Интеллектуальная игра по повести Н.В. Гоголя "Шинель"
презентация к уроку по литературе (7, 8 класс)

Харитонова Ольга Николаевна

Опубликованный материал представляет собой интерактивную художественную презентацию, предназначенную для проведения  турнира в 8 класе по повести Н. В. Гоголя "Шинель". Сценарий рассчитан на участие в игре 2-х команд. Конкурсные задания отличаются большим разнообразием:  узнавание героя по портрету,  различные  викторины и творческие задания (придумывание альтернативного финала, проблемные дискуссии). Данный турнир вполне можно рассматривать как зачетный урок по произведению в игровой увлекательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл haritonova_igra_po_povesti_gogolya_shinel.ppsx1.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одно из глубочайших созданий Гоголя Интеллектуальный турнир по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Слайд 2

В игре могут принять участие 2 команды. Игра состоит из разнообразных конкурсов. Разъяснения, касающиеся заданий и системы их оценивания, содержится на слайдах презентации.

Слайд 3

Персональные данные

Слайд 4

«Клянусь, человек стоит того, чтобы его рассматривали с большим любопытством, чем фабрику или развалину». Н. В. Гоголь.

Слайд 5

Художник – Б. Кустодиев

Слайд 6

Задание команде № 1 Укажите требуемые сведения. Для получения ответа кликните по строке задания. Стоимость каждого из верно указанных сведений – 1 балл.

Слайд 7

Акакий Акакиевич Башмачкин 1. Вечный титулярный советник . 2. За пятьдесят лет. 3. 23 марта. 4. 400 рублей в год. 1. Чин героя. 2. Возраст героя. 3. Дата рождения. 4. Размер жалования.

Слайд 8

Задание команде № 2 Укажите требуемые сведения. Для получения ответа кликните по строке задания. Стоимость каждого из верно указанных сведений – 1 балл.

Слайд 9

Акакий Акакиевич Башмачкин 1. «Когда Петрович принёс шинель». 2. 60 рублей. 3. Жаба. 4. Пучок перьев, бумага, носки, капот, 2-3 пуговицы. 1. «Самый торжественнейший день» в жизни героя. 2. Размер премии. 3. Болезнь, приведшая к смерти. 4. Наследство, оставленное героем.

Слайд 10

Persona Grata

Слайд 11

Задание команде № 1 Узнайте героя, исходя из характеристики. Ответьте на предложенные вопросы. Для получения правильного ответа кликните в область «Ответ».

Слайд 12

«…низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслепо- ват, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и с цветом лица, что называется, геморроидальным…» Узнайте героя: Ответ

Слайд 13

Акакий Акакиевич Художники – Кукрыниксы

Слайд 14

«Сколько ни переменялось директоров… его видели всё на одном месте… чиновником для письма…» «Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то разнообразный и приятный мир». Каков же этот мир? Ответ

Слайд 15

«…Некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его».

Слайд 16

Каким было отношение сослуживцев к Башмачкину ? Как он реагировал на издевательства с их стороны? Ответ

Слайд 17

«В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. <…> Молодые чиновники… острили над ним… сыпали на голову ему бумажки... Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич… Только если уж слишком была невыносима шутка, <…> он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Слайд 18

Задание команде № 2 Узнайте героя, исходя из характеристики. Ответьте на предложенный вопрос. Для получения правильного ответа кликните в область «Ответ».

Слайд 19

«…он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но …чин совершенно сбил его с толку, он как-то спутался, сбился с пути и совершенно не знал, как ему быть». Узнайте героя: Ответ

Слайд 20

Значительное лицо Художники – Кукрыниксы

Слайд 21

«Приемы и обычаи значительного лица были солидны и величественны, но не многосложны. Главным основанием его системы была…» Что поставил герой во главу угла своей системы в департаменте? Ответ

Слайд 22

«Главным основанием его системы была с трогость ».

Слайд 23

«Обыкновенный разговор… с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз…» Какими же фразами герой обычно изъяснялся с подчиненными? Ответ

Слайд 24

«Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?»

Слайд 25

Околёсный язык

Слайд 26

«Беспомощное топтание на месте, нагромождение неоконченных фраз… пересыпание речи ничего не значащими словечками вроде: «того», «оно», «в некотором роде» и проч. Герои Гоголя часто говорят таким околёсным языком». В.Ф. Переверзев .

Слайд 27

Задание командам Выберите из предложенного списка те части речи, которыми ограничивался Акакий Акакиевич для изъяснения с окружающими. (См. далее.)

Слайд 28

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение Причастие Наречие Предлог Частица Ответ

Слайд 29

Торжественнейший день

Слайд 30

Художник – Б. Кустодиев

Слайд 31

Задание команде № 1 Вставьте в текст отрывков из повести «Шинель» слова, характеризующие психологическое состояние героя . Стоимость «вставки» – 1 балл. Для получения ответов кли кните в область «Ответ» .

Слайд 32

«Между тем Акакий Акакиевич шел в самом [каком?] расположении всех чувств. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже [что сделал?] от внутреннего удовольствия. <…> Неизвестно, каким образом в департаменте все вдруг узнали, что у Акакия Акакиевича новая шинель…» праздничном усмехнулся Ответ

Слайд 33

Задание команде № 2 Вставьте в текст отрывков из повести «Шинель» слова, характеризующие психологическое состояние героя . Стоимость «вставки» – 1 балл. Для получения ответов кли кните в область «Ответ» .

Слайд 34

«Начали поздравлять его, приветствовать, так что тот сначала только улыбался, а потом сделалось ему даже [каково?] . Наконец один из чиновников… сказал: «Так и быть, я вместо Акакия Акакиевича даю вечер…» Акакий Акакиевич начал было отговариваться… Впрочем, ему потом сделалось приятно, когда вспомнил, что он будет иметь случай [какой?] …» стыдно Ответ пройтись ввечеру в новой шинели».

Слайд 35

Мысль изреченная

Слайд 36

«Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». А. С. Пушкин.

Слайд 37

Задание команде № 1 Выполните задание. Для получения ответа кликните в область «Ответ». Стоимость «вставки» – 1 балл.

Слайд 38

«Так уж на святой Руси всё заражено [ чем? ] ». Вставьте ключевое слово в высказывание: Ответ подражанием».

Слайд 39

Задание команде № 2 Выполните задание. Для получения ответа кликните в область «Ответ». Стоимость «вставки» – 1 балл.

Слайд 40

«Как много в человеке [ чего? ] ». Вставьте ключевое слово в высказывание: Ответ бесчеловечья».

Слайд 41

Мелочи жизни

Слайд 42

«У Гоголя нет… второстепенных картин, нет неважных мелочей, потому что предметом его художественного творчества и являются мелочи». В. Ф. Переверзев .

Слайд 43

Художник – Б. Кустодиев

Слайд 44

Художники – Кукрыниксы

Слайд 45

Задание команде № 1 Укажите требуемые сведения. Для получения ответа кликните по строке задания. Стоимость каждого из верно указанных сведений – 1 балл.

Слайд 46

1. Шампанское. 2. Северный мороз. 3. Производить эффекты. 4. Онучи. 1.Средство, «недурно действующее в рассуждении весёлости». 2. «Сильный враг всех получающих 400 рублей жалованья в год». 3. То, что очень любил Петрович. 4. То, что Петрович предложил сделать из старой шинели.

Слайд 47

Задание команде № 2 Укажите требуемые сведения. Для получения ответа кликните по строке задания. Стоимость каждого из верно указанных сведений – 1 балл.

Слайд 48

1. Кошка. 2. 12 рублей. 3. Переписывание. 4. Генерал. 1. Животное, шкура которого пошла на воротник для новой шинели. 2. Сумма, взятая Петровичем за пошив шинели. 3. «Вне этого [ ? ] для него, казалось, ничего на существовало». 4. Чин «значительного лица».

Слайд 49

Не предмет гардероба

Слайд 50

«Сама шинель в повести не предмет гардероба, а нечто живое, жена, подруга Акакия Акакиевича, существо, его греющее не только в прямом, но и в переносном смысле. …И преображение Акакия Акакиевича в повести, его торжество и освобождение связаны с нею…» И. Золотусский .

Слайд 51

Художник – Б. Кустодиев

Слайд 52

Дайте развернутый ответ на вопрос, выбрав одну из предложенных трактовок проблемы. Задание командам

Слайд 53

Что значила шинель в жизни Акакия Акакиевича? Подруга жизни Цель и смысл существования Идея

Слайд 54

Судите сами

Слайд 55

«В “Шинели” фантастичен эпилог. <…> В фантастическом эпилоге действие развивается по контрасту к отнюдь не фантастической, «бедной истории»…» Юрий Манн.

Слайд 56

Вопросы для диспута 1. С какой целью Гоголь придумал фантастическое продолжение истории про бедного чиновника? 2. Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение Гоголя: «… фантастическое направление не мешает истории быть до конца совершенно истинной»?

Слайд 57

А лучше было бы…

Слайд 58

«А лучше всего было бы не оставлять его умирать, беднягу, а сделать бы так, чтобы шинель его отыскалась, чтобы тот генерал… перепросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший оклад жалованья, так что… зло было бы наказано, а добродетель восторжествовала бы…» Достоевский Ф.М. «Бедные люди».

Слайд 59

Придумайте свой вариант финала повести.

Слайд 60

Поведение итогов турнира

Слайд 61

«Повесть действительно великая как по глубокой гуманности своей мысли, так и по тому значению, которое она имела для русской литературы». Е.А. Маймин .

Слайд 62

Создатель оригинального сценария и презентации учитель МБОУ гимназии им. И.А. Бунина г. Воронежа Харитонова Ольга Николаевна

Слайд 63

Интернет-источники иллюстративных материалов: Иллюстрации Б. Кустодиева (1905): http://www.compuart.ru/article.aspx?id=8907&iid=369 http://illustrada.ru/wp-content/uploads/2013/09/Kustodiev_BM-Illustraciya-1-Shinel-Gogol_NV1.jpg http://redkayakniga.ru/knigovedenie/item/f00/s01/e0001070/index.shtml http://www.artprojekt.ru/gallery/kustodiev/Kus20.html http://mi-galka.livejournal.com/21331.html

Слайд 64

Интернет-источники иллюстративных материалов: Иллюстрации Кукрыниксов (1951 – 1952): http://www.s1913.zouo.ru/gogol1/shinel/shinelilust.html Иллюстрация Н. Альтмана: http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Altman%20N/Big/51.jpg Иллюстрации С. Бродского (1978 – 1981): http://literatura5.narod.ru/gogol_brodsksy_schinel.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по повести «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя.

Цель: привить интерес к творчествуН.В.Гоголя;Задачи: развитие наглядно- образного, словесно-логического мышления, внимания, памяти;-обогащение словарного запаса учащихся.- развивать умения работ...

интеллектуальная игра "Умницы и умники" по повестям Н.В.Гоголя для 5-6 классов

предлагаемый материал представляет собой подробную разработку игры, состоящую из 3-х агонов и финала а также вопросов для игры со зрителями во время пауз. разработка учитывает возрастные особенности у...

Литературная игра. Своя игра по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Литературная игра состоит состоит из четырех  туров: «Теория»                                    10 ...

Литературная игра. Своя игра по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Литературная игра состоит состоит из четырех  туров: «Теория»                                    10 ...

интеллектуальная игра по повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

игра позволяет проверить знания учащихся в конце изучения повести. использование гиперссылок облегчает работу. на слайде представлены вопросы и правильные ответы....

Интеллектуальная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Темы и план сочинений по повести.

Интеллектуальная игра предназначена учащимся 8 класса для закрпеления по пройденному произведению. Материал представлен в форме игры...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...