Разработка урока литературы в 6 классе "Проблема чести и предательства в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе".
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Завизион Татьяна Ивановна

Цель урока:

 

Познакомить с личностью французского писателя П.Мериме, его новеллой «Маттео Фальконе», художественными особенностями произведения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

по теме

 "Проблема чести и предательства в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе".

 6-й класс

Цель урока:

Познакомить с личностью французского писателя П.Мериме, его новеллой «Маттео Фальконе», художественными особенностями произведения

Формировать УУД:

  • Личностные:

- умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • Регулятивные:

 - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с выборочным чтением текста художественного произведения;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану;

  • Коммуникативные:

 - умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение ,приводя доводы согласно тексту;

  • Познавательные:

 - умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт, знания, полученные вне курса предмета.  

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь определять художественную деталь в произведении;

-  уметь выявлять смысловую и идейно-эмоциональную роль ключевых слов в произведении;  

- уметь оценивать поступки героев.

Личностные: уметь давать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;  оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
  • Коммуникативные УУД: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение, приводя доводы согласно тексту.
  • Познавательные УУД: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, знания, полученные вне курса предмета.

Задачи урока:

Образовательные: обобщать  знания, полученные в процессе изучения новеллы. Формировать умение оценивать поступки героев.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в парах.

Тип урока: анализ художественного произведения

Учебно-методический комплекс:

- Учебник «Литература» в 2-х частях для 6 класса общеобразовательных учреждений. Автор В.Я.Коровина (часть 2, раздел «Из зарубежной литературы»)

- Презентация

- Тетрадь

- Сигнальные карточки

Основные понятия: новелла

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа (в парах)

Межпредметные связи: история, география

Действия обучающихся: ответы на вопросы, работа со словарём, чтение с комментарием, пересказ текста

Диагностика результатов урока (итог урока): 

- Закончите предложение: прочитав новеллу П.Мериме, я понял..., почувствовал…, задумался о…; когда я прочитал(а) новеллу «Маттео Фальконе»,  мне захотелось...(приём «Незаконченное предложение»)

- Оцените свою деятельность на уроке: если вам понравился урок и вы активно работали – прикрепите цветок к вазе (приём «Ваза с цветами»)

Домашнее задание: письменный ответ на вопрос, почему новелла  названа именем Маттео Фальконе

Оборудование: текст, компьютер, проектор, экран, слайды с иллюстрациями к произведению, портрет писателя, оценочные листы.

Урок литературы

по теме

 "Проблема чести и предательства в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе".

 6-й класс

Кто раз сумеет предать, тот много раз ещё предаст…

Лопе де Вега.

Ход урока:

I. Мобилизация (включение в деятельность)

Учитель.

  • Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня я предлагаю снова окунуться в интересный мир литературы: побеседовать, поразмышлять, почитать. Все готовы к активной работе на уроке?
  • Посмотрите, пожалуйста, на слайд презентации. Прочитайте имя писателя. Известен ли он вам? Читали ли вы его произведения? (слайд 1)

Ученики

Да, дома мы прочитали его новеллу «Маттео Фальконе»

Учитель

  • О каком произведении какого писателя мы будем сегодня говорить?
  • Чтобы понять, о каких понятиях мы будем сегодня разговаривать, обратим внимание на слайд: перед вами стихотворение русского поэта А.Яшина и слова испанского драматурга Лопе де Вега (слайд 2). Давайте их выразительно прочитаем.

В несметном нашем богатстве  (Аристов Егор)

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,                          

Братство.

И есть ещё:

Совесть,

Честь.

А.Яшин

Кто раз сумеет предать, тот много раз ещё предаст…Лопе де Вега

  • Назовите ключевые слова этих высказываний? (честь и предательство) Миша
  • Можем ли мы применить эти понятия к новелле П.Мериме? Сформулируйте тему урока.

(«Проблема чести и предательства в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе» (слайд 3)) Максим

  • Запишите число и тему урока

II. Целеполагание

  • Сформулируйте цели и задачи урока, используя слова «вспомнить», «узнать», «научиться»

Ученики

Вспомнить содержание произведения П.Мериме «Маттео Фальконе», прочитанного дома - Коля

Узнать сведения об авторе произведения, его авторский замысел - Никита

Научиться анализировать прозаическое произведение, находить тему и идею новеллы, высказывать свои мысли о характерах героев и причинах их поступков. Маким

III. Создание проблемной ситуации (осознание недостаточности имеющихся знаний)

Учитель

  • Понравилась ли вам новелла? Всё ли было понятно?
  • -- О чём она? (Давайте определим тему – наказание сына за предательство). Миша
  • -- А как наказал? (убил) Никита
  • Прежде чем мы приступим к анализу произведения, я хотела бы услышать ответ на вопрос, на который вы должны были ответить – правильно ли поступил Маттео Фальконе, убив своего сына?

                                    (ребята зачитывают ответы)

Маттео Фальконе поступил очень жестоко, но справедливо. Так считает он. Так считает автор новеллы, Проспер Мериме. Сизов Максим

 Матео Фальконе был не прав. Скорее всего, пылкий корсиканец хотел таким образом показать обществу, что он не отец предателя и готов на все ради справедливости.  Сурков Коля

  • Ну а теперь попробуем разобраться в происходящем.
  • Как вы думаете, нужно ли знать о писателе, чтобы лучше понять смысл его произведений? Почему? (Чтобы лучше понять смысл  произведения, необходимо знать особенности личности автора произведения, его взгляд на жизнь, жизненную позицию. Произведение писателя - это совокупность жизненного опыта, личного мнения писателя, особенностей его эпохи, социально-политического устройства общества, культуры периода, в котором было написано произведение.) Давайте послушаем сообщение о П.Мериме.

(Плешивцев Миша)

 Перед вами выдающийся французский писатель-реалист, мастер новеллы Проспер Мериме. Родился он в Париже в семье художника и получил прекрасное и разностороннее образование. Получил образование юриста, долгое время служил, был чиновником, хотя   политика и  служебная карьера, которая складывалась очень успешно,  в жизни Мериме играли не первостепенную роль. Это было сложное  время в истории Франции, ознаменовавшееся разными  драматическими, а то и трагическими событиями: Великая французская революция, наполеоновские походы, в том числе и в Россию в 1812 году, восстановление королевской династии Бурбонов, пожизненная ссылка Наполеона   на остров Святой Елены. Во всей Франции образованные люди напряженно раздумывали над судьбой своей страны. Среди них был и Проспер Мериме, литературный дебют которого состоялся уже в 20 лет. П. Мериме в конце 20-ых гг. обратился к жанру новеллы, среди них  самые известные    — «Кармен», «Таманго» и «Маттео Фальконе».    Умер   писатель в 1870 году, не дожив нескольких дней до 67-летия.
(
слайд 4,5).

IV. Коммуникация (поиск новых знаний)

Учитель

  • Итак, какой жанр принёс наивысшую славу П.Мериме? Никита (новелла) Что же такое новелла? (ответы учащихся) Предлагаю заглянуть в словарь литературоведческих терминов. (На слайде “Новелла– ).

НОВЕЛЛА (итал. novella), малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, необыденностью события и неожиданной концовкой. (слайд 6)

  • Подберите синонимы к слову «необыденность» Максим (необычность, незаурядность)
  • Что же необычного, непривычного есть в сюжете анализируемой нами новеллы?

Для того чтобы понять это, предлагаю переместиться в 19 век. Сегодня мы с вами отправимся на остров Корсика во Францию. (слайд 7)

                         Сообщение учащегося (Сизов Максим)        

Действие новеллы «Маттео Фальконе» не случайно происходит на острове Корсика. Корсика — гористый остров в Средиземном море. Гора Мон-Сенто достигает высоты 2706 метров. Склоны гор покрыты средиземноморскими кустарниками, лесами. Корсика является департаментом Франции, но населяют его не французы, а корсиканцы — народ, который говорит на различных диалектах итальянского языка. Большинство корсиканцев — католики. Жизнь на острове отличается тем, что за столетия создалась особая, довольно замкнутая культура и традиция неприятия нового.
      Весь остров делился на кантоны, т. е. на несколько областей, выборная власть была сосредоточена в небольших городках. Города располагались в основном на побережье, горные районы были труднодоступны.
      В годы жизни П. Мериме французы считали корсиканцев дикарями, но интерес к культуре этого острова постоянно поддерживался тем, что человек, которым многие французы восхищались, несмотря на его поражение, — Наполеон Бонапарт — был родом с Корсики. Некоторые современники П. Мериме считали, что разумнее возвратиться к первобытным нравам, которые казались проще и даже лучше, чем нравы буржуазного общества.
      Описывая случай, который произошел на Корсике, П. Мериме обращает читателей — своих современников — к мыслям о том, на каких основах нужно строить человеческие отношения, заставляет думать о нравственных основах поступков и ценности человеческой жизни.

Вопросы по произведению:

-Каково место действия новеллы? Найдите описание в тексте. (стр.230)

Кузьмин Никита

В глубине острова среди диких скал и ущелий частые побеги вырубленных и выжженных крестьянами деревьев образуют густые заросли – маки. Человек может проложить в них дорогу лишь с топором в руках, а иные маки так разрастаются, что образуют неприступные джунгли (читать до муфлонов)

- Где происходят события? Что такое маки?

На острове  Корсика, в местности маки. (Маки  -  родина  корсиканских пастухов и  всех,  кто  не  в  ладах  с  правосудием.) Никита

  • Мериме использует обращение к читателю: «Если вы убили человека, бегите в маки…»).
  • -- Что это значит?  Максим(он не призывает читателя убивать. Эта ироничная форма нужна Мериме, чтобы читателю было понятно: другого варианта у корсиканца в подобных обстоятельствах нет, дело на Корсике обычное, так заведено в этой местности. Самое интересное, что Мериме, так подробно. Со знанием дела описывая Корсику, не был там. Впервые писатель оказался на Корсике лишь через 10 лет после написания новеллы.).

Таково место действия новеллы П. Мериме. (Слайд 8,9,10).

     

  • (слайд 11)
  1.  Новелла называется «Маттео Фальконе». Кто это такой?

(Главный герой) Коля

  1. Найдите описание портрета Маттео Фальконе и расскажите о главном герое по плану:
  • Социальное положение;
  • Портрет;
  • Его прошлое;
  • Отношение к нему людей.

Работаем с текстом

Социальное положение;   Никита

Маттео Фальконе был довольно богатый человек по  тамошним местам; он жил честно, то  есть  ничего  не  делая,  на  доходы  от  своих многочисленных стад, которые пастухи-кочевники пасли в горах, перегоняя  с места  на  место.  

  • Портрет.    Коля

На вид не более 50 лет.      Человек   небольшого  роста,  но крепкий, с вьющимися черными, как смоль, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета невыделанной кожи.

  • Его прошлое.    Маким

В  Корте,  откуда  он  взял себе жену, он жестоко расправился с соперником, который слыл  за  человека опасного, как на войне, так и в любви. Когда  эту  историю  замяли,  Маттео женился.  Жена  Джузеппа родила ему сначала трех дочерей (что  приводило его в ярость) и наконец сына, которому он дал  имя  Фортунато,  -  надежду семьи и продолжателя рода.

  •  Отношение к нему людей.      Егор

Его считали таким же хорошим другом, как  и  опасным  врагом; впрочем, услужливый для друзей и щедрый к бедным, он жил в мире со всеми в округе Порто-Веккьо.

  • Вывод: Итак, Маттео Фальконе - типичный корсиканец, умеющий метко стрелять, решительный, гордый, смелый, сильный, соблюдает законы гостеприимства и готов прийти на помощь любому, кто её попросит. Об этом мы узнаём из первой части новеллы.Также мы узнали, что у Маттео есть долгожданный, единственный и очень любимый им сын, надежда и наследник.
  • Как звали мальчика? (Фортунато – счастливчик). Миша
  • Какую историю, произошедшую с Фортунато, рассказывает нам автор? (пересказ)   Аристов Егор.
  • В каком эпизоде наиболее ярко проявились черты характера Фортунато? (история с Джанетто)

                               Инсценирование эпизода. (слайд 12) Маким и Миша

  • Вдумайтесь в слова и поступки мальчика.  Какие черты его характера раскрывает автор? (Сообразительный; хитрый; осторожный; помог человеку, извлекая собственную выгоду). Коля
  • Что придумал мальчик, чтобы жандармы не заметили человека, которого он спрятал? (кошка)  Миша
  • Как разговаривает мальчик с жандармами? (Ведёт себя уверенно, хладнокровно, пытается их запутать, не боится, даже подсмеивается). Никита
  • Почему десятилетний ребёнок так уверенно ведёт себя с жандармами? (Его отец очень сильный и уважаемый человек, его многие боятся. Мальчик чувствует его силу и защиту, поэтому так ведёт себя с жандармами). Максим

Итак, это первая часть рассказа о мальчике.  Подберите заголовок к первой части рассказа о мальчике. (                                      ).

ФИЗКУЛЬМИНУТКА2 (19 слайд)

– Ребята, встаньте со своих мест. Представьте, что вы оказались на острове Корсика и идете среди зарослей маки. Вы быстро идете? Нет. Вам трудно. Почему? Что у вас в руках? Топор? Пробиваемся через заросли. Рубим ветки. Вдруг вы услышали шум. Повернитесь в стороны. Кто это? Может , это муфлоны или бандиты, которые спрятались. Пригнитесь. Нет, это только пастух. Можно выдохнуть и сесть на стулья обратно (дети

должны шагать, делать махи руками, имитируя работу топором, выполнять приседания).

  • А как можно назвать 2 часть новеллы?

Работа в группах: подберите заголовок ко второй части рассказа о мальчике.  (Предательство).

  • Почему вы так назвали вторую часть рассказа?
  • Вы осуждаете поступок Фортунато? Почему?
  • Поступил бы так его отец Маттео? Почему?
  • Как отнесётся к такому поступку своего сына человек, с которым мы познакомились в начале новеллы (человек достоинства, чести, смелый, гордый…). Кем он считает своего сына? (предателем) Из чьих уст слышит отец это страшное для себя слово? Как показаны его чувства в тексте?

(Ответы учащихся. Докажите текстом). Стр.241 Сизов Максим

Вывод: отец был очень расстроен поступком сына, никогда ещё в роду Фальконе не было предателей.    Маким

  • Вы могли предположить, чем закончится произведение? Как поведёт себя Фортунато и как поведёт себя его отец после произошедшего случая? Ведь дом многоуважаемого Маттео – теперь дом предателя!

Произошло ужасное: отец убил своего единственного сына, маленького мальчика, которому всего лишь десять лет. Дикие нравы на Корсике диктуют Маттео жестокую расправу с ребенком.  «Дом предателя» - фраза обожгла  необузданного корсиканца, кровью родного сына он смывает «позор» с себя и своего дома. В таких закрытых обществах, каким   являлось корсиканское общество в то время, очень сильны семейные связи, чем больше семья, тем больше ружей, на которые можно рассчитывать в случае чего, кровная месть считалась делом чести, огромное значение имеет позиция силы. Разве Маттео для кого-то является другом? Он хороший друг в той же мере, что и опасный враг.

Осуждаете ли вы поступок Маттео? (Ответы учащихся).

 (слайд 13)

Попробуем встать на место героев и понять их.

Проводится спор-беседа.

-Определитесь со своими позициями и займите место за столами согласно своей точке зрения.

Те, кто считает, что отец прав, садятся за синий стол, кто считает, что не прав – за красный

II.Стадия осмысления

-Заявите свои позиции. Отвечают за синим столом. (Наша группа считает, что отец прав в своём поступке). Сизов Максим

 Отвечают за красным столом. (Мы считаем, что Маттео Фальконе был не прав, убив сына.) Плешивцев Миша

-В течение 10 минут вы ищете доказательства в защиту своей точки зрения, работая в группе.

Учащиеся работают в группах по поиску доказательств.

По истечении времени, учитель организует выступления.

Отвечают за синим столом. (Наша группа считает, что отец прав в своём поступке). Сизов Максим

Маттео Фальконе поступил таким образом, потому что не желал растить в своей семье предателя. Из маленького предателя вырастает большой. Считал он. Тот, кто однажды уже совершил предательство, не может рассчитывать на уважение людей, как бы мал он ни был. Для Маттео Фальконе доброе имя и честь дороже всего, дороже сына. Маттео совершил это убийство потому, что так диктовали ему местные обычаи Фортунато нарушил обычай радушного приёма гостя, тем более раненого. Ведь во все времена и у всех народов выдача властям раненого, безоружного человека, попросившего у хозяина дома приюта расценивается как предательство. Например, в Сибири раньше специально оставляли на ночь продукты для беглецов.

Отвечают за красным столом. (Мы считаем, что Маттео Фальконе был не прав, убив сына.) Плешивцев Миша

Никто не вправе забирать жизнь - ни чужую, ни свою. Даже, если это жизнь твоего ребенка. Тем более, если это жизнь твоего ребенка. Фортунатто еще слишком мал и не понимал, что совершил.

 Маттео считал предательство грехом бОльшим, нежели убийство. Он был не прав.  Сыну было всего 10 лет, если кто-то и ошибся, так это был сам Маттео, а никак не Фортунато.

III.Стадия рефлексии

Слово учителя:

-Ребята, вы многое сказали в защиту своей позиции и не готовы отказаться от неё. Правильно я вас поняла?

Слово учителя:

-Наверное, мы можем признать, что поступок, совершенный мальчиком, был ужасным и имел тяжелые последствия. Выдал он преступника, но время, в котором он жил, было особым в понимании чести. Отец не дал шанс исправиться сыну, но и люди не дали бы шанса смыть пятно позора с семьи Маттео. Слова, брошенные арестованным, надолго остались бы в памяти земляков, и их род считался бы проклятым и опозоренным. Поэтому, с этой точки зрения, наверное, можно как-то понять Маттео. Но с позиции нашего времени и нашей морали, мы не можем оправдать его. С точки зрения христианской религии, М. совершил самый страшный грех, но и Ф. тоже совершил грех. Мы не можем прийти к общей точке зрения, но договориться, что однозначно сказать, прав или нет Маттео, нельзя. Здесь играет роль и время и местность, в которой жили герои, понимание чести, предательства, верности у героев. Согласны вы с этим?

Вывод: Кто же такой Маттео Фальконе: герой или убийца? .(слайд 14)Человек с огромной силой воли, железным характером, сумевший убить даже собственного сына, чтобы наказать предательство… или жестокий убийца, который, чтобы сохранить своё доброе имя, убил своего маленького сына?

Вопрос этот, наверное, навсегда останется открытым. Он много раз освещался в литературе. Например, М.Горький в «Сказках об Италии» рассказал историю о матери и предателе-сыне (слайд 15)

Сообщение-пересказ

Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо…В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ.

Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец.

Теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: было оно подобно весам, но, взвешивая любовь к сыну и городу, не могло понять — что легче, что тяжелей.

Однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась.

Мать изменника спросила:

— Муж?

— Нет.

— Брат?

— Сын. Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот — сегодня.

Теперь, когда он честно погиб, сражаясь за родину, я могу сказать, что он возбуждал у меня страх: легкомысленный, он слишком любил веселую жизнь, и было боязно, что ради этого он изменит городу, как это сделал сын Марианны, враг бога и людей, предводитель наших врагов, будь он проклят, и будь проклято чрево, носившее его!..

Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала:

— Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему…

И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, — в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. Всё — так, как должно быть; именно таким она видела его много раз во сне — богатым, знаменитым и любимым.

Мать сказала ему:

— Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя…

Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза, говоря:

— Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть.

И задремал на груди матери, как ребенок.

Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер — ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города: (слайд 16)

— Человек — я сделала для родины всё, что могла; Мать — я остаюсь со своим сыном! Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.

И тот же нож, еще теплый от крови его — ее крови, — она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, — если оно болит, в него легко попасть.

 

V. Контроль

  • Чем похожи и чем различаются истории, рассказанные П.Мериме и русским писателем М.Горьким? (похожесть – убийство из-за предательства, различие – мать убивает себя) Почему мать убивает себя? (любит сына, не представляет жизни без него).
  •  А разве Маттео не любит Фортунатто? Почему же тогда решается на убийство?  (Потому что не может простить предательство)
  • Что оказалось поруганным в этих историях? Ради чего совершены страшные убийства? (ради защиты чести)

  • В следующем учебном году мы будем изучать повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» В ней мы сталкнемся с подобной ситуацией.

  • О чести люди задумывались во все времена, считая, что это главная черта любого человека. Свои взгляды народ отразил в пословицах.  (слайд 17). Какая из них может послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку? Запишите её.

  • «Береги честь смолоду» – гласит народная пословица. Если вы будете всегда поступать по совести, соблюдать законы чести, то ваши родители будут гордиться вами.

  • Почему такое большое значение придаётся чести?

Вывод: слова Евтушенко (На доске)

Честь – главная черта человека, она является мерилом его человеческого достоинства. Е.Евтушенко

Наш урок подходит к концу. Давайте сделаем выводы.

VII. Итоги урока.

--Кто же виноват в смерти Фортунато? (Фортунатто погиб от руки собственного отца. Он поплатился жизнью из-за своего эгоизма и корыстолюбияприведших его к предательству. Причастен к этому и сержант Гамба, подкупивший мальчика часами, спровоцировавший его поступок. Никита

--Кто же он, Маттео Фальконе герой или убийца(В фигуре Маттео Фальконе обнаруживается конфликт героического и вероломного начал жизни. Получается, что Маттео и герой, и убийцаС точки зрения христианства, с общечеловеческой точки зрения, он убийца, совершивший тяжкий грех. А с точки зрения неписанных законов жителей Корсики, понимания ими долга и чести, он – герой, совершивший правосудие. Маким

VIII.Обобщение.

Итак, мы убедились, что для понимания характера литературных героев надо учитывать время и те обстоятельства, в которые он поставлен.

VI. Рефлексия:

Закончите предложение (слайд 20)

Прочитав новеллу П.Мериме, я понял..., почувствовал…, задумался о…,

Когда я прочитал новеллу «Маттео Фальконе»,  мне захотелось...

Ребята, оцените свою работу на уроке – смайлики.

Домашнее задание:

Учитель (слайд 18)

На чьей же стороне правда? Вопрос остаётся открытым. Дома вы поразмышляете над двумя высказываниями: французского писатель А.Дюма, который говорил, что «самое великое, самое божественное в человеке - способность жалеть и прощать», и Лопе де Вега, который считал, что «кто раз сумеет предать, тот много раз ещё предаст…»,  и написать сочинение-миниатюру «О чем я хочу спросить у автора». (слайд 19)

ОЦЕНКИ

Мне было с вами интересно. Все работали хорошо. Молодцы! (слайд 21)

Наш урок подошел к концу. Ребята, продолжите фразу:

  • Сегодня я узнал …
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…

  • я приобрел…

  • я научился…
  • у меня получилось…
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…

мне захотелось

Организует выбор способа работы:

-В какой форме мы будем работать? ( в форме дискуссии)

-Определитесь со своими позициями и займите место за столами согласно своей точке зрения.

Те, кто считает, что отец прав, садятся за синий стол, кто считает, что не прав – за красный

II.Стадия осмысления

-Заявите свои позиции. Отвечают за синим столом. (Наша группа считает, что отец прав в своём поступке). Отвечают за красным столом. (Мы считаем, что Маттео Фальконе был не прав, убив сына.)

-В течение 10 минут вы ищете доказательства в защиту своей точки зрения, работая в группе.

Учащиеся работают в группах по поиску доказательств.

По истечении времени, учитель организует выступления.

Выступают сначала учащиеся, сидящие за синим столом, потом за красным столом, а остальные слушают, записывая возникающие вопросы на уточнение, критику, понимание.

(Мы считаем, что Маттео не прав, так как …

Мы не согласны с ребятами, потому что …)

Учитель организует раунд вопросов и ответов.

Учащиеся задают вопросы по очереди на понимание, критику и уточнение.

После вопросов учитель организует работу в группах по поиску новых аргументов

Учащиеся обсуждают в группе свои аргументы. Выступают. (Учащиеся за красным столом:- В истории были уже подобные случаи…

Учащиеся за синим столом: Не доказано, что Иван Грозный убил сына за предательство и даже есть сведения.… Кроме того, мы провели опрос и выяснили …)

III.Стадия рефлексии

Слово учителя:

-Ребята, вы многое сказали в защиту своей позиции и не готовы отказаться от неё. Правильно я вас поняла?

Отвечают учащиеся за красным столом. ( Мы согласны с оппонентами …)

Отвечают учащиеся за синим столом. (Представьте себя в такой ситуации.… С точки зрения закона, он поступил правильно. На территории, на которой жили Фальконе, существовали другие законы….)

Слово учителя:

-Наверное, мы можем признать, что поступок, совершенный мальчиком, был ужасным и имел тяжелые последствия. Выдал он преступника, но время, в котором он жил, было особым в понимании чести. Отец не дал шанс исправиться сыну, но и люди не дали бы шанса смыть пятно позора с семьи Маттео. Слова, брошенные арестованным, надолго остались бы в памяти земляков, и их род считался бы проклятым и опозоренным. Поэтому, с этой точки зрения, наверное, можно как-то понять Маттео. Но с позиции нашего времени и нашей морали, мы не можем оправдать его. С точки зрения христианской религии, М. совершил самый страшный грех, но и Ф. тоже совершил грех. Мы не можем прийти к общей точке зрения, но договориться, что однозначно сказать, прав или нет Маттео, нельзя. Здесь играет роль и время и местность, в которой жили герои, понимание чести, предательства, верности у героев. Согласны вы с этим?

Отвечают учащиеся за красным столом. ( Да, мы согласны, что жестоко …, но …)

Отвечают учащиеся за синим столом. ( Мы готовы согласиться с тем … но каждый человек живёт так, как считает нужным, и иногда это идет в разрез с мнением окружающих. Отец Ф. посчитал, что честь для него дороже единственного сына - это, наверное, его право.)

-Давайте вернёмся к цели нашего урока: что мы должны были сделать.

(Высказать своё мнение по проблеме урока и доказать его правильность или попытаться найти общие точки соприкосновения в своих позициях.)

-Как вы считаете, мы достигли своей цели?

-Возьмите листы самоконтроля и оцените сначала себя сами, а потом в группе. Поставьте оценки.

 (Жизнь Маттео была разрушена ещё до того, как он убил сына. Смысл жизни героя – честь рода. По мнению Маттео, честь человека, чистота души должны быть безупречными, без изъяна).

-- Какое событие лежит в основе сюжета новеллы? (Убийство отцом сына за предательство).

-- Как вы относитесь к поступку мальчика? (Поступок Фортунатто – подлый и низкий, предатель – сначала согласился за серебряную монету спрятать раненого, но потом, польстившись на серебряные часы сержанта, выдал своего гостя преследователям. Другие считают, что Фортунатто еще слишком мал и не понимал, что совершил.

Обратимся к тексту. Фортунато держался уверенно с сержантом Гамбой, гордился тем, что его отец – уважаемый человек: «Мой отец – Маттео Фальконе!» Но когда Гамба достал серебряные часы, «глаза маленького Фортунатто загорелись». «Лицо Фортунатто явно отражало вспыхнувшую в его душе борьбу между страстным желанием получить часы и долгом гостеприимства». Фортунато не выдержал искушения.)

-- Кем мальчику приходился Джанетто? (гостем).

-- Как относятся к гостю башкиры?

--Какую ошибку совершил Фортунато? (Нарушил обычай радушного приёма гостя, тем более раненого. Ведь во все времена и у всех народов выдача властям раненого, безоружного человека, попросившего у хозяина дома приюта расценивается как предательство. Например, в Сибири раньше специально оставляли на ночь продукты для беглецов).

-- Почему отец убил сына? Имел ли на это право? Как отнеслась к поступку Маттео Фальконе его жена? (Маттео Фальконе поступил таким образом, потому что не желал растить в своей семье предателя. Из маленького предателя вырастает большой. Считал он. Тот, кто однажды уже совершил предательство, не может рассчитывать на уважение людей, как бы мал он ни был. Для Маттео Фальконе доброе имя и честь дороже всего, дороже сына. Маттео совершил это убийство потому, что так диктовали ему местные обычаи. Исключительная по своей природе ситуация сыноубийства в изображении Мериме выступает как закономерное, естественное проявление сильной и цельной натуры Маттео, всего уклада корсиканской жизни. Джузеппа, жена Маттео, не пытается оправдать своего сына-предателя. Она плачет и молится, но ни слова протеста не вырывается у нее. Она лишь попыталась воззвать к отцовским чувствам мужа: «Ведь это твой сын!» Даже в своём материнском горе не посягает она на то, что вместе с мужем считает велением долга.)

--Почему же отец так жестоко наказал сына? (Это закономерное, естественное проявление сильной и цельной натуры корсиканца, всего уклада корсиканской жизни).

Тест по новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе» 6 класс

1. Что такое новелла?

а) Небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.

б)Большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета.

в) Небольшое произведение в стихах.

г) Разновидность рассказа, отличающаяся строгостью композиции, остротой сюжета, отсутствием описательности.

2. Действие новеллы происходит:

а)на побережье моря

б)на крутом возвышенье

в)в ущелье гор.

3. Маки - это:

а)цветы красного цвета

б)плантация,для выращивания товара контрабандистов

в)густые беспорядочные заросли побегов от сожженного леса.

4. "Человек небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными,как смола, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета выделанной кожи" - это портрет:

а)Маттео Фальконе

б)Джаннетто Санпьеро

в)Теодора Гамба.

5. Фортунато спрятал бандита:

а)в погребе

б)в доме

в)в копне сена.

6. Желтые Воротники - это:

а)пастухи

б)корсиканские солдаты

в)бандиты, которые прятались в маки.

7. Маттео Фальконе был довольно богатый человек и жил:

а) в просторном одноэтажном доме со множеством комнат

б) в двухэтажном особняке

в) жилище его состояло из одной квадратной комнаты.

8. Фортунато был мальчик:

а) корыстный

б)бескорыстный

в)очень трусливый.

9. Солдаты:

а) сразу пристрелили пойманного бандита

б)перевязали ему рану

в)заковали его в кандалы.

10. Маттео Фальконе

а) был связан с бандитами общими незаконными делами

б)был зол на бандитов

в)уважительно относился к ним за их мужество и смелость.

11. Джаннето:

а)смертельно оскорбил Маттео,задел его родовую честь

б) сочувственно покачал головой, увидев появившегося Маттео

в) кричал и ругался на Маттео последними словами.

12. Маттео:

а)похвалил сына за полученные от сержанта часы

б)вдребезги разбил их

в)решил перепродать их, чтобы заработать.

13. Маттео заставил сына перед смертью молиться:

а)чтобы дать себе время остыть, простить ребёнка и изменить своё страшное решение,

б) чтобы дать сыну умереть христианином,

в) чтобы сын, помолившись, раскаялся и попросил бы прощения уже с чистой совестью, и тогда бы отец его простил.

14. Поступок Маттео вы объясняете:

а) великой любовью к родине,

б) эгоизмом,

в) чувством собственного достоинства и чести.

15. Укажите три верных утверждения о Маттео Фальконе:

а)Маттео Фальконе был беден.

б)Маттео Фальконе было около семидесяти лет.

в)Маттео Фальконе был метким стрелком.

г)Маттео Фальконе был богатым человеком

д)Фальконе был пастухом.

е)Фальконе враждовал со всеми в округе Порто-Веккьо.

ж) Фальконе неуважительно относился к своей жене.

16. Почему Фортунато выдал беглого преступника?

а) он его боялся

б) он хотел стать обладателем часов с голубым циферблатом

в) ему предложили много денег

г) отец заставил его сделать это.

17. Письменно ответить на один из вопросов:

1. В чём вина и беда Фортунато?

2. Можно ли оправдать жестокий поступок Маттео Фальконе?

Ответы:

1.г

2.б

3.в

4.а

5.в

6.б

7.в

8.а

9.б

10.в

11.а

12.б

13. б

14.в

15.в,г,ж

16.б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кнспект урока по литературе в 6 классе Проспер Мериме "Маттео Фальконе"

Разработка урока литературы в 6 классе в разделе зарубежная литература по теме Проспер Мериме "Маттео Фальконе"...

Презентация к уроку литературы по новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"

Презентация к уроку по новелле "Маттео Фальконе" Проспера Мериме...

«Героический характер в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

Цели урока: знакомство с новым  малым эпическим жанром, новеллой,  закрепление навыков анализа художественного текста,  искусство  автора при создании героического характера в лите...

Методическая разработка урока по новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"

Методическая разработка содержит план-конспект урока и презентацию...

Нравственный выбор героев в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе» (6 класс)

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Нравственный выбор героев в новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"...