Урок литературы в 11 классе по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Урок литературы в 11 классе по роману М. Булгакова "Нравственно-философское звучание "ершалаимских" глав в романе "Мастер и Маргарита".
Презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 11 классе по роману М.Булгакова | 19.74 КБ |
Презентация для урока литературы в 11 классе по роману М.Булгакова | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе
Тема: Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цели урока:
Познавательная: выявление библейских мотивов в романе; формирование у учащихся своего видения философской проблематики романа; развитие умения решать основной философско-нравственный вопрос об истине через анализ трактовки евангельского сюжета.
Обучающая: Организовать деятельность учащихся по изучению нравственно-философских вопросов романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Создать условия для раскрытия философских идей романа.
Личностная: Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
Воспитательная: воспитание и развитие личностных компетенций учащегося;
Формирование навыков сотрудничества в групповой работе.
Воспитание ценности книги в жизни человека.
Задачи урока:
- Организовать поисковую деятельность по выявлению философских проблем романа на анализе текста.
- Систематизировать материал урока в ментальной карте, шаблоне обложки книги.
- рассмотреть решение философских проблем в произведении;
- показать новаторство Булгакова, по-своему интерпретировавшего евангельский сюжет;
- развивать умение анализировать произведение через сопоставление
- развивать творческое воображение и ассоциативно - логическое мышление учащихся.
Методы, применяемые на уроке:
- исследовательский;
- проблемно-обобщающий;
- ментальная-интеллект карта
- проектирование.
Формы работы:
- индивидуальная;
- групповая;
Средства обучения:
- Текст художественного произведения.
- Иллюстрации к роману, картина Ге.
- ТСО:
- Мультимедийный проектор.
- Презентация по теме урока.
Поиск истины важнее, чем обладание истиной.
А. Эйнштейн
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация
Кого когда-то называли люди
Царем в усмешку, Богом, в самом деле,
Кто был убит – и чье орудие пытки
Согрето теплотой моей груди..
Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы – старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима- все прошли
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утес, -
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом священных роз.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.
Это стихотворение А. Ахматова посвятила памяти М. А. Булгакова, она назвала жизнь поэта суровой, скорбной и высокой. Несомненно, на романе «Мастер и Маргарита» лежит печать его личной судьбы.
- Какие параллели вы находите в стихотворении Ахматовой и романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита? (Ответы на вечные вопросы человеческого бытия)
- Ответы на эти вопросы даются не в виде проповедей, а возникают из событий романа.
«Я на то и родился и на то пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине..»(слайд 1)
(Евангелие от Иоанна, гл. 18)
- О каких событиях в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» мы будем сегодня говорить?
В художественной ткани романа пересекаются 2 мира: земной, обыденный, Москва 30-х г.г. и библейский исторический. Мы обращаемся к событиям прошлого.
Древний Ершалаим 1 в н. э. (слайд 2)
- Почему писатель 20 века обращается к библейским событиям?
Хочет найти ответы на вечные вопросы.
Формулировка темы (слайд 3)
(Размышления о смысле жизни)
- Какая задача на урок?
Определить вопросы, проблему «ершалаимских» глав романа.
Найти ответ на эти вопросы.
-Кто автор этого романа?
- О чем роман?
О Понтии Пилате. Говорит Мастер в разговоре с Воландом.
Обратимся к роману Булгакова, о каких главах пойдет речь? (2, 16, 19, 25,26, 27)
Работа с рабочей тетрадью. Составление опорной интеллектуальной карты.
- От чего будем отталкиваться? (Роман Мастера)
Сведения о романе, героях, проблемные вопросы, связки.
- Анализ текста
2 гл. Описание 1 дня из жизни Римского прокуратора Понтия Пилата.
(Задание в рабочей тетради)
1 эпизод
- О ком идет речь? Что вы узнали из портрета героя?
(ПП – представитель высшей власти, построенной на крови.)
2 эпизод
Описание Иешуа
- О каком герое идет речь? Что вы узнали из портрета?
-Как он представлен в романе? (как бродяга)
- За что его наказывают?
3 эпизод
Спор ПП и Иешуа.
-О чем спор?
- Какую идею проповедует Иешуа? Как относится к вере, власти? Что считает истиной?
4 эпизод
-Какой приговор выносит прокуратор?
(ПП понимает, что Иешуа мечтатель и философ и не утверждает смертный приговор, вынесенный Синедрионом)
-Почему меняет свое решение?
(боится потерять власть)
Проверка карты (слайды 4, 5)
- Почему ПП чувствует свою вину? Страдает ли он?
(Не может противоречить Синедриону. Диалог с Каифой. Пытается отомстить за предательство и организует убийство Иуды)
- Как наказан ПП?
(бессмертием на 2 тысячи лет)
- Прощают ли его? (слайд 7)
4. Рефлексия
- Какие нравственно-философские вопросы интересуют Булгакова? (слайд 8)
Что такое истина?
Человек и власть.
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.
Ответы на доске (карточки)
Защита интеллект карт по группам.
- Выводы:
Вернемся к теме урока. Что есть истина? Обратимся к словарям. (слайд 15)
Истина - утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.
- Близка ли трактовке Булгакова?
- На чьей стороне истина?
(На стороне Христа, отверженной личности. Истина в самопожертвовании во имя великой победы добра)
(слайд 10) Картина Н. Ге «Что есть истина?»
Работа с иллюстрацией.
- Почему роман о Понтии Пилате?
(Он познал истину через страдания и прощение)
- Домашнее задание:
Моделирование шаблона обложки для романа Мастера.
- Как бы вы назвали роман Мастера?
- Какую иллюстрацию взяли бы для обложки?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я на то и родился, на то и пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине…» (Евангелие от Иоанна, гл.18)
Древний Ершалаим I века н. э.
« Ершалаимские » главы романа
Римский прокуратор Иудеи - Храбрый воин, всадник «Золотое копье», защитник власти, одинокий человек Понтий Пилат
Иешуа Га- Ноцри Бродячий философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. Его цель - сделать мир чище и добрее. «Нет злых людей, есть люди несчастливые»
«Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем.»
Нравственно-философские вопросы: Что есть истина ? Добро и зло Человек и власть Трусость Всепрощение Выбор
Николай Ге «Что есть истина ? »
Обложка книги Название романа Мастера
М. Чюрленис «Истина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"
Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...
Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...
Контрольная работа для 11 класса по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
Рекомендуется использовать на уроках контроля в 11 классе....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Урок литературы,11 класс ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Конспект урока с презентацией. В ходе подготовки к уроку учащимися был разработан и проведен социологический опрос. Итогом урока стали творческие проекты....
- Мне нравится (1)