Рабочая программа
рабочая программа по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа д. Ваныш - Алпаутово»
муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО: заседание ШМО Руководитель _______ Шарипова М.Д. протокол № от | СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР ________ Камалова М.Б. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ СОШ д. Ваныш - Алпаутово ________ Сафин И.Р приказ № от____________ |
Рабочая программа
По предмету (курсу) литература
Уровень образования______среднее общее образование___
Класс__10____________________________________________
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
«____» __________ 20___ г.
Протокол №____
Составитель:
Ялалова Олеся Вагизовна,
учитель русского языка и
литературы
Ваныш- Алпаутово, 2021 г
Настоящая рабочая программа по литературе для 10 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 года) с изменениями и дополнениями.
-Примерная основная образовательная программа среднего общего образования: одобрена 28 июня 2016. Протокол от №2/16.
-Программа по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева для 5-11 классов общеобразовательной школы,
-Устав МОБУ СОШ д. Ваныш- Алпаутово;
-ООП СОО МОБУ СОШ д. Ваныш- Алпаутово;
Место учебного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часа (из расчёта 3 часа в неделю), из которых 12 часов отведено на развитие устной и письменной речи обучающихся. В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.
Учебно-методический комплекс:
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. ООО «ТИД «Русское слово-РС -2021г
Изучение литературы в 10 -11 классах направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
-формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;
-осваивание теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
-овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
-использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами учащихся при изучении предмета «Литература» являются:
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметными результатами учащихся при изучении предмета «Литература» являются:
-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметными результатами учащихся при изучении предмета «Литература» являются:
в познавательной сфере:
-понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы, литературы народов России и зарубежной литературы;
-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать
его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
-владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
-демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
-обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
-использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
-давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
-анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
-определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
-анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
-анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
-давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
-выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
-давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
-анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
-анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
-анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
-о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
-о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
-о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
-об историко-культурном подходе в литературоведении;
-об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
-о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
-имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
-о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Содержание учебного курса
Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).
Из литературы 1-й половины XIX века
А.С. Пушкин.
Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность». Лирика «южного» и «михайловского» периодов. Анализ стихотворения «К морю» и др. «Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.). Историческая и «частная» темы в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов.
Особенности поэтического мира. Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»). «Когда
мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др. Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».
Н.В. Гоголь.
Художественный мир Н.В. Гоголя. Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века». Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века».
Из литературы 2-й половины XIX века
Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.
Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.
А.Н. Островский.
Жизненный и творческий путь. Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы. Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Образ Катерины в свете критики. Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза» Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».
И.А. Гончаров.
Личность и творчество. Роман «Обломов». Утро Обломова. К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной). Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.
И.С. Тургенев. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».
Мир «отцов» в романе. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Евгений Базаров: протагонист или антигерой?
Философские итоги романа. Смысл заглавия. Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.
Н.Г. Чернышевский.
Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?» Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?» Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».
Н.А. Некрасов.
Основные вехи жизни и творчества. Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.). Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.) Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав. Образы крестьянок в поэме. Женская доля на Руси. Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». «Пел он воплощение счастия народного…»: образ Гриши Добросклонова.
Ф.И. Тютчев.
Жизнь и поэзия. Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.). Личность и мироздание в лирике Тютчева («Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева». «Умом Россию не понять». Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева
А.А. Фет.
Жизнь и творчество. Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» и др.). Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.).
Н.С. Лесков.
Жизненный и творческий путь. Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».
М. Е. Салтыков-Щедрин.
От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика. «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. Судьба глуповцев и проблема финала романа. Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь»).
А.К. Толстой
Интимная лирика А.К. Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.). А.К. Толстой. Мир природы в его лирике («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.).
Л.Н. Толстой.
Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир». История создания романа-эпопеи «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие. Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма. Этапы духовного становления Андрея Болконского. Анализ избранных глав. Этапы духовного становления Пьера Безухова. Анализ избранных глав. «Мысль семейная» и её развитие в романе. Наташа Ростова и женские образы в романе. «Мысль народная» в романе. Анализ отдельных «военных» глав романа. Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Уроки Бородина. Анализ сцен сражения. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению.
Ф.М. Достоевский.
Жизненный и творческий путь. Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе. Мир «униженных и оскорбленных» в романе. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова. Сонечка как нравственный идеал автора. Роман «Преступление и наказание»: за и против
А.П.Чехов.
Жизнь и творчество А.П. Чехова. Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»). Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Образ сада и философская проблематика пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Новаторство Чехова-драматурга.
Обобщение материала историко-литературного курса.
Обобщение материала историко-литературного курса. Что читать летом.
Учебно-тематическое планирование
Разделы программы | План |
Введение | 1 |
Из литературы первой половины XIX века | 13 |
Из литературы второй половины XIX века | 87 |
Обобщение материала | 1 |
Литература
Литература 10 класс В.И. Сахаров, С.А. Зинин – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2021
Интернет-ресурсы для ученика и учителя
1. http://school-collection.edu.ru
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
4. lit.1september.ru - Газета «Литература» и сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
5. www.ropryal.ru - Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
6. litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
Произведения для заучивания наизусть: 1. А.С. Пушкин Поэма «Медный всадник» (отрывок)
2. М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…» (1841г.)
3. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе (на выбор)
4. Ф.И. Тютчев (на выбор)
5. А.А. Фет (на выбор)
6. Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин» (отрывок).
7. Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок).
8. А. К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
