора высказать своё жизненное и творческое кредо. В произведении раскрываются три ключевых символа: играющий ветер — символ стихийности, свободной игры сил, легкости, воздушности, вольности человека; звучное море — символ жизненной полноты, неисчерпаемости красок и звуков; солнце — сквозной бальмонтовский символ горения, самосожжения, интенсивности жизни в каждом миге.
6. Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Левша», «Человек на часах».
И.С. Тургенев «Живые мощи».
А.И. Солженицын «Матренин двор».
В.Г. Распутин «Последний срок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по литературе в 8 классе
Задания для школьного тура....
Олимпиада по литературе в 6 классе
Олимпиада содержит задания разного уровня сложности...
Олимпиада по литературе 7-11 класс
Материал заданий олимпиады можно использовать для подготовки к олимпиадам по литературе 7-11 кл...
олимпиада по литературе 7-11 классы, муниципальный этап
В этой папке находится материал олимпиады по литературе 7-11 классы, 2012 год, ключи...
Олимпиада по литературе 7-11 классы
p { margin-bottom: 0.21cm; } Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в Волгоградской области в 2012/2013 учебном году...
Олимпиада по литературе в 5 классе
Олимпиада по литературе в 5 классе...
Олимпиада по литературе в 5 классе № 2
Олимпиада по литературе в 5 классе № 2...