Творчество И.А.Крылова-баснописца
статья по литературе (8 класс)

Мухаметдинова Резеда Фаритовна

     Иван Андреевич Крылов занимает особое место в истории развития русской литературы. Жизнь и творчество писателя как бы разделились на два столетия, на две эпохи русской литературы. Творчество Крылова стоит на одной полке с рассказами Новикова, Фонвизина, Радищева, Грибоедова, Пушкина, Гоголя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan_andreevich_krylov.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество И.А.Крылова-баснописца

     Иван Андреевич Крылов занимает особое место в истории развития русской литературы. Жизнь и творчество писателя как бы разделились на два столетия, на две эпохи русской литературы. Творчество Крылова стоит на одной полке с рассказами Новикова, Фонвизина, Радищева, Грибоедова, Пушкина, Гоголя.

     Будучи выходцем из бедной дворянской семьи, Крылов не получил ни домашнего, ни гимназического образования, обучался в богатой и культурной семье Львовых, где ему пришлось пережить немало обид и унижений. Так он впервые понял, что такое социальное неравенство, позднее оно оказало большое влияние на его творчество. После смерти отца писатель перебирается с матерью и младшим братом в Петербург, где он начинает писать театральные пьесы, трагедии, оперу и комедию для постановки на сцене, и всем его произведениям присуща общая черта – резкое обличительно сатирическое отношение к сословному неравенству, из-за чего директор театра не принимал его работы.

     Высмеивая в своих произведениях сложившийся социальный строй, И.А. Крылов стал «народным поэтом». Несмотря на то, что в 18 веке было много замечательных русских баснописцев – Майков, Сумароков, Дмитриев и др., только Крылов достиг невероятной поэтической высоты, он вернул басню к её истокам, превратил её в сатиру, в живую бытовую сценку.

У Крылова была неприязнь ко всему иностранному , что в то время читали люди. Он описывал простую жизнь людей, не приукрашивая, не привирая, как это делали далекие от жизни дворянские поэты, не знавшие жизни на дне сословной иерархии. Он придал басне национальный характер. Превратил её в народное творчество.

     В годы Отечественной войны 1812 года Крылов был вместе с народом, переживал его невзгоды, разделял его героическую решимость бороться за свою свободу. Для подъёма патриотического духа он написал несколько басен, такие как «Обоз», «Волк на псарне», «Кот и Повар».

Многие политические события сыграли Крылову на руку, они были поводом  к созданию образов – типов, имеющих широкое сатирическое значение. Для высмеивания беззакония и казнокрадства писатель использовал «эзоповский язык», он позволял ему обойти цензуру. Так в басне «Волк и Ягнёнок» Крылов изображал Волком циничное и наглое высшее сословие, а Ягнёнком была бесправная группа людей. В данном произведении писатель упоминает волчий закон классового общества: « Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

       Баснописец верил в  народ, в котором, по его мнению, были те внутренние силы, тот источник, который даёт жизнь государству на протяжении столетий. Эта идея была наиболее полно выражена в басне «Листы и Корни» (1811), где самодовольные хвастливые Листы, верхушка общества, получают неожиданный для себя ответ от Корней, низов общества, о том, что без Корней не будет ни дерева, ни Листов, как без народа не будет привилегированного сословия и всего государства.

      По мнению современников, крыловские басни являлись средством воспитания положительных моральных качеств, в них разоблачались  и высмеивались привычки и устои, порождённые феодально-крепостническим неравенством. Басни Крылова и в наше время сохранили свою воспитательную роль. Через басни Крылов высмеивал человеческие черты, привитые отношениями социального неравенства и эксплуатации человека человеком.

     Главная особенность басенной сатиры Крылова – ирония и юмор. Мир басен Крылова 0 это отражение нашего мира, в котором есть свои пороки, недостатки, доброта, трудолюбие, сострадание, стремление к лучшему.

     В баснях Крылова появляется истинно народный живой разговорный язык. Немалую роль в баснях Крылова сыграли пословицы, составившие их идейную  и образную основу. Крылов нашёл в русских пословицах правдивое обличие социальных зол, нравственного облика человека, его жадности, лени, тщеславия – с одной стороны, и доброты, честности и сострадания – с другой. Басни Крылова, как и пословицы, кратки и вместе с они тем обладают  смысловой насыщенностью, из них нельзя что–либо убрать или заменить, так как образы персонажей перешли в наш мир, и мы с тали сопоставлять их с реальными людьми. В современную разговорную речь вошли многие цитаты из произведений Крылова, такие как: «А Васька слушает, да ест», «Слона то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага», «Тришкин кафтан», «Слон и Моська» и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»

Учреждения  дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....

интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....